Таможенный союз испытывает массу проблем.



Таможенный союз, в котором живут Казахстан, Россия и Белоруссия с 1 января 2010 года, в настоящий момент испытывает массу проблем. Причем совершенно не связанных с политической стороной вопроса этого интеграционного проекта.

Белорусы и россияне не могут договориться о пошлинах на нефть в связи с возникновением ТС. Белорусская сторона искренне считает, что нефть не должна облагаться таможенными пошлинами внутри Союза, в то время как россияне беспошлинно согласны поставить Минску только 6 (или может быть даже 8, что якобы пообещал Дмитрий Медведев перед Новым годом – но это всего лишь слова белорусской делегации) миллионов тонн углеводородного сырья.

В настоящий момент процесс сложных переговоров находится в такой стадии, что российская оппозиционная пресса громко заявляет о "развале Таможенного союза", ссылаясь при этом на недовольный Минск.

В Казахстане – другая картина маслом. И хотя здесь тоже не приветствуют Таможенный союз, жалобы и стенания доносятся не от правительства, а из бизнес-среды. Она же, эта бизнес-среда Казахстана, устроила с начала года саботаж – иначе не назовешь – Таможенного союза, повысив цены на многие потребительские товары в стране.

"Год только начался, а казахстанские потребители уже отмечают рост цен на многие товары. При этом в магазинах подорожание объясняют вступлением Казахстана в Таможенный союз: дескать ценники изменяются вслед за изменением таможенных пошлин. Так оно и случится в течение этого года, но пока это не более чем спекуляции.

Товар, представленный сейчас на прилавках, завозился еще в 2009 году, то есть по старым ставкам. Казалось бы, и цены должны в течение какого-то времени оставаться прежними. Ан нет, обещанное подорожание уже началось. В принципе, все это вполне объяснимо с точки зрения простых законов торговли. В ожидании поступления более дорогостоящей продукции реализаторы заранее повышают цены, чтобы затем не остаться в убытке. Однако таможенные тарифы не менялись и останутся на прежнем уровне вплоть до февраля этого года…" - сообщает газета "Известия-Казахстан" в номере за 12 января.

Конечно, многие могут возразить, что здесь пахнет скорее не саботажем, а банальной наживой под шумок образования Таможенного союза и откровенной растерянности, в которой пребывают ответственные за этот сектор чиновники, по свидетельству той же газеты "Известия-Казахстан", даже не представляющими, во что вся эта затея выльется:

"…Никто, в том числе госорганы, не могут сказать, каковы будут последствия вхождения Казахстана в Таможенный союз, – говорит вице-президент НАП (Тимур Назханов – прим. авт.). – Понятно, что для инвесторов и бизнеса рынок в 165 миллионов человек интереснее рынка с 16-миллионным населением. Но Казахстан по сравнению с Россией очень сильно отстает в промышленном развитии. В том числе наша пищевая промышленность, которая только стала становиться на ноги, очень многое потеряет. Потому что у нас гораздо выше себестоимость товаров. Скажем, если в России бизнесмен берет в кредит 10 миллионов долларов на развитие предприятия пищевой промышленности, то 5 миллионов ему дают на затраты. А у нас предприниматель должен выбивать кредиты в банке, да еще и под высокие проценты, потом выпрашивать землю под объект, при этом платить всевозможные неофициальные выплаты. Даже официальные затраты очень высоки: провести все коммуникации стоит очень дорого. Кроме того, весь этот процесс занимает много времени. В Китае, например, разрешение на строительство завода можно получить за один день, а в течение года уже можно выпускать продукцию. В Казахстане год понадобится только на то, чтобы собрать разрешительные документы. Все это в конечном счете включается в себестоимость продукции…".

По этому ответу видно, насколько ослабла идеологическая работа в стране, раз людей, по должности обязанных пропагандировать сильные для нас стороны Таможенного союза, не снабдили даже шпаргалками на случай столкновения с прессой. Отсюда и детский лепет Назханова.

