Выдержки из выступления политолога Айдоса Сарыма на круглом «Казахстанская политика 2015: тренды и сценарии»под эгидой интернет-журнала «Саясат» ( 20 января, Алматы)

Рубрика: 

Айдос Сарым: «Повестка казахских националистов должна обновиться»

Основная тенденция года, которую мы можем наблюдать воочию, в том, что власти нечего предложить обществу. И тут неважно какому: русскоязычному, казахоязычному или мировому. Сейчас наблюдается абсолютно полный вакуум в сфере идей.

Тренд, который озвучил Данияр Ашимбаев о том, что власть готова еще больше законсервироваться, таким образом, делая упор только на проверенные кадры, на проверенные технологии, как мне кажется,уже налицо и очевиден.

Главный вопрос заключается в том, насколько сильно ударит предстоящий кризис?Если он сильно ударит, тоу властей не останется никаких вариантов, кроме как спасать экономику, общество, произойдет некий люфт, и придут новые идеи, новые технологии, будет больший контакт с обществом, власти будут прислушиваться к мнению общества.

Я согласен с коллегами, которые говорят, что у нас правительство гораздо лучше работает, когда нет «золотого костыля» в виде нефтяных денег.

Многие действия в сфере внутреннейполитики напоминают попытку собрать из кубиков набор букв слова «счастье». Но буквы порой не соприкасаются с этим словом.

Начало этого года будет достаточно мультикультурным. Тут и 20-летие АНК, потом 70-летие победы в ВОВ и др. При этом власть понимает, что она,возможно, переборщила с некоторыми тезисами. Именно поэтому после селигерского выступления Путина власть на ходу пытается находить решения. К примеру, празднование 550-лети казахского государства. При этом, не понимая ни сути, ни прикладных вещей. Власть играет роль пожарника. В прошлом году было обсуждено большое количество концепций казахской государственности.

Если говорить о политическом поле, то говорят о досрочных выборах. Но вопрос – что они изменят? Для меня очевиден тезис, что действующая партийно-политическая система полностью исчерпала себя. Она не отражает тех реальных изменений в обществе даже за последние десять лет.

Власть держится на такой тонкой материи как легитимность. Это воздух для власти. Она позволяет мобилизовать общество. Но легитимность уходит. И люди уходят в себя, в секты и другие вещи. А те задачи, которые стоят перед страной, экономикой, остаются. Геополитический контекст после Украины то же усложнился. Возможно, это требует другого умонастроения или других ожиданий.

Если говорить о внутренних отношениях, то можно назвать рост религиозного самосознания, рост и влияния экстремистских идеологий и течений. Но это адекватно той политике, которую ведет власть.Если власть не работает и не работают социальные лифты, то люди начинают находить новые альтернативы. Тут не важно, какой это регион. Значительная часть тех, кто воюет в Сирии, даже по-казахски говорить не умеют.

Казахский национал-патриотический сектор. Уже приходит период экзистенционального кризиса. Самым старейшим объединениям как «Казак тили» в прошлом году исполнилось 25 лет. Понятно, что сделано много интересных вещей. Воспитана плеяда интересных ученых, политиков, общественных деятелей. Но вопросы все еще возникают.Если брать с точки зрения реализации тех платформ, которые у них были – речь о декларации суверенитета, законов о госнезависимости, то есть много вещей, которые не реализованы – национальное государство вопросы казахского языка.

Актуализация этих требований понятна и очевидна, она и будет происходить. Происходит некая смена поколений. При всем моем уважении к МухтаруШаханову и другим - их авторитет, особенно среди молодого поколения, не достаточно высок. Говорить, что он может спровоцировать новый виток противостояния с властью, сложно. Вопрос еще в том, повторюсь, как скажется кризис.

По всем теориям эволюции – напряженные ситуации возникают не тогда, когда плохо, а тогда, когда вначале было хорошо, хорошо, а потом вдруг стало плохо.

Очевидно, что власть вряд ли пойдет на то, чтобы казахский социум, казахское поле политизировать, либо превратить в достойные политические партии. Для нее это незнакомый формат. Непривычный, неудобный формат. Опять же - надо будет на казахском языке разговаривать с кем-то. Для чиновников это большая проблема. Но, тем не менее, это поле есть, оно продолжает существовать. В нем начинают появляться достаточно интересные вещи. Появляется много больших площадок, где вот эти вещи начинают обсуждаться. Это говорит о том, что, скорее всего, что-то будет происходить из этих процессов, ведь это метод, чтобы институализироваться.

