Как устроен "чёрный ящик" самолёта

 

  • Бортовой самописец (именно так на самом деле называется устройство) обычно делают красного или оранжевого цвета, а форму придают шарообразную или цилиндрическую. Объяснение очень простое: округлая форма лучше противостоит внешним воздействиям, неизбежным при падении самолета, а яркий цвет облегчает поиски.

  • Что в ящике?
    Непосредственно самописец, в общем-то, прибор нехитрый: он представляет собой массив микросхем флеш-памяти и контроллер и принципиально мало чем отличается от SSD-накопителя в вашем ноутбуке. Правда, флеш-память используется в самописцах относительно недавно, и в воздухе сейчас множество самолетов, оборудованных более старыми моделями, в которых используется магнитная запись — на ленту, как в магнитофонах, либо на проволоку, как в самых первых магнитофонах: проволока прочнее ленты, а значит, надежнее.

  • Главное же — всю эту начинку как следует защитить: полностью герметичный корпус делается из титана или высокопрочной стали, внутри находится мощный слой теплоизоляции и демпфирующих материалов. Существует специальный стандарт FAA TSO C123b/C124b, которому соответствуют современные самописцы: данные должны оставаться сохранными при перегрузках в 3400G в течение 6,5 мс (падение с любой высоты), полный охват огнем в течение 30 минут (пожар от воспламенения топлива при столкновении самолета с землей) и нахождении на глубине 6 км в течение месяца (при падении самолета в воду в любой точке Мирового океана, кроме впадин, вероятность попасть в которые статистически мала).

  • Кстати, что касается падения в воду: самописцы оснащаются ультразвуковыми маяками, включающимися при контакте с водой. Маяк излучает сигнал на частоте 37 500 Гц, и, запеленговав этот сигнал, самописец легко найти на дне, откуда его извлекают водолазы или дистанционно управляемые роботы для подводных работ. На земле самописец найти также несложно: обнаружив обломки самолета и зная места размещения самописцев, достаточно, по сути, просто оглядеться вокруг.

  • На корпусе обязательно имеется надпись «Flight Recorder. Do not open» на английском языке. Часто имеется такая же надпись на французском; могут иметься надписи на других языках.

  • Фото

  • Где располагаются ящики?
    В самолете «черные ящики» располагаются, как правило, в хвостовой части фюзеляжа, которая статистически меньше и реже всего повреждается при авариях, так как удар принимает на себя обычно передняя часть. Самописцев на борту несколько — так уж заведено в авиации, что все системы резервируются: вероятность того, что ни один из них не удастся обнаружить, а на обнаруженных будут испорчены данные — минимальна.

  • При этом самописцы различаются еще и по записываемым в них данным. Аварийные самописцы, которые и ищут после катастроф, бывают параметрическими (FDR) и речевыми (CVR). Речевой самописец сохраняет помимо переговоров экипажей и диспетчеров также окружающие звуки (всего 4 канала, продолжительность записи — последние 2 часа), а параметрические записывают информацию с различных датчиков — начиная от координат, курса, скоростей и тангажа и заканчивая оборотами каждого из двигателей. Каждый из параметров записывается несколько раз в секунду, а при быстром изменении частота записи возрастает. Запись ведется циклично, как в автомобильных видеорегистраторах: новые данные затирают наиболее старые. При этом длительность цикла составляет 17—25 часов, то есть ее гарантированно хватит на любой полет.

