Талгат Адилов. Уникальная ветвь власти.

 

Один из главных ньюсмейкеров казахстанского истеблишмента, лидер партии "Адилет" Максут Нарикбаев предложил самым кардинальным образом решить вопрос об осуществлении в стране политической реформы. Под лозунгом демократизации и дальнейшего реформирования политического поля по сути дела предлагается системное перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом. Максут Нарикбаев ставит "неуд" всем руководителям правительства с момента обретения страной независимости и, фактически, предлагает Нурсултану Назарбаеву взять на себя эту нелегкую ношу - формирование и управление всеми рычагами исполнительной власти. А законодательные инициативы в значительной мере перенести на площадку парламента.
Остальные предложения, озвученные лидером партии "Адилет" касаются выборности акимов, изменения сроков действий мандата сенатора и мажилисмена, но все они менее радикальны, чем идея слияния в руках Нурсултана Абишевича всех институтов исполнительной власти. Обоснованием этого шага, если угадывать смысл сказанного Нарикбаевым между строк  является определяющая роль Нурсултана Назарбаева в развитии государства. Поскольку, мол, правительство все равно только и занимается тем, что выполняет программные установки президента, но, судя по всему, делает это настолько неумело, что без вмешательства самого 01 дальше управлять этими людьми просто невозможно. Видимо, подразумевается, что парламентарии слеплены из другого теста и в отличие от господ министров денно и нощно реализуют президентские установки, более глубоко вникая в суть идеи национального лидера.
Но, если честно, ирония тут не уместна. Поскольку вся свистопляска второй половины прошлого года вокруг идеи пожизненного президентства и статуса национального лидера приучили нас, простых обывателей к тому, что просто так подобные слова не произносятся. И уж точно, что во всем этом "конструктиве" есть некий высший смысл. Осталось только угадать, какой.
Самая простая версия заключается в том, что г-н Нарикбаев получил достоверную информацию о том, что принято решение о проведении досрочных парламентских выборов. Вполне допускаю, что озвученные им изменения по количеству депутатов  обсуждаются и в самой Ак Орде. Но по каким-то причинам АП выгоднее, чтобы пробный шар выкатил кто-то из представителей управляемой оппозиции. Лучше, чем юрист Нарикбаев это все равно никто не сделает. В таком  варианте лидер "Адилет" просто отрабатывает  второе место партии после Нур Отан, а стратеги из АП продолжают мониторить общественную реакцию на "прорывные" инициативы, ценность которых, надо признать, пока что определить достаточно сложно.
Вариант второй состоит в том, что Нарикбаев это "голос Ак Орды", но в данном случае - только одной из конкурирующих группировок в окружении президента, которой необходимо сформировать новую повестку дня в канун 2012 года и, одновременно, отметиться перед лицом Президента и ОБСЕ с точки зрения широкой общественной дискуссии по процессам демократизации в стране.
Такая версия кажется вполне вероятной, тем более, что идея Нарикбаева в принципе не вступает в противоречие с "юбилейными концептами" дальнейшего усиления президентской власти при внешнем перераспределении полномочий в сторону законодательной ветви власти. Схема практически беспроигрышна, поскольку Мажилис будет управляем при любых раскладах, а все реальные механизмы связей между исполнительной и законодательной властью находятся на самом деле  не в публичной, а в подковерной форме.
В любом случае к предложению оппозиционера-юриста следовало бы отнестись максимально внимательно. Что-то подсказывает неслучайный характер этого захода. Очередная конституционная реформа, с одной стороны, внешне развивает логику реформы 2007 года, но с другой стороны, она обращена к решению не только стратегических, но и целого ряда тактических задач, в том числе и по определению будущей роли и места главы правительства, поскольку при таком повороте событий этот вопрос может быть разрешен самым неожиданным образом. Так что, теперь судьба Карима Масимова, можно сказать, сплелась неразрывно с будущим политического устройства РК. Кто бы мог подумать о  такой удивительной связке еще каких-нибудь полгода назад.