Працювати разом

Украинские предприниматели видят в Мангистау одного из своих ключевых партнеров.


В конце прошлого года между Казахстаном и Украиной были подписаны ряд важных документов касающихся активизации торгово-экономического сотрудничества. Достаточно длинный перечень проектов объединенных под условным названием «Дорожная карта-3» охватывает практически все сферы экономики обеих государств - нефтегазовый сектор, атомную энергетику, транспорт и транзит, машиностроение, космос и агропромышленный комплекс. Кстати, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе встреч со своим украинским коллегой особо подчеркнул , что в нашей стране полным ходом реализуется Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, содержащая в себе немало крупных инвестиционных проектов, в том числе в перерабатывающем секторе. Так что в этой связи у деловых кругов явно открываются новые возможности и перспективы.
Слова казахстанского лидера явно не остались без внимания. И вот не так давно, в рамках развитие транзитно-транспортного сотрудничества (одного из самых приоритетных направлений казахстанско-украинских деловых взаимоотношений), украинская авиакомпания "Аэросвит" открывала прямое воздушное сообщение между Киевом и казахстанским Актау. А в прошлом месяце в Мангистаускую область с рабочим визитом прибыл посол Украины в Республике Казахстан Олег Демин.
Дипломаты, как известно люди не очень разговорчивые. Вот и глава украинской дипломатической миссии был достаточно лаконичен, сообщив лишь о том, что на встрече с руководством области предстоит обсудить некоторые нюансы предстоящего сотрудничества, в частности, в области энергетики, машиностроения, а также развития морского порта, в чем Украина имеет большой опыт. Так же, по словам посла, предметом обсуждения должны стать и интересы Казахстана в Украине, в части создания там совместных предприятий.
В общем, информация на первый взгляд была достаточно скудной. А ведь, меду тем, на деле все обстоит гораздо боле интересно. Для начала отметим, что активизация украинского интереса к казахстанскому Мангышлаку отнюдь не случайна. Далеко не все знают, что существует несколько межобластных партнерских программ свидетельствующих о том, что именно Мангистау многие украинские предприниматели рассматривают в качестве ключевого партнера в Центрально азиатском регионе. Например, подписаны договора об экономическом сотрудничестве между Черниговской и Львовской областями. Кстати, последний, вообще является частью инициированной президентом Нурсултаном Назарбаевым госпрограмма «Путь в Европу» ориентирующей казахтанский бизнес на европейские рынки. А близость Львова к границам Евросоюза позволяет более тесно сотрудничать в этом направлении. А созданный усилиями обеих сторон Торгово-инвестиционный центр «Украина – Казахстан» уже несколько лет активно содействует в реализации украинско-казахстанских инвестпроектов- в базе данных значатся уже более 500 таковых, к причем большинство из них могут заинтересовать инвесторов обеих сторон. Все строится по принципу взаимосвязанности- например в Мангистауской области добывают нефть и газ, а Украина занимается вопросами строительства нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк. Соответственно, вплотную встает вопрос о вопрос создания на Львовщине совместного предприятия транспортировке и переработке нефтепродуктов.
- Потенциал для развития сотрудничества с Мангистау очень большой - подчеркнул в свое время глава Львовской областной администрации Петр Олейник - Через территорию Львовской области идут нефтепроводы и газопроводы в Европу, здесь самое большое газохранилище в мире. Мы имеем хорошую тенденцию по иностранным инвестициям. Развивается легкая промышленность, машиностроение, электроника. За два года смогли стабилизировать промышленность, прирост – 80 процентов. Здесь прекрасная курортная зона, всемирно известный курорт Трускавец, так что мы можем обмениваться опытом с нашими возможными партнерами их курортной зоны Кендерли. В общем, будем працювати разом, или говоря по русски - работать сообща, ведь это может стать очень взаимовыгодным сотрудничеством…