Но действующая ситуация в мире является сдерживающим фактором, потому что многие казахские националисты все-таки государственники. Для них ценность государства значительно выше. Ожидать каких-то больших столкновений с властью, если не произойдет каких-то катастрофичных вещей, нам не приходится.

То, что повестка казахских националистов должна обновиться, - это все понимают. Я в конце года и начале года поучаствовал в «мозговых штурмах». Есть мнение, что нужно вырабатывать новую стратегию, которая должна учитывать геополитический контекст, происходящие изменения.

Я думаю, что этот год будет годом накопления и годом понимания того, что происходит. Наверное, к концу года или после середины года будут некие объединяющие документы, которые выступят не то что предвыборной платформой, но объединительной платформой для казахских националистов, для людей, которые считают себя государственниками.

Понятно, если говорить о ситуации, которая есть на партийно-политическом поле, то есть два сценария, которые возможны, по-моему:

- Либо власть полностью адаптирует и примет весь блок казахских националистов в действующие институты, партийные структуры. Но это эволюционный и очевидный путь. Но сказать, что казахские националисты – это единая и монополитная система, никто не может. Есть разные течения и понимания, как должна развиваться страна. Это была бы адекватная партийно-политическая система, тогда бы это встраивание было бы эволюционным.

- Либо есть плохой сценарий, когда казахская интеллигенция сегодня настороженно оценивает события в Украине, ЕАЭС. Насколько хватит творчества у власти, чтобы сидеть на двух или трех стульях? Это может привести к фатальным ошибкам. Тогда будут возможны сценарии, когда будет появляться некий фронт, но каким будут его лозунги? Этот сценарий нельзя упускать из виду.

В целом если судить по последним событиям, то наша власть напоминает человека, который за шипами не видит розы. Политика страха перед всем казахским исходит давно. Вопрос – насколько этот потенциал станет удобным для развития, потому что мы видим, что потенциал может быть полезен во время кризиса.

Задачи модернизации общества, появления новых смыслов, энергии чтобы развивать бизнес – это нужно, потому что если общество само по себе отдалилось от государства, не верит ему, ни одному тезису и мы видим, что в обществе не осталось каких-либо лидеров.

Если мы говорим о теории модернизации и демократизации, то всегда были какие-то крупные слои, которые выступали движителем экономики – политических и экономических реформ. У нас потенциал энергетичеки сильных групп, по-моему, остается только у двух групп – это казахские националисты и религиозные экстремисты, либо сторонники религиозных течений, сторонники создания Исламского государства.

Мы должны забыть, что мы уникальны. На самом деле мы ничем не уникальны. Если смотреть историю стран Азии и Африки, мы видим разные примеры того, как развиваются события у нас, поэтому нам нужно золотую корону сбить. Мы абсолютно не знаем свое общество – экономически, социологически, ни по другим показателям. Посмотреть на то, как развивается мир, а сценариев становится все меньше и меньше и они все идут в сторону негатива.

Вопрос еще в том, мы, как эксперты, сможем ли вложить новые смыслы и идеи, которые смогут дать выходы, чтобы сформировать новый политический класс.Выступить консолидировано с новыми идеями, стать новыми силами, которые смогут поменять климат в стране? Очень опасна тенденция, когда действует политика вытаптывания идей, инициатив. Потому что энергия никуда не уходит, она может оформляться в другие деструктивные, а порой страшные вещи.

Комментарии

Быть или не быть национализму в Казахстане?!

Евгений Жовтис, правозащитник

Попытки строить государства на этническом принципе приводят к изоляции и снижению эффективности.

1.Давайте исходить из теоретических представлений, что национализм – это философская основа и политическая реализация, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации.

Причем в зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский (или государственный) и этнический национализм.

Этнический национализм (именно он обычно подразумевается под термином «национализм»), или этнонационализм, предполагает, что нация является высшей формой этнической общности, обладающей исключительным правом на обладание государственностью, включая институты, ресурсы и культурную систему.

