Казахстанская наука о социуме: кара и награда. Взгляд потребителя социологической информации

Доклад Ерлана СЕЙТИМОВА на конференции «СМИ и социология: проблемы отражения реальности» (29.04.2011), организованного общественно-политическим журналом «Правила игры» совместно с Общественным фондом «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта в Казахстане.


Сама тема настоящей конференции указывает на главную проблему казахстанской (а судя по последним международным событиям, не только казахстанской) социологии: информация о развитии общества, какие в нем идут процессы, экстраполяция этих процессов, возможные угрозы и так далее, то есть, та информация, которую ждет и получает через СМИ потребитель социологической аналитики, не всегда и не вполне соответствует реальному положению вещей.
Конечно, о проблемах и тенденциях в развитии казахстанской социологии лучше всего расскажут сами специалисты этой науки, здесь же мне бы хотелось представить некоторый взгляд потребителя социологической информации на то, как преподносится «наука об обществе» через СМИ.
Общее скептическое отношение к социологии, как науке и особенно, к нашим аналитическим организациям, которые публично представляют и комментируют свои исследования, можно выразить расхожим выражением, которое часто пишут в комментариях к социологическим материалам в Интернете: «Социология – точная наука, сколько заплатишь, столько и получишь». Что касается обвинений в заказном характере социологических исследований, то, скорее всего, это не всегда соответствует действительности, но необходимо отметить, что способ подачи результата исследований очень часто вызывает вопросы. Например, вдруг, социологическая компания на пресс-конференции представляет результаты своего опроса: оказывается, работу правительства поддерживает подавляющее большинство населения, 70%-80%. Сразу возникает вопрос, и не один: кто финансировал этот опрос, почему именно эту компанию интересует отношение народа к правительству, почему именно сейчас, и, если бы, поддержка народа была минимальной, например, 20%-30%, были бы результаты оглашены так же публично? Ответ, что компания производила свое отдельное исследование, а эти вопросы были просто дополнительно включены в анкету, вызывает только дополнительные вопросы. Да, в России такие замеры общественного отношения к различным актуальным вопросам часто публикуются, но их представляют компании, которые регулярно, на протяжении многих лет занимаются этим, всем известно, кто их учредители, часто это бывают авторитетные зарубежные фонды, что заметно снижает уровень скептицизма потребителей такой информации.
В бизнесе аналогичная работа с возражениями – это постоянная практика, маркетологи сами выискивают слабые места в продвижении своих продуктов, предугадывают и составляют неприятные вопросы, которые могут возникнуть у потребителя и готовят грамотные ответы, максимально снимающие скептицизм и возражения.
Я употребил в названии доклада слова «кара и награда» и как желание отметить негативные и положительные моменты в казахстанской социологии, и как цитату из названия работы основоположника американской социологии Питирима Сорокина.
Питирима Сорокина можно считать образцом пропаганды социологии в широких массах, его научные работы читаются увлекательно и захватывающе, как художественные произведения. Обращаясь же к нашей действительности, к подаче социологической информации в СМИ, хочется привести еще одну цитату, но уже из Ильфа и Петрова: «Скучно, девушки!». Аналитические материалы подаются сухо, однобоко, неинтересно, в массе своей это только результаты опросов, иногда кажется, что кроме опросов у социологов нет других инструментов.
На наших глазах началась и происходит коренной социальный и общественный перелом, но в СМИ нет точки зрения социолога, интересным и доступным языком объясняющая «что к чему». Пусть это будет даже неоднозначное мнение, хоть какой-то ориентир, с которым можно спорить, от которого можно отталкиваться. Философские, экономические, политологические взгляды, идеи и концепции, пытающиеся осмыслить казахстанскую действительность, встречаются, а вот социологических – не видно.
Результаты социологических замеров подаются без внятных комментариев, просто, как статистические таблицы, например: «35% опрошенных предпочитают груши, а 40% предпочитают яблоки». И все. Какие взаимосвязи, какие тенденции здесь проявляются, сколько процентов «груши околачивают», возможно ли с этим бороться и так далее – на эти многочисленные вопросы от чтения социологических таблиц, организаторы опросов не дают никакой аналитической информации, предпочитая простой констатирующий текст.
Хотелось бы отметить и пассивность наших социологов по актуальным общественным вопросам. Например, последнее время в СМИ активно обсуждается высокий уровень суицида в Казахстане, особенно, молодежного. Звучат прямые обвинения государства в создавшемся положении, в неправильной экономической и социальной политике, типа, «довели большевики страну до ручки» и так далее, хотя, общеизвестно, что проблема самоубийств, причинная зависимость суицида – это глубокая научная и, нерешенная по сегодняшний день, задача. Тут бы нашим социологам и снять напряженность, популярно объяснить через СМИ, что нет никакой корреляции между количеством самоубийств и степенью развития демократии или экономики в стране, и даже наоборот, высокий уровень суицида отмечается как раз в самых демократичных и развитых государствах. Но молчат спецы, хотя проблема, как раз по ведомству социологии.
Насколько социологические замеры соответствуют действительности, и насколько социологи профессионально выполняют свою работу, судить об этом могут специалисты или, в какой-то мере, их заказчики, но что явно видно потребителю социологической информации – это то, что в представлении результатов своих исследований в СМИ социологам не хватает маркетинговой подготовки, грамотного PR, оптимального копирайта. Далеко не будем ходить, название настоящей конференции более правильным будет: «Социология и СМИ», а не «СМИ и социология». Подтвердить это можно философскими категориями «сущность и явление»: как главная обсуждаемая нами сущность – социология, проявляется через СМИ. Более простой пример – «Ленин и печник», а не «Печник и Ленин». Кто-то может сказать, что это – незначащая мелочь, но возможно, что и значащая – из разряда «оттого что в кузнице не было гвоздя». Тем более, что речь идет о коммуникации между социологией и потребителем.
В общем, в работе со СМИ, с массовым потребителем, нашим социологам надо брать пример со своих бизнес-коллег – с маркетологов. Почему? Потому, что работа этих бизнес-социологов проверена на одних из самых объективных критериях – на деньгах и отношении покупателей-потребителей-клиентов.
Если все вышесказанное больше относилось к «каре» казахстанской социологии от потребителей социологической информации, то в заключение необходимо отметить и положительные моменты, своеобразную «награду»: то, что наша страна развивается без каких-либо заметных общественных (национальных, межэтнических, социальных) потрясений, потенциальные общественные конфликты, которые могли бы вызвать непредсказуемые последствия, например, «запрет на праворульные автомобили» и другие, грамотно разрешаются, это говорит о том, что государственная власть правильно заказывает и использует социологическую информацию.
Будем надеяться, что качество социологической информации «для СМИ», «через СМИ», для массового потребителя сравняется с качеством социологической информации «для служебного пользования».
 

