Политически вредительский техосмотр

«Глупость – дар божий, но не следует им злоупотреблять».
Отто фон Бисмарк

Проходящий сейчас в Казахстане техосмотр для автомобилей может принести власти не меньший вред, чем события в Жанаозене. Никто из автовладельцев не верит, что вступившее в силу ужесточение технических требований продиктовано соображениями безопасности на дорогах. Люди, по крайней мере в Алматы, убеждены: «большие люди» освобождают дороги от машин бедняков, чтобы им было комфортнее на трассах. Попутно обогащаются аффилированные с властью СТО и сервисные центры. Необходимо срочно «осаживать» запущенный процесс, пока он не привел к крайне негативным последствиям.

Мы не будем оригинальны, если сообщим, что ко всем инициативам властей, связанным с деньгами и автомобилями население априори относится с недоверием, подозревая в коррупционном интересе. Последняя ситуация с техосмотром не стала исключением. Начнем с того, сто самих станций обязательного технического осмотра (СОТО) катастрофически мало. Достаточно сказать, что в Караганде или Талдыкоргане было только по одной СОТО, получившей необходимую лицензию.
Опустим бюрократические моменты, когда работники некоторых станций обязательного технического осмотра требовали, чтобы автовладельцы предъявляли справку из налогового управления по месту прописки хозяина машины об отсутствии задолженности и уплате налога на транспорт. Пресс-служба министерства транспорта и коммуникаций сообщила, что достаточно квитанции об оплате только в тот момент, когда на СОТО уже стоял мат-перемат. Вроде бы и госпошлину отменили, но проще процедура никак не стала.  
Порядка 30% машин не могут пройти техосмотр с первого раза. Раньше данная цифра колебалась в коридоре 5-7%. В памяти еще свежи журналистские «приколы» в прежние техосмотры, когда они брали автомобиль из салона и тот не мог без взятки пройти техосмотр, а на том же пункте самодвижущееся ржавое ведро с болтами за соответствующую мзду без проблем проходило все процедуры.
Теперь автовладельцу выписывается список неполадок, которые он должен устранить. Человек приезжает и показывает машину, а ему заявляют, что шаровая у него плохая. «Какая плохая, мне ее вчера на СТО поменяли!» – «Вам плохую поставили, надо было на этом СТО менять!» Излишне добавлять, что настоятельно рекомендуемое автовладельцу СТО своими ценами от обычного отличается в разы.
В мегаполисе стоимость обязательного технического осмотра легкового автомобиля варьируется от 3 до 6,5 тысяч тенге. За среднюю цифру можно взять 5 тыс. Для людей, которые считают каждую копейку при заправке и прочих расходах на четырехколесного друга – это деньги. А если хозяин не успевает устранить выявленные неполадки за 10 дней – тогда надо платить по новой. А докапываются не только по реально стоящим поводам вроде лысой резины, но и до сколов на бампере, что как ни крути больше на беспредел похоже, чем на заботу о безопасности дорожного движения.
А по Алматы ползут и ширятся слухи, что все это заговор «крутиков» против народа. «Большим мужчинам» и их бесконечным токалкам на супердорогих автомобилях тесно на одних дорогах с массовым автовладельцем. «Порш» не может разогнаться до кондиций, ради которых по идее и покупают такого стального коня, а при аварии с представителя народа трудно взыскать сумму, покрывающую ремонт роскошного авто. В среде автовладельцев невозможно продвигать контраргументы типа того, что часть действительно неисправных автомашин лучше бы убрать с дорог для общей безопасности. В ответ только злобное шипение явно классового происхождения и классическая формула, в которой власть ничего не делает для народа, а только лишь бы ему нарочно навредить.
Часть владельцев машин с «пограничным» состоянием, которые можно с равными основаниями как ставить на вечный прикол, так и выпускать на дорогу, не может их лишиться из экономических соображений. Одни с помощью автомобилей зарабатывают себе на жизнь, для других вопрос выживания лежит в возможности добраться до места работы. Общественный транспорт с 21-го часа фактически сворачивает свою работу, а что делать человеку, у которого рабочий день заканчивается в это время? Алматинское метро так и остается в разряде городского аттракциона. У него даже маршрут проложен из никуда в никуда и никак не соотнесен с такими точками как спальные районы и деловой центр. В час пик ни в один автобус легко забраться просто невозможно.
Ужесточение правил техосмотра по своему разрушительному эффекту в чем-то похоже на конфликт с владельцами праворульных автомобилей. Жители Казахстана не склонны выходить на акции протеста, если дело касается выборности акимов или нарушений на избирательных участках. Совсем другое дело, когда затрагиваются вопросы  их собственности. Те же владельцы праворульных автомобилей в свое время организовались в силу, с которой власти пришлось считаться, за стремительно короткий срок. Или вспомним баталии, которые происходили между владельцами земельных участков и теми, кто изымал их по грабительским ценам «для государственных нужд». Огромных усилий от властей потребовало разрешение ситуации с обманутыми дольщиками.
Или возьмем ситуацию с арендой жилья. Человек приехал в Алматы из провинции, потому что в месте его прежнего проживания элементарно нет работы. В городе арендовать жилье ему дорого, поэтому снимает комнату с удобствами во дворе в области, а в качестве транспортного средства использует самоходную колымагу. По деньгам получается дешевле, чем снимать квартиру в южной столице. С новыми требованиями техосмотра машина такого человека его просто не пройдет. Что ему делать? А ведь таких людей не мало и это только однна из категорий пострадавших.
Суровый техосмотр никак не подкреплен другими системными мерами. Мы сейчас говорим о гололеде на трассах, открытых люках, вырытых и неогороженных ямах, которые надежно деформируют весь автомобильный парк городов. В итоге получается много лишнего и мало нужного. По идее, норма о том, что казахстанские СОТО будут нести ответственность за ДТП из-за технически неисправных автомобилей – правильная. Но опять вернемся к сколам на бампере – они какое отношение имеют к технической исправности автомобиля? За недостаточное эстетическое удовольствие от автотранспортного средства владельцев и работников СОТО ведь никто наказывать не обещал.   
Разумеется, ошибки допускают органы государственного управления во всех странах, но беда Казахстана в том, что здесь из раза в раз повторяются одни и те же типичные ошибки. Зачем лишний раз злить население, когда растут и цены, и безработица? Для самозанятых автомобиль не роскошь и не средство передвижения, а ресурс для выживания.
В сложные периоды жизни народа государство должно идти навстречу простым людям и со своей стороны осуществлять те шаги, которые способствую разряжению нездоровой обстановки. Понятно, что вопрос социального обеспечения самозанятых в связи с достижением ими пенсионного возраста и невозможностью трудиться – его с кондачка не решишь. Однако ситуация с техническим осмотром как раз из тех, которыми по силам справиться грамотным администрированием. Нужно срочно пересмотреть требования по СОТО в сторону здравого смысла. В противном случае гроздья гнева получатся чрезвычайно обильными и увесистыми, а здесь и без них проблем по горло.

Макс ИВОЛГИН
 

Комментарии

Есть требование по диагностической карте " наличие исправных замков и противоугонного устройства" примерно так. Это какое отношение имеет к безопасности движения. Живу в ауле Костанайская обл. в жизни не закрываю машину на замки, в ней брать нечего и угонять никто не намерен. А запчасти все дешевый Китай. Ресурс 1 квартал.
 

Хороший анализ

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.