В свою очередь, гражданский, или государственный, национализм возник в эпоху становления современных государств, основанных на представлении о нации и народе как согражданстве, как совокупности граждан, обладающих общим самосознанием в связи с общей территорией, общей историей и общим отношением к развитию государства и общества при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия.

В своих мягких формах гражданский, или государственный, национализм близок понятию патриотизма, и в противовес этнонационализму его иногда называют интернационализмом.

Эта форма национализма широко используется современными государствами через официальную символику и общественно-политические институты (образование, культурное развитие, средства массовой информации и пр.) с целью утверждения общегражданской лояльности («любви к Родине», «уважения к стране» и пр.) и распространения общегосударственных правовых норм и морально-культурных ценностей.

Именно поэтому в паспортах граждан развитых стран мира нет указания на этническое происхождение, а – на гражданство. Гражданин США, гражданин Франции (да и гражданин Казахстана) и т.д. И в этом случае речь идет о гражданской, а не этнической форме нации.

2. Из Вашего вопроса следует, что Вы пользуетесь понятием национализма в его этнической форме. То есть национализм Вами рассматривается как способ защиты интересов определенной этнической группы со всеми отсюда вытекающими последствиями. В этом смысле национализм в Казахстане, конечно, есть, поскольку есть те, кто отражает такие взгляды. Тем не менее в современном мире, с моей точки зрения, значительно большие перспективы у гражданского национализма в его мягких патриотических формах реализации. Это связано и со все большей открытостью границ, смешанными браками, интенсивными перемещениями капиталов и человеческих ресурсов. Это, конечно, не исключает защиты различными этническими группами своих экономических, политических, культурных интересов. Но отражение этих интересов осуществляется в рамках общегражданских общественно-политических конструкций и институтов, основанных на гражданстве, а не этничности, государств. Во всяком случае, таковы в настоящее время главенствующие тенденции в мире. Попытки строить государства на этническом принципе в конечном итоге приводят к изоляции и снижению эффективности и конкурентоспособности. Так мне, во всяком случае, кажется.

3. Ну, наверное, не национализм должен стать политической силой, а идеи националистов реализовываться через политические организации. Опять же вопрос: о каком национализме идет речь? Если об этнонационализме, то создание этнических партий – не лучший способ обеспечения политической стабильности и диалога. И современный мир все же не идет по пути этноориентированной политической организации. Я сторонник не этноориентированного, а общегражданского государства, и поэтому, конечно, не считаю создание этнических политических партий хорошей идеей. Достаточно наличие общественных организаций и движений, продвигающих интересы своих национальных групп.

4. В принципе, с учетом процентного состава населения, может. А зачем? Что и кому это даст? Сейчас мы существуем в современном варианте государственного устройства. Зачем возвращаться на ту стадию общественно-политического развития, которую большая часть человечества прошла?

Айдос САРЫМ, общественный деятель

Казахский национализм – это единственное политическое средство, способное победить как неоимперские проекты, так и фундаменталистские религиозно-политические течения.

1.В моем лично понимании, национализм – это синоним понятия «государственничество», он неразрывно связан с этим определением. Национализм имеет своей целью сохранение и дальнейшее всестороннее развитие независимого, суверенного государства – Республики Казахстан, обеспечение его единства, территориальной целостности для того, чтобы каждый гражданин страны, признающий и уважающий его законы и ценности, мог реализовать свое право на свободу, достойную жизнь и счастье. Это если очень и очень коротко.

К сожалению, надо признать, что сегодня само понятие «национализм» обросло столь большим количеством негативных советских коннотаций, что одно только произнесение этого слова вызывает у наших граждан самые разные чувства, большей частью – иррациональные. Поэтому задача всех думающих людей, интеллектуалов, честных средств массовой информации сегодня заключается в том, чтобы отделить ментальных мух от котлет, убрать ту советскую пропагандистскую шелуху, которая мешает называть вещи своими именами. Дело в том, что национализм как идеология несет в себе угрозу для любой империи. Именно поэтому в Советском Союзе очень долгое время нас учили тому, что национализм – это нечто плохое. К тому же, давайте не будем забывать, что само понятие «национализм» появилось достаточно недавно, в конце 18-го века, а понятие «национальное государство» – еще более позднее, в конце 19-го века. И все это время данные понятия находились под гнетом пропагандистского давления, как со стороны носителей имперского сознания, так и левых. Одних не устраивало то, что национализм размывает империи, других то, что национализм не позволяет реализовать левые утопические проекты.