Комментарии

Херня на постном масле. Нет никакого сопряжения между властью и социологами, точно так же как между властью и журналистикой (журиками)
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО - «Правда ли, что власть Казахстана вырыла своим гражданам братскую могилу под Алматы?» 1 мая в Алматы и Алматинской области произошло множество толчков землетрясения. Толчки продолжаются каждый день. В некоторых домах пошли трещины. Граждане напуганы, не знают, что делать, и ждут ответа властей относительно ряда вопросов: 1. Почему граждан не предупредили об опасности землетрясения и власти не предприняли никаких действий в этом направлении? Хотя возможность землетрясения была очевидной по волне, которая пошла по азиатской части материка. 2. Какие меры принимаются сейчас, чтобы обеспечить граждан в случае землетрясения? 3. Есть ли в Алматы запасы воды, еды, одежды, палаток, медикаментов и т.п. на случай катастрофы? Сколько их? И на какое количество граждан они запасены? 4. Куда выжившие граждане должны двигаться в случае разрушительного землетрясения с целью получения помощи? 5. Что власть предприняла, чтобы защитить и обеспечить своих граждан? 6. Почему нет инструкций по правилам поведения и другим вопросам, связанным с выживанием для граждан? 7. Что обещает власть в случае разрушительного землетрясения? Будет ли компенсация за разрушенное имущество и какова процедура восстановления документов, в случае их полной потери? 8. Почему в Алматы не проводятся как раньше учения по оповещению о возможности землетрясения? 9. Что предпринято для проведения спасательных работ? 10. Почему в Алматы не проводятся работы по укреплению сейсмоустойчивости многоквартирных домов? 11. Правда, что «в конце апреля акимат Алматы выделил земельный участок в 80 километрах от города вблизи села Караой для захоронения потенциальных жертв стихийного бедствия. Территория рассчитана на 300 тысяч человек»? Ваши ответы будут опубликованы в рассылке и на интернет-сайтах: www.ompk.org, www.centerspr.com и других. РОО «Общество молодых профессионалов»
Hi there, really nice job,There are many people searching about that now they will find enough sources by your tips, Generic Cialis,Careprost, Also looking forward for more tips about that
I say this post is really interesting! Got what you are trying to say here. Very impressive and really good information. Thanks for sharing. Eglenmek icin sohbet yap.
Amazing post! I initially found your blog a week or so ago, and I want to subscribe to your RSS feed.

