Либералы и маргиналы: как протестное движение в Казахстане демонстрирует зависимость от финансов

Изначально существовавшее в маргинальном качестве оппозиционное движение Казахстана вновь скатывается в такое же состояние. Вспомним, что зародилось оно как националистическое движение явно по указке сверху в конце 1980-х годов. Тогда во всех республиках Союза как по заказу появились такие движения, причем многие из них стояли за выход из состава СССР.  И если в республиках типа Грузии или прибалтийских образований движения эти были сильны и авторитетны среди оболваненного перестроечной ложью СМИ населения, то в том же Казахстане маргиналы-националисты выше пятипроцентного узнавания среди публики не поднимались. В результате власть советская сменилась на независимую, а руководитель страны остался прежний — Нурсултан Назарбаев, который до сих пор бьет казахстанские рекорды по степени доверия к нему электоральных масс.

Главная особенность любых национализмов на территории СССР одна — лютая русофобия при вполне лояльном отношении к европейским государствам и США. Это говорит нам лишь одно — родом все эти национализмы подпитываются духовно (и не только духовно?) именно оттуда, с Запада. И нужны они лишь для того, чтобы Евразийская империя, имевшая в истории самые разные наименования и облики (Орда, Российская империя, Советский Союз) не возродилась вновь. Подобный подход к политической деятельности и переводит националистов в разряд маргиналов, имеющих успех лишь у людей с ограниченным кругозором. Ну а поскольку наше общество не до конца утратило понимание жизни, данное при СССР, не совсем позабыло географию и не слишком увлеклось пресловутым «возвращением к истокам», то и успех у маргиналов был невелик. До настоящего момента. Сейчас родилось и выросло новое поколение — оболваненное «истоками», не знающее географии даже родной страны, не говоря уж о мире за ее пределами, и абсолютно не понимающее жизни. Как результат — маргиналы по популярности обошли либералов, которые в свое время сместили их с политического поля на обочину.

Но период популярности либералов был достаточно продолжительным. И если вам кажется, что таковым он стал благодаря популярности в народе идей свободы и демократии, то вы заблуждаетесь. Популярными их сделали не идеи, а деньги, вложенные в раскрутку этих идей, в пропагандистские усилия. Сейчас денег у либералов все меньше и меньше, вот и идет утрата популярности, а вот националисты-маргиналы, похоже, откопали таки золотую кубышку, что позволяет теперь уже им устраивать популистские акции и разъезжать по стране с «гастролями». Есть вопрос, где же они получили финансирование, но мы здесь не будем им задаваться.

Что же до либеральных источников финансирования, то они всегда были на виду: Акежан Кажегельдин, Галымжан Жакиянов, Мухтар Аблязов. Знатоки новейшей политической истории Казахстана припомнят, что даже Рахат Алиев дважды объявлялся либералом, страдающим за свои убеждения от рук «диктаторского режима». Впервые это произошло в конце 2001 года, когда высокопоставленных либералов в один миг стало как грязи. До тех пор все протестное демократическое движение держалось усилиями Акежана Кажегельдина, как раз в 2001 году осужденного заочно на 10 лет лишения свободы за многочисленные махинации и злоупотребления служебным положением. То есть, вы понимаете, откуда он брал деньги на «установление свободы» в Казахстане.

А в ноябре 2001 года находящиеся под давлением уголовных расследований Аблязов и Жакиянов с группой примкнувших к ним чиновников и банкиров объявили о своем стремлении к демократии (Аблязов так стремился, что незадолго до этого даже засудил критиковавшего его журналиста), о необходимости реформ в стране и о том, что их обижает Рахат Алиев, злейший враг демократии. Чуть ли не на следующий же день Алиев вдруг и сам предстал в образе демократа, которого преследуют власти, захватившие и блокировавшие работу телеканала КТК и вообще принадлежащего ему холдинга «Алма-медиа». По стране покатилась либеральная вакханалия, которая, впрочем, за границы Алматы так и не выкатилась.

Именно тогда, в период «противостояния» олигархов и власти либеральная идея в стране достигла своего пика популярности, а ее проводники — самой высокой отметки уровня узнаваемости в Казахстане. Но по мере отпадения от движения богатых и влиятельных участников, то есть, отвода от либералов денег, популярность этой идеи падала. С захватом Мухтара Аблязова во Франции она практически заглохла. Освободившееся место стремительно начали заполнять националисты, действовавшие поначалу лишь как реакционеры, не имеющие ни своей политической программы, не видящие курса развития страны, но бойко реагирующие на любые движения власти в области обеспечения реального равноправия граждан в стране. Националисты равноправия не хотят, они выступают за какие-то поблажки «титульной нации», и в действиях власти стараются вычленить именно те, которые, по их мнению, уравнивают «государствообразующий этнос» в правах с «диаспорами».