Сегодня в Казахстане происходит то же самое. Основными критиками казахского национализма выступают т.н. «евразийцы», которые в том или ином виде отстаивают российский имперский проект, справедливо считая, что национализм опасен для воссоздания новой Империи. Есть немало левых, которые также критикуют националистов, исходя из груза своих предубеждений. Ну и есть огромная масса людей, которые, находясь в плену советского менталитета, не могут отличить «национализм» и «нацизм». Если внимательно разобраться, то это небо и земля. Если очень коротко, то «национализм» – это любовь к своей стране, народу, а «нацизм» – ненависть к другим странам и народам. Добавим к этому и то, что сегодня национализм натыкается на сопротивление со стороны носителей другой глобальной альтернативы – религиозного радикализма, течений вроде салафизма и вахабизма. Здесь тоже все понятно: казахские националисты в их понимании своей естественной любовью к национальным святыням, к истории, культуре, языку мешают им строить халифат, создавать новую общность людей без родины и флага.

По сути, если разобраться, идея «создания халифата», где все люди объединены только под сенью единой религии и не имеют никаких различий между собой, очень похоже на идею создания «советского народа», когда люди должны были быть объединены под сенью коммунистической идеологии. В этом смысле обе идеи авторитарны, даже тоталитарны и тотальны. Если советский проект объединил в себе российский имперский проект и левую тоталитарную идеологию, то нынешние религиозные радикалы из ИГИЛа и прочих утопических проектов ратуют не только за исторический или политический реванш, а несут в себе гораздо большее. Они претендуют на законченность, на тотальность. Именно поэтому их брутальность сегодня кажется привлекательной для слабых и потерянных, причем не только мусульман, но и некоторых граждан старушки Европы. И именно с этим связаны нынешние временные военные успехи ИГИЛа. Лучшим способом уничтожить ИГИЛ могла бы быть их полная изоляция и сдерживание: спустя какое-то время они сами внутри друг друга перегрызли бы. И не последнюю роль в этом сыграли бы этнические корни его сторонников. Только жалко людей: трудно безучастно смотреть на дикое варварство в третьем тысячелетии.

Любой экспансионистский проект захлебывается тогда, когда остается один на один с самим собой. Этим проектам для удержания своих сторонников нужны новые враги, новые войны, причем неважно – враги эти внутренние или внешние. Закон этот верен как для ИГИЛа, так и для путинского имперского проекта. Поскольку национализм зиждется на очень сильных, более коренных пластах человеческого сознания и памяти, в конечном итоге он способен победить любой имперский или левый утопический проект. И в этом смысле казахский национализм – это единственное сильное политическое течение и средство, который способен победить как неоимперские проекты, называемые евразийством, так и фундаменталистские религиозно-политические проекты, навязываемые нам из Ближнего Востока. Более того, если вспомнить классиков, то нужно не бояться национализма, а приветствовать: национализм является естественным условием для перехода к индустриальному обществу, условием для модернизации государства.

2. Прежде чем отвечать по сути вопроса, позволю себе напомнить две цитаты. Первая цитата принадлежит Бенедикту АНДЕРСОНУ, одному из ведущих экспертов в этой сфере. Он говорил, что не нации формируют национализм, а национализм формирует нацию. Вторая принадлежит Джузеппе МАДЗИНИ, лидеру движения «Молодая Италия», который утверждал: «Каждая нация является государством, и только одно государство есть у всей нации».

Что же все это значит в переводе на простой язык? А означает это следующее. Национализм – это необходимое условие жизни нации-государства. И подменять его нелепыми и стыдливыми эвфемизмами вроде «патриотизма» не нужно. Можно быть патриотом аула «Алғабас» или деревни «Красные петушки», можно быть патриотом армрестлинга, можно быть патриотом вареной колбасы. Патриотизм слишком общее слово, чтобы пытаться им заменить такое более важное и сущностное понятие, как национализм. И тогда, когда государство, общество, его граждане мало уделяют внимания общности, создают слишком много малосъедобных пропагандистских полуфабрикатов, в конечном итоге может статься, что некому будет защищать страну: все будут увлечены своими алғабасами, красными петушками, армрестлингом и вареной колбасой.

