Об общих и переходных положениях Таможенного кодекса Таможенного союза (а еще Сравнительная таблица средних импортных цен и розничных цен на отдельные продукты питания)

 

Изначально, на саммите в Душанбе 6 октября 2007 года главы государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации при подписании Договора «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» определили, что решение об объединении таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершение формирования таможенного союза будет приниматься высшим органом таможенного союза после выполнения следующих мероприятий:
- установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;
- установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;
- установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;
- установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;
- установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;
- установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;
- установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы;
- учреждения и функционирования органов таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Сторонами.
В целях создания единых правовых основ таможенного регулирования на таможенной территории таможенного союза был разработан Таможенный кодекс таможенного союза, который был принят путем подписания Договора «О Таможенном кодексе таможенного союза» Главами союзных государств 27 ноября 2009 года.
Таможенный кодекс таможенного союза регулирует отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, посредством властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Кодекс разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 26 июля 1999 года, ратифицированной Республикой Казахстан Законом Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года, а также учитывалась лучшая правоприменительная практика при осуществлении таможенного администрирования Белоруссии, Казахстана и России. Кроме того, при разработке кодекса учитывались ранее достигнутые договоренности между Сторонами таможенного союза.
Что касается осуществления регулирования в сфере таможенного дела, то в целом таможенное администрирование будет осуществляться без особых преобразований и новшеств.
Вместе с тем, в Таможенном кодексе таможенного союза можно отметить следующие основные новеллы не отраженные в действующем национальном Таможенном кодексе:
- введение понятия «Единая таможенная территория таможенного союза»;
- отмена таможенного оформления и таможенного контроля товаров, происходящих с территории государств-участников таможенного союза и выпущенных для свободного потребления на единой таможенной территории стран-участников таможенного союза иностранных товаров;
- введение института уполномоченных экономических операторов, пользующихся специальными упрощениями, а также;
введение понятия «таможенный представитель», которому предоставлено право осуществления определенных таможенных операций в рамках представления интересов декларанта.
В отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенный представитель, таможенный перевозчик; владельцы складов временного хранения и так далее) установлены единые требования к их деятельности на территории стран-участников таможенного союза.
В переходных положениях Кодекса предусматривается возможность адаптации участников внешнеэкономической деятельности к новым условиям таможенного администрирования и завершения, начатых до введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза таможенных процедур.
Кроме Таможенного кодекса таможенного союза, сфера таможенного дела будет также регулироваться посредством применения других актов входящих в законодательство таможенного союза, включающих в себя:
- международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе (48 отсылочных норм);
- решения Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-участников таможенного союза (56 отсылочных норм).
В целях предоставления компетенции Правительствам государств-участников таможенного союза, Центральным исполнительным органам по детализации отдельных правоотношений возникающих при применении Таможенного кодекса таможенного союза в нем предусмотрено 182 отсылочные нормы на законодательство государств-участников таможенного союза.
В соответствии с принятым Кодексом Международными договорами государств-участников таможенного союза будет установлено:
- единый таможенный тариф;
- единые меры нетарифного регулирования, согласованная политика в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и др.;
К Решениям Комиссии таможенного союза будет отнесено:
- взаимная административная помощь между таможенными органами государств-членов таможенного союза;
- информирование;
- регламенты принятия, выдачи и утверждения единых форм таможенных документов (ГТД, акты таможенного осмотра/досмотра товаров и др.);
- перечни товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с этой территории;
- нормы провоза товаров для личного пользования физическими лицами и т.д.
Национальным законодательством Сторон будут регулироваться следующие правоотношения:
·                    исчисление, взыскание освобождение налогов, взыскиваемых таможенными органами (налоговое законодательство);
·                    порядок административного и уголовного производства (административное и уголовное законодательство)
·                    порядок формирования информационных ресурсов, защиты информации;
·                    порядок принудительного взыскания, представления отсрочек и рассрочек по таможенным платежам и налогам, порядок уплаты и т.д.
Общие положения ТК ТС
Общие положения Таможенного кодекса таможенного союза содержат регламентацию понятия таможенное регулирование в таможенном союзе (ст. 1), единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница (ст. 2).
Кроме того, общие положения регламентируют следующее:
1) Понятийный аппарат;
2) Порядок исчисления сроков;
3) Задачи таможенных органов;
4) Правоохранительная деятельность таможенных органов;
5) Отношение к информации, полученной таможенными органами;
6) Обжалование действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц. 
Переходные положения ТК ТС
Переходные положения Таможенного кодекса таможенного союза, содержаться в разделе 8 «Переходные положения».
ТК ТС будет применяться к тем отношениям, которые возникнут после его вступления в силу.
При этом, к тем отношениям, которые возникли до вступления в силу ТК ТС, кодекс будет применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут у соответствующих лиц, с учетом положений предусмотренных статьями 367-372 ТК ТС.
В том случае если международные договора государств-членов таможенного союза, предусмотренные ТК ТС не вступили в силу на момент вступления в силу ТК ТС, то в таком случае до их вступления в силу будет применяться законодательство государств-членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
Переходные положения специально предусмотрены для следующих правоотношений:
- Переходные положения в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц:
- Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций;
- Переходные положения об особенностях перевозки товаров под таможенным контролем;
- Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах;
- Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций в отношении транспортных средств;
- Переходные положения по правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора);
- Переходные положения о ввозе (вывозе) товаров на территории (с территорий) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В переходных положениях в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц предусматривает, что таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли созданные до вступления в силу ТК ТС вправе будут осуществлять свою деятельность в течении шести месяцев со дня вступления в силу ТК ТС.
Лица включенные в реестр участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к категории минимального риска, в течении шести месяцев со дня вступления в силу ТК ТС пользуются специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору в соответствии со статьей 41 ТК ТС в объеме упрощений, которыми пользовался соответствующий субъект предпринимательства. 
 
