Знобит тепло монополиста

Поводом к этим заметкам послужила опубликованная «Вечерним Алматы» в четверг, 21 февраля, «прямая линия» с генеральным директором Алматинской сервисной компании (АЛСЕКО) Олегом Власовым, который, кроме прочего, затронул тему стоимости тепла для населения

 Неправедные миллиарды

«Если помните, раньше плата за отопление потребителям начислялась круглогодично, – сказал глава АЛСЕКО, отвечая на вопрос нашего читателя Максута Ходжимуратовича об ежемесячных изменениях тарифа на тепло. – Теперь за него платить нужно только тогда, когда оно подключено, – с октября по апрель. А с этого года распределение платы за отопление по месяцам производится пропорционально среднемесячной температуре на улице. Поэтому в холодные месяцы придется платить больше, а в теплые, соответственно,  меньше. Например, в декабре минувшего года тариф на отопление составлял 181 тенге 45 тиынов, в январе нынешнего – 199,27, в феврале он снизился до 168,80 тенге, в марте будет еще меньше».

На сайте компании «Алматинские тепловые сети» (АлТС) alts.kz мы нашли аналогичный ответ, иллюстрированный таблицей, которую пора сделать достоянием не только Интернета, но и печати.

Таблица 1. Действующие тарифы на отопление в Алматы в зависимости от температуры наружного воздуха.

 

Октябрь 2012

Ноябрь 2012

Декабрь 2012

Январь 2013

Февраль 2013

Март 2013

Апрель 2013

Среднесуточная температура наружного воздуха, С

+5,76

+1,1

-4,4

-6,8

-5,1

+1,9

+6,4

Ожидаемая плата по норме, тенге за 1 кв. м

27,3

135,99

181,45

199,27

168,6

134,62

26,61

 Источник: alts.kz

 Откуда взяты или по какой методике вычислены приведенные в таблице температуры, равно как и тарифы, понять не удалось – информация об этом на сайтах и АлТС, и АЛСЕКО отсутствует.

Поэтому мы обратились к самому надежному источнику сведений о местной погоде – Гидрометцентру Алматы, который на основе своего непрерывного мониторинга выдал нам следующую картину.

 

Таблица 2. Фактическая среднемесячная температура наружного воздуха в Алматы осенью-зимой 2012–2013 годов, С.

Ноябрь 2012

Декабрь 2012

Январь 2013

Февраль 2013 на 20.02

+1,5

-7,4

-3,7

-5,2

Источник: Гидрометцентр Алматы.

Как видим, температуры, которыми оперирует АлТС и которые зафиксировал Гидрометцентр, не совпадают, причем в декабре и январе  значительно. Отсюда вывод, что и примененные АлТС тарифы неверны. Между тем в подобных расчетах для мегаполиса ошибка даже в одну десятую градуса равноценна недоплате или переплате десятков и сотен миллионов. А если разница исчисляется целыми градусами, то речь может идти о миллиардах.

Фикция-издёвка

 Тем временем монополисты заверяют алматинцев, что если случится переплата, то после отопительного сезона она будет горожанам обязательно возвращена. Почему же лишь ПОСЛЕ отопительного сезона, если уже в его разгар налицо вопиющие нестыковки  базовых элементов вычисления тарифа, как это наблюдается нынче в среднемесячных температурах? А главное, почему байке насчет «возврата» переплаты, родившейся в авторитарные советские времена, до сих пор не положен конец в новом демократичном Казахстане?

Ведь монополисты никогда никому ничего не возвращали и не возвращают, тем более  физическим лицам. Единственное, на что могут рассчитывать граждане, – лишь уменьшение последующих платежей после перерасчета. Он давно вошел законной нормой во множество директивных документов и настолько «промыл» нам мозги, что мы практически забыли, что между перерасчетом и настоящим возвратом – дистанция огромного размера.

