Казахстан глазами Голливуда: дикий-дикий восток и диктатура КГБ

Рубрика: 

«Важнейшее из искусств» является для среднестатистического обывателя основным средством познания мира, тем более что режиссеры ему все разжуют и в рот положат. И хотя реальная жизнь часто отличается от киношной, это мало волнует голливудских кузнецов «киносчастья». Ярким тому примером служит наше государство, ставшее для сценаристов некой экзотической страной, которую можно противопоставить героям киноленты. Мы продолжаем рассматривать Казахстан со стороны: как видят нас зарубежные сценаристы, режиссёры и зрители?

Страна второго плана

Впервые слово «Kazakhstan» на большом экране прозвучало в 1994 году в заведомо успешной комедии Джеймса Кэмерона «Правдивая ложь». Главный герой (суперагент), которого сыграл Арнольд Шварценегер, вступает в схватку с террористической группировкой «Алый джихад», требующей прекращения войны в Персидском заливе. Демонстрируя серьезность своих намерений, «плохие люди» собрались взорвать одну из четырех ядерных боеголовок, похищенных в Казахстане.

Вы, наверное, помните эту картину (в то время ее у нас показывали пиратским способом), поэтому пересказывать сюжет не будем. Супергерой, конечно, всех победил и ядерный взрыв предотвратил, но «частного постановления» в адрес нашей страны не вынес ни он сам, ни режиссер, ни зритель. Впрочем, комедийный жанр этого и не предусматривал. Хотя, как говорится, осадок остался.

Через год на экранах и видеокассетах появилась другая комедия, снятая скандальным режиссером-документалистом Майклом Муром. «Канадский бекон» станет единственной художественной лентой в его фильмографии, к тому же провалившейся в американском прокате, – ну, не поняли его кинокритики. А о нас будет упомянуто лишь в прелюдии к основным событиям, которые касаются только США и Канады.

Сюжет же фильма довольно занимателен, хотя и является ремейком. После развала СССР и Восточного блока в Штатах наблюдается спад экономики – ВПК лишается заказов, военные заводы останавливаются, растет безработица и так далее. В такой ситуации хозяину Белого дома (накануне выборов) нужно срочно надевать образ врага на кого-нибудь другого. Генералы из Пентагона предлагают среди прочих Казахстан, отмечая, что он является (на тот момент) третьей по ядерному арсеналу страной в мире. Но президент отвергает этот вариант, заявив, что «нормальные американцы не найдут его на карте». Обидно…

Неубедительный сценарий

В общем, косвенное упоминание постсоветского Казахстана так и осталось косвенным. Скорее даже, просто пришлось к слову. Более заметно о нас всуе заговорили в более серьезном политическом триллере, снятом Вольфгангом Петерсеном в 1997 году. Фильм «Самолет президента» (оригинальное название «Air Force One») начинается с того, что некие люди, решившие реанимировать СССР, захватили власть в Казахстане и установили там (здесь) военный режим.

Во главе их встал «казахский диктатор» с русским именем и непонятной фамилией – Иван Радек. Против возродившегося очага «империи зла» выступает все прогрессивное человечество, включая «пробужденную Россию», а американский спецназ проводит успешную операцию (на нашей территории), выкрав самого Радека.

Президент США (в его роли снялся Харрисон Форд) жестко критикует терроризм на какой-то конференции в Москве, но когда он возвращается домой, на «борт № 1» под видом российских журналистов проникают казахи (с европейскими лицами) и захватывают его. Герой Форда скрывается в багажном отсеке, после чего пытается в одиночку бороться с террористами, но сам попадает к ним в руки.

Не будем пересказывать содержание всего фильма (его, кстати, не так давно показывали на одном из отечественных телеканалов), но в нем еще несколько раз мелькали «наши», в том числе МиГи ВВС Казахстана «с подконтрольной хунте авиабазы». Все закончилось очень хорошо почти для всех – кроме предателей и террористов, конечно. И для самого президентского борта, который рухнул в Каспийское море.

Сценарий этого фильма был неубедительным не только для казахстанцев и экс-«совков», но и для американских зрителей и кинокритиков – большинство посмотрело его лишь ради Х. Форда и Г. Олдмэна (сыграл «казахского террориста» Валерия Коршунова). Большую рекламу киноленте сделали наши власти, чуть ли не официально направив протест по поводу ее появления в прокате.

