Итоги столичной недели: стабильность конфликтов и браслеты для мигрантов-нарушителей

Рубрика: 

В субботу на заседании Совета глав стран-участниц Содружества Независимых государств президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал коллег по СНГ усилить взаимодействие «в деле  укрепления стабильности и безопасности, наращивании усилий по совместному противодействию современным вызовам и угрозам». Призыв был воспринят весьма своеобразно: Армения и Азербайджан тут же начали выяснять отношения по вопросу дальнейшей судьбы Нагорного Карабаха. Тем самым проиллюстрировав правоту казахстанского лидера, который на открытии парламентской сессии в четверг заявил, что мир не сделал нужных выводов ни из последнего экономического кризиса, ни из очагов напряжения, вспыхивающих ныне повсеместно.

Заседание Совета в Таджикистане пришлось на двадцатилетие Содружества Независимых государств, которое, как напомнил Назарбаев, на заре формирования СНГ не критиковал только ленивый. «Было много мнений, что Содружество себя исчерпало, напрашивался вопрос о его расформировании, в то же время мы сохранили и укрепили традиционные отношения дружбы между нашими странами», - заявил казахстанский лидер. Признав, что в деятельности СНГ имеются «недостатки и трудные вопросы», Назарбаев подчеркнул, что «только непрерывный обмен мнениями и поиск совместных решений по актуальным вопросам СНГ являются наиболее эффективным и безальтернативным путем к достижению общих целей». «Особое значение в нынешних условиях приобретает взаимодействие наших стран в деле  укрепления стабильности и безопасности, наращивании усилий по совместному противодействию современным вызовам и угрозам», – подчеркнул президент Казахстана.

Словно решив продемонстрировать эти самые «недостатки и трудные вопросы», премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде и президент Армении Серж Саргсян устроили дискуссию по поводу Нагорного Карабаха. Если выяснять, как в детском саду, кто первый начал, то, с точки зрения Расизаде, это сделал Саргсян, который после того, как выступил азербайджанский премьер, напомнил собравшимся, что двадцать лет назад Нагорный Карабах провозгласил независимость от Азербайджана и «ценой крови завоевал свое право на независимое существование». Премьер-министр Азербайджана после этого взял слово во второй раз, заявив, что ему не хотелось бы омрачать юбилейное заседание, но президент Армении вынуждает его это сделать. «Внимательно слушая выступление, подумалось, может быть, прямо на юбилейном заседании глав государств проголосовать за независимость Нагорного Карабаха. Тогда зачем Минская группа (комиссия ОБСЕ, пытающаяся вместе с Россией в качестве посредника найти мирное решение этого конфликта), зачем другие инициативы? - сказал Расизаде. - Я считаю, что еще раз была продемонстрирована неконструктивная позиция Армении в вопросах урегулирования этого тяжелого и затяжного конфликта, но Азербайджан и дальше будет активно участвовать в Минской группе и поддерживать другие инициативы в надежде на мирное и справедливое решение этого вопроса в рамках международного права».

Комментировать эту стенограмму не самой лучшей части заседания Совета смысла нет. Всем и так ясно, что Минская группа едва ли преуспеет в кардинальном разрешении конфликта по Нагорному Карабаху в ближайшее время, и ее предназначение, по большому счету – сдерживать обе стороны от прямого вооруженного конфликта до тех пор, пока страны не смогут (читай – не захотят) договориться до чего-то сами. Свое отношение к этой перепалке остальным участникам заседания оставалось выразить только в заявлении, подводящем итоги двадцатилетней деятельности Содружества, указав в нем на необходимость мирного урегулирования конфликтов, тлеющих на территории СНГ. Под заявлением не значилась только подпись батьки Лукашенко, который на заседание не приехал, но, по словам министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова, вовсе не оттого, что Минск чем-то недоволен в СНГ. «Его нет, потому что он занят острыми вопросами, связанными с валютно-финансовыми регулированиями в Белоруссии», - пояснил Мартынов. Такое почтенное занятие, как расхлебывание собственной каши, заваренной много лет назад, похоже, удовлетворило в качестве объяснения всех остальных участников Содружества. Хотя совсем недавно, после неформального саммита ОДКБ в Астане, на который не приехал президент Узбекистана Ислам Каримов, Александр Григорьевич самолично призывал исключить из Организации двоешников, которые на уроки не ходят, прикрываясь кипящим борщом на собственной кухне…

