К вопросу об «экологических беженцах»

Рубрика: 

 

Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А.
 
Господин Президент! Когда-то  в Законах стран и международных соглашениях не было юридических статусов  - "беженцы", "трудовые мигранты", но статусы появились, потому что в мире появились "беженцы", "трудовые мигранты".
 
Благодаря Вам в мире появился термин "оралманы", которые лично Вам благодарны за это. Сейчас принимается Закон о миграции. Может ли  Казахстан стать первым государством - инициатором придания статуса "экологический беженец" или "экологический мигрант" для тех, кто родился и вырос в зоне катастрофы? Может ли Казахстан поднять этот вопрос, став председателем ОБСЕ?
 
Вопрос задаю от имени СОТЕН  тысяч людей, которые   уже 30 лет и только в Центральной Азии бегут от экологических катастроф из государства в государство, внутри государств, а их права на защиту от голода, болезней,
смерти не защищены юридическим статусом. Прошу принять от меня письменный вопрос и предложения.
 
Термин "экологические беженцы" в международном праве отсутствует.
Тем не менее, Казахстан станет лидером и пионером, если введет  в Статью 1
Закона  термин "экологические беженцы - иностранцы или лица без гражданства, находящиеся вне страны своего прежнего местожительства, которые не могут или не желают вернуться в нее вследствие угроз своей жизни и здоровью из-за последствий,  состоявшихся экологических бедствий и катастроф. Они признаны таковыми международными организациями и Соглашениями,  а по месту прежнего жительства, потеряли полностью или существенную часть своей занятости, природных и прочих ресурсов для безопасной жизни.
 
Поэтому вынуждены находиться вне страны своей гражданской принадлежности, так как та страна не в состоянии принять действия или не принимает их для переселения в безопасные зоны. Компенсации ущерба и нейтрализации последствий экологических бедствий или эти действия не снимают угроз для жизни и здоровья беженцев";
Казахстан стал Стороной Орхусской конвенции[1] 11 января 2001 года. Основные обязательства Казахстана, вытекающие из Конвенции – это обеспечение доступа к информации, вовлечение общественности в процесс принятия решений и включению в процесс всех заинтересованных сторон, обеспечение доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Опираясь на содержание этого отчета и содержание Орхусской конвенции, мы подчеркиваем, что энвайронментальная миграция как таковая сегодня не рассматривается в политике ЦА государств и эта миграция рассматривается как репатриация или экономическая миграция, несмотря на масштабы и причины энвайронментальной миграции – не менее 300 тыс. чел и около 500 тыс. чел. ожидаемых в будущем.
В Конвенции ООН 1951 г. и Протоколе 1967 г. можно встретить упоминания: «экологический мигрант», «экологический беженец». В докладе Глобальной комиссии по международной миграции дано определение: «экологические мигранты», – люди, которые были вынуждены переселиться вследствие экологических катастроф; «вынужденные переселенцы» – те, кто был вынужден переехать в страну своего гражданства в результате обстоятельств, подвергающих опасности их жизни
У этой группы миграции нарушаются права человека, когда правительства не желая или не умея решить энвайронментальные проблемы, вынуждают мигрантов бросать свои жилища, участки земли в традиционных местах обитания, превращая мигрантов в беженцев или недобровольно переселившихся лиц. Президент Назарбаев в Послании народу Казахстана заявил: «Многие проблемы Казахстана, такие как, например, сохранение природы, имеют трансграничный характер... Сотрудничая с другими странами в решении жизненно важных проблем: от обеспечения энергетической безопасности - до борьбы с эпидемиями и экологическими бедствиями, мы будем и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества».
Возможно, что после этого заявления можно обратиться правительству с инициативой внесения в межправительственные документы, принимаемые в ЦА республиках, вопросы и решения по отношению к экологической миграции. Пока же экологическая миграция, при существующих ее масштабах, игнорируется.
Выделение категории «экологического мигранта» из общего потока мигрантов – задача ученых и специалистов. Это позволит дать объективную оценку ее состоянию, выявит основные направления совершенствования в области правового регулирования, социальной и психологической реабилитации и адаптации в местах их расселения.