  • А вот такая штука стоит на отечественных ЛА. Пишет на проволоку. Называется МС-61

  • Речевые и параметрические самописцы могут быть объединены в один, однако в любом случае записи имеют точную привязку ко времени. Между тем параметрические самописцы фиксируют далеко не все параметры полета (хотя сейчас их как минимум 88, а совсем недавно, до 2002 года, было только 29), а только те из них, которые могут пригодиться при расследовании катастроф. Полные же «логи» (2 000 параметров) происходящего на борту фиксируют эксплуатационные самописцы: их данные используются для анализа действий пилотов, ремонта и обслуживания самолета и т. п. — они не имеют защиты, и после катастрофы данные с них уже не получить.
    Как расшифровать черный ящик?
    Необходимость расшифровки данных с черных ящиков — это такой же миф, как то, что ящики черные.
    Дело в том, что данные никак не шифруются, и слово «расшифровка» здесь используется в том же значении, что у журналистов расшифровка записи интервью. Журналист слушает диктофон и пишет текст, а комиссия экспертов считывает данные с носителя, обрабатывает их и записывает в удобном для анализа и восприятия виде. То есть никакого шифрования нет: данные можно прочитать в любом аэропорту, защиты данных от чужих глаз не предусмотрено. А поскольку черные ящики предназначены для анализа причин авиакатастроф с целью снижения числа катастроф в дальнейшем, то какой-то специальной защиты от модификации данных нет. В конце концов, если истинные причины катастрофы требуется замолчать или исказить по политическим или еще каким-то причинам, то всегда можно заявить о сильных повреждениях самописцев и невозможности считать все данные.

  • Катушки с проволокой для него

  • Правда, при повреждениях (а они не так уж редки — примерно треть всех катастроф) все равно данные можно восстановить — и фрагменты ленты склеиваются, а также обрабатываются специальным составом, и уцелевшим микросхемам подпаивают контакты, чтобы подключить их к считывателю: процесс сложный, он проходит в специальных лабораториях и может затянуться.
    Почему «черный ящик»?
    Почему бортовые самописцы называют «черными ящиками»? Версий несколько. Например, название могло пойти со времен Второй мировой войны, когда на военные самолеты начали устанавливать первые электронные модули: они действительно выглядели как ящики черного цвета. Или, например, первые самописцы еще до войны использовали для записи фотопленку, поэтому не должны были пропускать свет. Нельзя, впрочем, исключать и влияние «Что? Где? Когда?»: черным ящиком в обиходе называется прибор, принцип работы которого (что в черном ящике) не имеет значения, важен лишь получаемый результат. Самописцы на гражданские самолеты стали массово устанавливать с начала 1960-х годов.

  • Что дальше?
    Бортовым самописцам есть куда развиваться. Самая очевидная и ближайшая перспектива — это запись видео с разных точек обзора внутри и снаружи самолета. Некоторые эксперты заявляют, что это поможет, помимо прочих преимуществ, решить проблему перехода от стрелочных приборов в кабине пилота к дисплеям: мол, старые приборы при аварии «застывают» на последних показаниях, а дисплеи — нет. Однако не стоит забывать, что стрелочные приборы используются и сейчас в дополнение к дисплеям на случай отказа последних.
    Также рассматриваются перспективы установки отстреливаемых плавучих самописцев: специальные датчики будут фиксировать столкновение самолета с препятствием, и самописец в этот момент будет «катапультироваться» чуть ли не с парашютом — принцип примерно такой же, как у подушек безопасности в автомобиле. Кроме того, в будущем самолеты смогут в режиме реального времени транслировать все записываемые черными ящиками данные на удаленные сервера — тогда и искать и декодировать самописцы не понадобится.

Источник: hi-tech.mail.ru

Комментарии

Ну и как он устроен? Видимо фотки забыли показать?-))))))))

Ну надо же. Какие оранжевые неказистые ящичики...

Принцип Оккама.

Перовые впечатления самое близкое к истине. И благодарность Малайзии дээнээрщикам и потом обструкция в адрес США от нее же тоже о многом говорит

Комбинация с трупами «Боинга»

19.07.2014 - 03:24

1. С большой долей вероятности, сбитый 17-го июля над территорией Украины авиалайнер является пропавшим 8-го марта "Боингом" малайзийской авиакомпании, который так и не был найден. Ещё тогда многие российские политики и обычные пользователи Интернета высказывали предположение, что пропавший "Боинг" будет как-то использован в провокации против России, во имя развязывания Третьей мировой войны;

2. По словам людей, первыми прибывших на место катастрофы, над обломками стоял невыносимый трупный запах, что свидетельствует о том, что "пассажиры" были умерщвлены за несколько суток до полёта, так как на разложение трупов до появления такого запаха требуется немало времени.

