Идеология – это тоже ресурс. Идеологическое банкротство – это тоже беда

«Хороша идея, которая не умирает не реализуясь».

Силован Рамишвили

 

Когда речь заходит о казахстанской контрэлите, то отталкиваясь от ее разнообразной и уже довольно продолжительной деятельности невольно приходишь к выводу, что Казахстан – это страна политических лузеров. Из-за фатальной бессмысленности и безыдейности местной контрэлиты ее даже словом «оппозиция» называть как-то неуместно. Оппозиция – это какая ни на есть позиция, последовательность, принципы. Ну а наша контрэлита – одни дегенераты «на загляденье».

Сегодня многие эксперты в открытую говорят, что в "оппозиции" числятся люди, которые ...сами себя так назвали : "оппозицией". А на самом-то деле, оппозционер , по сути, у нас один - да и тот Мухтар Аблязов... А вообще идеологическое банкротство казахстанской «контрэлиты» наступило не вдруг. Когда экс-премьер-министр Акежан Кажегельдин пошел во власть «альтернативным» (то есть через политический конфликт с Нурсултаном Назарбаевым) путем, то все выглядело более чем серьезно. Демократические лозунги, полноценная политическая партия… Это сегодня про РНПК (Республиканская народная партия Казахстана) мало кто вспомнит. А тогда она поднимала на щит реальные вещи – пересмотр сырьевых контрактов, придание русскому языку статуса второго государственного, введение местного самоуправления и подчинение норм законодательства положениям Всеобщей декларации прав Человека.

Кажегельдин тогда не поскупился на протестных интеллектуалов вроде Нурбулата Масанова, а потому идеология противостояния отличалась целостностью. Разумеется, не всем это нравилось даже среди протестных кругов, но раз есть идеология, своим продолжением она имеет своих сторонников, противников и неопределившихся. Акежан Кажегельдин тогда проиграл, но заряд «бодрости» молодому государству он дал основательный. Тогда власть поняла, например, что и на казахскоязычном информационном поле можно получить серьезный вызов в виде газеты «Дат», а на население в вопросах занятости, бедности, роста тарифов и цен нельзя класть совсем уж гигантский «болт».

Если мы посмотрим на парламентские выборы 2004 года, то партия «Ак жол», главный противник «Отана» на тот период, применяла обволакивающую и общетуманную стратегию, пытаясь угодить максимально широкому спектру электората. С одной стороны это помогло – партия набрала под 30% голосов избирателей, но когда ее «кинули» на подсчете голосов, то ни о каком силовом противостоянии с властью не могло быть и речи. «Ватная» идеология привлечения (за все хорошее против всего плохого) своим продолжением имеет и «ватную» поддержку.

После 2004 года стало понятно, что население требует конкретики, особенно по принципиальным вопросам настоящего и будущего, а в противном случае либо не идет на выборы, либо отдает свой голос в поддержку аморфных идеологических образований «просто так», не дорожа им. Однако президентские выборы 2005 года оппозиция провела по схеме «а-ля 2004» и получила совершенно плачевные результаты.

С президентскими выборами 2005 года в Казахстане термин «оппозиция» стал все больше заменяться на слово «контрэлита», как более подходящее к имеющимся реалиям. С той поры контрэлита даже напугать власть не может, превратившись в конгломерат, который у одних вызывает смех, у других жалость, а у третьих презрение. Идеологическая составляющая при этом продолжает деградировать, вместе с организационным, финансовым и прочими ресурсами. На повестке дня по отношению к контрэлите такая раскладка: распад структур, безыдейность, мелкоскандальность, зашоренность, истеричность. 

Довольно точно наблюдаемую картину прокомментировал политолог и «элитовед» Данияр Ашимбаев: «И кого винить? Власть? Смешно – власть отдавала оппозиции бывших премьеров, спикеров, секретарей Совбеза, министров, акимов и послов. В нужное время организовывала гонения, поднимала тарифы, распродавала народное добро, сокращала рабочие места, «сдавала национальные интересы мировой закулисе», в общем – создавала все поводы для консолидации протестного электората и, если не революции, то хотя бы для создания сильного оппозиционного ядра, представленного в парламенте и способного быть противовесом... А что сделала в ответ на это оппозиция (или, если угодно, многочисленные оппозиции)?»

От притязаний на власть контрэлита не отказалась, даже ее заграничные представители вроде Рахата Алиева, Мухтара Аблязова и Виктора Храпунова обещают при первом же удобном случае принести стране «непоправимую пользу». Что-что, а быстрое оскудение финансовых возможностей после отрыва от щедрой груди государственного административного ресурса местная контрэлита испытала на собственном кармане. Лейтмотив «дайте нам власть, мы – хорошие» постоянно исходит от политиков, называющих себя оппозиционными, но никаких реальных аргументов в свою пользу они предоставить не могут.  