Трудовой миграции в странах убытия и прибытия уделяется большее внимание, но и здесь повсеместно нарушаются их права. Они попадают в ситуацию рабства или гиперэксплуатации, когда миграционные службы в коррупционных связях с предпринимателями вынуждают мигрантов к взяткам, сокрытию от легализации, потере заработков после отказа работодателей заплатить за работу полностью или частично[2].
«Экологическая миграция» – вынужденная миграция населения за пределы территории своего постоянного проживания в результате существующей угрозы жизни и здоровью вследствие экологических бедствий и катастроф необратимого характера. Введение такого понятия в научный и практический оборот позволит миграционным службам, общественным и международным организациям четко планировать и прогнозировать свою деятельность в этом направлении.
Государства, признавшие «экологических мигрантов или беженцев», будут сталкиваться с рядом вызовов и, прежде всего:
§       Разработке и подготовке соглашений между странами убытия и прибытия;
§       Адаптации своих законов по отношению к экологическим мигрантам или беженцам;
§       Соответствующего финансового, пограничного, трудового, паспортно-визового обеспечения;
§       Программ интеграции экологических мигрантов в сообщества стран прибытия;
§       Подготовки и повышения квалификации у персонала правительственных учреждений;
§       И пр.
Какие-либо меры в политике по отношению к иммиграции и трудовой миграции в Казахстан будут недостаточно эффективными и адекватными, если не будет сделано следующее:
§       если не будут получены валидные и достоверные количественные данные о причинах иммиграции и трудовой миграции, а так же количественные данные о потенциальных иммигрантах и трудовых мигрантах для разработки межгосударственных и внутригосударственных проектов, нацеленных на миграцию в Казахстан, включая распределение мигрантов по регионам Казахстана, их этнической; половозрастной и профессиональной структуре.
§       Если не будут изучены и описаны условия миграции с точки зрения самих иммигрантов и трудовых мигрантов;
Для этого предлагаем провести масштабное исследование в Узбекистане и Казахстане, базирующее:
§       в применении количественного метода и вероятной выборке с размеров выборки в каждой стране не менее 1000 чел, с их пропорциональным распределением по регионам и областям страны;
§       в применении качественных методов (по 12 фокус-групповых дискуссий и 50 интервью с экспертами и лидерами этнических и соседских общин) в каждой стране;
Результаты предлагаемого исследования:
§       должны отразить намерения и мнения населения в их особенностях и следующим стратам – этнические страты; городское и сельское население; гендерные и возрастные страты; образовательные и профессионально-квалификационные страты; региональные страты;
§       должны быть положены в основу программ и действий межправительственных, правительственных и не правительственных учреждений;
§       По результатам исследования обсудить возможность инициативы принятия межправительственного Соглашения о статусе экологического беженца (проект Соглашения прилагается).
Приложение 1. International Agreement “On status of ecological refugee”
Этот проект был разработан учеными и специалистами из числа иммигрантов
§       Taking into consideration the fact that from the point of view of international right, the people had abandoned their motherland in a consequence of ecological disaster are not recognized to be the refuges that leads to the infringement of their human and civil rights.
