Экономическое сближение для российско-казахстанского приграничья

Самые протяженные сухопутные границы среди стран ЕАЭС относятся к территориям Российской Федерации и Республики Казахстан. Сразу 9 российских регионов-субъектов имеют сухопутные границы с Казахстаном: Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская и Новосибирская области. Дополнительно, еще два субъекта Российской Федерации имеют морские границы с Казахстаном – Республики Калмыкия и Дагестан. Среди 14 областей Казахстана ровно половина граничит с регионами РФ – Атырауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская области. Всего между двумя государствами 104 места пересечения государственной границы, которые в том числе обеспечивают и двухстороннюю торговлю.

Для приграничных регионов России соседство с областями Казахстана пока тяжело назвать полноценным преимуществом для региональной экономики. Дело в том, что границам двух государств всего 25 лет, еще недавно вышеозначенные приграничные регионы каждой из сторон являлись внутренними территориями СССР. Соответственно, всю приграничную инфраструктуру два государства выстраивали с самого начала.

Однако процессы интеграционного сближения в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза все-таки сказались положительно на приграничной торговле. Объемы товарооборота между государствами демонстрировали внушительную положительную динамику после формирования интеграционных объединений. Только в 2010-2014 гг. товарооборот сторон за счет отмены ряда таможенных барьеров вырос с 15139,7 до 21050,8 млн. долларов США. Позднее (2014-2016 гг.) кризисные явления в экономиках государств постсоветского пространства стали причиной снижения показателей взаимной торговли. Однако увеличение межгосударственной торговли прошлых лет можно назвать плодами таможенной интеграции и законодательных изменений, а не следствием развития экономик приграничных регионов обеих стран.

Можно утверждать, что одним из главных факторов наращивания объемов приграничной торговли в регионах России и Казахстана сегодня являются не вопросы внутреннего развития приграничных субъектов, а ориентация внешней торговли государств на другие рынки. Например, внешнеторговый оборот граничащих с Казахстаном регионов Российской Федерации, по своему объему можно сравнить с внешнеторговым оборотом всей Республики Казахстан (Л.Э. Лимонов и др. Интеграционные исследования ЕЭИ № 4, 2012). Это обусловлено тем, что для Республики Казахстан российские приграничные регионы являются территориями выхода и транзита на рынок России и государств СНГ и Европы соответственно. В то же время, для протяженного российского приграничья Казахстанское направление представляет собой один из многих векторов внешней торговли.

Кроме того, интеграционные процессы последних лет дают лишь краткосрочный эффект роста приграничной торговли. Для дальнейшего развития отношений приграничья России и Казахстана необходимы качественные изменения внутри самих регионов. Сложившиеся еще в советский период экономические связи в регионе приграничья двух государств позволяют говорить о больших возможностях взаимодействия. На сегодняшний день существует ключевой нефтегазовый сектор, в котором стороны наиболее близки. При этом, среди российских регионов выделяетсяТюменская область, на долю которой приходится почти половина совокупного экспорта российско-казахстанского приграничья. Для Казахстана аналогичными регионами-лидерами в северном приграничье являются Актюбинская и Атырауская области. Причиной этому является размещение на территории этих регионов инфраструктурных объектов добычи и переработки полезных ископаемых. Отсюда можно сделать вывод, что для качественного взаимодействия приграничных регионов России и Казахстана одним из важнейших факторов является наличие развитой инфраструктуры.

Причем инфраструктурные объекты на территории регионов не обязательно должны относиться к отрасли добычи и переработки полезных ископаемых. Не последнюю роль играет и состояние транспортной инфраструктуры в каждом из государств. Для качественного взаимодействия приграничных субъектов двух государств более важны производственные цепочки межгосударственного масштаба. Например, имеет смысл рассмотреть возможности строительства складских или логистических хабов, призванных облегчить транзит товаров по территории приграничья для других субъектов РФ, не имеющих границ с Казахстаном, и наоборот. К слову, такие проекты сегодня рассматриваются в Астраханской и Омской областях. Это будет способствовать раскрытия фактора приграничья субъектов двух государств.

В то же время, рассматривая фактор приграничья региона в качестве конкурентного преимущества субъекта, нельзя не отметить всю многогранность преимуществ приграничного положения. Раскрытие потенциала географического положения приграничного региона обеспечивается не только большими объемами торгового взаимодействия с соседним государством, но и рядом других аспектов, среди которых: развитие транспортной инфраструктуры, наличие и состояние межгосударственных производственных цепочек, льготный или преференциальный режим движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также политические отношения сторон и другие позиции взаимодействия.

http://berlek-nkp.com/analitics/5392-cgi-berlek-edinstvo-ekonomicheskoe-sblizhenie-dlya-rossiysko-kazahstanskogo-prigranichya.html

Комментарии

Сотрудничество регионов – локомотив развития ЕАЭС

[к результатам III-го заседания IQ-клуба в Уральске]

 

18 мая 2016 г. в г. Уральск (Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан) на площадке Ассамблеи народа Казахстана состоялось третье заседание Российско-казахстанского экспертного IQ-клуба по теме «Социальное измерение евразийской интеграции». Ключевой темой стало обсуждение вариантов трансграничного партнёрства в Евразийском экономическом союзе.

Организаторами мероприятия выступили: ИАЦ «Евразия-Поволжье» (г. Саратов); Аналитический центр Библиотеки Первого Президента РК – Лидера Нации (г. Астана), Политологический центр Север-Юг (г. Москва); Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова (г. Уральск), Ассамблея народа Казахстана.

Мероприятие открыл председатель Западно-Казахстанской областной Ассамблеи народа Казахстана - Гайса КАПАКОВ, отметивший важность диалога экспертов для всестороннего развития приграничных регионов двух стран на основании рекомендаций гражданского общества.

В научно-экспертном штурме приняли участие региональные экономисты, социологи, представители органов власти и общественных организаций Западно-Казахстанской, Саратовской, Волгоградской областей России и Казахстана, а также г. Астаны. Состоялась открытая, объективная дискуссия по широкому кругу вопросов развития евразийской интеграции: от вариантов развития ЕАЭС в современных экономических условиях до решения предметных проблем социально-экономического развития регионов РК и РФ в рамках ЕАЭС.

Проблемы развития экономик двух стран, их зависимость от неблагоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках, а также степень консенсуса западной элиты по оказанию санкционного давления осветил профессор-американист Сергей ШЕНИН (СГУ им. Н.Чернышевского), отметивший необходимость развития в рамках IQ-клуба единой российско-казахстанской системы сценарирования и прогнозирования рисков.

Руководитель аналитической службы Библиотеки Первого Президента - Лидера Нации  Михаил МИРОНЕНКО отметил важность сопряжения интеллектуальных усилий при сохранении суверенных моделей экономического развития двух стран, а также предложил региональным экспертам России и Казахстана активно использовать информационную инфраструктуру и сайт «Российско-казахстанского IQ-клуба» (www.iq.expert).

Участники экспертного заседания пришли к выводу, о том, что наиболее важной задачей экспертного сообщества России и Казахстана на региональном уровне является разработка и внедрение механизмов этно-конфессионального и экономического мониторинга в приграничье, формирование инвестиционных карт регионов. Кроме того, эксперты подчеркнули необходимость формирования вертикальных экспертных связей между регионами и столицами, координацию программ регионального развития и общегосударственного стратегического планирования, поскольку сотрудничество регионов – это локомотив развития ЕАЭС.