Итоги столичной недели: лидер нации глазами иностранцев и проблемы ТС

На минувшей неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев взял краткосрочный отпуск, отложив на неделю разрешение вопроса о судьбе законопроектов, вводящих в Казахстане законодательный статус «лидер нации» в отношении первого президента. Поэтому на прошлой неделе тема соответствующей депутатской инициативы всплыла на уровне экспертов на евразийском форуме «Феномен Назарбаева: личностный фактор в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве». В котором, помимо казахстанцев, приняли участие представители России, Украины и Азербайджана.


Соседи по СНГ рассматривали Назарбаева через призму его международных интеграционных инициатив, потому вопросов о побочных эффектах предложенных парламентом законопроектов – типа допустимости или недопустимости иммунитета от уголовного преследования – у них не возникало и возникнуть не могло. Вполне естественно поэтому, что их оценки Нурсултана Абишевича полностью шли вразрез с тем, что обычно вменяется президенту казахстанской оппозицией. В частности, с упреками в том, что Казахстан медленно, но верно превращается в аналог Советского Союза застойных времен – тезис, весьма распространенный ныне в выступлениях оппозиционных лидеров и оппозиционных СМИ.
«Предлагая своим партнерам интеграцию, прежде всего преобразуйся сам, вот этот принцип и продемонстрировал Казахстан, его народ, его лидер, - к явному неудовольствию Болата Абилова, постоянно требующего от президента уйти на пенсию и нянчить внуков, заявил Генеральный директор центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени Ломоносова Алексей Власов. - Это и есть лучшая иллюстрация того, что такое практическое евразийство – это реформирование, это движение вперед и это соединение потенциала тех, кто готов быть твоим партнером», - добавил он.
А ректор гуманитарного института стран Содружества из Азербайджана Джамиль Садыкбеков к неменьшему неудовольствию казахстанской оппозиции, считающей, что действующий председатель ОБСЕ никак не может воздействовать на так военные конфликты на постсоветском пространстве, заявил, что Азербайджан рассчитывает на позитивную роль Назарбаева в урегулировании конфликта с Арменией. Наконец, масла в огонь возмущения оппозиции подлил и директор Института парламентаризма партии «Нур Отан» Болат Байкадамов подчеркнул, что «интеграционная политика Нурсултана Назарбаева имеет надличностный характер» - привыкшие переходить на личности противники казахстанского президента до сих пор считали это свойство неприемлемым для политика. Хотя тот факт, что Назарбаев уже двадцать лет у власти, а они до сих пор являются оппозицией, должен был убедить в обратном…
По всей видимости, о таком свойстве казахстанской оппозиции, как непризнание очевидного, хорошо наслышаны в ближнем зарубежье. Чем еще объяснить пассаж президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который, принимая в своей резиденции в Душанбе в среду министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, заявил, что Назарбаева надо беречь. «Его нужно беречь, Нурсултан Назарбаев нужен не только казахам, казахстанцам, и Казахстану, но и всей Центральной Азии, всему постсоветскому региону», - сказал Рахмон. Президент Таджикистана также поддержал идею проведения саммита ОБСЕ в Астане в этом году и заявил, что одним из главных вопросов этого форума должна стать ситуация в Афганистане.
Действующий председатель ОБСЕ Саудабаев, который в Душанбе прилетел прямиком из Кабула, где спустя несколько часов после его вылета произошел очередной теракт, с последним заявлением, думается, согласился единодушно. И от себя добавил, что председательство Казахстана в ОБСЕ «имеет определенную добавленную стоимость для всего региона – прежде всего, это касается усиления борьбы с терроризмом и экстремизмом, исходящими из Афганистана». Бороться с терроризмом в Афгане Казахстан намерен не стрельбой, а подготовкой мирных специалистов для этой страны – в ближайшие пять лет в казахстанских вузах будут готовиться молодые учителя, врачи и инженеры-афганцы. Саудабаев в Кабуле заявил: председатель ОБСЕ надеется на то, что другие страны Организации последуют этому образовательному примеру, чтобы «перевести Афганистан на рельсы мира и развития».
Между тем, далеко не все международные инициативы продвигаются сразу, и тот же таможенный союз, как выяснилось в субботу после заседания высшего органа этого образования, не в полной мере заработает после 1 июля 2010 года, хотя ранее именно эта дата называлась в качестве точки отчета полноценного функционирования ТС. Как пояснил премьер-министр России Владимир Путин журналистам, главы правительств Казахстана, России и Белоруссии по итогам многочасовых переговоров в пятницу в Санкт-Петербурге так и не смогли согласовать позиции и урегулировать споры по вступлению в силу Таможенного кодекса с 1 июля этого года. Вместо этого была достигнута договоренность «продолжить консультации в самое ближайшее время».
По словам Путина, премьеры так и не смогли договориться по ввозным таможенным пошлинам по автомобилям и самолетам, произведенным за пределами ТС, а также по таможенным пошлинам на энергоносители и по товарам, которые ввозят из третьих стран физические лица для собственных нужд (величину последних оспаривает Казахстан, хотя любителей зарубежного шопинга наверняка полным – полно и в России с Белоруссией). Белоруссия, у которой, в отличие от России и Казахстана, нет своих месторождений углеводородов, оспаривает пошлины на нефть и нефтепродукты. Россия же желает обойтись безо всяких переходных периодов в обложении ввозных авто и самолетов, чтобы подсобить своему автопрому и самолетостроению.