§       Realizing that these people haven’t the legal status of a refugee and consequently they are deprived of the right corresponding to their status, the privileges, social protection and assistance from the side of a state and society;
§       Taking into consideration that people who have abandoned their places of living in the result of worsen of the environment situation within the one state are considered to be the shifted persons and they couldn’t have the status of a refugee;
§       Initiating the assistance rendering from the side of a state and its authorities to the persons suffered from the ecological disaster and abandoned the place of permanent living;
§       Realizing that the processes of migration from the zones of ecological disaster embrace tens thousand people and possess the tendency of growth;
§       Supporting on the desire of ecological refugees to survive;
§       Pointing out that forced ecological migration of one part of the population is the consequence of that this part was deprived or brought to the state of environment and ecological resources not compatible with a life,
§       Admitting that disperse principle of elemental migration of suffered population leads to the disintegration of social ties and disappearance of ethnic groups, loss of traditional of social organization, structures of support and protection and consequently to disintegration of ethnic and religious minorities;
§       Attempting to base the arguments of voluntary group migration of the population within the frames of their habitual communities and societies as well as the compact their settling in a new place;
§       Making into the conclusion that the majority of population suffering, stay on the places due to the absence of the possibilities and financial means for migration;
§       Proceeding from the responsibilities of the states’ care for their citizens and state of the environment not menacing their lives;
§       The undersigned states declare that persons abandoned or will abandon the territories declared the zones of ecological disaster by a state or community will acquire the status of ecological refugee who enjoys all the rights and privileges foreseen by the present Agreement;
§       The status of ecological refugee is spread over the persons who have been born or lived the relevant term defined by the present Agreement before the migration on the territory declared the zone of ecological disaster or catastrophe by the group or commonwealth of states;
§       The rights and obligations of ecological refugees in the places of new living shall not differ from the rights and obligations of original inhabitants;
§       The privileges granted by admitting state to ecological refugees are provided at the expense of centralized interstate compensations to the budgets of administrative bodies admitted ecological refugees, private donations and other sources;
§       The expenses for migration and accommodation of the refugees are provided at the expense of the sources formed on the basis of interstate Agreements, (as well as the compensation for the lost immovable property).
§       All types of non-state assistance of humanitarian character for ecological refugees are not regulated by the present Agreement.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ “НА СТАТУСЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕЖЕНЦА”
Этот проект был разработан учеными и специалистами из числа иммигрантов
      Учитывая факт, что с точки зрения международного права, люди оставили свою родину вследствие экологической катастрофы, как признают, не убежища, который приводит к нарушению их прав человека и гражданских прав.
      Понимание, что у этих людей нет правового статуса беженца и следовательно они лишены права, соответствующего их статусу, привилегиям, социальной защите и помощи от стороны государства и общества;
      Учет, что люди, которые оставили их места проживания в результате, ухудшаются ситуации окружающей среды в пределах одного государства, как полагают, является перемещенными людьми, и у них не могло быть статуса беженца;
      Введение предоставления помощи от стороны государства и его властей людям пострадало от экологической катастрофы и оставило место постоянного проживания;
      Понимание, что процессы перемещения от зон экологической катастрофы охватывают десятки тысяча людей и обладают тенденцией роста;
      Поддержка на желании экологических беженцев выжить;
      Указание, которое вызвало экологическое перемещение одной части населения, является последствием, которого эта часть была лишена или принесена к государству окружающей среды и экологических ресурсов, не совместимых с жизнью,
      Принятие, которые рассеивают принцип элементного перемещения перенесенного населения, приводит к распаду социальных связей и исчезновению этнических групп, потере традиционных из общественной организации, структур поддержки и защиты и следовательно к распаду этнических и религиозных меньшинств;
      Попытка базировать аргументы добровольного перемещения группы населения в рамках их обычных сообществ и обществ так же как компактного их осваивание нового места;
      Превращение в заключение, что большинство популяционного страдания, останьтесь на местах из-за отсутствия возможностей и финансовых средств для перемещения;
      Происхождение обязанностей заботы государств об их гражданах и государстве окружающей среды, не угрожающей их жизни;
      Государства нижеподписавшегося объявляют, что люди оставили или оставят территории, объявил зоны экологической катастрофы государством, или сообщество приобретет статус экологического беженца, который наслаждается всеми правами и привилегиями, предсказанными существующим Соглашением;
      Статус экологического беженца распространен по людям, которые родились или жили соответствующее слово, данное определение существующим Соглашением прежде, чем перемещение на территории объявило зону экологической катастрофы или катастрофы группой или Содружеством наций государств;
      Права и обязательства экологических беженцев в местах нового проживания не должны отличаться от прав и обязательств из экологических беженцев в местах нового проживания не буду отличаться от прав и обязательств оригинальных жителей;
      Привилегии, предоставленные, допуская государство в экологических беженцев, обеспечены за счет централизованных межгосударственных компенсаций бюджетам допущенных экологических беженцев административных органов, частных пожертвований и других источников;
      Расходы для перемещения и договоренности беженцев обеспечены за счет источников, сформированных на основе межгосударственных Соглашений, (так же как компенсация за потерянное недвижимое имущество).