Также на месте катастрофы не было ни одной капли крови, за исключением кабины пилотов – и это понятно, ведь самолёт вели живые люди. А трупы, по словам очевидцев, совершенно обескровлены, словно кровь в них застыла;

3. Те же очевидцы сообщают, что большинство тел были голые; на одетых же трупах была одинаковая одежда от "Hugo Boss";

4. Идеально новые, блестящие, чистые, никоим образом не пострадавшие паспорта граждан Нидерландов, Малайзии и прочих государств. Никак не вяжущаяся с общей разрухой и обгорелостью целость этих паспортов наводит на мысли о том, что сразу после катастрофы кто-то подбежал и подбросил заранее заготовленные фальшивые паспорта, не потрудившись даже вынуть их из полиэтиленового пакета, в котором их нашли телевизионные корреспонденты, и разбросать по всему месту катастрофы. Некоторые паспорта были проколоты, что совершенно невероятно, ибо ни на один авиарейс не пропустят человека с просроченным паспортом;

5. Когда журналисты показывали паспорта в развороте, там были отчётливо видны данные пассажиров. Пользователи иностранных форумов не поленились и провели своё собственное мини-расследование, в ходе которого обнаружилось, что люди, чьи паспорта были показаны журналистами, "действительно существуют" – есть их профили в "Facebook". Но – внимание! – профили этих, совершенно, казалось бы, независимых друг от друга людей, были зарегистрированы в одно время: 21-го апреля 2013-го года. Все эти профили схожи в том, что ничего, кроме фотографий, загруженных в день регистрации, на этих страницах нет. Также у этих пользователей нет ни друзей, ни каких-либо публикаций, ни отметок о понравившихся страницах – абсолютно ничего! Страницы пустые.

По нашей версии, этих личностей в природе не существует, имена придуманы, фотографии взяты невесть откуда, а "Facebook" для каких-то неблаговидных целей создаёт целую базу таких профилей.

6. Незначительный момент: книги и сумки лежали отдельно, нетронутые пламенем, как будто только из магазина. Из этого следует, что книги, как и паспорта, подбросили на место уже после катастрофы;

7. При любой авиакатастрофе первое, что мы видим на экранах своих телевизоров – это не место крушения, а родственников погибших, многие из которых ещё не успели выехать из аэропорта после проводов. Круглосуточно, в течение нескольких дней, телезритель наблюдает репортажи о том, как с родственниками погибших работают психологи, как берут интервью у психологов и у родственников погибших.

Что же мы видим в этом случае? С момента трагедии прошли практически сутки, но ни один телеканал мира так и не показал нам родственников жертв катастрофы. Ни на одном портале в Интернете вы не найдёте фотографий этих родственников; также вы не найдёте ни одного интервью с родственниками. Нигде в Интернете вы не найдёте истерии по поводу данной трагедии, что было бы естественным в подобной ситуации. На нидерландских сайтах тишь да гладь, да божья благодать – к материалам о катастрофе скудное количество комментариев, которые отличаются совершеннейшей холодностью и отстранённостью.

Есть над чем подумать.

Крушение малайзийского "Боинга-777" на территории Украины породило множество слухов и конспирологических версий. Есть даже версия, что живых пассажиров на борту изначально не было, а лайнер перевозил мертвые тела. В загадках этой трагедии в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru разбирался врач, судмедэксперт, кандидат медицинских наук Эдуард Туманов.