Сторонников ТС может утешить только одно – причины разногласий не политические, а сугубо экономические, так что договориться трем странам по ним будет достаточно легко и без ущемлений чьих либо интересов. На что указал Путин, охарактеризовав разногласия как «вопрос серьезный, в решении которого не должно быть суеты». Правда, при этом российский премьер намекнул на то, что по высоким пошлинам на зарубежные автомобили и самолеты Россия свои позиции сдавать не намерена. «Если мы изменим свои позиции, которые мы заняли в течение предыдущих лет, особенно сегодня, в кризисных условиях, когда мы поддерживаем свой автопром, мы считаем это нанесет ущерб развитию автомобильной промышленности России, также и авиационной промышленности», - заявил он. Так что результаты исторических торгов, скорее всего, закончатся значительными уступками по стоимости ввоза нефти и товаров народного потребления из третьих стран со стороны россиян и незначительными (вроде согласия на переходный период или постепенное увеличение тарифов) – в области завоза авто и бортов.
Единственный вопрос, по которым трем странам придется договориться уже в самые ближайшие дни – это стоимость молока, выдаваемого за вредность тем вице-премьерам, которые согласовывают для них позиции по тарифам до двух – трех ночи. На что коллегам в Санкт-Петербурге указал глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский: «Пусть наши вице-премьеры и заседают порой до ночи, но по многим вопросам они выравнивают позиции и находят компромиссные решения», - прокомментировал он журналистам продолжительность подготовительной встречи замов премьеров трех стран, которые в Питере в четверг засиделись до двух ночи. Найти компромисс по буквально всем вопросам, как было сказано выше, им так и не удалось, но заставлять людей работать до шести утра без молока – негуманно. Есть, впрочем, еще один способ нахождения компромисса – выдавать вице-премьерам на подготовительные встречи вместо молока тот сорокоградусный продукт, после бутылки которого все друг друга уважают, а решения находятся легко и просто – тогда ТС начал бы работать в полном формате с 1 июня, на месяц раньше положенного срока…
Наливать за вредность, впрочем, надо не только вице-премьерам, но и рядовым сотрудникам правительства. Которые в спешке исполнения того или иного поручения президента частенько забывают обеспечить эту реализацию всеми необходимыми нормативно-правовыми документами. Ярким примером такой суеты стало разбирательство в «Нур Отане» реализации проекта строительства казахстанского участка автобана «Западная Европа – Западный Китай»: официальный представитель НДП в кабмине Владимир Дворецкий сообщил, что насыпь грунта в рамках проекта отстает от графика на 50 процентов. В ходе разбирательства на тему «кто виноват» и «что делать» выяснилось, что процесс выдачи разрешений на разработку грунтовых карьеров заволокичен в недавно принятом законе «О недрах и недропользовании» и может тянуться более года, в то время как на все строительство отведено три года.
«Это процедура, от которой никуда не денешься, при этом эти процедуры никак заранее не подготовишь, потому что должно быть юридическое лицо, то есть подрядчика надо определить, провести конкурс», - пояснил глава Минтранскома Абельгазы Кусаинов. После того же, как министр сообщил, что проект международного коридора предусматривает оформление 130 грунтовых карьеров, на которых для строительства и реконструкции автодороги необходимо добыть 49 миллионов тонн грунта, у членов Комиссии по контролю за расходованием государственных средств партии возникло вполне обоснованное опасение, что дорога будет строиться «в последний момент с соответствующим качеством». А когда глава МТК пожаловался на головотяпство законодателей («проблема есть в грунтовых карьерах, которые попали в закон «О недропользовании», хотя, казалось бы – грунт рядом с дорогой, ну чего бы не дать возможность там его свободно выбирать»), за честь парламентариев вступилась мажилисмен Гульжана Карагусова. Которая заметила, что правительство могло бы «сделать всю нормативно-правовую инфраструктуру проекта до его начала».
«Парламент сейчас все время ставится в условия работы в жестких графиках, хотя у нас тоже есть свой регламент, но нам ставят задачу – мы ее исполняем, причем спешно и желательно качественно, потому что потом некоторые министры говорят – это же не мы, это парламент принял, к ним все претензии, - припомнила она министру стиль работы казахстанского кабмина в последние два – три года. - И в ваших полномочиях с правительством решить проблему с грунтовыми карьерами, это бюрократические проволочки, которые установлены регламентом, но в таких случаях, каким является эта дорога, регламент может быть изменен, у нас он ведь меняется постоянно, потому что мы входим в положение, государственная необходимость, здесь тоже так. Потому что вот эти маленькие отсрочки неизбежно потом отразятся на конечном результате, под конец будет спешка, и качество дороги будет оставлять желать лучшего», - вполне справедливо заметила депутат.
Надо, впрочем, радоваться тому, что забывчивость и рассеянность некоторых членов казахстанского правительства рядом не валялась с забывчивостью и рассеянностью первого президента США Джорджа Вашингтона. Первый глава Соединенных Штатов, сообщает газета New York Daily News, 221 год назад забыл вернуть книгу в публичную библиотеку Нью-Йорка, в результате сотрудникам дома-музея первого президента США пришлось приобретать копию этой книги («Закон народов» швейцарского юриста Эмериха фон Ваттеля) за 12 тысяч долларов и возвращать библиотеке. Причем затраты музея могли оказаться куда больше: на момент возврата книги в среду, 19 мая, долг Вашингтона за просрочку составил с учетом инфляции 300 тысяч долларов. К счастью для американских музейщиков, библиотекари милостливо простили Вашингтону просрочку и не стали настаивать на уплате штрафов. Так что – к сведению казахстанской оппозиции – от административной ответственности первые президенты освобождаются даже в странах западной демократии…


Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Комментарии

Что вы прицепилось к президенту! Лидер нации№ И все№ Какая разница иностранцы всякие... Бред.