      Все типы негосударственной помощи гуманитарного характера для экологических беженцев не отрегулированы существующим Соглашением
 
Приложение 2. засухи последних 40 лет в памяти мигрантов
Респонденты называли следующие годы засух – 1965, 1973, 1975, 1986-1987, 1991, 1996, 2000-2002 и приводили их истории. Поскольку сельский сезон захватывает зиму и лето, то информанты называли соседние годы и могли ошибаться на 1 год.
Засуха 1965 г.
«В 1965 году была засуха. В сравнении с 2004 годом в 1965 году 60% воды было от обычного стока. А в 2000 году 10%. Где-то пять месяцев воды не было». Aman from Kararalpakstan
Засуха 1973 г.
«В 73 году была засуха. У каждого маленького канала стоял сторож. Очень сильная тогда была засуха. Больше такой засухи я не припоминаю». AformerFarmerfromKhorezm
В 73 году была засуха и воду из канала сбрасывали в дренажный коллектор. Там воду смешивали и поливали земли». ApeasantfromKhorezm
Засуха 1975 г.
«В 1975 году первый раз полили землю вместо апреля в июне месяце, а в июле и августе, 2 месяца, вообще воды не было. Если району нужно было 30 кубов воды, то тогда было 15 кубов воды. До нас вода не доходила. AteacherfromKarakalpakstan
Засуха 1986 г.
«В 86 году была засуха. Было мало воды».
 «С 86 года по 95 год, и даже d 2000 год было очень трудно с водой. С 85 года по 2001 год все время наблюдалась нехватка воды для полива». Woman from Kararalpakstan
Засуха 1991 г.
«В 1991 году была засуха, но воду правильно распределили, потребление контролировали жестко. Урожай немного снизился, где-то на 10-15%».  Amanfrom Khorezm
Засуха 1993-1995 года
«Самыми тяжелыми были 1993, 94 и 95-й годы. В те годы была сильная засуха». Acattle-raiser from Karakalpakstan
Засуха 1996-1997 г.
Засуха была в 1996 году, 1997 году и в 2000 году. В 1996 году в сравнении с 2004-2005 получили 80 процентов воды. Aformerwater management specialistfromKhorezm
Если мы объем подаваемой воды в 2004 году примем за 100 процентов, то в 1996-1997 г. около 70 процентов было. AformerdoctorfromKarakalpakstan
«Это был 1997 год. Растения и трава вся разом пожелтела. Тогда пшеница не уродилась. Очень людям тяжело пришлось тогда. Дождей не было, и озимая пшеница не уродилась тогда. В 97 году люди покупали привозную питьевую воду в цистернах и поливами свои помидоры в своем огороде. Многие люди воду из дренажных канав использовали для полива. AwomanfromKhorezm
Засуха 2000-2002 года.
