Споры о модернизации. Казахстанский контекст.

Сегодня Центра актуальных исследований "Альтернатива" проводит научно-практическую конференцию "Особенности политической модернизации в процессе реализации стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года".


Интерес в казахстанском экспертном сообществе к проблемам модернизационного проекта на постсоветском пространстве и в Казахстане, в частности, исключительно велик. Ни для кого не секрет, что сейчас это главная тема дня. Вопрос только в том, через какие именно механизмы раскрывается содержание этого понятия. И, безусловно, главный интерес экспертов будет связан с вопросами соотношения политической и экономической модернизации, проблемами механизмов, с помощью которых будет происходить обновление казахстанского общества.
Пока что эта тема воспринимается в большей степени как имиджевый проект, нежели как реальный разговор о том, с чего начать. И почему, собственно говоря, обсуждение модернизационного проекта идет с прицелом на 2020 год, а не, предположим, в рамках Стратегии-2030.
Но это уже совсем другой вопрос, связанный с внутренними точками противоречий между теми, кто формирует актуальную повестку дня для Ак Орды. И тут, кстати, очень хорошо видно, что возникает некое методологическое противоречие между ссылками на Программу-2020 и Стратегией-2030. В русле этих аппаратных игр реальное содержание модернизационного проекта начинает подменяться общими фразами, столь свойственным лексикону наших чиновников, которые с успехом освоили модный политический слэнг, но не очень хорошо ориентируются в тех ситуациях, когда нужно пояснить, а что же это все значит.
Видимо, есть надежда, что функцию "генеральных толкователей" с успехом могут выполнить эксперты. Правда, в отличие от Украины и России, мэтров изучения модернизации на казахстанской почве пока что не появилось. Но может быть как раз на этой конференции и станет ясно, кто станет выполнять функцию степного Иноземцева.
На мой взгляд, главная проблема, которая сейчас стоит перед казахстанским обществом - это проблема сочетания политической и экономической модернизации. Слишком заметно, что модернизация воспринимается, прежде всего, как экономический проект - диверсификация, новые технологии, повышение качества человеческого капитала. Но, в то же время, вопрос о границах политических реформ по-прежнему никто не снимал с повестки дня. И в принципе тему можно актуализировать иным способом, допустим, сформулировав лозунг о взаимодполняемости этих двух процессов.
Другой вопрос, насколько экспертное сообщество к такому развороту темы. Допустим, тот же руководитель "Альтернативы" Андрей Чеботарев в своих статьях неоднократно сетовал на отсутствие реальных подвижек в секторе политической конкуренции. Но рецептов "излечения" от этой болезни фактически им не предлагалось.
Это означает, что с определенной опаской воспринимается сама мысль о том, что модернизация это, прежде всего, политическое реформирование, а уже потом движение к более высоким экономическим стандартам. Общество нужно и можно готовить к переменам, дело за малым - чтобы сами властители дум ясно представляли логику пути, который еще предстоит пройти.


Талгат АДИЛОВ

Комментарии

Уважаемый господин Адилов! Начиная с 1997 года, я участвовал в рамках разных государственных и общественных структур в разработке всевозможных программ и концепций, где излагал свою позицию относительно мер по реформированию политической системе страны и ее различных составляющих (законодательная власть, избирательная система, партийное строительство, местное самоуправление и т.д.). И, кстати, данную работу продолжаю выполнять до сих пор. Так что своих "рецептов "излечения" у меня предостаточно. С уважением, Андрей Чеботарев
Уважаемый господин Адилов! Начиная с 1997 года, я участвовал в рамках разных государственных и общественных структур в разработке всевозможных программ и концепций, где излагал свою позицию относительно мер по реформированию политической системе страны и ее различных составляющих (законодательная власть, избирательная система, партийное строительство, местное самоуправление и т.д.). И, кстати, данную работу продолжаю выполнять до сих пор. Так что своих "рецептов "излечения" у меня предостаточно. С уважением, Андрей Чеботарев
Уважаемый господин Адилов! Начиная с 1997 года, я участвовал в рамках разных государственных и общественных структур в разработке всевозможных программ и концепций, где излагал свою позицию относительно мер по реформированию политической системе страны и ее различных составляющих (законодательная власть, избирательная система, партийное строительство, местное самоуправление и т.д.). И, кстати, данную работу продолжаю выполнять до сих пор. Так что своих "рецептов "излечения" у меня предостаточно. С уважением, Андрей Чеботарев
ДА все нормально будет. Чай сейчас нормально все идет. Так и будет все идти нормально. Экономика крепчает. Полит система тоже на месте не стоит. просто на все время надо.
ОЙ ли время... Ну в принципе да... Время. С другой стороны - это опять же ждать. Понятно что ждать придется. Но не хочется ж. Надо все и сразу.
Ребят, статья интересная. Но все должно решаться постепенно. Это иежу понятно.
Видимо, есть надежда, что функцию "генеральных толкователей" с успехом могут выполнить эксперты. Правда, в отличие от Украины и России, мэтров изучения модернизации на казахстанской почве пока что не появилось. Ну в общем в этом смысле тут у нас умных людей хватает. Политологи есть. И это заслуга доьротного управления.
К тому же что-либо доказывать соседям - на это не чему. Ибо у нас и так все нормальо. Мы-т старшее поколение то знаем. Есть кончно проблемы, но они вполне решаемы и решаются.
Хотя кнечно было бы неплохо? если бы место проностика по политическим вопросам занял молодой - было бы очень перспективно. И позитивно.
дело за малым - чтобы сами властители дум ясно представляли логику пути, который еще предстоит пройти. Как-то некультурно написано.. Можно подумать, что не понимают. Но вроде бы к этому нет никаких оснований.