Сладкие и гадкие. Ч.2

Рубрика: 

 

     Юрия Михайловича Солозобова в Казахстане нынче знают многие. Особенно те, кто любит почитывать Казправду и посматривать Хабар. Уже одно упоминание этих инструментов агитпропа наводит на печальные мысли о том, что речь идет об одном из многих пиарщиков, которые не нашли себе применения в путинских реалиях, а вот у евразийского соседа вполне себе неплохо устроились. Но не все так просто.
С одной стороны, бренд Агентства Политических Новостей, это детище Станислава Белковского, который в 2005-2006 гг. находился в жесткой контре с Кремлем. Поэтому на apn.kz достаточно нервно реагировали в ведомстве Модеста Колерова, именно нынешний глава «Регнума» в те времена курировал линию отношений с СНГ и был крайне недоволен рождением «подказахского ресурса», который далеко не по всем позициям совпадал с таким замечательным детищем как Russians.kz, а скорее, напротив, системно расходился  в оценке, например, ситуации с русскоязычным населением РК. Появляется почти что ругательный термин - московское «лобби Ак Орды», в которое также входили Алексей Власов, Наталья Харитонова, Стас Притчин и некоторые другие эксперты, чьи статьи появляются на солозобовском ресурсе.
Однако, ЮМС оказался не так прост как это многим показалось. Освещение президентских выборов 2005 года, а затем печально известных событий вокруг убийства Алтынбека Сарсенбаева и его товарищей вывело ресурс Солозобова на передовые позиции в информационных войнах. И это, несмотря на то, что в Москве к этому моменту окопались многочисленные «рабочие группы» большинства казахстанских элитариев, в том числе Рахата Алиева, который, используя хорошее отношение к Дариге Нурсултане со стороны местных СМИ, мог опираться на лояльное отношение многих печатных российских изданий.
Многие из литературных находок Солозобова до сих пор имеют хождение в пиар-проспектах Ак Орды – «Казахстан как политическая машина времени», «Учиться у Казахстана надлежащим образом», «от духа Хельсинки к духу Астаны» и проч. ЮМС смог нащупать верную тональность общения с чиновниками на левом берегу – без тупого и примитивного пиара, но с элементами экзотики - вроде «Назарбаев как новый де Голль».
Вообще 2006 год стал пиком интереса к казахстанской теме, с которым не может сравниться даже нынешняя вакханалия вокруг председательства Астаны в ОБСЕ. Сейчас уже мало кто помнит, что весной 2006 года на первой кнопке российского ТВ произошло совсем уж невообразимое событие – был показан митинг местной оппозиции с протестом против действий властей вокруг дела Алтынбека Сарсенбаева. Ни до, ни после этого подобных шагов Кремль не допускал.
К осени 2006 г. Apn.kz достиг пика своей популярности, причем его активно цитировали не только российские издания, но и популярные казахстанские ресурсы, такие как Навигатор и Диалог. Негативное восприятие пропагандистских находок ЮСМ со стороны ряда российских востоковедов, например, А. Собянина никак репутационно не влияло на позиции информационного ресурса.
Но в конце 2006 года система распалась. Судя по всему, финансирование проекта было прекращено, но по каким причинам, так и не ясно. Возможно, что этот шаг был связан с приходом в Россию нового посла Нуртая Абыкаева, который, надо отдать ему должное активно работал с российскими структурами и стремился многие линии экспертной и пропагандистской работы замкнуть на себя.
В любом случае, господин Солозобов остался едва ли не единственным российским политологом, который был удостоен личного общения с Нурсултаном Назарбаевым. Это, конечно, большое доверие, но и определенный риск, в условиях предельно субъективированной и жестко конкурентной системы отношений внутри казахстанской элиты. Можно быть «внешним пропагандистом» - и к тебе будут относиться снисходительно лояльно, но внутрь системы лучше не заходить – ибо ты становишься частью этой конкурентной среды.
Продолжение следует...
Талгат Адилов

Комментарии