Связанные одной целью. Особенностью мангистауской индустриализации, является взаимосвязь всех новых объектов

Не так давно, в правительстве рассматривался целый ряд материалов посвященных проблемам регионального развития страны. Чем, на мой взгляд, интересны эти документы, так это многообразием представленных в них оценок и соответственно, определенной объективностью.

Так в частности, особое внимание специалистов и экспертов было уделено новой проблеме-  «возникшей несбалансированности хозяйственной структуры на местах, выражающееся в «утяжелении» структуры промышленности, вкупе с отсутствием диверсификации» (цитата из преамбулы отчета). То есть, несмотря на статистический рост числа новых предприятий, на деле существенного экономического  прорыва, почему то, отнюдь не происходит.
Ну а дальше, как и положено идет перечисление целого ряда факторов из- за которых собственно и происходит вышеизложенное прискорбное явление. Итак, в чем на взгляд авторов отчета  заключаются  причины количественно- качественной объектов регионального производства?  Ну, во первых потому, что большая часть из них по- прежнему носит сырьевой характер, во вторых из за нерациональной структуры экспорта,  в третьих по вине недолговечности и изношенности основных средств ( здесь на мой взгляд несколько странно - получается, что допустим новые заводы оборудованы  старыми станками ? –авт.), ну и так далее... Завершает длинный список из пятнадцати пунктов, как и положено, упоминание о неконтролируемой внутренней миграции и соответственно дефициту квалифицированного персонала по целому ряду востребованных отраслей.
В общем, диагноз вроде поставлен предметно и всеобъемлюще. А вот что же касается рекомендаций как положение исправлять, то здесь дело обстоит  гораздо скромнее. Есть и просто маловнятные  общие фразы, типа «повысить конкурентоспособность всех блоков хозяйственной деятельности путем расчета перспектив  их экономической эффективности », есть чуть более предметные  указания, например, об увеличении расходов на научно-технический потенциал, и наконец, предложено разработать более четкую схему контроля за реализацией программы форсировано-индустриального развития, которая в разных регионах судя по всему, воспринимается и  претворяется в жизнь мягко говоря по разному. Здесь, для убедительности дана соответствующая таблица, согласно которой, в частности видно, что несмотря на позитивные отчеты о вводе в строй новых производственных объектов, уровень безработицы допустим в Кызылординской, или Жамбылской областях, практически не снижается, в Карагандинской, Всоточно-Казахстанской, Акмолинской  и Алматинской практически  стабилен, а определенные тенденции к снижению присутствуют  в Западно- Казахстанской и особенно Мангистауской областях. Причем, особо отмечено, что если в Западно-Казахстанской этот показатель по прежнему касается лишь добывающего сектора, то Мангистауская область  дает более комплексный результат по целому ряду других позиций.
Ну что ж, в принципе ничего  сенсационного в представленных данных, пожалуй, нет. Ведь действительно, та же программа ФИИР даст свои результаты лишь при  сбалансированном внедрении ее во все отрасли хозяйствования, а это согласитесь,  требует какой то творческий подход, а не только стремление побыстрей отчитаться  по требуемому минимуму.
Кстати, на днях в Мангистау были подведены очередные промежуточные итоги реализации этой госпрограммы. По общему показателю, до конца года   там планируется запустить десять новых производств общей стоимостью более 84 миллиардов тенге. Для сравнения, в соседней Западно-Казахстанской области новых производств по программе запущено семь, а их инвестиционная стоимость колеблется в пределах 32 миллиардов тенге. Соответственно, различен и коэффициент потенциального трудоустройства. Если в ЗКО запланировано создание  порядка тысячи рабочих мест, то полуостров готов предоставить стабильную работу более чем трем тысячам человек. Ну а если все таки остановится более предметно, то мангистауская индустриализация текущего года, уже может  похвастаться пуском промышленного комплекса по производству морских металлоконструкций (где смогут трудиться порядка тысячи жителей области),плюс к этому, скоро вступает в строй  вторая очередь завода по производству предизолированных труб, и в самое ближайшее время (а точнее в октябре), запланировано долгожданное открытие новой железнодорожной магистрали «Узень-государственная граница с Туркменистаном».