«К нам вода пришла только в 2003 году. Люди плакали, когда увидели воду. Мы готовились к самому худшему, собирались бросить дома и уехать. В 2000 году началась засуха, а в 1991 году только стали говорить о засух. Но сколько лет она  продлится – об этом никто не говорил. Шли слухи что воды не будет 5 лет, потом сказали что 10 лет». A man fromKarakalpakstan
«Самая сильная засуха была в 2000 году. Расходы на воду, насосы для дренажной воды составили тогда, по меньшей мере, 50-60%. AformerfarmerfromKarakalpakstan
«В ноябре 1999 года у нас началось маловодье. В 2000 году весной воды стало еще меньше. В начале октября 1999 года мы посеяли пшеницу. Всходы были очень хорошие, густые. Но в ноябре, когда мы решили полить пшеницу, вода уже до нас дошла с трудом. Фермеры, которые находились выше нас по течению забирали воду, качали мощными насосами. Весьурожайпшеницыунаспогиб». A former farmer from Karakalpakstan
«В последнюю засуху воды не было почти три года – 2000, 2001, 2002.  В 2000 году зимой вода была. Весной тоже немного было воды. А летом воды не стало. В 2001 году воды вообще почти не было. Давали только санитарную воду в каналы для питья и даже ее давали 1 раз в 10-15 дней, а это была дренажная вода из верхних районов и областей».  A man fromKarakalpakstan
«В 2001 году ничего не сеяли. Воды вообще не было. В канале текла прозрачная вода. Эта вода предназначалась только для того чтобы поить скот и для хозяйственных нужд. Поливать землю запрещали». Awoman fromKarakalpakstan
О причинах засухи
Причины засух информанты воспринимали как следующие:
1. Отсутствие осадков
«Осадков у нас в Каракалпакии в 2000, 2001 году вообще не было». Aman from Kararalpakstan
 «Оттого, что снега было мало, вода сверху не поступала. AmanfromKhorezm
2. Информанты из областей, которые лежали выше Каракалпакстана, считали что причина в пересыхании Аральского моря, а так же рост потребления воды промышленностью
«Раньше, когда был Арал, зимой часто шли дожди. После того, как Арал пересох, началась засуха». AwomanfromKararalpakstan
«На засуху влияют нарушение экологии в результате действия всевозможных отбросов промышленности – заводов и фабрик. В нашу область вода поступает после тепловой электростанции, которая охлаждается водой из канала. А formercattle-raiserfromKararalpakstan
3. Причиной засухи называли то, что государства, области и районы, которые лежат выше по течению реки и ИС, забирают воду и лишают тех, кто лежит ниже по течению рек и каналов.
«В Амударье – самый большой годовой объем, с января по январь был 79-80 млрд. куб.м,в среднем – 63 млрд. куб.м. В маловодье (в засуху) было 45-50 млрд. куб.м. В Сырдарье –  в среднем годовой объем - 17 млрд. куб.м. Например, возьмем Туямуюнское водохранилище. Там собирается  6-7 млрд. куб.м. воды По течению Амударьи таких водохранилищ много. Пока до нас дойдет, большая часть воды забирается. Если в Афганистане начнут выращивать хлопок, пшеницу и овощи вместо наркотиков – будет еще меньше воды. Туркмения во время СССР, когда им говорили из Москвы перекрыть свой канал, чтобы вода пошла в Узбекистан, они перекрывали канал. А после распада Союза они уже сами себе хозяева. И в 2000 году когда специальная делегация из Узбекистана ездила в Туркмению и просила перекрыть канал, Туркмения отказалась. Она не перекрыла воду, пока не заполнила все свои водохранилища. Поэтому воды было мало. AmanfromKhorezm
Туркменистан построили новый Ташаузский канал. Туямуюнское водохранилище находится на территории Туркменистана. У них дренажная система переполнилась, затопила земли. Поэтому они построили этот новый канал. Вода из водохранилища просачивается в их дренажи и выбрасывается в пески. AmanfromKararalpakstan
Каракалпакия в Узбекистане как падчерица. Каримов недавно  приезжал сюда, посмотрел что урожайность хлопка в Каракалпакия низкая – всего 18-20 центнеров с 1га - и сказал, что Каракалпакии вода не нужна. Пусть они занимаются животноводством, у них это лучше получается. И предложил большую часть лимита воды Каракалпакии передать в Кашкадарью и Сурхандарью. Но ведь человек не одним мясом питается. AmanfromKhorezm
В 2002 году вода была немного в южных районах Каракалпакии и в Хорезме. Я слышал, что там даже в 2002 году умудрились посеять рис. Поэтому к нам вода не дошла. Мы ведь совсем в конце системы находимся. AmanfromKararalpakstan
5.Те хозяйства, которые находятся других ирригационных сетях, причиной своих засух называли неадекватное состояние ирригационных сетей, в которых теряется вода или вовсе не может к ним поступить.
Арыки и канавы не очищаются. Раньше мы их хорошо чистили. Сейчас такого нет. AwomanfromKararalpakstan
6. Те хозяйства, которые имели засоленные земли, считали причиной засухи для них то, что им приходится много воды тратить на промыв земли зимой, и летом для земли не хватает воды.
