ВЕРНУТЬ ИЗ ЗАБВЕНИЯ русскую систему подготовки инженеров (Открытое письмо)

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО


• депутатам Парламента РК
• Министру образования и науки
Бахытжану Жумагулову
• Председателю Национального космического
агентства РК Талгату Мусабаеву

В 1876 году в Филадельфии (США) была организована Всемирная выставка, в которой принимали участие и технические учебные заведения различных стран мира. Россию представляло Императорское Московское Техническое Училище – ИМТУ (будущее МВТУ–Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана). Представленная система технического образования в России оказалась удивительной и необычной. Успех был триумфальным. За продукцию, изготовленную студентами, и методические материалы по их практической подготовке ИМТУ получило диплом и удостоилось золотой медали.
Метод подготовки технических специалистов в России мировая научная, педагогическая и промышленная общественность того времени назвала «русским методом обучения ремеслам».
После выставки в Филадельфии президент Бостонского технологического института, профессор, доктор Джон Рункл добился возможности получить методические материалы, позволяющие четко уяснить принятую в ИМТУ систему преподавания практических знаний.
Следует сказать, что и тогда в США использовалась система подготовки технических специалистов через бакалавриат.
Профессор Д. Рункл написал письмо директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования , что в Америке после этого никакая иная система не будет употребляться, ..., кроме русской». К сожалению, он переоценил свои возможности.
В силу финансовых обстоятельств в США вопрос перехода на русскую систему подготовки инженерных кадров там завис на долгие годы.
ИМТУ и позже неоднократно получало всемирные признания и поощрения за свою систему подготовки технических специалистов: в 1873 году на Всемирной выставке в Вене – диплом и золотая медаль; в 1878 году на Всемирной Парижской выставке – высшая награда «GRAND PRIX» и Почетный диплом; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже очередной триумф – высшая награда «GRAND PRIX» и т.д.
Десятилетия спустя, в 1961 году, когда Советский Союз впервые в мире отправил человека в космос – Юрия Гагарина, президент США Д. Кеннеди в беседе со своими профессорами спросил: как эти «нищие» русские инженеры смогли опередить нас? Тогда американские ученые напомнили: еще раньше коллеги-профессора отмечали перспективность «русского метода обучения» инженеров и настоятельно попросили г-на Кеннеди дать возможность отойти от своей системы бакалавров и перейти на русскую систему подготовки инженерных кадров. На что Кеннеди заявил, что денег на это нет.
В конце прошлого века один из президентов всемирно известной корпорации «Боинг» в Москве сделал доклад о научных, технических и производственных достижениях фирмы по выпуску самолетов. Докладчику было задано много вопросов. В том числе: ведущие инженеры вашей фирмы – воспитанники какой школы? Ответ: многие из них – воспитанники русской инженерной школы – МВТУ, МАИ и т.д.
В 90-х годах прошлого века вице-президент фирмы «Майкрософт» благодарил ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана академика РАН И. Федорова за подготовку хороших специалистов, поскольку многие инженеры фирмы закончили МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Родоначальник инженерной школы России ИМТУ, в советское время МВТУ, на базе отдельных кафедр и факультетов образовал новые всемирно известные научно-исследовательские, военные и гражданские учебные заведения, в которых были заложены основы знаменитой русской системы подготовки инженерных кадров.
В частности, в досоветское время – Институт химически чистых реактивов; Промышленное училище; в советское – НАМИ, ЦИАМ, НАТИ, Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского, ВТИ, Московский электротехнический институт связи, Московская военная академия связи, ВЭИ, ЦАГИ, ВИГМ, МХТИ (факультет красящих веществ), Московский текстильный институт (факультет текстильного машиностроения), МИХМ (факультет химического машиностроения), Военная инженерно-строительная академия, МАИ, МЭИ, МИСИ, Военная академия химической защиты, МИФИ (инженерно-физический факультет), Механический институт (г. Ижевск).
Сейчас широко известны достижения Китая в области ракетной и космической технологий. И в этом большая заслуга МВТУ. В середине 50-х годов прошлого века в МВТУ высадился десант – свыше 150 китайских юношей. После завершения учебы и возвращения на родину они подняли на должную высоту исследование космоса, развитие ракетных систем и выпуск своих специалистов, используя русскую систему подготовки инженерных кадров. Многим, вероятно, известно, что из их рядов вышел главный китайский теоретик этих систем, который впоследствии защитил докторскую диссертацию в МВТУ на русском языке.