— В СМИ называются разные вероятные причины крушения и совершенно невероятные версии о том, кто находился внутри "Боинга". Наверное, никогда еще вокруг авиационных трагедий не было столько загадок, нестыковок и противоположных мнений. Много говорилось, что на борту находились уже не живые люди, потому что от останков исходил очень сильный трупный запах, на них были трупные пятна. Вы опытный судмедэксперт. Каково ваше мнение?

 - Чтобы ответить на эту конспирологическую версию, надо разобраться, что происходит с людьми — с пассажирами и членами экипажа, когда на такой значительной высоте по какой-либо причине происходит резкая разгерметизация салона. Нужно учесть несколько факторов. Высота полета составляла примерно 10 километров. Давление за бортом на такой высоте — 1/4 от нормального атмосферного давления. На борту, естественно, поддерживается давление, близкое к 1 атмосфере.

По какой-то причине произошло нарушение герметизации салона. Воздух за считанные секунды хлопком выходит из салона авиалайнера. С людьми в это время происходит целый ряд событий, которые в медицине объединяются одним общим термином: взрывная декомпрессия. В крови постоянно присутствуют газы. Их довольно много, но преимущественно — азот. При таком резком понижении давления он тут же переходит из растворенного состояния в газообразное. Примерно тот же эффект происходит, когда мы открываем бутылку с минералкой. Выделяется множество пузырьков воздуха. А в бутылке с минералкой давление — примерно 2 атмосферы. Перепад всего лишь в 2 раза — а сколько пузырьков. Тут перепад примерно в 4 раза. Можно представить, что творится во всей кровеносной системе человека.

Читайте специальный сюжет Трагедия над Украиной. Версии

Эти многочисленные газовые эмболы перекрывают кровоток мелких кровеносных сосудов и полностью прекращают поступление к органам крови. Органы начинают испытывать острое кислородное голодание, клетки, которые недополучают кислород, начинают очень быстро гибнуть. В первую очередь, безусловно, клетки сердца, коры головного мозга, то есть те органы, которые наиболее чувствительны к нехватке кислорода. С другой стороны, воздух, который находится в наших полостях и органах, резко начинает расширяться. Расширяется воздух, который находится в легких, желудке, кишечнике, в барабанной полости, в пазухах околоносовых, лобных… Легкие буквально разрывает изнутри, происходит кровоизлияния в легких. Может случиться разрыв кишечника и барабанных перепонок. Человек испытывает сильнейшую головную боль.

Одновременно с тем, что происходит в организме в результате спада барометрического давления, из салона кислород уходит. А за бортом парциальное давление и содержание кислорода чрезвычайно малое. Считается точкой невозврата, когда человек уже не может дышать. Даже тот минимальный процент кислорода, который должен обеспечивать акт дыхания — 8 километров. А тут — 10. То есть даже теоретически невозможно выжить в этом разреженном пространстве. Там скидываются, безусловно, кислородные аппараты автоматически. Но учитывая, что человек только что испытал взрывную декомпрессию, у него нет сил даже пошевелить рукой в таком состоянии.

— При стрессе можно даже не додуматься взять эту маску.

- Да. Даже если додумается, представьте, какая там ударная волна идет. И если случился взрыв изнутри легких, то идет ударная волна по кровеносным сосудам на сердце, что вызывает серьезную сердечную аритмию, вплоть до остановки сердца. Счет идет буквально на секунды. Человеку в такой ситуации не до каких-то осмысленных телодвижений. Он начинает испытывать сильнейшее кислородное голодание. Плюс к этому присоединяется действие холода. Кто летал на самолете, помнит эту фразу: "Вас приветствует экипаж авиалайнера. Мы летим на такой-то высоте. Температура за бортом -50 градусов". -50 градусов это тоже температура, которая не позволяет выжить человеку, особенно, если мы учтем, что на борту авиалайнера люди сидят явно не в шубах, не в каких-то меховых костюмах. Летом они одеты в легкие футболки, рубашки и платья. Причем, эти три фактора, которые я сейчас назвал, действуют одновременно. Не по очереди действуют, не в том порядке, как я сказал, а одновременно.

