Регионы в поисках формулы бюджетного благополучия

В начале октября Министерство экономического развития и торговли презентовало поправки в программу «Развитие регионов» с точки зрения организации городских агломераций. В стране будут обозначены агломерации первого уровня городов с наибольшим экономическим потенциалом - Астаны, Алматы и Шымкента, и второго уровня - Актобе, Актау. Основной задачей развития агломераций в стране предлагается сделать формирование их как долгосрочных центров роста, интегрированных с мировыми и региональными программами. Программу намерены реализовать в три этапа: экономическое позиционирование городских агломераций на республиканском и региональном рынке, скоординированное развитие инфраструктуры городских агломераций и зон их притяжения с применением новых технологий, а также совершенствование территориальной, градостроительной и институциональной политики развития городских агломераций.

В обновленной версии программы включили Актау и усилили акцент именно на проблематику инфраструктурного развития городов, что, очевидно, подразумевает основной упор на развитие городских территорий основных центров экономического притяжения. Поддержка центров роста, которые уже набрали импульс и двигаются инерционно по траекториям своего экономического развития, вызывает вопросы на фоне проблем моногородов, сельских территорий и ухудшающейся инфраструктуры в малых городах Казахстана. Достаточно назвать такие примеры, требующие немедленного разрешения, как проблемы аэропорта в Петропавловске, водоснабжения в Кокшетау, канализационной и коммунальных систем в других областных центрах страны.
Эксперты не видят оснований для того, чтобы поправки в программе регионального развития как-то изменили ситуацию. По словам общественника из Караганды Юрия Криводанова, причины в основном не столько экономические, сколько политические. «Есть напряженка с кадрами, монополизация, потому что в этом проекте нет места гражданскому обществу и местному самоуправлению», констатирует он.

Глава института региональной политики из Караганды Татьяна Притворова подтверждает, что, с одной стороны, развитие агломераций является опорой современного развития, так как в агломерациях есть эффект масштаба, эффект локализации, инфраструктурное обустройство, дифференцированный рынок трудовых ресурсов и это обеспечивает их инвестиционную привлекательность. «Сейчас в Карагандинской области подавляющее большинство проектов программы индустриализации размещается в треугольнике Караганда-Темиртау-Сарань, так как инфраструктура и другие возможности обеспечивают привлекательность агломерации. То есть агломерации выращивать нужно - спору нет», уверена она.

«В целом же, программа регионов по моногородам идет формально, составляются планы, содержащие проекты социальной и другой инфраструктуры, но каждый город надо рассматривать как уникальный и решать его судьбу не просто за счет нескольких инфраструктурных проектов, а путем обеспечения его инвестиционной привлекательности в плане изменения транспортной сети страны, так как только имея современную транспортную сеть можно сжать огромные пространства Казахстана и уменьшить транспортные издержки, столь существенные для страны», говорит она.

По мнению Притворовой, надо применять более рыночные стимулы регионального развития через создание среды для инвестирования. «Нужно развивать малый и средний бизнес, особенно тот, который работает на импортозамещение и рынок народного потребления. Инвестиции же не придут в города, если нет условий для них. Если даже в Караганде индустриальный парк строят уже лет семь и никак не могут достроить - о чем тут говорить?», задается она вопросом.

С учетом того, что сейчас происходит обновление Бюджетного кодекса, возможно, было бы разумным в публичном формате обсудить природу межбюджетных отношений «центр-регион». К примеру, на форуме бизнес-ассоциации «Атамекен» в конце сентября было предложено часть налогов от бизнеса оставлять в регионах, чтобы акиматы были мотивированы развивать предпринимательство в областях. Это может стать первым шагом к улучшению качества территориального управления и развития.

Со своей стороны центральная власть также посылает четкий сигнал регионам о том, что необходимо самим добывать инвестиции и зарабатывать налоги. Так, премьер Серик Ахметов в своем выступлении в начале ноября открыто заявил о том, что правительство ищет пути повышения экономической заинтересованности акимов в увеличении доходов бюджета. «Мы ищем пути повышения экономической заинтересованности местных акимов. В правительстве, министерствах финансов, экономического развития и торговли ведется конкретная работа. Имеется ряд предложений по этому вопросу. Эти предложения мы учтем при разработке специального законопроекта", - заявил он.

Теоретически можно предположить, что в недалеком будущем казахстанские регионы могут начать конкурировать между собой за инвестиции и налоги. Хотя это предположение легко опровергнуть наличием постоянно увеличивающейся проблемы неосвоения бюджетных средств, пересылаемых из республиканского бюджета в регионы, из-за чего правительство постоянно критикует региональные власти. В свою очередь регионы сильно зависят от крупных сырьевых предприятий, которые являются главными налогоплательщиками в областях. Учитывая сравнительное снижение мировых цен на сырье, сейчас существует опасность, что планы по наполнению республиканского бюджета в регионах не будут выполняться.