В то время даже говорили, что Белый дом оправдывался перед Нурсултаном Назарбаевым, ссылаясь на то, что «эти киношники и не такое выдумать могут». Наверное, имелось в виду, что в Казахстане невозможно кому-либо захватить власть.

Между слов

Более жестким по сюжету и «картинке» получился фильм «Роллербол», вышедший в мировой прокат в 2002 году. В его создании, кроме США, приняли участие Германия и Япония. На этот раз события разворачиваются непосредственно в Казахстане недалекого (на момент съемок) будущего.

В общем, в Центральной Азии набирает популярность жестокая спортивная игра, где смерть и серьезные увечья никого не удивляют. И вот пара американских граждан, увлеченных этой игрой, приезжает к нам (на юг), чтобы влиться в команду «Жамбылские всадники». По ходу они понимают, что все обстоит не так, как выглядит на расстоянии, а зрительская масса хочет не спортивных зрелищ, а побольше крови. Короче, главный герой восстает против создателя игры – бывшего сотрудника КГБ Алексея Петровича – и…

Дальше неинтересно – честное слово. Да и фамилия-отчество злодея-чекиста не единственный штамп, который прослеживается по всему фильму.

Здесь вы не встретите ни одного признака «казахскости» – ни в пейзажах, ни в лицах, ни в «спецэффектах». Не спасли фильм даже хорошие актеры, включая Жана Рено и певицы Пинк. Короче говоря, ничего интересного и зря потраченный поп-корн. К слову, в жанре фантастики наша страна пару раз мелькала в культовом телесериале «Секретные материалы», но, честно говоря, уже трудно сказать, по какому поводу.

Проблемы у нас в стране есть – это мы признаем. И, конечно, неприятно, когда на них нам начинают указывать извне. Но когда о нас самым наглым образом лгут, то даже скидку на недалекость сценаристов делать не хочется. В этом плане наиболее показателен пример свежего фильма «Наемницы», вышедшего на экраны года полтора назад. Основные события в нем разворачиваются на территории нашей страны – где-то в предгорьях. Создалось впечатление, что создатели фильма пошли по стопам Саши Коэна (о нем и его Борате ниже), выбрав для натурных съемок прикарпатские регионы Восточной Европы. В общем, ни люди, ни дома, ни разруха совершенно не похожи на наши – создалось впечатление, что авторы ленты особо над этим и не задумывались.

Сюжет картины прост: дочь президента США (больше, чем другие, похожая на казашку) катается в сопровождении охраны где-то по Казахстану и высказывает озабоченность положением женщин в этой стране (кстати, феминизм прослеживается по ходу всей сюжетной линии). Но тут она попадает в руки местной оппозиционно-террористической группировки, которая в лице блондинки Ульрики (Бриджит Нильсен) предъявляет Вашингтону ультиматум – он должен помочь ей прийти к власти в этой стране, свергнув нехорошего диктатора, заставляющего ее народ голодать.

В общем, лучше не смотреть. Даже если ты феминистка. Впрочем, если бы «Золотой глобус» давали за количество нестыковок, откровенных киноляпов и других глупостей, то «Наемницы» его бы обязательно получили.

Из запрещенного

Понятно, что в большинстве случаев мы становились удобной находкой для сценаристов, и суффикс «стан» играл не последнюю роль. Тем более после затянувшейся спецоперации Штатов в Афганистане. И как назло, в самих США набирает обороты пресловутый «Гиффенгейт», о котором, в принципе, рядовой казахстанец знает значительно больше, чем рядовой американец, даже продвинутый в плане информации. В таких условиях презентуется политический триллер Стивена Гаана «Сириана» (по геополитическому термину, которым ЦРУ обозначает враждебные страны Ближнего Востока).

Фильм, действительно, хорош. С разных точек зрения. Он стал обладателем многих престижных наград, включая «Оскара» (за мужскую роль второго плана, сыгранную Джорджем Клуни), «Золотой глобус» и так далее. А вот в Казахстане он был снят с проката на второй или третий день. Позже информация о нем была «отредактирована» и во Всемирной сети. Некоторой корректировке подвергся и перевод, гуляющий в интернете.

