Прощай, Россия? Связи Казахстана с соседом слабеют

Экономика — основа хорошей дружбы между государствами. Но когда экономические связи слабеют, об усилении дружбы говорить не приходится. 

Наряду со снижением экспорта казахстанских товаров в Россию 2016 год был знаменателен сокращением импорта из этой страны. Общий объем сделок сократился на 13,3% — с 10,529 до 9,130 млрд долларов. Но что еще важнее,

российские товары стали терять долю в секторах, где традиционно занимают ведущее место

Машиностроение

Импорт машин, оборудования, приборов, транспортных средств и различных аппаратов из России в 2016 году снизился с 1,918 до 1,297 млрд долларов. Падение затронуло едва ли не все основные категории, торговля по которым традиционно велика.

Из графика видно, что сильнее всего позиции российской продукции пошатнулись в автомобиле- и вагоностроении, а также в холодильном и морозильном оборудовании.

Снижение импорта российских легковых автомобилей составило 68% (с 622 до 199 млн долларов), что определило общее снижение поставок почти вдвое. Этому также способствовало резкое снижение количества ввозимых корейских автомобилей (с 47 до 11,2 млн), зато значительно увеличились поставки из Японии – на 39%, до 142,4 млн долларов. Все это привело к тому, что российская продукция потеряла значительную долю на казахстанском рынке: вместо 71,2% по итогам 2015 года она составила лишь 47,8%.

Аналогичная ситуация и с грузовыми авто: практически 60%-е падение российского импорта (со 111 до 45,3 млн долларов), а также снижение поставок из Германии (на 27%, до 10,8 млн) и Китая (на 28%, до 29,8 млн) привели к тому, что общий объем поставок в Казахстан снизился почти на треть. Ситуацией воспользовались нарастившие экспорт поставщики из Таиланда (рост на 17%, до 20 млн) и Канады (рост в 2,2 раза, до 19,3 млн). Как итог: доля России упала более чем в 4 раза, до 10,8%.

По запчастям также отмечается снижение, но оно оказалось ниже, чем общее сокращение поставок: 16,5% против 21,6%. В результате товарам из России удалось даже немного повысить свою долю (до 46,7%), чему благоприятствовало почти двукратное падение поставок со стороны Китая (до 29 млн) и Кореи (до 11,9 млн).

Продолжает Россия оставаться и ключевым поставщиком вагонов, однако их доля снижается и тут: с 93,8 до 85,1% (отмечается рост поставок со стороны Германии и Латвии). Однако в денежном выражении потери очень значительные: более 61% по сравнению с 2015 годом, до 35,6 млн долларов.

Еще хуже ситуация с запасными частями для вагонов. Казахстан нарастил их импорт в 2,2 раза (в основном за счет Испании), но Россия снизила поставки на 15,3%. В итоге ее доля в импорте упала с 61,2 до 23,4%.

Что касается физического объема поставок, тот тут дела еще хуже. Доля товаров российского машиностроения стремительно падает практически по всем направлениям. Например, падение спроса на холодильное и морозильное оборудование из РФ на 46% (до 73,8 млн долларов) совпало с резким ростом поставок из США (практически с нуля до 38,9 млн долларов). Одно это обстоятельство снизило долю России на 4%. Падение могло быть и больше, если бы не двукратное снижение импорта из Китая.

Интересная ситуация сложилось с воздушными насосами и компрессорами. Россия за год нарастила поставки на 94% (до 54,5 млн долларов), что позволило ей немного увеличить долю в импорте, который теперь составляет 16,3%. Однако если посмотреть на физический объем, становится понятно, что фактически российские насосы вытесняются с рынка. Если раньше оттуда завозилась каждая третья импортируемая единица, то теперь их доля упала до 20,4%. На этом рынке сейчас вообще идет передел: вместо российских, китайских (падение на 50%, до 24,2 млн долларов) и японских (падение в 6,5 раз, до 4,1 млн) поставщиков приходят немцы (рост в 2,8 раз, до 50,7 млн), французы (рост в 10 раз, до 34,9 млн), итальянцы (рост в 4,3 раза, до 28,4 млн), голландцы (рост в 135 раз, до 57,4 млн) и американцы (рост в 2,9 раз, до 45,2 млн). При такой динамике показатели России будут только падать.

Металлургия

Ситуация в металлургии, на первый взгляд, неплоха. Россия в целом смогла сохранить свои доли, а в случае с трубами из черных металлов даже увеличить ее (это связано с резким падением импорта из Германии, Украины и Узбекистана). Единственное исключение – это снижение доли импорта в денежном выражении в отношении уголков и профилей. То есть внешне российская металлургия чувствует себя в Казахстане неплохо. Но это совсем не так.

Свои доли в импорте российские товары сохранили, но вот только сам объем импорта из РФ снизился более чем на треть — с 903,8 до 640,5 млн долларов. Единственное из ключевых направлений, объем продаж по которым вырос, это трубы из черных металлов (рост на 23,5%, до 208,4 млн). Но, например, Япония за это же время нарастила поставки со 158,7 до 254,5 млн долларов. Да и Германия остается крупным поставщиком, даже несмотря на то, что за год снизила продажи почти на 65% (с 561,7 до 204,2 млн долларов). Доля России в этом сегменте по итогам 2016 года составляет 22,5%. И это при том, что из РФ идут почти 2/3 от всех ввозимых в Казахстан труб!

Что касается остальных категорий, то объем импорта российского плоского проката снизился более чем на 15% (с 176 до 148,9 млн долларов), железных прутков – на 40% (с 227 до 135,6 млн долларов), уголков и профиля – на 43% (до 97,7 млн долларов).

Минеральные продукты и топливно-энергетические товары

Здесь ситуация сходная с металлургией: Россия уверенно держит своим доли, при том что общий объем сделок по отраслям снижается. В 2015 году объем импорта составлял 1 млрд 785 млн долларов, в 2016 году – 1 млрд 563,4 млн долларов.

Объем импорта нефти снизился на 12,8% и составил 640,2 млн долларов. При этом

все большей востребованностью в Казахстане пользуется «черное золото» из Кыргызстана

Импорт из этой страны вырос в 8,2 раза — до 44,9 млн долларов.

Увеличил Кыргызстан и поставки бензина: практически с нуля до 27 млн долларов. Сейчас эта страна является единственным России поставщиком, так как закупки из Белоруссии (26,6 млн по итогам 2015 года) и Китая (11,7 млн) практически прекратились. В целом же зависимость Казахстана от иностранного топлива становится ниже: импорт бензина сократился на 20% в объемном и на 32% в стоимостном выражении.

Что касается других секторов экономики, то ситуация в них в целом повторяет приведенные сценарии:

Россия либо теряет долю в казахстанском импорте, либо сохраняет, но при этом значительно сокращается сам объем сделок

Впрочем, есть и исключения. Среди них медикаменты (рост импорта на 23,5%, доли в деньгах на 4,4%, в объеме – почти на 6%), шины (9,9%, 10,9% и 6,5% соответственно), древесностружечные плиты (9,1%, 8,7% и 12,9%) и бумага (8,7%, 5% и 3,5%). Но общий объем импорта по этим категориям относительно невелик, а потому кардинальным образом повлиять на ситуацию в целом они не могут.

 

Комментарии

Машиностроение говорите? А оно осталось в Казахстане? Ах, почти нет? Но что тут удивительного, почему все так слабеет. А самое галвное - кому от этого хуже? Неужели России???

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.