Мангистау - магнит для инвестиций

В марте нынешнего года на третьем международном смотре-конкурсе "Лучший город СНГ и ЕврАзЭС" областной центр Мангистауского региона – город Актау был признан лучшим городом Содружества по привлечению инвестиций. В этом соревновании оценивались не сами города, а практика решения проблем социально-экономического развития. Актау стал победителем в номинации "За организацию привлечения инвестиций". Члены жюри признали Актау самым привлекательным городом для ведения бизнеса. Помимо этого, в прошлом году область заняла первое место в республике по динамике социально-экономического развития. Показательной в этом плане получилась и прошедшая в начале ноября этого года шестая региональная выставка "Нефть, газ и инфраструктура Мангистау". В Актау съехались представители 70 ведущих мировых и казахстанских компаний, занимающихся добычей нефти и изготовлением оборудования для нефтегазового сектора.
Куда предпочитают вкладывать деньги инвесторы, и какие результаты они дают? Об этом нашему корерпонденту  рассказал заместитель акима Мангистауской области Алихан КРАУБАЕВ.

По объёму инвестиций на душу населения Мангистауская область находится на второй позиции среди регионов республики и в 2,5 раза превышает средний республиканский показатель. Каким образом удалось добиться таких впечатляющих результатов?
– Для начала хотелось бы отметить, что в 2010 году в экономику региона было привлечено 2,5 миллиарда долларов инвестиций. В этом году мы ожидаем порядка 3,5 миллиарда долларов. Уже сейчас, то есть по итогам 10 месяцев, объём инвестиций на душу населения составляет $3,5 тыс. при среднереспубликанском объёме $1,5 тыс., и это второй показатель по республике.
Добиться таких результатов удалось прежде всего благодаря либеральному инвестиционному режиму, который обеспечивает доступ иностранным инвесторам практически во все привлекательные секторы экономики. И с каждым годом интерес к нашему региону со стороны иностранных инвесторов растёт.
Так, за последние пять лет количество предприятий с участием иностранного капитала увеличилось в 1,5 раза (в 2006 году – 168 юридических лиц, в 2011 году – 237).
В прошлом году, как известно, в Казахстане стартовала новая государственная Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Несомненно, что это тоже один из инструментов по привлечению инвестиций в регион. Какие первые результаты реализации программы в Мангистауском регионе?
– В рамках ФИИР в Карту индустриализации страны по нашему региону включен 31 проект общей стоимостью $4,2 млрд., в том числе 8 проектов – в республиканскую Карту индустриализации, 23 проекта – в региональную Карту индустриализации. Один проект запущен в июле текущего года – это промышленный комплекс по производству морских металлоконструкций ТОО "Казахстан Каспиан Оффшор Индастриз".
Реализация ещё девяти планируется до конца года. Кроме этого, ведётся реализация ещё 6 новых индустриальных проектов.
В Мангистау довольно успешно действует СЭЗ "Морпорт Актау". Что даёт для экономики региона разработка этой зоны?
– На сегодня СЭЗ "Морпорт Актау" является одним из основных инструментов диверсификации региональной экономики. Об интенсивности её развития свидетельствует тот факт, что за последние три года указом президента страны территория СЭЗ расширена в 9 раз – с 227 до 2000 гектаров, срок её действия продлён до 2028 года. Для повышения инвестиционной привлекательности территория СЭЗ обеспечивается всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Эти обязательства взяло на себя государство. За последние три года в это вложено 30 млн. долларов бюджетных инвестиций.
Сегодня здесь реализуется 14 инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. И все они достаточно разноплановые. Например, это завод по производству предизолированных труб (ТОО "Актауполимер") проектной мощностью 432 тысячи погонных метров в год; монтажный комплекс ТОО "TESCO", который после запуска планирует изготавливать до 700 офшорных контейнеров ежегодно. Ещё два новых производства – фармацевтический комплекс по выпуску жидких лекарственных форм и изделий медицинского назначения (ТОО "Медикал Фарм "Ча-Кур") и завод по производству планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов (ТОО "Caspiy Electronics") находятся на стадии завершения.
На подступе ещё 11 проектов. К примеру, в этом году ТОО "Караойкурылыс" приступило к строительству сразу трёх заводов: железобетонных изделий, металлоконструкций, а также мини-завода по производству и монтажу строительных светопрозрачных конструкций.