Взять хотя бы последнюю из провалившихся попыток провести референдум. Контрэлита так незатейливо сбрасывает в одну кучу совершенно разные вопросы, что искренне непонятно на какой результат там рассчитывают. На знамена поднимают пещерный национализм и зовут в соратники коммунистов. Точечно пишут о необходимости национализации «Народного банка» и оставляют за кадром нефтегазовые месторождения вроде Тенгиза и Карачаганака, которые по своему экономическому значению перекрывают данный банк на порядки. Призывают население Казахстана сплотиться в борьбе на «национальные интересы» и тут же делят это самое население по этническому и языковому признаку. Контрэлитная шизофрения явно затянулась, но сделать над собой усилие и выйти на качественно новый уровень хоть чего-нибудь она явно не в силах.

Поначалу наблюдатели полагали, что контрэлита педалирует этническую и языковую тему на почве глубокого расчета. Мол, это единственный ресурс, который позволяет проводить мобилизацию среди казахов. Но события в Жанаозене показали, что стрельба на поражение может разразиться в том месте, где все вокруг этнические казахи, знают казахский язык и при этом не могут ни о чем предметно договориться. Тема государственного языка и колониального прошлого не решает и не отменяет вопросы социальной справедливости, коррупции, безработицы, предоставления государственных услуг в виде образования и здравоохранения, качества работы бюрократии и правоохранительных органов.

Людей интересуют злободневные вопросы повседневной жизни, а не то, какой жуз ущемили при дележе должностей акимов. В итоге контрэлита оказывается в положении дурака, которого судьба оделила стеклянным членом. Вроде бы очень красиво и можно на этом здорово заработать, но все кончается банально – поссали и об угол…

А люди ведь все видят, многое помнят. И вот обиженные чиновниками и парламентариями роженицы и декретницы создают свои сетевые структуры, в которые «оппозицию» просят не соваться, дабы не дискредитировали нужное дело. Борьба против повышения пенсионного возраста для женщин до 63 лет вообще приняла размах общереспубликанского народного движения в Интернете и на площадях. Участвуют все, кроме партий, которые по вывеске оппозиционные, а по сути хрен знает какие.

Власть, разумеется, довольна такой контрэлитой, которой кинь скакалку и половина с ее помощью удавится или передушит другую половину. Но обществу нужна нормальная оппозиция. Пусть она не будет единой, однако различимой хотя бы по идеологическим основаниям, по последовательной политической линии. А то у нас сегодня либералы, завтра социал-демократы, послезавтра националисты, а по праздникам и четным выходным дням – монархисты (внутри делятся на абсолютных, конституционных, просвещенных и дебилоидных). Поэтому о теневых кабинетах, где у оппозиционных партий есть свое видение по любому важному вопросу государственной жизни и предложения по реализации вырабатываемых идей, пока приходится только мечтать. Ну и власть все это имеющееся пестрое ничтожество тоже дезориентирует и развращает.       

Макс ИВОЛГИН

Комментарии

События в Жанаозене показали, что стрельба на поражение может разразиться в том месте, где все вокруг этнические казахи, знают казахский язык и при этом не могут ни о чем предметно договориться. Тема государственного языка и колониального прошлого не решает и не отменяет вопросы социальной справедливости, коррупции, безработицы, предоставления государственных услуг в виде образования и здравоохранения, качества работы бюрократии и правоохранительных органов.

 

---------------------------------

 

Макс! Гениально!

В казахском национализме нет продуктивного начала, нет конструктивизма. Казахский национализм, это национал-большевизм, такой же как при советах, с одной лишь разницей, - подменой гегемона с пролетариата на казахов.
Все кто против любого казахского, т.е. против языка, культуры, они автоматический попадают в разряд врагов народа. О какой либо конструктивной полемике, конкуренции, демократии, уважении прав и свобод, компромисе речь не идет.

А тогда она поднимала на щит реальные вещи – ... придание русскому языку статуса второго государственного
*******
Ты это считаешь реальным? Этого не бывать. Может лже-политолог Иволгин сам не реальный существо?..

Почему небывать? Можно провести референдум по статусу русского языка. В Финляндии шведы менее 9%, но шведский язык второй государственный....

оппозиция как и власть не имеют современной идеологии и не умеют ее создавать.
потому все свалилось к золото-зеленому тельцу.
то что провозглашается партийным  "истеблишментом" - предельно условно и бытово.
в формате допустим-например. например мы -либералы. а тогда мы демократы.
а мы коммунисты. а мы -народная партия. но ни те ни эти не являются тем, чем заявились.
и не знают по сути что это. коммунисты не являются коммунистами . демократы говорят о ней, но являются тоталитарной сектой. народная партия никого не предствляет и никого никогда не спрашивает, кроме главы.
имеено отсутсвие общественной мысли, как результата общественной дисскуссии и есть причина нашего застойного регресса. страна не знает что делать сейчас и тем более завтра.
 

эту писаку до конца не стал читать. Сразу было понятно что онс  самого начало для себя поставиль цель искажать истину. Лицемерие и тупость-откуда такие нелюди берутся?

Ну вот. теперича ты Макс нелюдь...

Наши оппозиционеры переругались между собой еще в марте. Из-за.....! Народ живет отдельной жизнью, а власть своей зажиточной. Когда Народ поднимет голову, Уже ничего не останется для Народа.

У нас нет народа. Точнее нации...