4matic – 3 (эссе)

 

Продолжение. Предыдущее: http://www.contur.kz/node/1233
 
1. Любовь
2. Голод
3. Страх
4. Печаль
Именно в такой последовательности. По нарастающей. Хотя, возможно, античные мудрецы предполагали размещать по значимости несколько иначе. Но на наш взгляд, эти побудительные мотивы всех человеческих действий, должны следовать этим порядком. В нашем случае. В нашем порядке…форматирования всего, что случилось или могло случиться, под этим знаком 4-МЫ. Когда МЫ формально пошли на все 4 стороны, уверовав, что это путь к Свободе, не осознавая, что просто движемся от пункта 1 к конечному пункту 4, к концу списка. И другого перечня пока не предвидится – достаточно вглядеться повнимательнее. Итак…
 
«Дрочка лучше траха!»                                                                                 Юзерская банальность.
Страх. Да, именно это чувство мы испытывали во времена «парада суверенитетов». Не стало Империи, не стало и… А чего именно не стало? А если и стало, то, что мы все получили «в довесок»? Как ни странно – страх. И если в триединстве побуждающей жизненной силы, он стоит последним, так это оттого, что там и должна находиться «последняя инстанция», где и происходит проверка всего остального на значимость в мотивировке поступков человека. Любовь – необходимость спаривания, из-за страха прекращения рода. Голод – отсутствие Свободы, в результате этой самой Любви, как необходимости находиться в рамках социума (впросте: любишь – женись, и содержи семью). Тот самый Голод, который порождает бегство из социума, из семейной скорлупы, сжатой до предела непреложным условием добывания «хлеба насущного», - прямиком в скорлупу собственных иллюзий о достижимости личной свободы. А если теперь вспомнить, на что тратились первые «серьезные» деньги от начального накопления капитала…правильно – на любовниц и квартиры для них. Но что-то случилось…и все, к чему так стремились, оказалось неким мороком, превращенной формой. И уже не может возбудить призыв: «Хата – свободна»…
Вот то-то и оно – свободна, а «предков» - уже не стало. Не стало того, что было с ними связано. И здесь речь не идет об эффекте «запретного плода». Не стало государства, которое они построили, и которое в итоге «построило» их – жестко очерченной линейкой табуирования целых жизненных понятий. И то, что их дети, «совсем страх потеряли», не говорит о том, что в результате они обрели Свободу. Просто государство, которое они получили в наследство, столь слабо, что своей системой табу, оно не способно даже «страху нагнать». А вот это – уже действительно страшно…
Порох детонирует только будучи заключенным в гильзу. Наша энергия на пространстве беспредельной свободы – только пшикнула, с довольно мутным дымком. Перед угрозой СПИДа, мы перестали бояться сифилиса. Да и всего остального – тоже. И под влиянием новых открывшихся возможностей, и одновременно – от страха перед ними, скорее будем заниматься самоудовлетворением, чем пробовать на прочность собственную скорлупу иллюзий: это занятие больше принадлежит тем, кто уверен в устойчивости своих личных табу. А для нас теперь, «тьолко» - не Голод, как принято считать в Интернете, где, как известно, «нагуглиться всё». И высокое, и низменное, и право выбора и того и другого. Но помимо этого, Сеть предлагает нам – на выбор – и печальный список фобий. Надо же чего-то постоянно бояться, без этого мы уже не можем…
Ну, куда нам без каких-нибудь сейсмофобий или канцерофобий – надо же чем-то «грузиться», даже в отсутствие Страха. Да и «траха» - тоже. Достаточно почитать соответствующие сайты, и понять, что юзерская банальность, вынесенная в эпиграф данного текста, достойна звания – «трюизм». Как нечто общеизвестное, но возведенное в ранг мудрости. «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес и сено»…вроде так говаривал чеховский учитель географии. А про заболевания передающиеся половым путем…нам рассказано много. Даже слишком. Сексологи отмечают снижение интереса к половой жизни, во время очередной кампании рекламных «страшилок». Хотя…все их креативные потуги, могли бы уместиться в одном названии фильма Кшиштофа Занусси: «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Довольно ёмко. Трюизм? Вряд ли. Вглядимся.
В прошлом веке, в ходу была так называемая «гипотеза лингвистической относительности», согласно которой язык сам строит реальность, а не является опосредовано ее частью. «Гипотеза Уорфа-Сепира», началась тогда, когда один из ее создателей (Уорф – химик по основной специальности), обратил внимание, как ведут себя рабочие у цистерн с бензином. Они курили и бросали окурки у цистерн с табличкой – «Пустые бензиновые цистерны», а находясь у склада с табличкой «Полные бензиновые цистерны» - вели себя более осторожно. Хотя общеизвестно, что пустые цистерны много взрывоопаснее из-за концентрации паров бензина в них. Но рабочие реагировали на надпись – «Пустые…», и на уровне подсознания…не испытывали страха, а ведь опасность была вполне реальной. Вам это не напоминает нашу сегодняшнюю уверенность, с примесью ребячливого вызова: «А чего мне бояться?!». Определим (по Уорфу-Сепиру) ключевое слово, выстраивающее столь безопасную картину мира. Как вы уже, наверное, догадались, это слово – «чего»…действительно: «чего» именно мне стоит бояться…на этот вопрос у многих из нас нет ответа.
И все потому, что соответствующего прямого вопроса мы не хотим задавать. Как правильно заметил в свое время философ Мераб Мамардашвили: «Мы будем вечно страдать, лишь бы не страдать». Так вот, сегодня мы будем вечно бояться… испытать чувство страха. То есть, ощущать ежедневный страх…предчувствия страха. Но никогда не признаемся, даже самим себе…
…что институты государства, призванные подавлять и защищать, (пусть даже ограничением свобод), на самом деле, только подавляют, не защищая…
…что у нас нет боеспособной регулярной армии, в отличие от «частных армий»… «частных охранных агентств», и то, что мы наблюдаем во время войсковых учений – не более чем театральное действо…
…что силы охраны общественного порядка, коррумпированы настолько, насколько это возможно в государстве, граждане которого считают любой контакт с правоохранительными органами – началом грядущих неприятностей, по большей части…финансового характера…
…и что все это происходит в государстве, в котором разрыв между богатыми и бедными, давно принял катастрофический характер, но продолжает увеличиваться день ото дня во многом стараниями «нуворишек», окончательно потерявших способность к прогнозу социальных последствий и словно бросающих вызов общественному мнению («Пустое…») кичливой демонстрацией своей непохожести на «остальных лузеров»…
И от всего этого нам…страшно? Или – «а чего нам бояться?!». Действительно, - чего? Не хотим отвечать. Для нас важнее знание того, что вновь – мы смертельно больны…своей жизнью. Да и знаем мы, давно и твердо – «во многом знании – много печали». И об этом тоже, наша – Печаль…
                             (окончание следует)
Ельдес СЕЙТКЕМЕЛ