Огонь и город

Противопожарная служба – это всегда актуально. Не даром номер ее телефона «01». Необходимость организованной борьбы с огнем была осознанна еще во времена Римской империи. Тогда солдаты «пожарных» легионов были приравнены по своему статусу к обычным легионерам. Эпоха глобализации от необходимости тушить пожары не освобождает. Наоборот, они становятся все сложнее и опаснее, особенно в крупных городах из-за высокой плотности застройки, новых материалов, большого количества людей и т. п. Счет здесь по-прежнему идет на секунды и все необходимое от обученных людей до специальной техники также должно находиться под рукой.

 
Пожарный взгляд 
Взгляд на Алматы зависит не только от индивидуальных свойств личности человека, но и от его профессии, поскольку деятельность формирует личность. Архитектор и связист будут иметь во многом различное видение мегаполиса. Вот как выглядит южная столица с пожарной точки зрения:
Население – 1 млн. 340 тыс. человек (по официальным и явно далеким от реальности данным), площадь более 50 кв. км, протяженность 44 км в длину и 20 км в ширину. Самый крупный населенный пункт в Республике Казахстан и один из крупнейших в СНГ. Высокая плотность застройки. Довольно большое количество технически опасных предприятий (наивысший показатель в республике), ряд из них применяет в технологических процессах сильнодействующие ядовитые вещества. Две сотни зданий относится к категории объектов повышенной этажности – более 30 м.
Природно-климатические условия создают перепад по высоте в 1200-1300 м – это ухудшающий фактор, который затрудняет время прибытия пожарных подразделений. К тому же, если пожарные прибывают на тушение огня в центр города из района Медео, от резкого перепада давления объективно понижается их работоспособность. Город рассечен речками и железнодорожными путями, что создает специфические трудности. Мегаполис, несмотря на непрекращающуюся вырубку деревьев, достаточно зеленый, это также может мешать ликвидации пожара. В 2002 году, когда горел АГУ им. Абая на улице Толе би, с западной стороны не могли поставить лестницу из-за веток.
Сильная перегруженность дорог. Если в 1989 году было зарегистрировано 40 тыс. автотранспортных средств, в 2002 году на учете находилось 230 тыс. автомобилей, в 2008 году уже 540 тыс. автомашин, а сеть дорог осталась практически прежней. Осталось еще с сотню тысяч автомобилей, и пожарные расчеты просто физически никуда доехать не смогут.
В Алматы затрудненность с обеспечением водой в целях пожаротушения. Само пожарное водообеспечение совмещено с хозяйственно-питьевым. Все водоснабжение на уровне конца 70-х – начала 80-х годов прошлого века, после этого реконструкций не проводилось и новые объекты в строй не вводились.
Имеются пять безводных зон: микрорайоны «Шанырак» и «Думан»; семидесятый разъезд; «Пятилетка Турксиба»; новостройки в районе Малой станицы; Аль-Фараби – Водозаборная. При пожарах в этих районах боевые подразделения автоматически прибывают по повышенному номеру (в зависимости от сложности и опасности пожара ему присваивается соответствующий ранг – “номер”).
«Пожар – это неконтролируемое горение вне специально отведенного очага» – так гласит учебник по пожарной тактике. В год в Алматы происходит 1200 – 1300 пожаров, из них 20-25 крупных. Почти все они – результат неосторожного обращения с огнем или неисправности оборудования (например, короткое замыкание). Поджогов с целью получения страховки (что иногда практикуется на Западе) в городе пока не зафиксировано. А вот поджоги с целью сокрытия преступления достаточно распространенное явление. Последний случай пиромании (болезненная страсть к поджогам) – отмечен в середине 80-х годов.
 
