Итоги столичной недели: Конституционная реформа – ни тепло, ни холодно

В понедельник депутаты парламента, скорее всего, примут во втором чтении поправки в Конституцию Казахстана, наделяющие их дополнительными полномочиями. Всей стране это преподносится как одна из важнейших реформ, которые осуществлялись в республике в последнее время, между тем, политолог Досым Сатпаев уже охарактеризовал эту реформу как деяние, от которого обществу будет "ни тепло, ни холодно".

С мнением Сатпаева сложно не согласиться сразу по двум причинам: во-первых, за последнее время в стране проводилось столько "судьбоносных" и "определяющих" реформ, что по их суммарному эффекту мы уже все должны были бы жить как арабские шейхи. Однако ж шейхами после этих реформ ощущает себя крайне малая часть населения, так что очередные перемены, затеваемые властью, в лучшем случае большинство казахстанцев оставляет равнодушными. А, во-вторых, наделение дополнительными полномочиями правительства и парламента, которые и имеющиеся-то полномочия переварить не могут, это заранее обреченный на провал эксперимент. В том смысле, что населению в очередной раз остается в очередной раз дружно выдохнуть: "Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не было войны".

Эксперимент этот обречен на провал, потому что если команда в футбол играть не умеет, во что ее ни одевай и ни обувай – в "Адидас" или в "Умбро", и как правила игры под нее не меняй – она все равно будет проигрывать. В случае с нашим правительством и в особенности наполненным по партийным спискам парламентом это выражается в том, что кадровый потенциал их крайне низок.  Отсюда и многочисленные законодательные "ляпы", отсюда и бесконечные петиции переименовать Астану вместо решения действительно насущных проблем населения – тяму-то на большее не хватает. А теперь, после того, как президент будет назначать только двух министров – иностранных дел и обороны (возможно, при рассмотрении поправок в понедельник депутаты "поделятся" с ним еще и назначением министра внутренних дел), наше правительство, похоже, тоже будет формироваться по партийному списку, а не по знаниям, умениям, навыкам.

"В принципе, логика ясна. Первый будет заниматься внешнеполитическим имиджем главы государства, а второй — гарантировать безопасность наряду с руководством КНБ РК, которое также назначается главой государства (формально с согласия сената). Внешняя политика и безопасность. Два основных конька, которые остаются у 01. А непопулярной социально-экономической сферой пусть занимается правительство и парламент. Будет на кого перевести все стрелки", — написал Сатпаев по этому поводу в социальной сети. По мнению политолога, обществу от этого "ни тепло, ни холодно", поскольку ему нужны "не стрелочники, а патриоты на госслужбе", и формальным перераспределением полномочий эту проблему не решишь. Вместе с тем Сатпаев указывает на то, что "слуги народа" вновь забыли о тех, кому служат. "А пока что-то там перераспределяют, наши депутаты по привычке не удержались и снова проявили "принципиальность", предложив отразить "статус и особую роль президента в одной из статей Конституции". Статус и особая роль народа в этой же Конституции их интересует меньше. Впрочем, как обычно. Ведь даже новые полномочия им дают сверху. А они должны их получать снизу, в рамках честных и конкурентных выборов", — заключил политолог.

Отразить в Конституции "неоценимую роль" и "исключительную значимость" президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предложила депутат мажилиса Бакытгуль Хаменова. А сенатор Георгий Ким предложил лишать гражданства за терроризм. "Для усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан предлагаю пункт 2 статьи 10 Конституции изложить в следующей редакции: "Гражданин РК не может быть лишен гражданства, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам республики", — сказал Ким на совместном заседании палат парламента в пятницу. Создается такое впечатление, что наш законодательный орган где-то в глубине души осознает, что его совместная с правительством деятельность в обозримом будущем может привести к радикализации общества, и заранее готовит "противовес".

Согласно данным главы администрации президента Адильбека Джаксыбекова, в случае принятия поправок предполагается следующий порядок формирования правительства: премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов правительства после консультаций с мажилисом. Исключение делается для министров иностранных дел и обороны, назначаемых президентом самостоятельно. Принципиальным нововведением является норма, согласно которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не перед вновь избранным президентом. В пункте 2 статьи 64 Конституции предлагается установить, что правительство в своей деятельности ответственно перед президентом и парламентом. Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 Конституции премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и парламенту в целом. Каждая палата парламента наделяется правом по итогам заслушивания отчетов членов правительства не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимать обращение к президенту республики об освобождении от должности члена правительства в случае неисполнения им законов. В таком случае глава государства освобождает от должности члена правительства.