Второе: от удара о землю неизбежны повреждения. Когда тело падает на землю с такой высоты, безусловно, оно сильно повреждается. Тут общая характеристика повреждений — это резко выраженное преобладание внутренних повреждений над наружными. То есть наружные повреждения минимальны. Они, как правило, складываются только из рваных ран, которые образуются в результате того, что какие-то кости скелета сломались, изогнулись и изнутри пробили кожу. Все. Других повреждений, как правило, нет, а вот внутри повреждения очень массивны. Разрывы, отрывы, разрушения внутренних органов, разрывы сосудов. Фактически самостоятельные, отдельные полости — брюшная и грудная — перестают существовать. Это уже один конгломерат, месиво из крови, фрагментов внутренних органов и их желудочно-кишечного содержимого в таких случаях. Вот, что происходит. Это у пассажиров. Потому что пассажиры выпадают из своих кресел и падают вниз самостоятельно.

Очевидцы описывали, что они падали как бомбы. А вот экипаж-то — в кабине. Пилоты дополнительно ударяются о штурвал, рычаги управления, панель управления — то есть их кидает по всей кабине. Поэтому у них множественные наружные повреждения. Соответственно, и кровь там, как и говорили, по всей кабине была. Ну, это и понятно, при условиях такой катастрофы.

— А почему так быстро, уже через несколько часов, появился трупный запах?

 - Трупный запах появляется довольно быстро. Еще говорят про признак того, что они уже были покойными до катастрофы, о том что они синие, гнилые. Но при гниении цвет меняется не на синий, а на зеленый, и в последующем переходит в коричневый и черный. А вот синюшность кожного покрова, особенно верхней части туловища — это как раз четкий, характерный, постоянно встречающийся признак того, что смерть сопровождалась выраженными расстройствами дыхания. В данном случае мы понимаем, что было выраженное расстройство дыхания. То есть в том, что трупы были синюшные ничего удивительного нет. Это и должно было быть при таком виде катастрофы.

Запах — следствие того, о чем мы говорили чуть раньше. Все органы перемешаны, разбиты, кровь, кишечное содержимое, фрагменты. Поэтому уже нет естественных барьеров, которые задерживают перемещение газов в анатомически неповрежденном теле человека. Очень быстро в этих условиях начинается гниение, буквально за десятки минут, и буквально спустя час пойдет запах из полостей тела — изо рта и других естественных отверстий, и он будет довольно ощутим. Плюс не будем забывать, что на месте катастрофы разливаются технические жидкости из авиалайнера, которые тоже свой удушающий запах вносят. Когда несколько лет назад случилась катастрофа польского авиалайнера под Смоленском, то запах на поле тоже стоял удушающий.

— Много говорилось, что эксперты не были допущены к месту происшествия. По международным правилам возможно ли, что при таком ЧП на место просто не выезжают эксперты? Имели ли их право украинские власти их задерживать и не пускать туда?

— Эксперт по умолчанию должен участвовать в таких расследованиях. Вот у нас в России, не дай Бог, такое произойдет, тут же на месте происшествия будут работать как местные эксперты, так и уже в течение очень короткого срока вылетит группа ведущих специалистов России. Почему экспертов не было? Ну, эксперт — личность процессуальная, он не может самостоятельно проводить расследования. Он подчиняется следователю или лицу, которое руководит местом происшествия. Если тот говорит: нет, ты сиди здесь, я не разрешаю тебе осматривать место происшествия, то эксперт не имеет права на свою экспертную инициативу. В данном случае, то есть если эксперты были в Киеве или в каком-то другом городе и не были на месте, это значит, что их кто-то не пускал туда.

— Звучали обвинения людей, которые туда прибыли — ополченцев и местных жителей, что они начали собирать тела. Возможно, что из-за их действий сейчас уже невозможно что-то оценить и понять?