Во-первых, в правилах, которыми руководствуются монополисты, сказано, что потребитель вправе обратиться к поставщику услуг с просьбой о перерасчете. Иначе говоря, тебя обидели, но ты сам же и беги, бей челом перед обидчиком, который без твоей инициативы может и пальцем не пошевелить для восстановления справедливости.  

Во-вторых, даже если переплата случилась в начале отопительного сезона (октябрь), то на перерасчет можно надеяться лишь в апреле-мае будущего года. А на снижение последующих платежей еще позже – в следующем отопительном сезоне. Итого – все 12 месяцев. Но год – большой отрезок, в течение которого могут измениться тарифы, нормативы, правила, инфляция и произойти еще много чего, так или иначе меняющего ценовую политику государства и монополистов и стоимость комуслуг. Все это превращает действующую систему перерасчета в фикцию. Ярким примером стал перерасчет «Алматинских тепловых сетей» по итогам отопительного сезона 2011–2012 годов, в результате которого уменьшение последующих платежей горожан за тепло составило жалкие десятки тенге. Что это, как не издевка над потребителем?

В-третьих, представим аналогичный порядок «возврата» в других отраслях. Например, в торговле. Вы купили курицу, дома обнаружили, что она с душком, и благодаря сохраненному чеку вернулись в магазин, требуя замены на свежий продукт или возврата денег, а вам отвечают: извините, мы можем лишь уменьшить стоимость ваших последующих покупок у нас на цену протухшей несушки… Абсурд? Еще какой. Но тогда почему он десятилетия царит в отношениях потребителя и монополистов коммунальной сферы? Не слабо ли нашей власти заставить их перейти от перерасчета к оперативной компенсации гражданам живыми, в том числе наличными деньгами? Сложно технически и организационно? А пусть это останется головной болью самого монополиста!

Атавизм дикого капитализма

Лживость действующей системы оплаты коммунальных услуг пойдет на убыль, если ликвидировать атавизм дикого капитализма – узаконенную предоплату, которую выставляет нам большинство монополистов, включая теплоэнергетиков. Счета за «коммуналку» с требованием заплатить не позднее 25–30-го числа поступают алматинцам от АЛСЕКО 15–25-го числа того же месяца, за который выставлен счет. А если после 15-го по вине монополиста вы не получили часть уже предоплаченных услуг? Вновь покорно дожидаться пресловутого перерасчета?!  

Предложение отменить предоплату в ЖКХ – уже с бородой. Но всякий раз монополисты  отвергают его под тем предлогом, что им самим приходится покупать энергоресурсы, топливо и другие расходные материалы тоже на условиях предоплаты. Но это же «аргумент» для детей дошкольного возраста!

Неужели, например, такой известный монополист, как «Казахтелеком», давно взимающий плату за свои услуги по фактическим показателям, работает в другом городе и государстве?! Я уж не говорю о старейшем монополисте в лице «Алматыэнергосбыта», которому платим по факту со времен царя Гороха.

Что мешает остальным последовать этим примерам? На мой взгляд, только две причины – корыстные интересы хозяев монополий и позиция ведомства, о котором речь впереди.

Козырь с гнильцой

Дочитав до этих строк, монополист может усмехнуться и повторить сказанное уже тысячу раз: «Потребитель жаждет справедливости? Ну, так пусть устанавливает счетчики на все ресурсы, включая тепло!». На первый взгляд, аргумент козырный, но на поверку и он с гнильцой.

В частности, можно действительно сэкономить на текущей оплате горячей и холодной воды, но выигрыш готова съесть эксплуатация их счетчиков. Камень преткновения – сроки поверки приборов. Если большинство заводов-изготовителей гарантирует бесперебойную работу этих аппаратов в течение 10 лет, то местные монополисты требуют тащить их на поверку каждые четыре-пять лет. А поверка – процедура небесплатная и недешевая, что и нивелирует экономию.  