"Второе — предлагается перераспределить часть полномочий президента РК. Правительству передаются полномочия по утверждению госпрограмм и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет госбюджета", — продолжил Джаксыбеков. По его словам, эта задача будет решаться правительством по согласованию с главой государства. Проектом исключается право главы государства отменять либо приостанавливать действия актов правительства и премьер-министра. Тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство. Вместе с тем президент республики в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта.

Для повышения роли парламента исключаются следующие законодательные полномочия президента: давать поручения правительству о внесении законопроекта в мажилис (при этом за президентом сохраняется право законодательной инициативы), издавать законы или указы, имеющие силу законов, осуществлять законодательные полномочия в случае делегирования их ему парламентом. Кроме того, исключается право главы государства объявлять рассмотрение законопроектов срочным. В то же время у президента остается право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, что означает, что они должны быть приняты в первоочередном порядке в течение 2 месяцев. Согласно третьему блоку поправок, уточняются конституционные основы судебной системы и прокуратуры. "Детальное изложение требований к судьям в тексте конституции не всегда согласуется с современной практикой. Необходима норма, позволяющая более гибко подходить к этим вопросам", — сказал Джаксыбеков.

В этой связи в пункте 3 статьи 79 конституции предлагается установить, что требования к судьям определяются конституционным законом. Новая редакция статьи 81 основного закона предполагает уточнение функции Верховного суда вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов. Предлагается определить, что Верховный суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела, что закрепляет роль Верховного суда как суда кассационной инстанции. Порядок назначения или избрания на должности, а также освобождения от должности акимов, за исключением акимов областей и городов Астана, Алматы, предлагается определять законом, а не актом главы государства, как это было ранее. Ну, а на тот случай, если правительство и парламент переберут в своих новых полномочиях, поправками предусматривается оставление права на введение в стране моратория на действие тех или иных законодательных норм.

Что касается нашумевшего предложения о внесении поправок в статью 26-ю Конституции, определяющую право на частную собственность, то оно было завернуто – но с формулировкой "вернемся к этому попозже". Напомним, что в числе предлагаемых поправок пользователи Казнета обратили внимание на статью 26-ю Конституции, касающуюся частной собственности. В проекте поправок первый пункт статьи предложен в следующей редакции: "Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество" вместо существующей "Граждане Казахстана могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество". Пользователи задавали вопросы о том, смогут ли иностранцы владеть землей в Казахстане – и после этого поправку свернули. Назарбаев на совместном заседании палат парламента в пятницу отметил, что предлагаемые поправки в статью 26 Конституции вызвали "неоднозначные прочтения". В то же время вся конституционная реформа нацелена на консолидацию казахстанского общества, поэтому Назарбаев предложил оставить статью 26-ю в прежней редакции, тем более, что это "не вносит каких-то особых моментов".

"Мы еще раз должны разъяснить народу, когда говорим о собственности: нельзя ставить знак равенства, что это земля. У человека есть разная собственность — у него есть жилье, земля, недвижимое и движимое имущество. В вопрос собственности входит все", — сказал Назарбаев на совместном заседании палат парламента. По его словам, все юридическое сообщество поддержало поправки в данную статью, потому что это обеспечивает стабильность поступления инвестиций в Казахстан, доверие инвесторов. "Но нам не надо торопиться, надо поработать, должен быть консенсус в этом вопросе, разъяснять надо. Все равно мы к этому придем, даже по земле, потому что земля без хозяина — это ничья земля, она потеряет свою способность выращивать продукцию сельскохозяйственную. Поэтому изменения в эту статью мы будем рассматривать позже", — заключил президент.

Многие эксперты предположили, что эта поправка была то ли еще одним пробным шаром – прощупать настроения в обществе относительно земли иностранцам, то ли маскировкой, призванной отвлечь внимание общества от других злободневных проблем. С этой точки зрения, не только статья 26, но и все поправки в общем являлись таким отводящим внимание шагом: напомним, что в пятницу стало известно, что президент Казахстана подписал указ о выделении более 1 триллиона тенге на оздоровление банковского сектора. "Выделить целевой трансферт из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на 2017 год в размере 1 триллион 92 миллиарда 941 миллион 288 тысяч 400 тенге для оздоровления банковского сектора" – говорится в тексте указа главы государства №421 от 14 февраля 2017 года, опубликованного на сайте исполнительно-правовой системы нормативных правовых актов РК. Президент Казахстана в своем послании поставил перед Национальным банком Казахстана задачу по "перезагрузке" финансового сектора страны. В целях решения проблем нехватки денег в экономике и высоких ставок по кредитам Нацбанку и правительству поручено принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге. Между тем, эксперты предполагают, что все эти деньги пойдут не на весь банковский сектор, а на решение одного-единственного банка – "Казкома", который к тому же отдадут акционерам "Халык банка".

