Кризис в головах. Но только не в Мангистауской области

 

Когда говорят что «кризис у людей в головах», речь ведь идет не только о негативном отношении населения к окружающей действительности, но, и об интеллектуальном потенциале тоже. Человеческий капитал – это хоть и трудно осязаемый, но все же, наиболее эффективный катализатор социально – экономического и культурного процветания региона
Может это звучит не очень корректно, но можно обнаружить прямую связь, и даже зависимость, между качеством человеческого потенциала населения того или иного региона, и развитием этого региона. За примерами далеко ходить не надо. Научные центры и лучшие вузы обычно концентрируются в наиболее благоприятных регионах и городах – Москва, Алматы, Санкт – Петербург, Лондон, Астана и т.д.
Что касается динамики развития региона, то ее также можно определить через анализ и оценку образовательных учреждений. Если регион интенсивно улучшает свои социально-экономические показатели, то и усиливается качество образовательных учреждений, а если нет, то происходит процесс под названием «утечка мозгов». Кстати, необязательно в сторону запада, как это у нас принято понимать. Такое перемещение может происходить и внутри того или иного государства.
Словом, качество образования и динамика его улучшения в регионе могут многое рассказать. Видимо, поэтому рейтинг по результатам ЕНТ в регионах Казахстана играют настолько важную роль, что местные чиновники от образования готовы лишить участия некоторых своих подопечных только для того, чтобы достичь улучшения показателей. Такие случаи имели место в Алматинской области в этом году. 
Давайте проверим насколько верна такая взаимозависимость между улучшением образования и развитием региона. Для проверки возьмем Мангистаускую область, которая, судя по результатам ЕНТ, делает наибольшие успехи. В 2008 году область занимала шестое место по такому показателю как средний балл учащегося. Через год, в 2009 году учащиеся демонстрируют еще большие результаты, и область поднимается на одну ступеньку выше, занимая пятое место (средний балл 77.59). В 2010 – средний балл по всем школам области составляет 90.07. И самое интересное, в 2004 году Мангистауская область занимала предпоследнее место в рейтинге.
А теперь давайте посмотрим на экономические показатели. По словам акима области Крымбека Кушербаева, в экономику региона привлечено 293 млрд. прямых инвестиций, а также идет реализация 12-ти крупных проектов.
В области наименьший уровень инфляции по сравнению с другими регионами Казахстана, и население региона на 100 процентов обеспечено газом, электроэнергией, водой, телевещанием и связью. То есть налицо позитивная динамика развития, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на уровень качества образовательных учреждений. 
 
 
Конечно, можно поспорить, что данные ЕНТ не всегда могут точно отражать ситуацию в школах, однако, они помогают, по крайней мере, понять общую тенденцию и являются важной частью всей картины регионального развития.
Кстати, самый наименьший средний балл в 2010 набрали ученики Жамбылской области – 76,16. Те, кто хоть немного знаком с экономической ситуацией в регионах Казахстана могут также связать данный факт с выдвинутой гипотезой.
В чем же секрет такого успеха школ Мангистауской области? Секрет в комплексном подходе к решению данной проблемы. Простого увеличения финансирования явно недостаточно. Необходимы меры более долгосрочного и стратегического характера. И акимат Мангистауской области прекрасно это понимает.
Дефицит преподавателей, например, это один из барьеров в улучшении качества образования. Следовательно, в элемент образовательной политики следует включить меры по подготовке кадров для региона. С 2006 года в Мангистауской области акимат осуществляет программу по подготовке работников социальной сферы. Ежегодно выделяются гранты для обучения мангистауских студентов в вузах Казахстана по педагогическим специальностям. В данное время – таких студентов 163. Эти студенты формируются из малоимущих семей.
Второе, это улучшение условий в школах Мангистауской области. По данным акимата, все учащиеся 1 – 4 классов обеспечиваются горячим питанием. Более того, в области проводятся регулярные курсы по повышению квалификации преподавателей. Все этого в итоге приводит к значительным достижениям в области качества образовательных учреждений.
Третье – увеличение финансирования образовательных учреждений. По словам акима Мангистауской области, финансирование образования с 2004 года увеличилось в три раза.
Выгода от удачных программ в образовании еще и в том, что это наиболее существенный фактор уменьшения бедности. Если создавать возможности для талантливых детей из малоимущих семей, то это, соответственно, приводит к улучшению их материального положения. То есть получается такое вот косвенное позитивное влияние. Более того, мангистауские власти получают благодарного гражданина. Ведь в этом и заключается успех любой региональной политики?
Ни одна стратегия не может быть удачно реализована при отсутствии хорошего менеджмента, ориентированного на достижение конкретных результатов в течение определенного срока. Видимо, помимо перечисленных выше факторов, мангистауцы могут похвастать наличием эффективных управленцев, которые осуществляют данные проекты. 
 
Артур Ахмет 
 

Комментарии

Я с Актау, в этом году мой сын закончил актаускую школу на Алтын белги, горжусь своим сыном. Он у меня поступает в КБТУ.
Мангистаусцы так держать! Молодцы! Вы пример для нас!