Особый интерес представляет тема, почему после многолетних призывов монополистов к населению устанавливать общедомовые приборы учета тепла (ОПУТ) ими оснащено в Алматы всего 10 процентов  благоустроенного жилого фонда. Неужели настолько глупы алматинцы и КСК, что на них не действуют посулы взимать за тепло при наличии ОПУТ на целую треть меньшие суммы, чем по расчетному варианту?

Нет, конечно. Просто ситуация практически идентична приведенному примеру со счетчиками воды. ОПУТ тоже позволяет платить непосредственно за тепло меньше, но заставляет изрядно раскошелиться на установку, а затем и на эксплуатацию прибора – речь уже идет не о десятках, а о сотнях тысяч тенге. Ведь только стоимость единственной предлагаемой «Алматинскими тепловыми сетями» модели ОПУТ, ее монтажа и наладки составляет без малого 400 тысяч тенге. При этом к поиску, приобретению, последующей продаже и установке ОПУТ населению не допущен никто, кроме АлТС.

Велика тайна сия

С таким же упорством, как монополисты не желают переходить на оплату по факту, они даже под дулом пистолета не назовут потребителю главный показатель, от которого зависит размер тарифов для потребителя. А именно – СЕБЕСТОИМОСТЬ своих услуг. Больше того, разглагольствуя на тему роста собственных затрат, они и регулирующий орган не прочь поиграть с населением в кошки-мышки. Взглянем еще на одно сопоставление.

 

Таблица 3. Расчетная стоимость отопления 1 квадратного метра жилья  для населения крупных городов Казахстана за сезон 2012-2013 годов.

Город

Средний тариф для населения, тенге/кв. м

Тариф в сутки тенге/ кв. м

Продолжительность отопительного сезона, сутки

Стоимость отопления кв. м за весь отопительный сезон, тенге

Астана

91,22

3,24

215

696,74

Алматы

145,63

4,85

167

810,67

Караганда

84,81

2,82

214

604,98

Павлодар

59,30

1,97

212

419,05

Усть-Каменогорск

82,94

2,76

204

563,99

 Источники: сайты АлТС, акиматов Астаны, Караганды, Усть-Каменогорска, АО «Павлодарэнерго», расчеты автора статьи.

Почему жители Алматы, где один из самых коротких в республике отопительных сезонов (короче только в Шымкенте и Таразе), платят за тепло больше всех горожан страны?

Отвечая на аналогичный вопрос сайта zakon.kz, Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) ограничилось следующим пассажем: «Разница в тарифах на тепловую энергию в городах, указанных в вашем обращении, получается за счет особенностей технологии ее производства. Так, основным видом топлива для теплопроизводящих организаций г. Астаны является уголь, а в г. Алматы основным топливом является природный газ, который в разы дороже угля. К примеру, в тарифной смете АО «Алматинские электрические станции» и ТОО «Алматытеплокоммунэнерго» доля газа составляет 23 и 70 процентов соответственно».

При этом АРЕМ обходит молчанием стоимость доставки угля и газа. Ведь первый идет в Алматы железнодорожными составами из Карагандинской (700 км) и Павлодарской (900 км) областей, а второй – по трубопроводам. И тут уж сравнение прямо противоположное. Ведь трубопроводный – самый дешевый транспорт, а железнодорожный уступает по стоимости лишь авиа- и автоперевозкам. Кроме того, для производства тепла на угле нужны разгрузчики, транспортеры, склады и куча других объектов инфраструктуры (на все это тоже уходят немалые деньги, «сидящие» в себестоимости), без которых позволяет обходиться «голубое топливо».

Агентство респекта естественным монополиям

Поэтому было бы ущербным «наезжать» на АлТС и монополистов в целом, умалчивая, что все их художества творятся с благословения АРЕМ и его местных департаментов (ДАРЕМ).

Именно АРЕМ разработало новую систему платы за тепло с учетом температуры наружного воздуха. Переход на нее, как свидетельствует практика текущего отопительного сезона в Алматы, не только не повысил достоверность и справедливость оплаты важнейшего зимнего ресурса, но еще больше запутал ее, вызывая шквал возмущения алматинцев.