При этом эксперт Жарас Ахметов в интервью агентству Sputnik Казахстан в ответ на вопрос об эффективности вливания более триллиона тенге в банковский сектор с целью его "оздоровления" ответил следующее: "Человек болен гипертонией: чтобы сбить давление, он может принять соответствующие таблетки, и оно на время придет в норму. Но проблема все равно останется. Но если он не собьет давление, дело может закончиться инсультом, а то и летальным исходом". При этом оценить масштабы финансовой "гипертонии" в стране он затруднился, заметив, что "мы не имеем объективной картины качества активов банковского сектора". "Если исходить из официальных данных, доступных общественности, то активы более-менее в порядке. Но если нужна помощь, значит, качество активов не такое хорошее. Но насколько оно хорошее, мы не знаем", - констатировал Ахметов. При этом он подчеркнул, что официальные данные "правдивые", но "в рамках принятой методологии". "У нас есть возможность какое-то время плохой кредит выдавать за хороший. И существующая система надзора не всегда может их выявить", - пояснил эксперт.

Выдавать плохое за хорошее – это вообще становится нашим фирменным знаком: на прошлой неделе министр внутренних дел Калмуханбет Касымов назначил ответственных за обрушение металлической конструкции на ЭКСПО в ноябре прошлого года: ими оказались сварщики. "Вышло заключение о причинах обрушения конструкции на ЭКСПО, решение примем. Говорили, что металл стал причиной обрушения, но с металлом все было в порядке. Сварщики неправильно сделали", — сказал Касымов журналистам в кулуарах пленарного заседания сената. После того, как тема рухнувшей конструкции снова всплыла в СМИ, ее решила прокомментировать и дирекция международной выставки "Астана ЭКСПО-2017": администрация выставки за 99 дней до ее открытия не сомневается в безопасности своих конструкций и павильонов, сообщил на брифинге директор департамента по связям с общественностью национальной компании "Астана ЭКСПО–2017" Сергей Куянов.

По его словам, после обрушения декоративной конструкции 16 ноября 2016 года другие аналогичные архитектурные детали дополнительно укреплены. "На сегодняшний день у нас нет никаких сомнений в безопасности всего комплекса", — заявил журналистам Куянов. Он также отметил, что после того инцидента распоряжением председателя правления компании Ахметжана Есимова создана специальная комиссия, в которую были приглашены ведущие специалисты самых авторитетных организаций Казахстана, которые занимаются вопросами подобных экспертиз — это КазНИИСА (АО "Казахский научно-исследовательский проектный институт строительства и архитектуры") и КазМИРР (Казахстанский многопрофильный институт реконструкции и развития). "Те выводы, которые были сделаны — это выводы не специалистов "Астана ЭКСПО-2017". Это выводы членов комиссии, то есть экспертов КазНИИСА и КазМИРР. Поэтому на данный момент у нас нет никаких причин сомневаться в выводах комиссии, которые мы озвучили в декабре", — подчеркнул он.

Кроме того, национальная компания по этому инциденту никаких убытков не понесла. "Как бы то ни было, и кто бы не был признан виновным в этом инциденте, в любом случае подрядчик, то есть компания BI Group, обязана по своим контрактным обязательствам сдать нам объект полностью и соответствующим всем требованиям, в том числе и требованиям безопасности", — отметил Куянов. Накануне министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов сообщил в кулуарах правительства, что неправильная работа сварщиков стала причиной обрушения декоративной конструкции на выставке ЭКСПО. С металлом, по его словам, все было в порядке. Позже пресс-секретарь МВД РК Алмас Садубаев в социальных сетях опубликовал пояснения к заявлению министра Касымова. "При строительстве мостовой конструкции павильона ЭКСПО был использован металл соответствующей марки стали. Это подтверждается результатами экспертизы по металлу. Она проводилась с применением достаточно сложной методики. Поэтому заняла длительное время. Предварительно можем сказать, что обрушение конструкции произошло из-за нарушения технологии монтажа и сварочных работ. В настоящее время проводится строительно-техническая экспертиза, по результатам которой будет принято процессуальное решение", — написал Садубаев.

