Оптимальная оптимизация

В Казахстане идет реализация второго этапа программы развития регионов. Она предполагает создание нескольких полюсов роста – наиболее динамично развивающихся городов или регионов, интегрированных с крупными рынками и выступающих  в роли "локомотивов" для всех остальных регионов страны. Чем вызвана реализация этой программы, как она продвигается и какие риски связаны с ее реализацией. Об этом сей материал.

Причиной оптимизации территорий стало, по мнению разработчиков программы, отсутствие перспектив их развития. Так, к примеру, часть городов была построена возле крупных месторождений полезных ископаемых и предприятий по их добыче или переработке. Они так и назывались – градообразующие предприятия. Как правило, они обсуживали город в экономическом, коммунальном, социальном плане.  На сегодняшний день эти предприятия, в силу разных причин,  не работают. Соответственно приходят в упадок и города. Так, сегодня из 60 малых городов 10 можно смело отнести к категории депрессивных

Ситуация с селами и аулами аналогична. С исчезновением колхозов, совхозов, потерей и экономической и социальной роли исчезают мелкие населенные пункты, ранее бывшие бригадами и отделениями крупных хозяйств.  Из более чем 7500 сельских населенных пунктов лишь 1204 имеют высокий потенциал развития. Еще пять с половиной тысяч – средний. Остальные не имеют ресурсов для развития и считаются бесперспективными. Скорее всего, они попросту исчезнут, как исчезли за последнее десятилетие  905 аулов и сел.

Среди основных проблем городов и сел, признанных депрессивными эксперты выделяют следующие.

Во-первых, высокий износ жизнеобеспечивающей инфраструктуры. В целом, это проблема характерна даже для крупных городов, но в них она может быть решена. В малых городах и сельских районах страны физический износ теплоэнергоцентралей, водопровода, канализации либо уже достиг критических значений, либо приближается к ним. А колоссальных денег, которые нужны на их ремонт, нет. 

Во-вторых, отсутствие или низкой уровень обеспеченности социальными объектами. Не во всех селах есть школы и больницы, не говоря уже о бане, библиотеке, клубе или доме культуры. Сюжеты о том, что дети ездят или ходят учиться в соседнее село довольно часто присутствуют в СМИ.  Согласно официальным данным 71% объектов здравоохранения находятся в приспособленных помещениях, а 189 объектов образования расположены в аварийных помещениях, в 92 школах занятия проводятся в 3-4 смены.

В-третьих, состояние транспортной инфраструктуры. Населенных пунктов, где есть железнодорожные станции, не так много. А автодорожная сеть местного значения может называться таковой лишь с большой натяжкой. По официальным данным порядка 20% автомобильных дорог в сельской местности требуют капитального ремонта. Это негативно влияет на экономику населенных пунктов и, как следствие, на их  перспективы.

Процесс оптимизации был запущен с целью избавления от этих проблем. Подчеркиваем, избавления, а не решения! Оценить его результаты в плоскости плохо – хорошо довольно сложно, поскольку он имеет и положительные и негативные стороны.

К позитивным результатам можно отнести, например, то, что более 2 миллионов сельчан, фактически,  улучшили свое социальное положение. Это произошло в силу двух причин: за счет переселения в населенные пункты с высоким потенциалом развития и повышения экономического потенциала сел-реципиентов за счет развития в них социальной и инженерной инфраструктуры.

Программа способствовала преодолению глубокого кризиса сельской экономики 90-х годов прошлого века и обеспечила ее стабилизацию (на уровне стабильно тяжелое состояние).

Многие населенные пункты удалось сохранить и, возможно, удастся улучшить. Например, в Карагандинской  области, близ г. Сарани есть поселок завода резинотехнических изделий - три микрорайона многоэтажных домов. Раньше, пока работал завод,  здесь жили 25 тысяч человек. Сегодня проживает порядка двух тысяч. Далеко не у всех есть отопление, водопровод и канализация. Люди, в буквальном смысле, выживают: носят воду из колонок, ставят в квартирах печки-буржуйки, на зиму запасаются углем. Для исправления ситуации принято решение разобрать пустующие дома, переселить людей из неполных домов в другие, которые будут восстановлены за счет бюджета, с подключением ко всем необходимым коммуникациям.  

Еще одним позитивным результатом стала экономия государственных средств. Закрытие части малых городов и поселков, по сути, стало избавлением от убыточных активов.  Т.е. финансово-экономическая политика государства направлена на экономически перспективные территории.

Собственно, реализация программы развития регионов рассчитана до 2020 года. Есть время, чтобы объективно оценить итоги реализации первого этапа и, при необходимости, внести необходимые коррективы.

Антон МОРОЗОВ, политолог

Комментарии

..А где ФИИры и прочие модернизационные программы? почему людей тиз деперсиввных районов не устраивает государство?

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.