Таким образом, можно констатировать, что наиболее сведущие люди, владеющие опытом подготовки специалистов, – профессура ведущей страны мира – США, усиленно стремилась перенять передовую русскую систему подготовки инженерных кадров. Но по ряду обстоятельств, от них не зависящих, они не смогли этого сделать.
Но произошел распад Советского Союза. Бывшие республики стали суверенными государствами. С самого начала деятельности Республики Казахстан почему-то наметилась тенденция изменения системы подготовки специалистов, в том числе инженерных кадров. Без анализа последствий, без обсуждения, волевым методом, можно сказать, в одночасье, все вузы были переведены на американскую систему подготовки технических специалистов – бакалавриат.
Заметим одну особенность: когда был жив СССР, даже «запах» бакалавриата не витал в его воздухе, потому что «русская система подготовки инженерных кадров» имела общепризнанное превосходство. Во всех технических вузах Союза учебные планы и методики преподавания инженерных дисциплин в большей степени копировали методику преподавания, принятую в МВТУ.
Но не успел развалиться СССР, как появилась Болонская декларация. И пошло – поехало. В чем дело? Не кажется ли это странным?
Нам представляется, что тогда наши оппоненты размышляли, что же необходимо сделать, чтобы окончательно пристегнуть все постсоветские государства к себе. А чтобы превратить их в свои сырьевые придатки, уничтожить уникальную систему подготовки инженерных кадров на всем постсоветском пространстве. Этого они практически добились, предложив так называемую Болонскую декларацию, якобы позволяющую добиться соответствия наших стандартов образования западным.
Из самого названия «декларация» ясно, что никто никого не заставляет, а просто мы добровольно присоединяемся к системе, которая априори хуже существовавшей в СССР системы образования. Тем более что в Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах, флагманах американской технической и технологической мысли, подготовка ведется по советской системе, в чем признался тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл.
Об этом в свое время били тревогу многие российские ученые, руководители крупных предприятий. Однако к их призывам мало кто прислушался – как в России, так и в Казахстане. Правда, несколько вузов России – МГУ, СПбГУ, МГТУ и немногие другие все-таки смогли отстоять свою систему подготовки специалистов.
Мы же, сломя голову, быстренько «перевыполнили» план, вырвав с корнем все наше достояние, как во время горбачевского «сухого закона» вырубили все виноградники.
Вот уже несколько десятилетий технические вузы Казахстана живут и работают под «благословенным солнечным сиянием – вновь созданного идола просвещения – бакалавр. Какие достижения он принес нам, Казахстану (имеется в виду только инженерные специальности)? Во-первых, качество специалистов, которые приходят в промышленность, не соответствует требованиям времени. Нынешние бакалавры по уровню специальной технической подготовки не могут соперничать даже с выпускниками техникумов прошлых лет. Те были способны работать технологами, конструкторами и мастерами участков. Сейчас, например, выпускается бакалавр по машиностроению. Простите, на деле это никакой не специалист, а так себе – дилетант, информированный «о чем-нибудь и как-нибудь».
Нынешние так называемые бакалавры в технической области не могут способствовать Казахстану вырваться вперед или хотя бы поднять уровень и качество промышленной продукции. Встречаясь с руководителями цехов и заводов, обмениваясь с ними мнениями, приходишь к выводу: систему подготовки технических специалистов через бакалавриат следует урезать или совсем отказаться от нее. Известно, что в МВТУ сегодня готовят бакалавров только по 25 специальностям, а инженеров – по 135. Причем если раньше на подготовку высококвалифицированного инженера в МВТУ закладывалось полных 6 лет, то сейчас срок обучения увеличен до 6,5 года. Согласитесь, ведь так решено далеко не случайно.
К сожалению, формат жанра «Открытого письма» не позволяет детально изложить все тонкости подготовки бакалавров. Но ведь, как Божий свет, ясно, что бакалавриат, при всем уважении к американцам, не может на 100 процентов качественно обеспечить развитие нашей отечественной науки, техники и промышленности. Тогда зачем мы приняли систему бакалавриата без анализа последствий?
Существующая система подготовки технических специалистов только через бакалавриат порочна и не даст нам возможности эффективно развиваться. Следует восстановить подготовку инженерных кадров по русской системе образования, с учетом современных реалий развития науки и техники.
Увы, некоторые министерства, куда мы обращались с данной проблемой, устраивает существующее положение подготовки технических специалистов.
Но государству в лице парламента и правительства, в конце концов, пора понять: необходимо восстановить систему подготовки инженерных кадров для отраслей промышленности Казахстана! Так диктует время. И если мы не сделаем это сегодня, завтра будет поздно.