В общем, ярмарка тщеславия (а специализированные международные выставки – это всегда демонстрация поговорки "понты дороже денег") продолжается, между тем, уже даже международные эксперты намекают нашим властям, что неплохо было бы поумерить свой финансовый пыл в затратах на рекламу себя за бугром. Так, по сведениям белорусского эксперта и экономиста Владимира Ковалкина, правительство Казахстана ежегодно тратит более 45 миллиардов тенге на проведение государственной информационной политики. При этом зачастую расходы на информполитику или пропаганду превышают финансирование других социально важных статей бюджета. Ковалкин специализируется на анализе госбюджета в Беларуси, но, по его словам, бюджеты почти всех стран строятся по единым принципам, не сложно сопоставить статьи расходов и обозначить риски. Эксперт указал на Индекс восприятия коррупции. По данным международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International, Россия, Беларусь и Казахстан находятся в зоне высокого риска. В настоящее время Казахстан занимает 131 строчку в рейтинге.

"Чем выше коррупция, тем хуже дела обстоят со свободой слова и прессы. В отношении СМИ у стран с высоким риском наблюдаются два риска, особенно в отношении расходования средств налогоплательщиков", – пояснил Владимир Ковалкин в ходе экспертной диалоговой площадки по вопросам госфинансирования прессы в Астане. Первый из них – "разбазаривание" денег налогоплательщиков, прямая коррупция и ситуация, когда бюджетные деньги расходуются не эффективно, то есть выделяются, а продукт или услуга не оказываются, либо они такого качества, что конечный клиент – гражданин – его и потреблять не хочет. Второй риск – желание политиков и чиновников "оседлать прессу" и передать информацию так, чтоб власти выглядели выгодно. "Тогда информполитика превращается в пропаганду. Это ключевое отличие – когда мы даем объективную информацию или стараемся как-то приукрасить реальность в чью-либо пользу", - считает эксперт.

Чтобы наглядно показать, что это означает, Ковалкин использовал "метод 38 попугаев", – сопоставив различные статьи в той или иной сфере с расходами на информационную политику. Простыми словами, в Казахстане на освещение развития языка тратится денег больше, чем на само развитие языка. "Я сопоставил госрасходы по разным статьям, чтобы люди поняли, что с чем соотносится, поскольку гражданине в своей жизни мало оперирует миллионами и миллиардами – им непонятно. А вот когда вы можете увидеть, сопоставить расходы на образование с расходами на информполитику (48 миллиардов тенге), становится понятно, сколько можно было бы отправить в школы или на здравоохранение, и на сколько это соотносится с затратами на пропаганду", - заявил экономист. Так, расходы на дошкольное образование в Казахстане в 2016 году составили 116 миллиардов тенге, на помощь онкобольным – 8 миллиардов тенге, соцобеспечение сирот – 10 миллиардов тенге, на развитие водоснабжения – 13 миллиардов тенге, на развитие ЖКХ – 4 миллиарда тенге. "Безусловно, каждое государство проводит информационную политику, это важная часть расходов любого бюджета, от нее отказаться нельзя, но сопоставить расходы по этой и другим статьям налогоплательщик имеет право", – указал белорусский эксперт.

По информации Transparency International, в странах с высоким коррупционным риском примерно 20-25% средств, выделяемых на госзакупки, тратятся неэффективно, то есть разворовываются, из них примерно половина – это прямые откаты и взятки, вторая половина – неэффективное расходование средств, связанное с покупкой чего-то ненужного, некачественного. "Таким образом, 20%, или 9,6 миллиарда тенге, можно спокойно отправить на важные социальные нужды населения. Это то, что вы можете требовать у политиков и чиновников, а если они будут отзывчивы к вашим требованиям, то пойдут вам навстречу и помогут вам, как налогоплательщикам, сэкономить эти деньги и улучшить другие социальные программы", – заключил Ковалкин. Остается надеяться, что наши чиновники и политики, получив дополнительные полномочия, не станут еще более активными в области пропаганды госполитики, а то придется всех мало-мальски критично настроенных журналистов гражданства лишать.

Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Комментарии

Сплошное расстройство

Собрали весь материал в кучу, нужно понимать и фильтровать, прежде всего реформа направлена на перераспределение властных полномочий, которые приведут к усилению демократии, через усиление парламента. 

26 статью оставили в прежней оедакции, из-за возмущений нескольких сотен людей, а то и десятков, не понимаю почему. Государство ведь должно защищать имущество всех, кто находится у нас. 

Касательно ЭКСПО, то такое случается на любой стройке, это рядовая ситуация, зато теперь будут все перепроверять тщательнее и работать ответственнее. 

Снова набенжали тролли Ак Ординские: - ((((

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.