В настоящий момент реакционность осталась, но появились и намеки на существование некоей программы, согласно которой действуют националисты. Программа эта явно отвечает интересам внешних игроков, не заинтересованных в организации Евразийского союза, отсюда зашкаливающая русофобия в действиях так называемых патриотов — их задача на сегодня: создание в массовом сознании негативного образа России. И поскольку массы значительно омолодились и поглупели с тех пор, как был развален Советский Союз, с этой задачей националисты кое-как справляются. Но самое главное — в руках националистов есть финансовые ресурсы, которых лишились либералы, так что недалек тот день, когда именно либералы начнут подносить информационные снаряды националистам, а не наоборот, как это было еще пару лет назад. О том, что это будет именно так, говорит и начавшийся дрейф либерала Амиржана Косанова, выпнутого из ОСДП, в объятия националистов Сарыма и Тайжана.

Однако триумф националистов долгим не будет — кончатся деньги, и маргиналы вновь станут теми, кем они и являются. А вот насколько больше они принесут тотального вреда чем «либералы» пока остается вопросом риторическим. Ведь ладно бы, если наши националисты представляли из себя нечто оригинальное, доморощенное. Не секрет, что данный сегмент внутри себя разобщен «источниками питания» и «крышами», и здесь могут зреть очень опасные конфликты, которые в сумме довольно опасны уже в таком виде  для общественного спокойствия. О чем речь? К примеру, мы видим, как в Сирии наряду с войной развязанной экстремистами разных мастей, против режима Асада, начались не менее, если не более (!) кровавые и бескомпромиссные разборки внутри самой вооруженной оппозиции. Спрашивается: а какое отношение это имеет в предмету нашего разговора? Да самое прямое. Если учесть, что на авансцену, например, пытается выйти национал-патриотическая группа, которую связывают на самом деле с салафитскими лобби, действующим в Казахстане даже на уровне элиты. И вполне возможно скоро об этом заговорят… По той простой причине, что, если в текущем бардаке эта группа сумеет хоть каким то образом соорганизоваться, их «источники питания» могут многажды увеличится… 

Макс ИВОЛГИН

Комментарии

Последний пассаж убойный. И речь в нем явно не об Тайжане или Сарыме? Верно?

Анатолий КОСИЧЕНКО, доктор философских наук, профессор, "Литер", 21 октября

В последнее время становится актуальной проблемой распространение радикального ислама как для Казахстана, так и для других стран Центральной Азии. Среди культурологов и религиоведов существует мнение, что этот процесс, с одной стороны, как бы независимый и в этом смысле объективный, а с другой стороны – он направляемый. Ведь с помощью активизации радикального ислама можно взрывать политические режимы и стабильность в различных странах. Перед нами примеры стран Северной Африки и Ближнего Востока, когда сторонники радикальных течений ислама принимали самое непосредственное участие в "арабской весне", как сейчас в Сирии.
Стоит отметить, что ислам с момента своего возникновения достаточно политизированная религия, в ней органично сопряжены и сочленены политические аспекты его функционирования, догматика и внутренние вероучительные принципы. Поэтому в исламе легче актуализировать политические проблемы, исказить их и выдать за истину. Все радикальные течения пользуются вырыванием из контекста каких-то вероучительных истин, накладывая на них политически неадекватную нагрузку. В итоге только образованный мусульманин видит ложь и неубедительность идей радикального ислама, а для новичка эти искаженные факты становятся истиной.
Будучи вовлеченным в политику в неадекватных, нехарактерных, неглубоких, несущностных для него формах, ислам радикализируется. Все грамотные муфтии, имамы, исламские богословы едины в мнении, что ислам – мирная, гуманная, нравственная религия. Однако восприятие его в искаженной форме порождает агрессию.
Радикализм формируется таким образом: берется ислам, политизируется, и этот политизированный ислам в своих крайних, радикальных формах вбрасывается в общество. В странах Центральной Азии, таких как Казахстан, где мусульманское население доминирует, роль ислама велика в общении, в культуре, соответственно возрастает его роль и в политике. Все, связанное с исламом, привлекает внимание, в том числе воспринимаются радикальные идеи, и особенно подвержена этому феномену молодежь. Происходит это в силу разных причин: есть внешнее насаждение радикального ислама с помощью эмиссаров разного рода, при хорошем финансировании заинтересованных сторон – это одна грань, один источник. Второй источник распространения радикального ислама – религиозная неграмотность населения. Поэтому исламское просвещение и образование являются важным средством и фактором установления пределов и пресечения путей распространения радикального ислама. Надо глубоко и всесторонне образовывать наших мусульман. Духовным управлением мусульман Казахстана, как и духовными управлениями других стран Центральной Азии, в этом направлении проводится определенная работа. Однако, по моему мнению, это делается в недостаточной мере. Сейчас необходимо находить живые интерактивные методы, молодежь ориентируется на современные формы образования. Полагать, что лишь пятничная проповедь сделает свое дело, не следует. Надо разнообразить и находить новые формы подачи информации. Причем необходим анализ опыта зарубежных стран. И самим не стоять на месте, а продуцировать, изобретать новые средства исламского просвещения в соответствии с нашими конкретными условиями. Таким образом будет снижаться потенциал радикализации общества.
Радикальный ислам опасен тем, что он базируется все-таки на исламе, искаженных, но исламских истинах. И аргументы радикалов идут из Корана или из Сунны. А религиозные ценности очень глубоко укорены в душе человека. И если человек неадекватно воспримет догматику ислама, какие-то нравственные сентенции или политические аспекты функционирования ислама, последствия могут быть плачевными.
Мне кажется, что сами авторы радикальных идей и их сторонники понимают, что в буквальной форме реализовать эти идеи невозможно. Но само распространение этих идей – это попытка их легитимизации.