Будни и перспективы 
Расчетная потребность города в личном составе пожарных подразделений – 2800 – 2900 человек (количество пожарных определяется, в первую очередь, исходя из количества жителей). В данный момент штатная численность алматинского гарнизона не превышает 1000 человек. Для сравнения, в 1987 году в Алматы несли службу 1600 пожарных. Наличие технических средств (пожарные автомобили, аппараты на сжатом воздухе и прочее) официально составляет 60% от необходимого, реально – 40%. Подчеркнем, что это если исходить из советских представлений о необходимом. Например, в Алматы у пожарных нет датчиков инфракрасного излучения, с помощью которых находят людей в задымленных помещениях и стоящих от $25 тыс. штука.
Закупки пожарной техники сдерживаются ее дороговизной. Вообще-то дорогой она была всегда, но в условиях плановой экономики это было незаметно: ресурс выработан – заменили. Сейчас амортизация автомобильной техники составляет 85-90%. И это при том, что за последние годы было приобретено два десятка единиц новой техники. Если брать без этих автомобилей, то выработанность ресурса в гарнизоне перешагнула 100%. Данная техника поддерживается в рабочем состоянии благодаря стараниям и энтузиазму самих пожарных.
Хозяйственники гарнизона далеко не в восторге от тендерной системы. Закупки по тендеру часто бывают дороже, чем по ценовому предложению, поскольку тендер для продавца создает дополнительные расходы и не дает гарантии продаж. Было бы выгоднее примерно раз в квартал устанавливать уровень максимальных цен на оборудование, тогда и расходование средств дало бы больший эффект. Есть объективная необходимость создания резерва ГСМ для пожарных нужд. Нехватка горючего отрицательно сказывается и на учебной подготовке подразделений.
Под социальным статусом понимается количество уважения, получаемое человеком в том или ином сообществе. Пожарные остаются единственной профессией, кто в мирное время ведет боевые действия. В настоящее время они руководствуются боевым уставом 1994 года. Сами борцы с огнем улучшение дел со своим статусом ощущают пропорционально финансированию. После того, как в апреле 2000 года их вновь вернули на четырехсменный режим работы (с трехсменного), а потом повысили зарплату, социальное самочувствие несколько улучшилось. Но говорить о полном оздоровлении ситуации еще слишком рано.
Пожарные уже давно смирились с тем, что реальное представление о их работе имеет крайне незначительный процент населения. Но есть вещи, которые продолжают их нервировать. Прежде всего – это распространенное заблуждение, что на вызов пожарные приезжают без воды. Если автоцистерна прибудет на пожар без воды – то виновного просто уволят. Когда две машины прибывают к месту тушения, то одна немедленно начинает расходовать воду, а вторая «встает на гидрант». Но постановка на гидрант происходит не из-за того, что машина прибыла пустой, а чтобы иметь резерв воды. В противном случае уже через 15 минут обе машины полностью израсходуют возимый запас и тушить будет просто нечем. Сколько не объясняли это жителям – бесполезно. Стереотип оказался необычайно живучим.
Приходя на службу, пожарный 10 дней проходит ознакомительную подготовку в своей пожарной части, а потом 3 месяца учится в ШПП (школа профессиональной подготовки), дальше учеба проходит параллельно службе. Для получения высококвалифицированного рядового требуется не один год службы. Сейчас их доля в общей массе (по мнению пожарного руководства) составляет порядка 40%. С увеличением штатной численности гарнизона процент ветеранов понизится, но это меньшее зло по сравнению с острой нехваткой людей. Сегодня в боевых отделениях вместо 6 человек по штату выезжают на ликвидацию огня по 3-4 пожарных. Эффективности работы это однозначно не способствует.
Кроме того, что люди и техника должны быть в соответствии с потребностями города, их необходимо равномерно распределить по всей территории мегаполиса. Согласно архитектурному плану развития Алматы до 2020 года, в городе планируется строительство 10 зданий пожарных частей. Из-за отсутствия частей в «пустых» местах время прибытия на пожар составляет 15-25 минут при расчетном требовании в 10 минут. Причем, 10 минут – это старая советская норма, в Германии, например, данный показатель – 4 минуты.
 
Сергей АБАКШИН

 

Комментарии

Да уш... Если в кране нет воды...
И здесь прямо скажем ж... Спаси нас всевышний хотя бы от пожара...