Государство, как тот Боливар, не может вынести две нации одновременно. Про три, четыре нации говорить даже не буду. Если отвечать теперь на ваш вопрос, то могу сказать так: в Казахстане существует национализм, и он играет не самую последнюю роль в политической жизни и общественном дискурсе. Вопрос только в том, что сегодня идет борьба между разными пониманиями и толкованиями того, что есть «нация-государство». Пресловутые споры о том, «казахская» или «казахстанская» и прочая, прочая – все это элементы этой борьбы. Более того, борьбы обязательной и необходимой. Это не тот случай, когда можно заявить: «Сначала – экономика, а потом – политика». Да и вообще хочется сказать, что это очень глупый и опасный тезис. Если вы куда-то собираетесь ехать очень далеко, то вы не будете думать: «Сначала – бензин, а потом – машина». Чтобы ехать, нужна исправная, заправленная бензином автомашина. Лично у меня создается впечатление, что во власти нашей либо никто никуда не хочет ехать, либо ждут, когда же часть пассажиров разбегутся сами, чтобы дальше комфортно поехать с ветерком по уже выбранному маршруту.

Насчет оттенков. Сегодня споры ведутся так: часть политиков обвиняет других в том, что те, дескать, желают «этнического национализма», а сами хотят «политический национализм», тогда как обвиняемые в «этническом национализме» политики самые что ни на есть сторонники «политического национализма». Здесь много субъективного, связанного с общей политической культурой, культурным контекстом и неумением договариваться. На самом деле «чистых без примесей» оттенков в природе не существует и не может существовать. Что-то можно в лабораторных условиях вывести, но оно не будет долговечным и жизнеспособным. Если идти от правды жизни, то окажется, что у многих современных «политических наций» есть очень и очень существенный этнический, религиозный общеобязательный компонент. Даже в США, которые некоторые считают образцом, есть примат английской, англосаксонской культуры. Хотя, если честно, то США не национальное государство, а единственная и последняя сверхдержава, империя, если хотите. Маленькая автозаправочная станция на периферии может пытаться быть похожей на «Шеврон-Тексако» или СНПС, но ими точно быть не может. Надо искать нечто свое, единичное, эксклюзивное и делать его лучшим в мире.

3. Здесь тоже пара оговорок. Национализм в Казахстане – это не монолитная политическая сила или движение с лидерами, программой, филиалами на местах. Это огромный потенциал, который как обогащенный уран: может давать электричество, а может и взорваться при некоторых условиях. Это очень мощное идейное направление, идейное течение, которое имеет миллионы искренних сторонников. Идеями национализма могут быть прошиты практически все общественные силы и страты, пусть и в разной степени. Можно одновременно быть националистом и демократом, националистом и консерватором, можно быть националистом и велосипедистом, националистом и любителем пинг-понга.

В теории, может статься, что все партии и депутаты даже нынешнего нашего законодательного принтера исповедуют идеи национализма, ратуют за национальное государство, его независимость. Хотя в это очень трудно поверить. Есть, как мне кажется, два варианта. Первый, эволюционный. Государство, общество становятся на национальные рельсы, дискуссии о государственном языке, истории, ТС и прочем находят приемлемое решение, партии становятся реально массовыми, идейно-идеологическими, казахскими по сути и ценностям, и тогда националисты расходятся по партийным квартирам в зависимости от собственных убеждений (центристы, правые, левые). Второй, революционный. Власть своим игнорированием требований общества добивается радикализации казахских националистов, они формируют национальный фронт и приходят к власти. После прихода к власти произойдет такая же партийная артикуляция и сегментация, поскольку у людей, политиков есть разные взгляды на то, как решать экономические и социальные вопросы. Так было во многих странах. Сценарии зависят от того, какой именно путь выберет сама власть?

4. Казахстан станет национальным государством. Это требование самой жизни. Это и требование главных политических документов страны. Декларация о суверенитете, закон о государственной независимости прямо требуют созидания национального государства.

 

Сергей Дуванов, публицист

В полиэтническом государстве националистические партии работают на дестабилизацию общества.