Махабат ТУСУПБЕКОВ,
инженер (МВТУ), доктор технических наук,
профессор КазНТУ им. К.И.Сатпаева, лауреат Государственной премии РК.

Жолшара АЛИМБАЙ,
выпускник МВТУ им. Н.Э.Баумана, кандидат технических наук, доцент КазНТУ им. К.И. Сатпаева

 

DAT
 

Комментарии

Доперли... Не все значит русское, советское было плохое?

Конечно не всё. Но темп прогресса сейчас таков, что надо не взывать к повторению хорошего старого, но быть на острие революционных изменений, которые сейчас происходят в образовании. 

А не поздно? Инженеры - вот что должно быть у страны... А не куча банквоских служащих и дырявые банки

Вернуть может и вернут. Но вот не достигли ли мы точки невозврата, когда уже все загнулось и пацинета не спасти?

все загнулось и пацинета не спасти?

Не факт!

КАК можно не учитывать сегодняшние реалии?
Русский опыт, болонский процесс... Это в прошлом, а что сейчас?
В 2008 г. началось движение MOOC (massive open online courses - всеобщие открытые онлайновые курсы), поддержанное университетами Лиги Плюща, включая Гарвард и Принстон, а также Массачусетский технологический, университеты Дюка и Риса и т. д.
Члены  MOOC включили в программы дистанционные курсы с доступом к ним для всех желающих. Эффективность обучения повышаются в разы. Стоимость получения диплома по каждому курсу в настоящий момент составляет  $10-$100. Курсы ведут специалисты высочайшей квалификации.
New York Times объявила 2012 г. годом MOOC,  президент Стэнфорда Джон Хеннеси сравнил цифровую образовательную революцию с цунами, которое вскоре захлестнет тихие воды, где привыкли плавать консервативные университеты.
MOOC распространяется очень быстро. Если в конце 2011 г. в Стэнфорде было запущено всего лишь 3 курса по 100 000 обущающихся на каждом курсе[1],  то по состоянию на март 2013 г.  в организации  Coursera[2] 2500 000 студентов, у Udacity - 500 000.
Мировые университеты идут на гребне этой революции. Прогноз роста этого рынка к 2017 г. - 23%. Заявленная амбиция альянса университетов набрать в проекте Edx миллиард слушателей фактически ставит под угрозу весь мировой рынок образовательных услуг. 
В Казахстане уже в 2014 г. возможно начало массового перехода студентов на   обучение в организациях MOOC.  При этом возникнет угроза потери значительной части контингента, когда за несколько лет казахстанский рынок образования сожмется в разы.

Чтобы не пришлось хоронить наше образование, как это было с текстильной и обувной промышленностью, надо присоединяться к MOOC и в его рамках находить новые приёмы оценки квалификации не по простому сложению сертификатов за те или иные курсы, но используя системный подход. 
Для индустрии образования настало время революционных перемен, и надо отвечать на новые вызовы на новом уровне, а не призывать к возвращению хороших в своё время, но неоптимальных на новом этапе развития образования методов.
Готов продолжить дискуссию и приватно: a.consult77@hush.ai

[1] Richard Pérez-Peña (July 17, 2012). "Top universities test the online appeal of free". The New York Times. Retrieved July 18, 2012.

[2] Educational technology company founded by computer science professors Andrew Ng and Daphne Koller from Stanford University. http://en.wikipedia.org/wiki/Coursera

 

Члены MOOC включили в программы дистанционные курсы с доступом к ним для всех желающих. Эффективность обучения повышаются в разы.
Железная логика.