На одном языке. Предприниматели Мангистау предпочитают не утаивать свои проблемы

Полку представителей реального сектора экономики Мангистауской области прибыло. Благодаря поддержке социально-предпринимательской корпорации «Каспий», на днях был благополучно реализован проект создания на полуострове собственной авиакомпании созданной в строгом соответствии со всеми потребностями рынка авиаперевозок в регионе. И что особенно немаловажно - сам проект вполне оправдывает свое социальное предназначение, ведь помимо соблюдения стандартов эксплуатационной безопасности во время полета (что в принципе само собой разумеется), новая авиакомпания будет придерживаться политики максимально щадящих тарифов на свои услуги.


База у мангистауских авиаперевозчиков тоже соответствует требованиям времени. Как никак, в прошлом месяце международный аэропорт города Актау был признан победителем конкурса "Лучший аэропорт года стран СНГ" в номинации "Перспективно развивающийся аэропорт», выдержав жесткую конкурентную борьбу с более чем двадцатью претендентами из России и других стран СНГ. Так что, очередному социально ориентированному предпринимательскому проекту, пожалуй, остается пожелать только ясного неба и спокойных метеопрогнозов.
Ну а тем временем, на земле продолжается работа по поддержанию благоприятного климата для всего предпринимательского сообщества в целом. В этом месяце, под председательством акима области Крымбека Кушербаева в области прошло очередное расширенное совещание по вопросам развития предпринимательства, затем были аналогичные совещания на городских уровнях, и наконец, состоялись выездные заседания межведомственных комиссий по конкретным вопросам конкретных предприятий. Мероприятия с одной стороны вроде как дежурные и в чем -то даже традиционные. Но с другой , судя по тому, в каком «горячем» режиме они проходят, формальными их назвать явно нельзя. Вот и в этот раз на встречах были подняты наиболее больные и острые вопросы и искались пути разрешения тех проблем, которые становятся препонами в развитии малого и среднего бизнеса региона.
Вот, например, действующая в области государственная программа «Дорожная карта бизнеса- 2020». С момента ее старта прошел уже год, однако до сих пор, гладкой и беспроблемной ее реализацию назвать, как то не получалось. То ли заложенная в документе теория не совсем совпадала с практикой, то ли вмешались какие- то изначально непросчитанные субъективные факторы, однако должной отдачи от реализации этой программы пока не последовало.
Нет, с одной стороны, вроде как все в порядке. Если обратится к сухим статистическим данным, то и поводов для беспокойства как бы, не наблюдается. Ведь по состоянию на первое апреля текущего года продукции представителями малого и среднего бизнеса было произведено на 77,2 миллиарда тенге, сто уже в три раза больше по сравнению с прошлогодними показателями. Количество самих хозяйствующих субъектов также увеличилось на 14,7 % и составило 38 060 единиц. Вполне естественно, что и сама численность людей занятых в малом и среднем бизнесе возросла на 28,6%. Да и вроде как, по сравнению с 2010 годом кредитование субъектов малого и среднего бизнеса банками второго уровня увеличилось в 2,4 раза… Все это так. Но одной статистикой, увы, сыт не будешь, тем более что в ходе неформального общения выясняется что ситуация на самом деле отнюдь не такая благостная как можно было бы считать со стороны.
Проанализировав обстановку, первый заместитель акима области Аманкелди Айткулов прямо заявил о слабой активности предпринимательского сообщества в участии в государственных программах, казалось бы исключительно направленных на обеспечение различных форм поддержки малому и среднему бизнесу. Однако и предприниматели в ответ не остались в долгу, предъявив в свою очередь целый букет замечаний.
Так, по их мнению, программа , «Дорожная карта бизнеса» малоэффективна из за слабой проработки тех ключевых моментов, которые по сути являются топливом для локомотива бизнес- экономики. В частности, в документе абсолютно обойдены вниманием столь необходимые бизнесу консалтинговые услуги, без участия которых, нынче невозможно даже грамотно составить бизнес-план. И по словам самих предпринимателей, это одна из главных проблем, по которой они не спешат воспользоваться господдержкой. Если бы в программе было направление, которое помогало предпринимателям составлять эти планы, и давало бы возможность оценивать перспективы будущего развития их предприятий, то и проектов именно в малом и среднем бизнесе наверняка было намного больше. Во-вторых, программа по своей сути больше подходит все же для крупного бизнеса, что, впрочем, подтверждает и статистика свидетельствующая о том что на данный момент в программе участвуют лишь крупные предприятия –заводы, фабрики, цеха. А вот малому и среднему бизнесу отнюдь не нужны большие заемные средства, на которые дается ориентир и которые им предлагают брать. Да и расширение ради расширения, то же далеко не всегда целесообразно, как, впрочем, и увеличение персонала за счет экономистов, маркетологов и аналитиков работающих над стратегией развития небольшого ТОО. А те же банки, перед тем как одобрить или отклонить заявку на получение кредита требуют внушительный пакет документов, (в том числе и бизнес-планом на широкую перспективу ), и, вдобавок, закладывают в качестве гарантии изначальный взнос размером в 15% от стоимости реализуемого проекта. А если проект действительно большой? Ну, например строительство крупного объекта, только по предварительной смете обходящееся в несколько сот миллионов тенге. Как может себе позволить затеявший это строительство бизнесмен выдернуть достаточно немалую сумму из оборота, когда и так каждая тенгушка на счету?