1.Вообще, если кто забыл, то национализм – это идеология, проповедующая этническую солидарность, как высшей формы общественного единства, и соответственно возводящая этническую составляющую в основу строительства государственности. То есть это единство общества на основе принадлежности к одному этносу и создание государства одного этноса. Этого хотят наши националисты. Понятно, что в моноэтническом государстве национализм это нормально, так как это служит консолидации нации. Скажем, мы все шведы (японцы, испанцы), и это нас объединяет. Однако в странах, где проживают различные этносы, любая попытка сделать этничность политической категорией абсурдна и опасна с точки зрения единства страны.

На мой взгляд, в таких странах этничность не должна идти дальше названия страны, ее флага и символики. И даже если язык одного из этносов провозглашается в качестве государственного, это не означает отмену, ограничение или дискриминацию всех остальных языков. Так если бы в Казахстане был только один государственный язык (казахский), без упоминания о русском как языке межнационального общения, это не повод, чтобы принуждать кого-то учить государственный.

Международная практика стран, где проживают различные этнические группы, показывает, что жизнь сама все расставляет на места и делает людей билингвистичными. А если обеспечить нормальную программу изучения языка в школе, то проблема решится в ближайшие два десятилетия. Национализм для меня – это когда в полиэтнической стране кто-то пытается качать права одного этноса, объявляя его главным и имеющим приоритеты перед остальными.

2. В общественной жизни Казахстана казахский, русский или какой-либо другой национализм не проявляется. Нет его и в политической жизни. Нет партий, общественных организаций или отдельных общественных деятелей, которые бы артикулировали публично идеи построения казахского этнического государства. Присутствуют отдельные высказывания, требования в части необходимости «не казахам» учить государственный язык, исходящие от отдельных граждан, которые видят в этом проявление неуважения к казахам. На самом деле, конечно, это не так.

Русские и представители других этнических групп, проживающих в Казахстане, очень хорошо относятся как к казахам, так и к тому, что они являются гражданами Казахстана. Практически все, кто считал иначе, уже уехали, остались те, кто связывает себя с Казахстаном. Для большинства он является Родиной, которую они не собираются покидать. Правда, в связи с известными событиями в Украине, реакция очень многих русских свидетельствует об их поддержке путинской имперской политики, включая присоединение Крыма и фактическое участие России в военных событиях в Донбассе. Да, безусловно, это тревожно с точки зрения угроз казахстанскому суверенитету. Однако сегодня это не дает оснований считать всех русских пятой колонной России и видеть в них прямую угрозу сепаратизма.

Дело в том, что это явление не этническое, а социально-политическое, я бы назвал это постсоветским имперским синдромом. Этакий метастаз общей болезни, которой мы когда-то переболели в рамках СССР. Именно поэтому ПУТИНА и его реваншизм поддерживают не только русские, но и казахи и другие этносы. Идеологически этих людей, а их примерно 80% населения Казахстана, умело пропагандистски обработали российские СМИ. И занимались они этим последние 10 лет. В результате сегодня большинство казахстанцев, вслед за такими же зомбированными россиянами, одобряют присоединение Крыма, поддерживают сепаратистов Донбасса и одобряют антизападную политику Кремля. На мой взгляд, это очень плохо, когда общественное мнение в суверенной стране формируют СМИ соседнего государства. К слову, за такую откровенно преступную ситуацию ответственность несут наши власти, которые позволили чужим пропагандистам определять умонастроения казахстанцев. Именно вследствие их беспечности и недальновидности казахстанцы получили импульс имперскости и поддержки политического мракобесия.

Почему я считаю, что национализм в данный конкретный момент нашей истории опасен? Специфика ситуации такова, что нынешняя «ватность» сознания большинства казахстанцев в любой момент может перерасти в открытый сепаратизм и гражданское противостояние. Страна в любой момент может расколоться на два лагеря. Точно так же, как это случилось в Украине. По моему твердому убеждению, сегодня нашу казахстанскую «вату» на переход от идеологического одобрения путинизма к формулированию политических требований изменения ситуации внутри страны могут спровоцировать именно националисты. Пока у наших «ватников» нет повода для криков о том, что их здесь притесняют. А значит, нет и поводов для неподчинения законным властям и создания дружин самообороны. Нет сегодня причин для появления «вежливых зеленых человечков». Повод в этой ситуации могут создать либо власти, но им это меньше всего надо, либо националисты, которые устроив какую-либо заварушку или выставив какие-либо требования, могут спровоцировать обострение ситуации.

