Быть иными лучше, чем быть никаким

 

 
Недавно мы стали свидетелями одного протеста в соседнем государстве. Как все знают, уже несколько лет общественность Санкт-Петербурга противостоит одному из крупных в мире корпорации в мире по добыче, транспортировке и продаже газа. Если бы эта компания и была бы всемирно известной, но не государством в государстве - Российским Газпромом -  ни кого удивления ни в России, ни и у нас наличие данного факта не вызвало бы.
Но не может не удивлять, что общественность Санкт-Петербурга во всю «воюет» с детищем и пристанищем «небожителя» всея Руси, так называемого “Охта Центра». Под напором прессинга общественности города в конфликт подключилась и международная общественность, такие как ЮНЕСКО, всемирно известные архитекторы Фостер, Курасава и другие.
Казалось бы, из- за чего этот сыр-бор? На первый взгляд сущий пустяк… Небоскреб, который хочет построить газовый монополист. Но это только на первый взгляд. А если посмотреть поглубже, что такое небоскреб – это образ жизни, идентификационный код, элемент культурной экспансии. Вот здесь и зарыта кошка или собака, как вам угодно. Небоскреб, если хотите это и есть элемент культуры глобализации или культурной экспансии американского образа жизни. Нет, вы не думайте, мы ничего не имеем против глобализации. В нем есть много положительного, об этом все знают. Свобода капитала, свобода информации (может и условная), свободный переток   населения. Наоборот мы только за такую свободу. Пока мы не вглядимся на вторую сторону медали. Пока этот самый глобализм не приводит к нивелированию  национальных культур под одну условную «линейку».
Мы естественно не против Битлз, АББА, Эс-оф-Бэйс и т.д., наоборот мы с удовольствием слушаем эти шедевры мирового искусства. Мы против, чтобы эти шедевры полностью заменили нам наших: Алпамыса, Кобланды, Козы Корпеш-Баян Сұлу и т.д.  
Зачем мы об этом говорим?
Вот здесь и выясняется зачем нам нужна идеология, ну если этот термин режет глаза можем сказать, зачем нам культурная политика.
Есть понятие история культуры, от того насколько глубока и насыщена, от истории культуры того или иного города зависит духовная сила  и стойкость всего населения с раннего рода «социальных и культурных болезней» современности.
У города Алматы была своя история культуры. Алматы законно считался «городом яблок». Алматинский апорт был известен далеко за пределами бывшего Союза. Это тоже был бренд... культурный бренд. А где сегодня эти яблоки? Их съела «жажда наживы и прибыли» самих алматинцев - банкиров, финанситов, брокеров и бизнесменов от власти.
В начале 90-х в Алмате много было объектов историко-культурного наследия. Где они? Что с ними стало? Тоже самое они стали жертвами перворыночного понятия «Laissez-faire”, так называемой «свободы действий», когда был провозглашен принцип «ночного сторожа» государства.
Так при экс-акиме города Виктора Храпунове было продано около 200 земельных участков, на которых находятся исторические памятники.
           За последние годы в Алматы исчезли десятки зданий, представлявшие историческую ценность. Ради справедливости надо сказать, что не только Храпунов постарался «обновить» облик Алматы, список можно увеличить до доброго десятка и больше, но это отдельная тема для разговора.


Благодаря этому Алматы, который был «ковыльным полем» казахской культуры, который устойчив к любым природным невзгодам и восстанавливается всякий раз, стал «одиноким деревом в степи»  которому небезопасно во время грозы и к тому же уже «чужие культурные  ветра» ломают и выкорчевывают листья казахскости, не оставив и памяти о нем у благодарных потомков, городом «без рода без племени», без корней. 
А вы посмотрите на такие центры культуры как Лондон, Париж, Берлин; Вена и др. Да там не только пустить под откос целые районы, лампочку нельзя выкрутить без согласования с властями и обществом!
Недавно мне один знакомый дипломат рассказал, как они уже 10 лет пытаются безуспешно получить разрешение на изменение и ремонт внутреннего обрамления здания, на который они имеют право частного владения... На деле окаалось, что фактически у «них» это невозможно, потому что здание является «историко-культурным объектом», что это является частью «их» идентификации и самосознания. А что мы в таком случае делаем с собственным наследием и самосознанием?
Неужели мы полагаем, что можем удивить иностранцев своими «коробками из пластика и стекол», когда у них с этим все порядке. Ведь в культуре важен принцип «инаковости». Где наши кымызхана?....Где этноаулы? Если начнете искать ни в Алмате и других городах днем с огнем не найдешь хорошего кымызхана.  Или мы это поймем, когда нам об этом скажет Глава Государства?!
Петербург отстаивает право быть «иным» в культуре чем все остальные. И это хорошо. Так давайте теперь и мы вместе подумаем как быть нестандартными, иными, то есть самими собой.
 

 

Комментарии

и как уважаемый автор предлагает поднять популярность Алпамыса, Кобланды, Козы Корпеш-Баян Сұлу и т.д??? статьи писать такого качества это уж точно не мешки ворочать. или мол единственной целью является популизм и банальность? насколько мне видиться (как простому обывателю, которых вот уже почти 15 000 000 человек) в Алматы в архитектурном плане казахскость выражалассь лишь при помщт нанесения нац.орнаментов на барельефы отдельных зданий советской эпохи. об казахской архитектуре до советского периода говорить не приходиться- казахи домов в тем времена особо и не строили. из всей статьи- последние пару абзацев лишь могут вызвать понимание. да и кажется мне, что теперешних кымызханах и этноаулах (если таки они появятся по повелению) большая часть (%так 98,5)утвари в них будет МЭЙД ИН ЧАЙНА. выхолостили культурный слой, и сами поспешно отказывались от своей идентичности на смену банальностями безвкусице принесенной застройщиками албании, турции и проч... желающим же(и казахам в первую очередь) посмотреть на исконный быт своего народа оч рекомендую попутешествоать по Синьзяню и Монголии. и желательно на велосипедах- дабы действительно пропстить через себя стиль жизни предков.
и как уважаемый автор предлагает поднять популярность Алпамыса, Кобланды, Козы Корпеш-Баян Сұлу и т.д??? статьи писать такого качества это уж точно не мешки ворочать. или мол единственной целью является популизм и банальность? насколько мне видиться (как простому обывателю, которых вот уже почти 15 000 000 человек) в Алматы в архитектурном плане казахскость выражалассь лишь при помщт нанесения нац.орнаментов на барельефы отдельных зданий советской эпохи. об казахской архитектуре до советского периода говорить не приходиться- казахи домов в тем времена особо и не строили. из всей статьи- последние пару абзацев лишь могут вызвать понимание. да и кажется мне, что теперешних кымызханах и этноаулах (если таки они появятся по повелению) большая часть (%так 98,5)утвари в них будет МЭЙД ИН ЧАЙНА. выхолостили культурный слой, и сами поспешно отказывались от своей идентичности на смену банальностями безвкусице принесенной застройщиками албании, турции и проч... желающим же(и казахам в первую очередь) посмотреть на исконный быт своего народа оч рекомендую попутешествоать по Синьзяню и Монголии. и желательно на велосипедах- дабы действительно пропстить через себя стиль жизни предков.

Ох аж запарился читать, но оторваться немог, то что надо

Интересная мысль о нашем родном Сбербанке! Изыскал тройку статей, написано как раз про Сбер... Может, кому еще будет интересно - http://bank-chel.ru , новости на тему Сберегательного банка.