Именно АРЕМ на 22-м году рыночных отношений и демократического развития Казахстана мирится с такими рудиментами советской эпохи и дикого капитализма, как перерасчет и предоплата, которые позволяют монополистам беззастенчиво манипулировать деньгами народа в корпоративных корыстных интересах.

Именно АРЕМ идет на поводу монополистов, безучастно взирая, как их экономическая власть то и дело выходит далеко за пределы отраслей, где они действуют. Диктат в установке и стоимости ОПУТ – лишь один из примеров успешного подавления монополистами конкуренции и состязательности цен в этой сфере.

Так что пора АРЕМ переименовать в Агентство респекта естественным монополиям.

Андрей ЖДАНОВ «Вечерний Алматы»

Комментарии

Во бля! Даже по метеоусловиям, извращая их в ждокументах,  нас накалывают!

САМОЕ интересное, что даже имя тепловой счетчик, в 2012-1013гг. мы получаем в счета ПОТЕРИ которые составляют 30% от суммы оплаты!!!! Они теперь еще придумали "Зону разграничения", хотя в Правилах предоставления ком. услуг четко сказано, что Поставщик обязан поставлять тепловую энергию до последнего фланцевого вентиля.
И по поводу поверки: поверка счетчика сотавляет 1/2 стоимости самого счетчика. И деньги за это получают ЧАСНЫЕ организации.
 

Андрей, привет. Все обстоит намного круче, чем вы даже себе представляете.
По тарифной смете ТОО АлТС в ДАРЕМ г.Алматы была запрошена цена за 1 Гкал - 1564,92  тенге без НДС, исходя из расчета всех затрат (адм., всех ремонтов, затрат на поставку и пр. пр) ТОО АлТС + его прибыль деленное на объем 5 482 720 Гкал, которые они поставили населению. При этом все 5 482 720 Гкал включали в себя Гкал отопления и Гкал на ГВС (гор.воду), а тариф для простых физ.лиц не имеющих приборов учета составил 5099,38 тенге без НДС. С НДС это уже 5711,31 тенге за 1 Гкал деленную на 6 месяцев и умноженную на норму потребления 0,153 Гкал\кв.м.\год = получился тариф 145,64 тенге\кв.м. в месяц (усредненный).
Почему ДАРЕМ утвердил по тарифной смете стоимость 1 Гкал - 1564,92 тенге, а жители платят из расчета 5099,38 тенге? Во сколько переплачена даже заложенная прибыль (которая, кстати, по тарифной смете составляет 601 200 000 тенге)?
А эта норма потребления, которая исходя из методики расчета Правительства РК №161 от 25.01.2012 г. равна совсем не 0,153 Гкал\кв.м.\год, а в 10 раз меньше, причем из расчета, если среднемесячная температура с октября по апрель будет      (- 10 гр.С), а если, как в случае ТОО АлТС  (-1 гр.С), то эта норма становится еще ниже в 1,5 раза.
То есть, конечно, в зависимости от года постройки дома, этажности дома и пр. тариф бы составил не для всей Алматы, а для гипотетического дома (расчитывала правда на свой дом) не более 6-7 тенге за кв.м.

Ко всему прочему, нора 0,153 Гкал/ м2 - это в законодательном порядке никем не утвержденная норма и соответственно ДАРЕМом и Ал ТС применяется незаконно. Кроме того, АРЕМу, ДАРЕМу и монополистам наплевать на Постановления Правительства РК от 29.05.1997 N889, от 25.01.2012 N161, от 04.12.2012 N4157 и вместо защиты потребителей и предотвращения дискиминационных методик и тарифов, антимонопольные органы лобируют интересы СЕМ и ущемляют права потребителей. Кроме того, в настоящее время в судах Алматы идут процессы по искам ряда КСК города, ряда общественных организаций города и республики.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.