Однако в «Сириане» есть сразу несколько сюжетных линий, создающих единое понимание: большая нефть, нечистая политика, жажда наживы, за которыми трудно увидеть жизнь простого человека. И не только обычного чернорабочего где-то в Персидском заливе, но и спецагента ЦРУ, менеджера крупной компании, слишком честного аудитора в Вашингтоне или коронованного принца на Ближнем Востоке.

В общем, основной тэглайн фильма звучит просто: «все связано», а шейх-новатор Назер (имя такое) более конкретен: «Американцы всегда норовят вмешаться во внутренние дела других стран…».

Если честно, то неподготовленный зритель (а их большинство во всем мире) даже не обратит внимания на сцены, так или иначе связанные с нами.

Среди других фраз, вложенных создателями фильма в уста героев, есть и такие, как: «Все компании мира пытались попасть в Казахстан – заполучить «Тенгиз», «Он лишил правительство Казахстана его законных средств, лишил народ Казахстана права на честных избранных и назначенных им чиновников», «Киллен-ойл» (прообраз фирмы Дж. Гиффенна, – прим. авт.) создал компании-пустышки, владельцами которых стали наследники Нурзана Затаева – министра природных ресурсов Республики Казахстан». И все, в принципе.

И грустно, и смешно

Впрочем, о «Сириане», несмотря на ее «оскароносность», знают далеко не многие в Казахстане. В этом определенную роль сыграло и полное игнорирование фильма нашими властями: не было ни нот протеста, ни громких заявлений министра иностранных дел, ни разоблачительно-оправдательных статей в провластных СМИ – картину попросту сняли с проката. 

А вот по поводу другого фильма с продолжением возник большой ажиотаж, к которому подключились не только политики, но и представители общественности. Речь, конечно, идет об эксцентричном актере Саше Бароне Коэне и его киногерое Борате Сагдиеве – журналисте «Хабара».

Представлять его нет особой нужды, тем более что имя героя фильма стало нарицательным, причем применительно не только к отдельным персонажам политической жизни, но и всей в страны в целом – «Боратостан».

Действительно, официальная Астана чересчур болезненно восприняла комедию Коэна, а некоторые депутаты (как и ряд деятелей культуры) заявили о необходимости объявить его персоной нон-грата, запретив въезд в страну, которую режиссер преподнес в нелицеприятном виде. Кстати, эту ленту не допустили к кинопрокату в России, Украине, Белоруссии, Кувейте, Иордании и некоторых других странах Ближнего Востока.

Впрочем, после показа на мировых экранах фильма «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» интерес к нашей стране в туристическом плане резко возрос (количество выдаваемых виз возросло в 10 раз!).

Отечественные чиновники не стали забирать свои слова обратно, но и не стали продолжать полемику с самим Коэном, который заявил, что в Казахстане «женщины теперь могут ездить внутри автобуса, гомосексуалисты не обязаны носить голубые шляпы, и возраст девушки, с которой можно вступить в законную половую связь, вырос до восьми лет».

Натурные съемки

А вот неигровое (документальное) кино, которое выходило и выходит на зарубежные экраны, по большей части работает на положительный имидж Республики Казахстан. В большинстве своем эти фильмы спонсируются из государственного бюджета, а к их созданию привлекаются иностранные режиссеры и сценаристы. В качестве наглядного примера можно назвать еще одного «оскраоносца» – Арманда Ассанте, который снял фильм «Диалог из степи» и представил его несколько лет назад на фестивале в Лос-Анджелесе.

Здесь Казахстан представлен исключительно в позитивном ключе, а яркие и добрые краски в виде красивой природы, гостеприимных людях, богатстве недр и, конечно, отказе от ядерного оружия работают на тех, кто не знает о других особенностях РК.

К нашей стране и ее прошлому в последние годы стали проявлять интерес и другие кинематографисты. В основном эта продукция для внутреннего пользования, но встречаются и фильмы для мирового зрителя. К таковым, например, относится довольно хорошо поставленный сериал «Марко Поло», многие кадры которого сняты в Казахстане и с привлечением «аборигенов». Но это на сегодня исключение…

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ

http://camonitor.kz/20975-kazakhstan-glazami-gollivuda-dikiy-dikiy-vostok-i-diktatura-kgb.html

Комментарии

Хорошая рубричка в Мониторе однагго.

Единственная газета которую можно назвать собственно газетой и газетой более или менее солидной.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.