Что ж, вопросы действительно не праздные. Однако, с другой стороны, они вряд ли могут носить обобщенный характер и по словам операторов программы в каждом случае надо разбираться сугубо индивидуально.
- Действительно, к нам часто приходят бизнесмены с гигантскими проектами. Но в ходе беседы выясняется, что у них на начальном этапе нет залогового имущества, отсутствует земельный участок, где можно воплотить предлагаемый проект - заявил директор регионального филиала АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по Мангистауской области, (то есть как раз таки главный оператор «Дорожной карты бизнеса»), Бауыржан Утепбаев - в этом случае мы обычно раздробить проект на несколько частей, которые можно реализовывать поэтапно, чем сразу взвалить на себя большую финансовую нагрузку, однако далеко не все с этим соглашаются и мечтают реализовать планы, на которые у них попросту не хватает сил и возможностей…
А вот по поводу консалтинга, вроде как взаимопонимание было найдено в полном объеме. После высказанных бизнесменами предложений о том, чтобы фонд «Даму» взял финансирование их услуг на себя, Бауыржан Утепбаев, проинформировал, что в настоящее время этот вопрос действительно прорабатывается, и планируется подписание договора с Управлением предпринимательства и промышленности по предоставлению сервисной поддержки целого ряда направлений, в том числе по подготовке бизнес-планов. Ну а заместитель начальника Управления предпринимательства и промышленности Венера Мустапаева предпочла рассчитывать ситуацию на несколько ходов вперед и сообщила о том что ее ведомством уже определяется список консалтинговых компаний, которые будут реально работать по «Дорожной карте бизнеса» и к которым будут предъявляться достаточно серьезные требования по квалификации, (так что угрозу того, что на рынок придут фирмы не отвечающие требованиям и стандартам, похоже, стараются нейтрализовать в зародыше).
Кстати, объективности ради, стоит заметить, что многие претензии высказывались и из за незнания тех или иных нововведений. Так, например, выяснилось что, к сожалению ,в том же Актау мало кто знает о том, что в городском отделе сельского хозяйства и ветеринарии есть программы, позволяющие финансово поддержать предпринимателей, занимающихся выращиванием сельхозпродукции. По словам начальника вышеназванного отдела, Аяна Медресинова, в этом году накануне весенних работ в акимат обратились всего четверо крестьян, выращивающих овощи, арбузы и дыни. А между тем городской бюджет готов возместить крестьянам половину стоимости затрат на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) и минеральных удобрений. К примеру, в прошлом году на 40,7 гектара было выделено более 400 тысяч тенге на частичное удешевление ГСМ и товарно-материальных ценностей, используемых на весенних полевых и уборочных работах. Так что мешает предпринимателям обращаться за помощью- слабая информированность? Если так, то областное и городское начальство всех уровней впредь намерено активизировать свои усилия буквально по всем направлениям. На этом моменте особо остановился и аким области Крымбек Кушербаев:
— Акиматам районов и городов, институтам развития и финансовым организациям необходимо активизировать работу по подготовке инвестиционных проектов к участию в государственных программах. Если требуется — напрямую работайте с предпринимателями, вовлекая их в реализацию предлагаемых ими же программ. А мы в этом вас поддержим…
В общем, можно констатировать, что процесс кон¬солидации государственно¬го и частного секторов по формированию благоприят¬ной экономической среды развивается не только формально, но и на деле. А это, кстати, является одним из немаловажных постулатов и действующей в стране программы форсированного индустриально- инновационного развития. Да , невзирая на определенные успехи, в целом не все пока обстоит абсолютно ровно и гладко. Но и приведенные примеры, на мой взгляд, отнюдь не случайны и достаточно ярко свидетельствуют о том, что разумный компромисс возможен лишь в условиях конструктивного диалога, к которому власти полуострова всегда готовы. А значит, и результат общей работы должен быть вполне адекватным.


Рафат БИКЧУРИН
 

Комментарии

А чо про забастовку и дургие ужасы нет инфы у вас? а?