Аналогичного мнения, похоже, придерживается и аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев. Так в частности, во время своей рабочей поездке на Украину, глава области обратил особое внимание на то, что в Львовской области находится один из самых больших в Европе военных аэродромов, который не используется уже более 10 лет. А ведь в рамках проекта «Земля-Море-Небо» его можно было бы использовать в качестве одного из пунктов переправки грузов из стран Запада в Казахстан, тем более что сам по себе аэропорт рассчитан на тяжелые, большегрузные самолеты. Интерес у акима области вызвала и продукция Дрогобитского завода по производству буровых коронок, являющихся ключевым элементом любого бурового комплекса и поэтому весьма востребованных у казахстанских нефтяников. Кстати есть прогресс и в налаживании сотрудничества по программе форсированного индустриально-инновационного развития. О свой готовности принести в нашу республику наработанные инновационные технологии заявило недавно руководство института биоколлоидной химии НАН Украины, уже наладившие контакты с рядом мангистауских ученых.
Впрочем, будем реалистами, и особо долгосрочные проекты пока оставим в покое. В конце концов, ведь помимо сугубо экономических соображений есть еще немало сложных политических нюансов межгосударственного уровня. Например, еще далеко не все ясно с проблемами таможенного характера. Весной этого года, президент Виктор Янукович заявил, что допускает участие Украины в Таможенном союзе в рамках ЕЭП в формате "3+1" ( и соответственно уровень партнерских отношений с тем же Казахстаном выйдет на новый уровень).Однако, ответственный секретарь таможенной комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев заявил, что сотрудничество в таком формате невозможно и Украина должна полноценно вступить в ТС. А в свою очередь, европейские политики настаивают, что, в случае вступления Украины в Таможенный союз, она не сможет присоединиться к зоне свободной торговли с Европейским Союзом…
И таких примеров политических разногласий, в конечном итоге тормозящих развитие партнерских взаимоотношений, можно, к сожалению ,приводить еще очень много.
Поэтому, если перефразировать известную поговорку- «бизнесмены предполагают, а политики располагают». И пока основные договоренности существуют в масштабах нефтегазовой и химической отраслей, а точнее о поставке оборудования, труб, возможности транспортировки нефти и газа, помощи в предоставлении украинских специалистов и подготовке казахстанских специалистов для нефтегазового сектора. Ну и еще о разработке Украиной нефтегазовых месторождений в Мангистауской области. Здесь стоит вспомнить, что заместитель председателя правления национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Александр Киселев не раз заявлял о планах по созданию с американской компанией Caspian Gas Corporation, правопреемницей American International Petroleum Corporation (AIPC), которая сейчас ведет разработку месторождения Шагырлы-Шомышты, совместного предприятия для разработки .Также актуальны вопросы сотрудничества в работе химического комплекса в Актау по выпуску минеральных удобрений.
В этой связи, кстати вспоминается еще одна пословица гласящая о том, что «не сразу сказка сказывается». Главное чтобы было желание развивать намеченную канву, а оно похоже есть как у бизнесменов украинских областей, так и предпринимателей Мангышлака. Не зря во время двухсторонних переговоров часто звучит историческая шутка о том, что первым послом Украины в Казахстан по сути был Тарас Шевченко, который в одном из поселков Мангистауской области на протяжении семи лет сочинил большую часть своих литературных произведений, а также написал около 100 картин, впоследствии вошедших в Мировой фонд культуры. Так что мол, традициям украинско-казахстанского сотрудничества на полуострове уже более 150 лет, и теперь уже нашему поколению предстоит приложить усилия чтобы они стали еще более глубокими и продуктивными.


Альфараби АСЛАНГЕРЕЕВ

Комментарии

Хохлы слабые партнеры для Мангистау...

Любые пратнеры хороши. Тем пче для Мангышлака!

Chanel shoes has been a haute name in fashion and cosmetics for decades. The company also creates replica Chanel and chanel women jewelry and has a single license -- for eyewear with Luxottica. Founder Gabrielle "Coco" Chanel opened her first boutique in 1913, touting designs known for simplicity. Coco died in 1971, and Chanel's style stagnated for years until Karl Lagerfeld took over the designs and revived the label by tapping a younger market. The company boasts more than 160 boutiques worldwide. Controlled by chairman Alain Wertheimer's family, Chanel also owns Chanel boots and Chanel on sale Eres and manages seven ateliers through Paraffection.