По данным областного акимата, на сегодняшний день уже уложено сто сорок шесть километров рельсов и  полным ходом идет оборудование станций и разъездов. Параллельно с этим, в Жанаозене и на станции Болашак строятся производственные объекты железнодорожников и объекты социальной инфраструктуры. Кроме того, на протяжении всего пути уже проведена электроэнергия и сейчас ведётся строительство магистрального водопровода, где смонтировано 135 километров труб. Так что, судя по всему, никаких неприятных сюрпризов с переносам открытия не случится, а про то какие возможности открывает  новая ветка для развития транспортного коридора области, детально говорить, наверное, будет излишне.
Что же до более долгосрочных перспектив, то   вполне очевидно, что весьма повышенное внимание как со стороны  простых мангистаусцев, так и представителей подавляющего большинства других регионов страны, приковано к такому без всякого преувеличения  стратегическому объекту как битумный завод. И здесь дело далеко не в том, сколько конкретно человек будет на нем работать. Главное, что это предприятие даст возможность стремительного развития дорожного строительства в стране и позволит обеспечить отрасль отечественным битумом произведенным из сырья нефтяного месторождения «Каражанбас». Годовая потребность республики составляет порядка 280 тысяч тонн битума, а проектная мощность завода рассчитана  на 420 тысяч тонн. Так что наконец удастся не только завершить большинство дорожных работ, ( для самого Мангистау это очень актуальный вопрос), но и открыть принципиально новую экспортную линию  сразу в нескольких направлениях – по уже упомянутой новой железной дороги и через морпорт Актау , который, как известно, в настоящее время активно расширяется в северном направлении. Кстати, с процессом реализации портового проекта на днях ознакомился министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев, который, в частности,  подтвердил,   что строительство  трех сухогрузных причалов со вспомогательной инфраструктурой порта производится четко по графику , а  работы по возведению гидротехнического сооружения «Волнолом» полностью завершены  и в эти дни начата приемка построенного объекта рабочей комиссией. То же самое касается и практически завершенного строительства газоналивного терминала, по которому порядка 120 тысяч тонн  сжиженный пропан-бутана будет экспортироваться в Польшу и Турцию.
В принципе, рассказывать о ходе строительства тех или иных объектов можно было бы еще довольно долго. Однако, сейчас речь идет не столько о них самих, сколько о выверенной взаимосвязанной цепочке которая впоследствии дает все новые и новые импульсы развития. То есть в конечном итоге о той производственной сбалансированности, которая и должна браться за основу в любых долгоиграющих проектах. А это, по сути, и есть тот государственный подход,  когда стимулирование одного производства означает автоматический толчок для целого ряда других, как сопутствующих непосредственно, так и включающихся в общий процесс циклично. Поэтому, наверно, и  мониторинг развития Мангистау в самых разносторонних исследованиях (причем как на правительственном, так и на негосударственном уровне),  показывает именно тот результат, к которому собственно говоря, и надо было стремится.

Батыр АЛЕКПЕРОВ

Комментарии

Недавно была в Актау в командировке, так мне очень понравился город, такой чистый, красивый, словно я попала в американский городок, хотелось бы еще раз побывать там. Районы области тоже в отличном состоянии, не то что в других регионах, а еще мне больше всего понравилось что все казаханизированно :-)  (если можно так сказать) Акимату области, в особенности акиму области большое уважение от меня за благое дело! Да будет у него все хорошо!

Ну а дальше, как и положено идет перечисление целого ряда факторов из- за которых собственно и происходит вышеизложенное прискорбное явление.Uggs Outlet||http://www.uggsoutletuk-online.com