Вся почва засолена. До сих пор я не видел ничего подобного. Много труда и воды уходит на промыв земли. Необходимо заняться очисткой каналов и арыков. AmanfromKararalpakstan
Последствия засух
1. Последствия засухи для экономики района или их хозяйств.
Было мало хлопка. Мы производили около 120 тыс. тонн семян для местного завода по производству масла. Во время засухи получили 70 тыс. тонн семян. Стало мало растительного масла для людей и жмыха (шрота) для их скота. AmanfromKhorezm
Наше население живет в основном за счет производства хлопка и зерна. Нехватка воды серьезно отразилась на жизни нашего населения.  Около 40 процентов населения пострадало. AmanfromKararalpakstan
Из-за засухи погибли даже деревья в нашем кишлаке. Вот здесь было 4 дерева абрикоса, высохли. AmanfromKararalpakstan
2. Засуха повлекла значительное падение или потерю урожайности
Если всегда урожай с земли собирали два раза, то в 2000 году его собирали один раз. Из-за засухи кормов не было, упал уровень жирности и удой молока. Если раньше получали десять литров молока, то из-за нехватки воды в день вместо десяти литров получали два литра. AwomanfromKararalpakstan
В 2000 году, если сравнивать с урожаем конца 90-х годов, то максимум было 15% урожая. А в 2001 году и того меньше смогли собрать. AmanfromKararalpakstan
Многие фермеры не смогли сдать план. В среднем  смогли собрать 5-10 центнеров с 1 гектара вместо 20 центнеров. AmanKararalpakstan
3. Засуха повлекла за собой потерю имущества, занятости, доходов, падение уровня жизни.
В засуху 70% работоспособного населения нашего района работало в Казахстане. И мужчины и женщины. Из каждой семьи минимум 2-3 человека. Сами казахи там ничего не делают.  Они просто руководят. А всю работу делают узбеки, каракалпаки, таджики. AwomanfromKararalpakstan
Засуха привела к повышению цен и стоимости овощных культур и фруктов. Цены на пшеницу, тогда поднялись в два раза. AwomanfromKararalpakstan
Семьи разбирали дома и продавали как стройматериалы.. Дети в школу не могли ходить, т.к. обувь вся порвалась. Директор школы собирал со всех домов детскую рваную обувь и сам вечерами зашивал ее, чтобы дети не пропускали школу. AwomanfromKararalpakstan
4. С засухой были связаны и заболевания, связанные с недостатком еды, а так же с потреблением засоленной или инфицированной воды.
Одна дальняя родственница, родила в 2001 году. До этого у нее уже было двое нормальных детей. А в 2001 году она родила ребенка, но ей сказали что ребенок родился мертвым. Мама потом рассказывала нам, у нее родился ребенок-урод – с ушами и мордой как у свиньи. Но матери не стали показывать ребенка. Потом врач говорила, что это случилось из-за засухи. AwomanfromKararalpakstan
4-5 лет назад мы ели хлеб из ячменя. В то время даже хлеб из сорго был на вес золота. Дети плакали, не хотели, есть хлеб из ячменя – страшно горький был. Но вынуждены были есть.  Ели, чтобы не умереть с голоду. AwomanfromKararalpakstan
Вся земля была белая от соли. В воздухе стояла соль. Солевая пыль попадала в рот и разъедала там всё. У детей и взрослых были во рту и на губах болячки. Лицо трескалось от соли.  В каждом доме были 1-2 человека, были больны. AwomanfromKararalpakstan
Много кишечных заболеваний было и туберкулеза. AwomanfromKararalpakstan
5. Из-за потерь урожая и необходимости найти доходы для жизни, хозяйства продавали технику и оборудование, необходимые для сельских работ, а семьи продавали домашнее имущество, как в Каракалпакии.
Техники не стало. Всю технику продали. Из других областей Узбекистана приезжали к нам и увозили технику. AmanfromKararalpakstan
Но за три года засухи у людей и особенно у фермеров экономическое состояние сильно упало, мы не можем тратить огромные деньги на эксплуатацию дизельных насосов – солярка, запчасти, ремонт. Поэтому, до сих после засухи и фермеры и население не могут подняться на ноги. AmanfromKararalpakstan
6. После засухи разрушились ирригационные и дренажные сети, которыми не пользовались во время засухи 2 года и которые не очищали, не обслуживали водопользователи.