 - С точностью до наоборот. Благодаря действиям этих людей еще что-то можно оценить. Смотрите, сколько дней прошло с момента катастрофы до того момента, как прибыли первые эксперты. Стояла жара 30 градусов, открытое поле, гниение в этих условиях идет взрывообразно. Плюс такой факт: лето, насекомые, мухи откладывают яйца, из которых в очень короткий срок вылупляются личинки, муравьи — все это очень быстро ведет к повреждению тел умерших. Плюс объедание тел погибших животными: полевые мыши, лисицы, дикие собаки, что было бы с этими телами через неделю?!… Я уже молчу про перспективу экспертного исследования внутренних органов, потому что мы можем при определенных методиках выявить признаки взрывной декомпрессии.

Тут есть и моральный аспект: что выдали бы родственникам, если трупы умерших пролежали бы неделю в таких условиях? Это первый аспект. А второй аспект — еще и эпидемиологический. Почти 300 тел умерших находилось на довольно ограниченной территории. Это угроза инфекционных заболеваний, это серьезная эпидемиологическая угроза для окрестных населенных пунктов.

— Сейчас какие-то обстоятельства можно выяснить, проведя комплексную экспертизу?

— Безусловно.

— Но все-таки, скорей всего, эту экспертизу провести не дадут. По тому, что можно было видеть на месте крушения, вряд ли можно говорить о том, был ли это "Бук" с земли или самолет.

 - Ну, судебно-медицинский эксперт не решает вопрос о причине катастрофы, что вызвало падение самолета. Судебно-медицинская экспертиза отвечает на другие вопросы, которые муссируются по всей планете. Были ли они живы еще в момент полета или там уже загрузили умерших? Произошла ли разгерметизация салона на такой высоте, что вызвало массовую гибель пассажиров авиалайнера? Находились ли члены экипажа в должном состоянии здоровья, которое позволяло им управлять самолетом? Вот это — вопросы, которые решают наши эксперты.

А причину падения устанавливает авиационно-техническая экспертиза. Единственное, что если было попадание ракетой, то у пассажиров, которые были в зоне поражения, будут еще дополнительные повреждения от действия поражающих элементов. Плюс будут вторичные повреждения кусками обшивки, кресел…

Читайте также: Рейс MH17: вместо истины - игра спецслужб

— Поступили вопросы от зрителей. Первый: "Почему, на ваш взгляд, киевские власти так долго не могли отправить судмедэкспертов? Ведь есть видео, где ополченцы сами призывают Киев забрать тела и провести расследование".Ну, мы уже об этом говорили.

— Вопросы — киевским властям.

— Другие вопросы от зрителей: "Будут ли различаться характеры повреждений при сбитии самолета с воздуха и с земли ПВО? Расшифровка британцами будет последней инстанцией и можно будет оспорить и перепроверить отправленные туда черные ящики?

— Про черные ящики я не знаю. Это техническая экспертиза, а вот выводы судебно-медицинских экспертов всегда можно проверить: насколько они аргументированы, насколько они вытекают из результатов проведенного исследованиями, насколько они опровергаются дополнительными исследованиями. Это все можно будет посмотреть, конечно, если они будут опубликованы. Еще хочу сказать по поводу ополченцев. Глава голландской экспертной миссии выразил удовлетворение и даже благодарность, что тела умерших были оперативно собраны и положены в рефрижератор, что позволило максимально сохранить эти тела. Это официальная информация от голландских источников.

— Мне представляется, что сейчас или позже независимые судмедэксперты и иные эксперты могут быть не допущены к исследованию этих тел. Какое время должно будет пройти, чтобы эксперты могли установить какие-то факты?

— Если начнутся выраженные гнилостные изменения, тогда судить о том, была там взрывная декомпрессия или нет, уже будет практически невозможно. Поэтому то, что ополченцы собрали тела и быстро поместили их в рефрижератор, как раз позволило сохранить наиболее информативные признаки.