В то же время в качестве показательного примера можно привести недавнее заявление первого заместителя начальника налогового департамента Атырауской области Айгуль Рзагуловой, которое было процитировано в газете «Ак Жайык». По ее словам, местный бюджет недополучает миллиарды тенге ежегодно из-за того, что подрядчики, задействованные в крупных проектах на территории этой области, зарегистрированы вне ее и платят налоги в бюджеты других регионов Казахстана. Между тем, поступления от индивидуального подоходного налога и социального налога на сегодня составляют 69% доходов местного бюджета. Поэтому Рзагулова предложила крупным подрядным компаниям, ведущим свою деятельность на Тенгизе и Кашагане прописаться в Атырауской области. Также она предложила перерегистрироваться в областном налоговом департаменте нефтяным компаниям, работающим в регионе, но зарегистрированным в Алматы.

По мнению представителей общественности Атырауской области, налоговая миграция вряд ли будет возможна, так как законодательство позволяет компаниям не делать этого. Кроме того, всегда можно обосновать, что эти компании работают не только в отдельном регионе, но и других областях Казахстана.

Одной из компаний, получивших такое публичное налоговое предложение, стала «Шеврон Мунайгаз Инк». По словам ее координатора по СМИ и внешним связям Айнур Сыдыковой, компания «Шеврон Мунайгаз Инк» зарегистрирована в соответствующих государственных органах РК. «Место нахождения компании в Алматы определяется целями и задачами ведения бизнеса, а также другими деловыми потребностями компании, в том числе необходимостью оказывать поддержку деятельности регионального подразделения корпорации «Шеврон», куда входят Казахстан, Россия, Азербайджан и Турция», поясняет она. «Компания «Шеврон Мунайгаз Инк» выплачивает все налоги и обязательные платежи в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан. Кроме того, располагая частью основных фондов в г. Атырау, «Шеврон Мунайгаз Инк» осуществляет обязательные отчисления в местный бюджет согласно законодательству Республики Казахстан», отмечает Сыдыкова.

В заключение стоит отметить, что с недавнего времени наблюдается постепенная миграция головных офисов крупных компаний из Алматы в Астану, что, скорее всего, повлияет на статус южной столицы, которая позиционирует себя в качестве одного из главных бюджетных доноров страны. Это означает, что из-за растущей экономической привлекательности внутренняя миграция из регионов в Астану только усилится и увеличит в свою очередь социальную нагрузку на бюджет столицы.

Данияр СЕРИКОВ, www.eurasianet.org

Комментарии

Жанаозен, кстати, это во многом демографический вопрос. Скопление населения в месте, где оно может выдержит только определенное количество населения... Не разобрались в правительстве.

Как то довелось прочесть: Регионы просят огня...

Огня все просят.

Ничего себе, это сочинение хорошее, моя младшая сестра анализа таких вещах, الرجيم الكيميائي поэтому я собираюсь сказать ей.

To, że Pan Wałęsa był "Bolkiem" wie każdy, kto pracował w SB, to była bardzo głośna sprawa. Wie również każdy spoza służb, kto umiejętnie prześledzi jego karierę i postępowanie. Jedynym błędem Pana Wałęsy, to że nie przyznał się w czasie, w którym należało to zrobić, ludzie już dawno by zapomnieli i miałby spokój. A tak niestety już dożywotnio będzie musiał grać pajaca i głupio reagować na każdą zaczepkę. Ale przecież nie jedyny Pan Wałęsa współpracował z SB, połowa ludzi w partiach i rządach począwszy od AWS do PO mają podobną przeszłość. W PIS też jest sporo byłych i obecnych współpracowników, choć mniej niżby sobie życzono.. Co do dokumentacji w domu Pana Kiszczaka, to bez wątpienia miał znacznie poważniejsze papiery, niż kwity na "Bolka" ale już dawno zostały wyniesione. Teraz mogą wypłynąć jedynie nieistotne śmieci, żeby gazety miały się czym zajmować. Zasada służb jest prosta: Trzeba Was kontrolować, boście za głupi, żeby sami podejmować decyzje. Najlepszym przykładem na to jest fakt, żetamta pożyczka chwilówki na raty rata kredytu chwilówki na raty jest kredyty chwilówka na raty bardzo ciekawe chwilówki ratalne wysoka chwilówka chwilówki online pożyczki chwilówki darmowa chwilówka chwilówki pożyczki chwilówki przez internet tanie oferty chwilówek tanie chwilówki oferta pożyczek od 26 lat robicie dokładnie to co oczekują od Was, nie widząc, że służby rosną w siłę, a Wy dziadziejecie.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.