3. В мононациональной стране – да. Там это сливается с общегражданским патриотизмом и работает на консолидацию общества и укрепление государства. В полиэтническом государстве националистические партии – это фактор, работающий, напротив, на дестабилизацию общества.

4. В принципе, да. Может. Но это будет сопряжено с большими проблемами, связанными с теми гражданами страны, которые не являются казахами, казахо-говорящими и теми, кого устраивает Казахстан, построенный на принципах гражданства, а не этничности. Нужно будет что-то с ними делать. Потому что, скорее всего, они на это не согласятся. А это раскол общества на два лагеря. Это противостояние. Так что нужно думать.

 Опрос газеты «Трибуна: Сайси-Калам»

В споре самых движняковых групп явно сплоченнее будут исламисты.

В споре самых движняковых групп явно сплоченнее будут исламисты.

Как пить дать... ((((((((

2015 spring gucci online trends 2015 spring and summer cheap gucci this season introduced the conference theme - A holiday aristocracy, gucci shoes along with the national shoe designs gucci outlet online to look at it. "Vacation noble" fresh and modern gucci bags outlet theme, inspired by the macro gucci sale trends "Impulse" (ripple),  gucci outlet online mature style combines the feminine gucci handbags silhouette and street style sportswear gucci handbags aesthetic. "Vacation noble" fresh and modern gucci purses outlet theme, inspired by the macro  gucci factory outlet trends "Impulse" (ripple), mature style gucci bags combines the feminine silhouette and gucci outlet online street style sportswear aesthetic. From white to black and white monotone gucci purses summer, bright colors and gucci handbags contrasting gray color with a gucci shoes outlet very prominent, conspicuous new mash contrast stripes and prints. Sporty trim and functional gucci shoes sale fabrics, such as gauze, fiber gucci sneakers crafts, simple silhouette, gucci shoes online clothing adds a sports activity, gucci shoes outlet while highlighting the soft flowing air jordans fabrics feminine element. Style: nike air jordans sporty styling exquisite charm. Market: Women Market / casual market / market mature ladies / jordan shoes women's coat market / sportswear  air jordans sale market. Bright, sunny colors, Lucai authentic jordan shoes color, light pastel pink and orange cheap air jordans color tones such as dynamic modeling for the jordan shoes sale summer to add vitality. Holiday noble "theme of retro air jordans material used in motor function type  jordan shoes sale mesh, stretch fabrics and artificial materials. air jordans online Details and trim details and luxurious surface nike outlet online motion integration, interpretation of the harmonious styling. Motion based nike air max 90 play elements, such as neoprene, mesh and sports Wind soles. Meanwhile,  nike air max shoes flat, muffin bottom and stacked with the  air max 90 highlights. sock style mash fresh interpretation of the shape of the  nike shoes outlet upper. thick retro sports shoes jogging shoes and learn the advantages of nike shox shoes functional running shoes. laminated mesh fresh interpretation of results, nike shox r4  such as transparent PVC Ethylene nike shox nz upper concave footbed comfortable, stylish colors. asymmetrical nike shox shoes upper sandals highlight modern styling. shaping soles toe ring package nike shox nz fit the foot. thin strip surface treatment nike shox r4 elegant, stylish cover large transparent gauze nike shox shoes and clean PVC Ethylene fresh interpretation nike shox shoes of upper high heel boots showing dramatic new. nike shoes outlet mixed results. satin uppers and slender styling inspired by the sport of boxing boots nike shoes online vinyl acetate copolymer soles, uppers round sculpted nike outlet store styling and fresh. Montreal mesh uppers fusion nike shoes sale movement elements interpretation of fashion and elegant silhouette cheap nike shoes mixed results. hasp reflect movement elements. boyfriend style sneakers reflect neutral modeling. luxury leather and lined with neoprene socks effect highlighting luxury  cheap coach handbags traditional silhouette, minimalist upper and pure tone Shoe for highlights cheap gucci shoes online - IT professional shoes,cheap gucci shoes , shoes, shoe design, shoe style design cheap gucci purses gallery, aims to provide the latest information for the shoe designer shoe cheap gucci sneaker design, shoe design enthusiasts, business gucci outlet online owners .2015 spring shoes summer men's fashion gucci bags on sale trends - A major styles have shaped canvas sandals, shoes, gucci handbags outlet new desert, hiking and other gucci outlet store recreation, more exciting content, work together to gucci shoes online understand .A font style cheap gucci sunglasses espadrilles summer season a priority under the bar cheap gucci purses this