Весьма перспективные и масштабные проекты реализуют ТОО "Aktau Tradе Company" и ТОО "Казахстанский лифтостроительный завод". Первая компания планирует производить воздушные и масляные фильтры, а вторая – это лифтостроительный завод проектной мощностью 1000 лифтов в год.
Кроме этого, до конца года начнётся строительство завода по изготовлению пенобетона и изделий из него.
Более того, на сегодня уже подписан контракт об инвестиционной деятельности с ТОО "Механический завод DECAS". Эта компания планирует разместить на территории СЭЗ производство по выпуску механического оборудования: клапаны, регуляторы, уровнемеры и приборы управления арматуры. Стоимость проекта составляет 2,2 млн. долларов.
В дополнение к данным проектам предварительный анализ прошли такие проекты, как строительство мини-завода по переработке нефти и нефтесодержащих отходов от ТОО "ХакоОйл". Сейчас проектируется распределительно-перевалочный нефтяной комплекс компании "Хазар Сервис". Думаю, нет необходимости говорить, насколько важным для нашего региона является этот проект. В рамках его реализации будет построен нефтеналивной терминал для предоставления услуг по приёму с железнодорожных составов нефти, хранения её в резервуарах, наливу трёх сортов нефти в танкера, а также приёму двух сортов нефтепродуктов с танкеров, наливу нефтепродуктов в железнодорожные цистерны и бункеровка танкеров дизельным топливом. Что касается социального направления, то с вводом нефтяного комплекса будет трудоустроено 260 человек.
Здесь, к слову, отмечу, что не менее социально значимым является строительство компанией ТОО "Дос Марин" завода металлических конструкций. В рамках реализации этого проекта будет создано 1892 новых рабочих места.
Компанией-оператором по управлению СЭЗ "Морпорт Актау" является нацкомпания "Социально-предпринимательская корпорация "Каспий".
В этом году компанией начата реализация проекта по созданию новой субзоны СЭЗ на территории станции Болашак железнодорожной линии Узень – государственная граница с Туркменистаном, где планируется создать международный центр приграничного сотрудничества.
Как мы понимаем, на АО "СПК "Каспий" возложены значительные функции по улучшению инвестиционного имиджа региона. А какие ещё проекты реализуются этой компанией?
– На сегодня компанией реализуются также проекты по организации базы отдыха в местности Кендерли, по предоставлению телекоммуникационных услуг повышенного качества на территории Мангистауской области (беспроводной Интернет на основе технологий Mobile WiMAX четвёртого поколения и др.).
В текущем году СПК "Каспий" начала реализацию масштабного проекта по строительству нового города Актау-сити. Там в первой половине следующего года будет введена в эксплуатацию первая очередь микрорайона "Акку".
Кроме того, в рамках госпрограммы развития жилищного строительства развиваются жилые микрорайоны "Шыгыс-1" и "Шыгыс-2" города Актау. В частности, СПК "Каспий" ведёт строительство инженерной инфраструктуры на участках, отведённых под строительство индивидуального жилья.
В целом компанией ведётся комплексная работа по реализации всех направлений интегрированного инвестиционного мега-проекта "Земля – Море – Небо". Этот проект разработан при участии агентства международного сотрудничества правительства Японии JICA, он объединил приоритетные векторы развития экономики региона в целях её диверсификации и модернизации, увеличения притока иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики.
Между тем, без развития транспортной инфраструктуры невозможно и развитие региона. Какая работа ведётся в этом направлении?
– У нас сейчас продолжается развитие морских портов – Актау, Курык, Баутино и Сарытас – в качестве баз поддержки морских операций. На концессионной основе завершено строительство пассажирского терминала международного аэропорта Актау с реконструкцией взлётно-посадочной полосы. На сегодня по объёму пассажироперевозок наш аэропорт входит в тройку крупнейших в Казахстане наряду с аэропортами городов Астана и Алма-Ата.
В рамках достигнутых договорённостей с Ираном, Россией и Туркменистаном завершено строительство казахстанского участка железнодорожной линии Узень – государственная граница с Туркменистаном, которая открывает возможности развития международного транспортного коридора "Север – Юг".
В целях создания нового железнодорожного соединения для сокращения расстояния существующего маршрута ТРАСЕКА по коридору "Восток – Запад" ведётся работа по реализации проекта строительства железнодорожной линии Жезказган – Бейнеу.
Начаты работы по реконструкции автомобильной дороги Жетыбай – Жанаозен – граница с Туркменистаном и участка Бейнеу – Актау автомобильной дороги Атырау – Актау.

«МК» - в КАЗАХСТАНЕ»