                                                                              * * *
Сравнительная таблица средних импортных цен и розничных цен на отдельные продукты питания, овощи и фрукты, товары народного потребления (по данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан) (за период c 12 по 18 февраля 2010 года)
 
Наименование товара
единица измерения
Средняя импортная цена после таможенной очистки (с учетом транспортировки и таможенных платежей), тенге за единицу
Средняя розничная цена за единицу
отклонение средних розничных цен от импортных, количество раз
Овощи и фрукты*
 
 
 
 
Картофель
кг
31
56
1.8
Капуста
кг
37
50
1.3
Морковь
кг
38
56
1.5
Лук
кг
30
50
1.7
Огурцы
кг
104
340
3.3
Помидоры
кг
109
329
3.0
Апельсин
кг
116
314
2.7
Бананы
кг
96
277
2.9
Лимон
кг
123
416
3.4
Яблоки
кг
68
185
2.7
Продукты питания*
 
 
 
 
Говядина
кг
384
641
1.7
Рыба свежая
кг
185
296
1.6
Рыба копченная
кг
289
743
2.6
Колбаса
кг
356
889
2.5
Рис
кг
184
218
1.2
Мука пшеничная
кг
51
80
1.6
Молоко пастеризованное
кг
115
123
1.1
Масло подсолнечное
кг
171
225
1.3
Майонез
кг
229
368
1.6
Сливочное масло
кг
651
752
1.2
Маргарин
кг
221
287
1.3
Сахар
кг
120
173
1.4
Конфеты
кг
246
342
1.4
Печенье
кг
213
281
1.3
Соль
кг
17
32
1.9
Чай
кг
574
1,169
2.0
Яйца
10 шт
112
178
1.6
Товары народного потребления**
 
 
 
 
Зубная паста
кг
1,118
2,453
2.2
Мыло туалетное
кг
427
926
2.2
Шампунь
кг
570
1,460
2.6
Стиральный порошок
кг
255
490
1.9
Пальто мужской
шт
16,262
25,528
1.6
Костюмы мужские
шт
7,633
20,235
2.7
Брюки мужские
шт
3,046
4,977
1.6
Джемпер, свитер, полувер
шт
2,178
2,611
1.2
Платье женские
шт
4,232
7,729
1.8
Рубашка мужская
шт
1,963
2,809
1.4
Обувь
пар
2,429
6,088
2.5
Телевизоры
шт
42,194
60,398
1.4
Холодильники
шт
32,567
61,373
1.9
Электроутюг
шт
1,483
5,755
3.9
 
Упрощенный порядок (ТПО)
Общеустановленный порядок (ГТД)***
Среднее взыскание таможенных платежей и налогов с одного автотранспортного средства, ввозящего товары народного потребления (тенге)
2,821,129
924,420
Среднее взыскание таможенных платежей и налогов с одного автотранспортного средства, ввозящего овощи и фрукты (тенге)
190,006
237,353
*средняя розничная на 15.01.2010 г. (по данным Агентства РК по статистике)
**средняя розничная на 22.01.2010 г. (по данным Агентства РК по статистике)

***Без учета грузоподъемности автотранспортных средств

 

Комментарии

Можете сравнить цены на сайте интернет-супермаркета Жеткiзу www.zhet.kz