За этим селом 800 гектаров земли. Там была и ирригационная и дренажная сеть. После засухи вся сеть вышла из строя – засыпана песком и заросла камышом и травой. Если бы у нас  была техника, мы бы смогли привести в порядок эти 800 гектаров. AmanfromKararalpakstan
Когда в 2003 году дали воду, дренаж не пропускал воду, и пришлось срочно гнать народ на расчистку коллекторов. Расчищали вручную. AmanfromKararalpakstan
7. Во время засухи часто случались стрессы и конфликты между семьями-соседями, соседними фермерами, суициды.
Парню было где-то 32 года. У него с женой было двое маленьких детей. В засуху они голодали. И поэтому он решил поехать на заработки в Казахстан. А на это нужны были деньги. Поэтому он отправил свою жену с детьми к ее родителям, а сам все из дому что мог и продал – телевизор, ковры, паласы и т.д. За день до отъезда его обокрали. Забрали все деньги. А ночью он повесился у себя дома от безвыходности. Другому молодому парню жена закатилау скандал что ей и детям нечего есть, а он ничего не делает для того найти кусок хлеба. А потом взяла и  уехала к своим  родителям в другой район. А утром к нему зашел сосед и увидел его повесившимся в коровнике. Во многих семьях дети ходили полуголодные, люди не доедали. У меня в то время было два маленьких внука – 3 года и 1,5 года. Мы, в первую очередь старались накормить их. А потом что осталось, доедали. Мы до сих пор вспоминаем ,как маленькие дети прыгали от радости когда родителям удавалось найти и принести домой немного белой пшеничной муки. AwomanfromKararalpakstan
Среди людей за воду постоянно были скандалы. Кто-то, несмотря на запрет поливать из воды, данной для питья, все равно подключал насосы. Из-за этого вода не доходила до отдаленных домохозяйств. А им нужно было поить скотину.  AmanfromKararalpakstan
8. Во время засухи и после дали о себе знать негативные последствия для окружающей среды, животного мира и биологического разнообразия
Вы знаете, у нас много пастбищных земель. А в те годы – 200-2003 на этих землях не было даже дикорастущей травы. Голая земля была. Мы сами удивлялись. AmanfromKararalpakstan
В засуху стало очень много клопов и клещей. Вся трава была усыпана ими. Из-за этого и скотина была вся в клопах и клещах. Они всю кровь высасывали у скота и птицы. Страшно было смотреть. AwomanfromKararalpakstan
Деревья по обочинам дорог и на краю кишлака все высохли от безводья.
9. Было потеряно поголовье скота, количество которого которое до сих пор не восстановилось
Скоту нечего было есть. Многие фермы многие распались из-за того, что не могли обеспечить скот сеном. AmanfromKararalpakstan
Продали или съели всю скотину, которая осталась живой. Только обеспеченные семьи могли оставить корову и теленка. Остальные продали всю скотину, чтобы купить растительное масло, какое-нибудь зерно. Об одежде тогда никто и не думал. Люди старались не умереть от голода. AwomanfromKararalpakstan
Приплод скота пропадал - или рождался мертвым ,или с аномалиями и через день-два умирал. Рождался без шерсти. Некоторые рождались в язвах. AwomanfromKararalpakstan
Вода пришла в 2003 году, но развелось много насекомых. В последние два года их стало очень много. В 2005 году мы три раза пересеивали помидоры, морковь, лук, картошку. Но ничего не смогли собрать, все насекомые съедали на корню. В середине мая с дождем прилетела целая стая черной маленькой саранчи. И до 17 августа саранча не покидала поля. За эти три-четыре месяца она размножилась в 3- раза. Все поела. Мы купили на базаре химикаты и все обработали. Но ничего не помогло. Поэтому на базаре сейчас цены на продукты высокие. AwomanfromKararalpakstan
Скорлупа яиц была такая тонкая и мягкая, что пальцами невозможно было взять яйцо - оно лопалось. Мама собирала яйца, осторожно бумагой. AwomanfromKararalpakstan
Кто наиболее пострадал от засухи за последние 20 лет
Информанты утверждали, что более всех пострадали обычные сельские хозяйства и семьи обычных людей.