interior design ideas | Kitchen Cabinet 

The North Face Jackets The North Face Denali Fleece Jackets The North Face Apex Bionic Jackets The North Face Waterproof Jackets The North Face 2 in 1 Jackets The North Face 3 in 1 Jackets The North Face Gore Tex Per Jackets The North Face Gore Tex Jackets The North Face Gore Tex Pro Jackets The North Face Realization Jackets The North Face Down Jackets The North Face Triclimate Jackets The North Face Windstopper Jackets The North Face Gore Tex waterproof Jackets The North Face Realization 3 in 1Jackets The North Face Nuptes Goose Down Jackets The North Face Down Parka Jackets The North Face Denali Kids Jackets The North Face Backpack The North Face Pants The North Face Shoes 2.The North Face Jackets The North Face Denali Fleece Jackets The North Face Apex Bionic Jackets The North Face Waterproof Jackets The North Face 2 in 1 Jackets The North Face 3 in 1 Jackets The North Face Gore Tex Per Jackets The North Face Gore Tex Jackets The North Face Gore Tex Pro Jackets The North Face Realization Jackets The North Face Down Jackets The North Face Triclimate Jackets The North Face Windstopper Jackets The North Face Gore Tex waterproof Jackets The North Face Realization 3 in 1Jackets The North Face Nuptes Goose Down Jackets The North Face Down Parka Jackets The North Face Denali Kids Jackets The North Face Backpack The North Face Pants The North Face Shoes 3.The North Face Jackets The North Face Denali Fleece Jackets The North Face Apex Bionic Jackets The North Face Waterproof Jackets The North Face 2 in 1 Jackets The North Face 3 in 1 Jackets The North Face Gore Tex Per Jackets The North Face Gore Tex Jackets The North Face Gore Tex Pro Jackets The North Face Realization Jackets The North Face Down Jackets The North Face Triclimate Jackets The North Face Windstopper Jackets The North Face Gore Tex waterproof Jackets The North Face Realization 3 in 1Jackets The North Face Nuptes Goose Down Jackets The North Face Down Parka Jackets The North Face Denali Kids Jackets The North Face Backpack The North Face Pants The North Face Shoes 4.The North Face Jackets The North Face Denali Fleece Jackets The North Face Apex Bionic Jackets The North Face Waterproof Jackets The North Face 2 in 1 Jackets The North Face 3 in 1 Jackets The North Face Gore Tex Per Jackets The North Face Gore Tex Jackets The North Face Gore Tex Pro Jackets The North Face Realization Jackets The North Face Down Jackets The North Face Triclimate Jackets The North Face Windstopper Jackets The North Face Gore Tex waterproof Jackets The North Face Realization 3 in 1Jackets The North Face Nuptes Goose Down Jackets The North Face Down Parka Jackets The North Face Denali Kids Jackets The North Face Backpack The North Face Pants The North Face Shoes 5.The North Face Jackets The North Face Denali Fleece Jackets The North Face Apex Bionic Jackets The North Face Waterproof Jackets The North Face 2 in 1 Jackets The North Face 3 in 1 Jackets The North Face Gore Tex Per Jackets The North Face Gore Tex Jackets The North Face Gore Tex Pro Jackets The North Face Realization Jackets The North Face Down Jackets The North Face Triclimate Jackets The North Face Windstopper Jackets The North Face Gore Tex waterproof Jackets The North Face Realization 3 in 1Jackets The North Face Nuptes Goose Down Jackets The North Face Down Parka Jackets The North Face Denali Kids Jackets The North Face Backpack The North Face Pants The North Face Shoes 6.The North Face Jackets The North Face Denali Fleece Jackets The North Face Apex Bionic Jackets The North Face Waterproof Jackets The North Face 2 in 1 Jackets The North Face 3 in 1 Jackets The North Face Gore Tex Per Jackets The North Face Gore Tex Jackets The North Face Gore Tex Pro Jackets The North Face Realization Jackets The North Face Down Jackets The North Face Triclimate Jackets The North Face Windstopper Jackets The North Face Gore Tex waterproof Jackets The North Face Realization 3 in 1Jackets The North Face Nuptes Goose Down Jackets The North Face Down Parka Jackets The North Face Denali Kids Jackets The North Face Backpack The North Face Pants The North Face Shoes 7. Canada Goose Expedition Parka Down Jackets Women Winte Coats Canada Goose Yorkville Parka Down Jackets Women Winte Coats Canada Goose Solaris Parka Down Jackets Women Winte Outlet Coats Canada Goose Trillium Parka Down Jackets Women Winte Outlet Sand Canada Goose Chilliwack Parka Down Jacket Canada Goose Montebello Parka Down Jackets Women Winter Outlet Coats Canada Goose Kids Expedition Parka Down Jackets Canada Goose Down Gloves In Dark 8. Canada Goose Expedition Parka Down Jackets Women Winte Coats Canada Goose Yorkville Parka Down Jackets Women Winte Coats Canada Goose Solaris Parka Down Jackets Women Winte Outlet Coats Canada Goose Trillium Parka Down Jackets Women Winte Outlet Sand Canada Goose Chilliwack Parka Down Jacket Canada Goose Montebello Parka Down Jackets Women Winter Outlet Coats Canada Goose Kids Expedition Parka Down Jackets Canada Goose Down Gloves In Dark
Fashion design is a time of a very strong work, need designers in a very short time, quickly capture, record designing idea.....cheap designer clothes

Great
loved it, will be waiting for your future posts
Thank you for sharing
careprost | tadacip

Interesting article steers Customs , well !!!