Глава социал-демократов обратился к главе государства

Глава социал-демократов обратился к главе государства 

Открытое письмо

Председателя ОСДП Президенту РК

Господин Президент!

                С момента последней девальвации тенге прошел год, который был насыщен исключительно важными для нашей страны событиями. Таможенный союз перерос в ЕАЭС, события вокруг Крыма и Украины определили новые геополитические условия, введены экономические санкции Запада против России, наполовину упала стоимость барреля нефти. Совокупность внешнеполитического и «нефтяного» факторов привела к двукратному падению российского рубля по отношению как к мировым валютам, так и к тенге.

     Россия (которая и до этого всеми способами использовала преимущества своего более развитого малого бизнеса) получила новые существенные преимущества для экспансии на наш рынок, а казахстанские производители, чья продукция стала в среднем на 30 процентов дороже российской и белорусской, несут еще более серьезные потери. В итоге ЕАЭС превратился в механизм вымывания из нашей страны крайне необходимых сейчас денежных ресурсов. В существующей курсовой ситуации кредитование банками малого и среднего бизнеса в тенге практически прекратилось, новые договора между субъектами экономики не заключаются,  а  подписанные не работают, экспортеры и поставщики на внутренний рынок близки к разорению.  

     Таким образом, политика Национального банка, который, по оценкам, в последнее время ежемесячно тратит на поддержание курса тенге порядка 2-3 миллиардов долларов, становится не только губительным для экономики нонсенсом, но и слишком дорого обходится для золотовалютных резервов страны.

    При этом дело далеко не только в курсе тенге. Для казахстанского общества – бюджетников, предпринимателей, самозанятых, пенсионеров - в сегодняшнее сложное время крайне необходимо представлять себе саму суть кредитно-финансовой и экономической стратегии Казахстана в новой ситуации, ее соответствие встающим перед страной вызовам.

    У многих казахстанцев была надежда, что ответы на эти вопросы прозвучат по итогам состоявшегося 11 февраля расширенного совещания правительства с Вашим участием. Между тем, на заседании были озвучены лишь меры, посвященные стабилизации существующей модели отечественной экономики. Признавая их необходимость, я считаю не менее важным и необходимым детальное обнародование причин, по которым действие внешних факторов на нашу экономику оказалось столь серьезным.

    Очевидно, что вновь, как и в 2007-2008 годах, экономика страны оказалась не готова к изменению парадигмы мирового потребления сырья. В итоге можно сказать, что Казахстан уже живет в режиме от кризиса до кризиса - при том, что в периоды между ними доля доходов от экспорта нефти в ВВП лишь увеличивается, повышая уязвимость всей экономики. Поскольку, несмотря на все проекты развития, в стране так и не создана современная обрабатывающая промышленность, следует признать, что индустриально-инновационные программы являлись преимущественно имитацией бурной деятельности, а выделенные на их реализацию десятки миллиардов долларов были израсходованы крайне непродуктивно либо разворованы.

    Кроме этого, необходимо признать всю пагубную неэффективность национальной банковской системы, которая хронически не выполняет свою ключевую функцию по кредитованию реальной экономики и МСБ  – что также стало важной причиной серьезного падения экономических показателей и уровня жизни населения.

     Соответственно, правительство должно отчитаться о своей работе не только перед Вами, но и перед всем обществом, подробно доложить о запланированных им конкретных мерах по кардинальному повышению конкурентоспособности отечественной экономики, а, следовательно, и по изменению всей атмосферы для развития малого и среднего бизнеса. Все это особенно актуально, если учесть неизбежно обостряющуюся в условиях дальнейшего «удержания» курса тенге проблему дефицита ликвидности и оттока капитала в Россию – при том, что абсолютно неясное будущее рубля  делает весьма туманной и перспективу восстановления межстранового ценового паритета.

    Таким образом, ответы на все эти вопросы неизбежно касаются проблемы ЕАЭС.  

     Не подлежит сомнению необходимость широкого сотрудничества с Российской Федерацией, с которой Казахстан связан общей историей и разнообразными человеческими контактами, перспективами развития производственных технологий и взаимного освоения рынков. Вместе с тем, невозможно не учитывать такие обстоятельства, как введенные против РФ западные санкции и снижение кредитного рейтинга России до негативного уровня. Наряду с низкими ценами на нефть все это будет чревато ощутимыми последствиями и для Казахстана, причем, судя по политике нашего северного соседа, эти последствия могут стать постоянной, новой экономической реальностью. (Последовавшее снижение международным агентством Standard and Poors суверенного рейтинга Казахстана с ВВВ+ на ВВВ с прогнозом «негативный» - лучшее тому свидетельство).

     Кроме того, к сожалению, имеются все основания считать, что, вступив в затяжную конфронтацию с западным миром, Россия самоизолируется прежде всего, ментально, по сути, меняя свой цивилизационный вектор. Его главной приметой вновь становится поиск особого пути развития, на этот раз замешанного на идеях национальной ущемленности и национальной исключительности. Между тем, история пестрит примерами, что подобный национал-изоляционизм, через который в 20 веке прошли многие страны, в том числе «третьего мира» из Африки и Латинской Америки, никогда не приводил ни к чему хорошему - завершаясь, как минимум, экономическим крахом, а зачастую и разрушительными войнами.  

     В такой ситуации общество имеет полное право знать обо всех  конкретных выгодах участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Не перевесит ли эти плюсы всевластие РФ в принятии экономических решений, широкое применение ею нетарифных, технических методов для дискриминации казахстанской продукции? (О том, с какой легкостью Россия продавливает все необходимые ей решения, красноречиво говорит уже второй за короткий срок отказ РК от ранее обнародованных намерений ограничить ввоз наиболее демпингующих российских товаров). 

    Не будет ли грозить членство в ЕАЭС откатом от магистральной линии развития современного мира, сужением возможностей для сотрудничества с другими государствами? Нужен ли Казахстану ЕАЭС, в рамках которого существует большой риск превращения экономического неравноправия в средство политического подчинения и нанесения ущерба национальному суверенитету?

    При этом лично я убежден, что самым лучшим и надежным средством защиты как государственной независимости Казахстана, так и экономических интересов общества в интеграционных процессах является демократическая институциализация политической системы – разделение ветвей власти, наделение парламента полномочиями формирования правительства, создание полномочного местного самоуправления, реализация всей полноты политических прав граждан, обеспечение независимости судов.  В противном случае вместо интеграции народов мы можем получить интеграцию олигархий, уводящих наши страны в исторический тупик.  

     Таковы самые важные вопросы, без ответа на которые наша страна  больше не может нормально жить и полноценно развиваться. Для Казахстана настало время  истины – сколь бы горькой они ни была. Я надеюсь, Вы понимаете это – осознаете, что проблемы подобного  масштаба могут решаться только путем сознательной мобилизации всех сил народа. Граждане должны в полной мере почувствовать причастность к делам своей страны, ощутить себя ее хозяевами, знающими стоящие перед ней задачи и четко видящими цели. Сделать шаг к этому -  в Ваших силах.

 

                                                                          С уважением, Жармахан ТУЯКБАЙ

Комментарии

Мощно про ЕАЭС

Очень вовремя. Такое впечатление что получил ЦУ из Ак орды. Подогреть ситуцию.