silhouette. simple silhouette can be used not only in canvas gucci factory outlet online , the use of leather and suede in a gucci handbags outlet single product introduction in the gucci factory outlet online same injection. casual style with gucci shoes outlet and shorts simple styling is very innovative. This cheap gucci purses trend in women's and men's design is also evident among the desert to the cheap gucci shoes column end shoes simple style of choice for semi-casual style of crepe gucci shoes sale rubber-soled, stitching and vulcanized cheap gucci shoes construction in this style are very suitable for the gucci shoes online summer series for goat Pew -... a neutral color is the main gucci shoes on sale focus. minimalism upper roll seam and spoon style lines look particularly new retro jordan shoes on sale inspired brand new look. Rock retro air jordans style nails sole focus of shoe design, but its shape is emitted back to the 20th century 1980s atmosphere. The innovation is that the nike air jordans focus of the color, the upper handle and novel materials. For older or smaller jordan shoes on sale boy modeling is an important composite jordan shoes outsole creative, novelty and color stitching and cheap jordan shoes details Let this style further. color design with a basic neutral color air jordans sale options, and eye-catching fluorescent authentic air jordans color or hue adds a fun colors. This is a semi-formal air jordans style, but wild. polished leather adds a novel jordan shoes online charm . Monk shoe uppers loop with just a nike shoes outlet straight belt. sportier styling, rather than the traditional Monk shoe loop tape, which cheap air max 90 make it very attractive for boys. This modeling can be used in the cheap air max shoes vulcanization sole or complex large-soled cheap nike air max 90 shoes like design in order to make the maximum nike outlet online effect. Shoe is the exclusive nike shoes online styles provide professional website design nike shoes outlet material, timely data updates, and nike air max shoes more
Camera angles showcase the latest nike outlet store landing to allow enterprises to eliminating the high cost of purchasing the nike factory outlet sample. 2015 shoe trends, with flat summer sandals have a long central wholesale gucci online loop belt, slim leather belt loop also bifurcation side extension. With wooden beads to cheap gucci online create natural decor. Multi-loop strap sandals with a two-tone leather, using layered cheap gucci sale leather soles to build, simple fastener complements the soft colors. 2015 discount gucci online trends, through soft butter leather flat shoes were interpreted, discount gucci online large leather bow also decorated the design, between the summer and dried flowers cheap gucci sale printing color stitching choose which is the season of new sandals by metal discount gucci sale toe Hemming to change the design, its features include side ankle strap and leather-covered wholesale gucci online heel. Flowers bloom in exquisite leather T-shaped loop belt, beautiful leather lace cleverly wholesale gucci sale placed in the back of the ankle, heel through a novel transparent resin to make the design cheap gucci online more modern. With eye-catching details to update thick wooden air jordan 1 sandals, bringing create contrast by soft natural fiber loop with Rafi, it is worth noting that air jordan 13 slingback and a T-shaped loop with details. Positioning in fine leather air jordan 11 bow front heels, into the side of the net yarn splicing to create a modern combination of pastel air jordan 5 shades of blue persons loyal to shades of pink and almond cream. Muller air jordan 9 clogs ankle strap into the details, by wooden soles and heels to keep the design jordan 1 of the natural characteristics, color design loyal and sun dried faded colors. Updated by pale pink and gray jordan 5 smoke gorgeous tone sneakers in the design of the tongue jordna 7 position with wide Velcro loop jordan 9 tape, pad stack take place after the set also jordan 11 brings thick, soft appearance. Shoe Design nike air max 90 sale Online is a professional shoe design nike air max 90 online , shoes picture material information website, providing front-end footwear air max 90 sale styles popular information for air max 90 online companies and shoe designer shoes trading nike free run shoes sale company. From the sweet violet, strawberry, watermelon cheap nike air max 2015 color to bright blue and green, nike zoom shoes sale pastel pink color macarons style appeared in the conference this season.Design Online is a professional cheap nike air force 1 shoe design, shoes picture material information website, This is a new season in the heel sandals, toe through the metal nike zoom kd online edging to change the design, its features include side ankle strap and leather-covered heel.