ИЗ ДЖЕЗКАЗГАНА В СИРИЮ УЕХАЛИ 50 ЧЕЛОВЕК
 
В Союз мусульман Казахстана (СМК) и Мусульманский комитет по правам человека в Центральной Азии (МКПЧ ЦА) поступила информация о том, что из г. Джезказган для участия в боевых действиях два месяца назад уехала группа из 50 человек. Не имея на руках очевидных доказательств, СМК не решалось обнародовать эту информацию. Однако после появления You Tube подтверждающего сюжета сомнения отпали. К сожалению, родные и близкие этих людей и по сей день категорически отказываются давать комментарии для прессы.
Одна из причин, побудившая молодежь покинуть страну, по мнению местных жителей, является значительный уровень безработицы в регионе. Кроме того, многие молодые люди признаются в отсутствие перспективы. В условиях значительного социального расслоения в обществе, несправедливости и коррупции многие из них находятся в состоянии отчаянья и безысходности. К этим негативным факторам следует прибавить ужесточение политики властей в отношении людей проповедующих ислам.
Как свидетельствуют отдельные лица, местное духовенство знало о намерении молодых людей отправиться в Сирию, однако не прилагало усилий для того, чтобы воспрепятствовать этому, так как считает, что отток из страны экстремистки настроенных граждан является позитивным явлением.
Руководство СМК и МКПЧ ЦА считает это тревожным симптомом. Несколько лет назад большая группа мусульман из Западного Казахстана попросила политическое убежище в Чехии. Тогда общественность не придала этому большого значения. Сегодня этот процесс приобретает угрожающие масштабы и способен повлечь серьезные последствия для страны.
.Пресс-служба
Союза мусульман Казахстан
 

 

Да. Все верно! Дерьги в политике - это самое главное после креатива. А креатив у исламистов есть, потому что все устали от бардака!

Позвольт, о каком креотиве вы говорите тем паче у исламистов?

Там креатиф ОДИН - ВОЗРОДИМ ЧИСТУЮ ВЕРУ И ОРГАНИЗУЕМ ХАЛИФАТ.

Универсальный интернет-магазин "Жеткiзу" предлагает Вам продукты и сопутствующие товары с доставкой товаров на дом, на дачу или в офис. Наш ассортимент: продукты питания и напитки, товары для детей, товары для животных,   средства гигиены, товары для автомобилистов, спортивные товары, товары для отдыха на природе, бытовую химию, бытовую технику. У нас Вы всегда найдете только качественные товары. 
   Доставка производится в тот же день в удобное для Вас время ежедневно с 10.00 до 22.00 часов. Заказы оформляются на сайте zhet.kz и принимаются круглосуточно.
   Стоимость доставки 500тг. В любую точку по городу Астана.

У мусульман идеология справедливости, жизни по шариату, за подробностями к Гейдару Джемалю, он это все очень убедительно расписывает. Нонешний век - век исламского интернационала, и война наверняка будет с каким-то подобием халифата, который под благие идеи будет сколочен из государств Ближнего Востока - там как раз атмосфера подходящая, прямо по Ленину (чтобы объединиться, надо вначале размежеваться). Исламский Третий рейх наверняка нападет на земли свежесколоченного Евразийского Союза, и вот у нас все эти салафиты-ваххабиты будут вроде пятой колонны, то же относится ко всяким пантюркистам-туранистам. И весь этот сброд околачивается в лагере нацпатов, причем власть то ли сквозь пальцы на все это смотрит, то ли взращивает у себя на груди гадюку ради каких-то экстремальных развлечений. 

Мне вот интересно, а кто-нибудь в нашей власти вообще пытается выяснять, на кого эти нацпаты работают, откуда деньги берут, указания получают? Или как в 2001 году ждут, пока взрыв не случится, чтобы потом с последствиями бороться, а причину не лечить?