Значительное количество фермеров разорились после того, как понесли затраты на производство плановой продукции для государства, а доходов и компенсаций не получили.
У фермеров были большие потери, на шее повис долг. Домохозяйства остались без хлеба и других продуктов. AmanfromKararalpakstan
Все пострадали, дехкане, специалисты, учителя. независимо от размеров их земель и благосостояния или должности и профессии. У всех основной источник дохода – это земля и скот. Я занимаюсь земледелием потому что, не могу прокормить и обучать детей на заработную плату. AmanfromKararalpakstan
Меры по минимизации засухи и ее последствий
Все респонденты заявили, что о предстоящих засухах власти не сообщают населению и поэтому население не готовится к ней. О засухе узнавали постфактум, после ее начала по таким признакам как отсутствие, недостаток воды или ее запоздалая подача.
Информанты утверждают, что власти регулярно вели мониторинг ситуации в районах засухи и собирали детальную информацию о положении дел в хозяйствах и среди населения. Однако эта информация была недоступна населению и фермерам, или власти и негосударственные организации не донесли аналитическую информацию до населения.
При принятии мер по ликвидации засухи анализ нанесенного ущерба не был сделан. Анализ наверняка Министерство сельского и водного хозяйства делало. Мы, фермеры, сдавали властям специальные отчеты. Но вот о разработке превентивных мер  я не слышал. AmanfromKararalpakstan
Основная роль правительственных и не правительственных организаций заключалась в благотворительной помощи и распределении гуманитарной помощи населению, которой было явно недостаточно.
Неустойчивым, но важным источником доходов для бедных домохозяйств были государственные пособия «малообеспеченным семьям», а так же разовые выплаты пособий и  гуманитарная помощь – продукты питания, лекарства, одежда и обувь.
У нас в селе 765 домохозяйств и из них во время засухи было 483 малоимущих семей. Они все получали ежемесячные пособия. Остальным семьям периодически выдавалась разовая материальная помощь. Помимо этого малоимущие семьи один раз в шесть месяцев получали гуманитарную помощь - продукты питания – 40 кг муки, 30 кг сахара, 20 литров растительного масла, 2 мешка пшеницы (примерно 90 кг). AmanfromKararalpakstan
Государство оказывало ежемесячную помощь размером в 3500 сум ($3.5)  на одного человека в бедную семью. AwomanfromKararalpakstan
Гуманитарную помощь и продукты выдавали американцы, немцы. В основном помощь поступала семьям, где были туберкулезные больные, а затем выдавать просто очень бедным семьям. Но это была «капля в море». В нашем районе продукты получило максимум 30% населения. Помощь давали первые шесть месяцев одним семьям. Вторые шесть месяцев другим. AwomanfromKararalpakstan
От американских детей нашим детям поступали игрушки. В коробке были две игрушки – машина или мотоцикл, носки, книжки и сладости. Такие подарки тоже давали у нас в ауле. В некоторых коробках были доллары – две однодолларовые купюры. AwomanfromKararalpakstan
В Нукусе помощь распределяла NGO «Cafe-Nukus». Это была Программа Мирового Банка – гуманитарная помощь в связи с засухой. В течение двух лет они раздавали малообеспеченным семьям продукты питания – пшеницу, сахар, растительное масло, муку. AmanfromKararalpakstan
Спасибо им, что помогли нам с продуктами, с кранами. Мы просили немцев сделать нам еще артезианский источник и хотели на 2-3 населенных пунктах установить по одному артезианскому источнику. Но оказывается это очень дорого стоит. И немцы отказали сказав, что таких средство у них нет. AwomanfromKararalpakstan
 
 
Президент ОФ «Центр поддержки экологических
мигрантов Узбекистана» в Казахстане                             Булешева Дина Джолдасовна
Директор    “Expert-Center.uz”                                           Жолдасов Арустан                      


 
 
 

 

Комментарии