Впрочем, такая позиция отечественного бизнеса проявилась не вчера. Еще накануне организации Таможенного союза, когда переговоры только подошли к финальной, предваряющей подписание договоров, стадии, газеты запестрели материалами такого рода: "Грядущее повышение пошлин пугает казахстанских предпринимателей. Они боятся, что подорожает сырье, а вслед за ним и готовый товар. А только из патриотизма люди не станут покупать дорогую отечественную продукцию. Предпочтут более дешевые российские или белорусские товары. Возьмем, к примеру, мебель. Ее на наших фабриках не производят, а собирают из импортных комплектующих. Если пошлины на них повысятся с 5 до 15 процентов, то вырастет и конечная цена готового гарнитура или шкафа-купе. Мебель "made in Kazakhstan" попросту не выдержит конкуренции с российской или белорусской.

- В России и Белоруссии производство развито, у нас нет, – комментирует вице-президент Независимой ассоциации Казахстана Тимур Назханов. – Если подорожают комплектующие, которые мы импортируем для внутреннего производства, то и конечный продукт станет дороже на 15-20 процентов. Поэтому для Казахстана в Таможенном союзе нет выгоды.…". Это карагандинская газета "Новый вестник" перед Новым годом запугивала своих читателей. И, кстати, все тот же Тимур Назханов, все с тем же неподобающим пессимизмом.

Навскидку можно и без руководящих и направляющих идеологических указаний честно сказать, что, да, мягко говоря, менее промышленно развитая казахстанская индустрия оказывается в менее выгодном положении, чем российская или белорусская. Зато те компании, которые вовремя поймут складывающуюся в связи с этим выгоду от расширения экспортных возможностей, без сомнения, выиграют.

В выигрыше останутся и потребители, так как рынок наполнится дешевыми и качественными товарами белорусского и российского производства, да и наши компании, которые можно отнести к передовым, постараются улучшить свою продукцию. Ведь сейчас, куда ни глянь, рынки работают по принципу – не нравится наш товар, попробуйте найти что-то лучше. Бизнес в Казахстане не развивается – и причина здесь не столько в государстве и жадных до взяток и подношений чиновничества, сколько в самих бизнесменах. Многие ли компании в период баснословных прибылей, когда уровень потребления в Казахстане был высок как никогда, полученные средства пустили на расширение, импортозамещение, индустриализацию самих себя? Даже заработные платы сотрудникам повышались всегда с жутким леденящим скрипом, напоминающем о том, что культура работы с персоналом в нашей стране находится примерно в том же состоянии, что и дедушка Ленин в Мавзолее.

Деньги, зарабатываемые где легко, а где с невероятным усилием и напряжением человеческих ресурсов, тратились владельцами предприятий на собственные увеселения – все эти восхождения на Калиманджаро, высадки в Арктику, закуп элтонов джонов и прочих представителей гей-культуры на частные вечеринки, рейсинги на дорогущих джипах, личные яхты, особняки, любовницы, любовники и пр. и пр... Словом, все это повальное спускание финансов в унитаз и привело к ситуации, когда наш бизнес находится все в том же мальчишеском состоянии, в каком оставил его когда-то Нурсултан Назарбаев, сделавший все, чтобы вырастить этого крепенького и бойкого мальчугана ... который, в итоге , и просадил все деньги на игровые автоматы и бабл-гам с шоколадными конфетами. Не забыв, впрочем, и про свой личный оффшорный карман…

Таможенный союз, дорогие друзья, - это лишь легкая разминка перед ВТО. И если сейчас нас всего лишь бросили в мелкий пруд, чтобы научить держаться на воде, а мы уже плачем и просимся на берег, то что же произойдет, когда наш бизнес будет безжалостно брошен в огромный океан, где даже берегов не видно?

Аналитическо-информационное бюро ПИК специально для Better

 

Источник - better.kz

Комментарии