В.Школьник (министр индустрии РК): Казахстанская продукция не привлекает инвесторов

 

Анализ показывает, что основными проблемами, препятствующими увеличению казахстанского содержания, является отсутствие единой методологии в определении понятия "казахстанское содержание", а также единой методики расчета казахстанского содержания в контрактах. 

Кроме того, недропользователи не всегда в полном объеме предоставляют информацию о спросе на товары, работы и услуги и трудовые ресурсы. При этом серьезным фактором надо считать ограниченность номенклатуры товаров, выпускаемых отечественными производителями для добывающего сектора, и нехватку квалифицированных отечественных кадров. В последнем случае это отражается на частых случаях использования иностранной рабочей силы.

По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, на данное время заключено 575 контрактов на недропользование, из них 378 – на твердые полезные ископаемые и 197 – на углеводородное сырье.

Надо отметить, что три контракта, обеспечивающие 43,4 процента закупа, не предусматривают выполнения требований о казахстанском содержании. В остальных это требование присутствует в той или иной мере.

В 500 контрактах (87 процентов рынка) имеется общее обязательство по казахстанскому содержанию без конкретных объемов. В 72 контрактах (13 процентов рынка) имеется обязательство о наличии казахстанского содержания на уровне 50 процентов. При этом лишь в двух контрактах из этого числа имеется полное исполнение требований по казахстанскому содержанию.

Для выправления ситуации на основе проведенного анализа Министерством индустрии и торговли выработаны предложения по дальнейшему увеличению казахстанского содержания. На данный момент товары, работы и услуги, востребованные на рынке недропользования, можно разделить на три группы. Первая – это товары, работы и услуги, производимые в Казахстане и соответствующие установленным требованиям. Вторая группа – продукция, не соответствующая требованиям недропользования. Третья группа – товары, работы и услуги, не производимые и не предоставляемые в РК.

По первой группе для действующих контрактов с частными инвесторами работа должна проводиться в рамках подписанных меморандумов. В новых же контрактах на недропользование должны обязательно оговариваться требования по местному содержанию.

Для реализации практического механизма предлагается довести до логического завершения наполнение реестра отечественных производителей, товаров, работ.

По второй группе необходимо провести анализ применяемых международных стандартов, которые прошли учетную регистрацию в Казахстане, осуществить их принятие на национальном уровне.

Здесь механизмом реализации должно выступить создание реестра потребности недропользователей в товарах, работах и услугах на краткосрочный и долгосрочный периоды, который был бы доступен отечественным производителям. Это позволит отечественным предпринимателям подготовить свои производства и наладить выпуск востребованной продукции.

Для расширения номенклатуры выпускаемых товаров и освоения производств новых видов продукции в республике действует Стратегия индустриально-инновационного развития и программа "30 корпоративных лидеров".

В целях определения перспективных направлений и повышения эффективности трансферта технологий необходимо проведение постоянного мониторинга потребностей, сопоставительный анализ структуры закупаемых товаров и имеющихся в Казахстане предложений.

На основании включения во вновь заключаемые контракты определенных условий, в частности установления высокого объема казахстанского содержания, важно стимулировать иностранных участников к созданию совместных предприятий по производству высокотехнологичной продукции.

А при проведении крупных закупок импортного оборудования необходимо добиваться локализации внутри страны их производства, ремонта и обслуживания. Эта так называемая "офсетная политика" должна быть принята на уровне отдельного закона.