Тут примером может служить президент России Дмитрий Медведев, на кухне которого в скором времени намечаются аж два кипящих борща – парламентские, а потом президентские выборы – на дегустации которых наверняка порезвятся от души наблюдатели от ОБСЕ. Однако ж Дмитрий Анатольевич, вместо того, чтобы тихо переживать предстоящий ушат критики в какой-нибудь кремлевском закутке, вышел со своей будущей бедой на люди, дабы найти заранее сочувствующих в борьбе с оплотом империализма. «Наблюдатели, которые направляются в рамках процедур БДИПЧ, как правило, эти делегации состоят из огромного количества людей, и международные наблюдатели, которые приезжают по линии ОБСЕ, порой откровенно демонстрируют политизированный подход к оценке подготовки и проведения выборов, этот подход, давайте не будем скрывать, очень часто основан на двойных стандартах», - заявил Медведев. В связи с чем предложил «укреплять роль соответствующей миссии наблюдателей от СНГ», заодно намекнув на «раздутость» составов делегаций наблюдателей от ОБСЕ на выборах в СНГ.  «В другие страны, где существуют определенные проблемы, делегации по линии БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) состоят из 10-15 человек, а к нам приезжает по 300-500 человек», - посетовал он.

В этой связи, по его мнению, «усиление роли соответствующих миссий от СНГ будет на пользу нашим странам и будет в лучшей степени способствовать укреплению демократии и всестороннего развития политических систем наших государств». По законам дипломатическо-протокольного иносказательного жанра Дмитрий Анатольевич так и не довел свою мысль до конца. Так что осталось неясным, что он имел в виду под «усилением» - раздувание штатов миссии от СНГ до размеров, позволяющих задушить миссию ОБСЕ не умением, так числом, или включение в миссию наблюдателей от Содружества Николая Валуева, Константина Цзю и Александра Поветкина, которые, наоборот, не числом, а умением смогут любой европейской немощи обосновать, что номер ее шестнадцатый и место ее – у избирательной урны. Или даже под ней, в зависимости от содержания отчета…

Возвращаясь к перепалке между Арменией и Азербайджаном, стоит вспомнить выступление Назарбаева на открытии парламентской сессии в четверг, где президент Казахстана с сожалением констатировал – дескать, мир не учится на ошибках мирового экономического и финансового кризиса, так что к нему в ближайшее время добавятся проблемы с массовыми беспорядками – в том числе, и в благополучных странах, голодом, активизацией террористов и нестабильностью мировой экономики. Все это вполне справедливо, только с той же степенью может относится и к Казахстану, как и ко всему миру: на это указывают как минимум два момента в выступлении самого Назарбаева. Сначала Нурсултан Абишевич упрекнул парламентариев в том, что те тормозят законы по регулированию деятельности банков, не позволяющих их владельцам относится к сбережениям вкладчиков как к своим карманным деньгам, а потом признал, что передача уголовно-исполнительной системы из МВД в минюст, чтобы понравиться мировому сообществу, была ошибкой.

«Уже год в парламенте рассматривается законопроект «О регулировании  банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков», с конца прошлого года продолжаются дискуссии вокруг закона «О проектном финансировании», - напомнил глава государства. - Я еще раз обращаю внимание на тревожную ситуацию в мировой финансовой системе, эти законопроекты содержат правовые гарантии всем потребителям финансовых услуг. Прошу ускорить принятие этих законов – мы же все с вами три года назад были свидетелями того, что случилось с нашей банковской системой: абсолютно либеральная банковская система, не контролируемая никем и ничем, привела к таким плачевным последствиям. С некоторыми банками до сих пор разбираемся. Банки, особенно БТА, стали сосредоточением мошенников и воров, самым банальным образом. Поэтому законопроекты, которые расставят все точки над «I», просто необходимы», - заключил президент. Безотносительно к тому, как кто относится к ситуации в БТА, депутаты, декларирующие верность действующему курсу, не должны тормозить законопроекты, которые курс считает ключевыми, если, конечно, не хотят, чтобы курс наступал на грабли БТА второй раз.

С передачей исправительной системы в минюст все вышло еще веселее – выяснилось, что это было сделано после того, как «нас все уговаривали во всем мире» это сделать. «И что мы получили? Полное безобразие, с мест лишения свободы КАМАЗами вывозят оружие, заточки, наркотики - все, что угодно. Мечети начали строить в местах пребывания заключенных. Полное безобразие», - сказал Назарбаев. Тут стоит заметить, что заточки в КамАЗах из мест лишения свободы вывозили и в советское время, так что, скорее всего, президент имел в виду немного другое – в системе МВД не было вооруженных бунтов и фактов самоподрывов заключенных. Правда, команда КУИС, включая рядовых контролеров, переходила из МВД в минюст, а теперь переходит обратно, а часовые на вышках с красными погонами – так и вовсе из подчинения МВД никогда не выходили. Так что сможет ли силовое ведомство преуспеть в наведении порядка в местах, не столь отдаленных с тем же составом – большой вопрос. Разве что в минюсте вздохнули с облегчением, скинув с себя это ярмо…

Между тем, отдельные ведомства с готовностью откликнулись на некоторые моменты президентского выступления в парламенте – стоило Нурсултану Абишевичу на открытии парламентской сессии помянуть угрозу незаконной миграции из соседних стран, как генпрокуратура предложила … надевать на выдворяемых из страны незаконных мигрантов электронные браслеты. «В целях усиления эффективности миграционного контроля за выдворенными иностранцами, предложено внедрить систему электронного наблюдения с помощью специальных браслетов, которые иностранцы должны снимать на границе, подтверждая факт выезда, - сказал на брифинге в четверг официальный представитель генпрокуратуры Жандос Умиралиев. - Эти меры позволят обеспечить фактическое их выдворение за пределы Казахстана с одновременным запретом во въезде в страну на 5 лет», - считает он.

Тут генпрокуратуру явно лукавый попутал – отследить фактическое выдворение иностранца в браслетах за пределы страны, конечно, можно, но кто сказал, что он, сдав браслеты на границе при выдворении, не сможет потом пять лет назад вернуться? Некоторые находчивые граждане Казахстана и России, к примеру, пользуются тем, что Украина свято соблюдает договоренность о пребывании граждан стран СНГ на своей территории до 90 суток без регистрации – на 89-й день своего пребывания на территории самостийной и незалежной они садятся на поезд, следующий в РФ или в Польшу, официально пересекают украинскую госграницу, после чего на первой же станции приобретают билет в обратном направлении – и спустя несколько часов или даже минут отчет 90 суток в отношении них начинается заново. То же самое касается браслетов, которые выдворяемые будут сдавать пограничникам – что после этого будет мешать им отойти на несколько метров от заставы и заново нарушить миграционное законодательство, прибавив к этому еще и нарушение госграницы? Вот если бы такого мигранта заинтересовать не снимать эти браслеты и после выдворения – например, украсив их стразами или снабдив бесплатным доступом в интернет – тогда компетентные органы не то, что в течение пяти лет – всю жизнь знали бы о местоположении меченых мигрантов.

В принципе, к такому же выводу подталкивает генпрокуратуру и один посетитель блога премьер-министра Карима Масимова, попросивший главу правительства инициировать норму закона о лишении казахстанского гражданства казахстанцев, вступающих в брак с иностранцами. «Граждане других государств всеми способами стремятся въехать в Казахстан и получить наше гражданство. Самый популярный способ – это брак с гражданином Казахстана. Многие алматинские девушки поставили это дело на поток. В Алматы уже тысячи китайцев таким образом получили гражданство. Предлагаю принять следующий закон: «Если гражданин Казахстана заключает брак с гражданином другой страны, то гражданин Казахстана автоматически теряет гражданство своей страны. Причем гражданин другой страны при этом гражданство Казахстана не получает». После принятия такого закона прекратится тихая экспансия в Казахстан из Китая, а также из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Кавказа», – цитирует посетителя блог-платформы «Экспресс-К». Если объединить его инициативу с инициативой генпрокуратуры, то таким брачующимся в алматинских ЗАГСах следует выдавать обручальные кольца с электронной начинкой, позволяющей отслеживать их местонахождение – если такая парочка такие кольца не снимет с пальцев в течении хотя бы года, значит, брак не был фиктивным, и молодых надо возвращать на родину, наделяя казахстанским гражданством, чтобы жили в любви и согласии под присмотром миграционных властей. Один позитивный момент в этом ноу-хау, безусловно, присутствует – жаждущий казахстанского гражданства иностранец (иностранка) просто вынуждены будут хранить супружескую верность до гробовой доски, дабы не потерять кольцо, а вместе с ним – и гражданство…

Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Комментарии

Итоги однозначны - власть просрала еще одну неделю. На одну неделю ближе к провалу. В АП кто-нибудь головой вообще думает?

пРедыдущему коментатору. Не двигайтесь, за вами уже выехала бригада патологоанатомов. 
Чуваки из АП

Спасибо очень интересно essay writer

информвативная стаття..очень полезная essay writing service