Политическая коррупция и лоббизм

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ И ЛОББИЗМ»

Марат Шибутов, политолог, член Общественного Совета г. Алматы, член Комиссии по земельной реформе.

Обычно, лекции начинаются с какой-нибудь притчи, истории, байки, чтобы настроить слушателей на нужную волну. Я не буду отходить от этой традиции и расскажу небольшой факт, который поможет осознать всю сложность нашей жизни.

Полицейские и антитеррористические подразделения разных стран используют гуманные боеприпасы. Почему они называются гуманными? Потому что, во-первых, они не рикошетят, а во-вторых, обладают маленькой пробивной способностью.  Это делается специально, если начинают применять оружие в городе, в самолете или в жилом помещении, пуля бы натолкнулась на препятствие и не срикошетила, а остановилась и случайные люди не пострадали. То есть, гуманные боеприпасы помогают избежать непредвиденных жертв. Но это с одной стороны.

А с другой, такие боеприпасы используются только полицейскими. У военных, подобные спецсредства, такие как экспансивные или разворачивающиеся пули, они же «дум-дум», запрещены еще в начале 20 века. Во время попадания в цель, такая пуля сплющивается, за счет чего имеет сильное останавливающие действие. Человек получает дыру в спине, раздробленные кости и обычно не выживает.  Вроде бы, с одной стороны – это гуманно, а с другой стороны совсем нет.  Я хочу сказать, что любое явление, может рассматриваться по-разному, всегда есть определенные сложности, которые можно увидеть даже в самом простом примере.

Сегодня мы кое-какие интересные вещи в ваше мировоззрение внесем.

Что мы понимаем под коррупцией?

Давайте вспомним определение. Это старое определение Закона «О борьбе с коррупцией» (1998):

«Коррупция – не предусмотренное законом принятие лично или через  посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими  государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с  использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения  имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного  предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и  преимуществ ».

Жизнь не стоит на месте, так  и не стоит на месте определение коррупции. Вот  современное определение коррупции из Закона «О противодействии коррупции» (2015):

«Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную  государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на  выполнение государственных функций, должностными лицами своих  должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целяхполучения или извлечения лично или  через посредников имущественных  (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно  подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ».

В чем отличие определений?

Во-первых, расширен круг коррупционеров. Почему? Потому что, появился большой квазигосударственный сектор, подведомственные организации, стало больше  бюджетников. Т.е. потребовалось охватить всех.

Во-вторых, добавлены неимущественные блага. Например, деньги получил  – это одно. А  если ему оплатили круиз  – это совсем другое.

В-третьих, добавлены преимущества для третьих лиц. Когда взятку получаешь не ты сам,  а кто-то другой. При этом, это не посредник, у него своя функция. А этот вариант,  называется  – «кошелёк». Когда чиновник не берет ни чего, а деньги заносятся дальнему родственнику. Фактически доказать получение взятки не возможно, поэтому был введен  такой пункт.

Кто подпадает под акторов коррупции?

1. Лица, занимающие ответственную государственную должность. Кто это? Это  политические государственные служащие и корпус «А». Сколько их в стране?  450  и 550 человек (примерно). У нас в стране 100 000 госслужащих из них конкурс «А»  и политические госслужащие занимают всего 1%.

2. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные  к ним – это государственные чиновники, органы местного самоуправление и т.д.

3. Должностные лица – это квазигосударственный сектор и бюджетники.

Что получают в результате коррупции?

1. Имущественные блага

2. Неимущественные блага  – это могут быть путевки, отдых, билеты и т.д.

3. Преимущества для себя  – незаконно выигранные тендеры, лицензии, сертификаты  и др.

4. Преимущества для третьих лиц  – это незаконное лоббирование интересов  компаний и лиц.

В  Уголовном Кодексе РК предусмотрено десять статей (361 - 371), которые имеют  коррупционный состав преступления.

1. Злоупотребление должностными полномочиями 

2. Превышение власти или должностных полномочий 

3. Присвоение полномочий должностного лица 

4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности 

5. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности 

6. Получение взятки 

7. Дача взятки 

8. Посредничество во взяточничестве 

9. Служебный подлог 

10. Бездействие по службе 

11. Халатность

Одна из новых статей это «Воспрепятствование законной предпринимательской  деятельности», она была введена после многочисленных жалоб предпринимателей . На  2008 год пришелся  пик проверок и  тогда был объявлен мораторий. Коррупция  – это не  только когда вы с кого - то получаете, но и  когда можете на кого - то  по влиять. Чтобы  освободить « рынок » чьих - то интересов. Как  можно представить это большой массив  преступлений, которые имеют свою статистику. 

Является ли коррупция проблемой для жителей страны?

В чем должно выражаться недовольство коррупцией? Есть жалобы. В год их собирается  от 100 до 120 000 всеми государственными органами. 120 000 в год это крайне большой  массив информации и крайне представительная выборка. Посмотрите, сколько жалоб от  физических лиц приходит в государственные органы по факту коррупции. Минимум  – 20 2  жалобы в 2011 году, максимум в 2015  – 1268 жалоб. 

Какое место коррупция занимает среди жалоб физических лиц?

· Всего в 2015 году было подано 118 189 жалоб 

· Жалобы на коррупцию занимают 1,07% 

· Коррупция стоит по приоритету 15 место между «деятельность административной  полиции» и «об обжаловании решений и действий (бездействий) государственных  органов». 

Выходит так, что для жителей страны не является проблемой и это доказывается  статистически. Может быть, коррупция является проблемой для бизнеса?

Сколько жалоб на коррупцию поступает от бизнесменов ? Максимум был 2011 год  – 496  заявлений минимум 2013  – 98 жалоб от 2,5 млн. юридических лиц.

В чем  противоречие ? Вроде бы все против коррупции, а жаловаться никто не хочет. 

Какое место коррупция занимает  среди жалоб юридических лиц?

· Всего было подано 20 478 жалоб 

· Жалобы на коррупцию занимают 1,2% 

· Коррупция стоит по приоритету на 17 месте между «общие вопросы использования  природно-сырьевых ресурсов и экологии» и «общие вопросы жилищно-коммунального хозяйства».

О чем говорят цифры  по количеству жалоб на коррупцию?

Когда вы начали перечислять, что коррупция  – это низкий уровень  жизни,  образования,  плохие дороги и т.д. это значит, что вы все не против коррупции. Вы против эффектов,  которые вызывает коррупция. Если бы коррупция не вызвала бы плохого  государственного управления, плохих дорог вы бы просто её и не заметили, проигнорировали  бы  её. Вот в этом и заключается большой парадокс.  Для людей важна, ни столько  сама борьба с коррупцией, а борьба с последствиями коррупции. 

· Сама коррупция как таковая мало интересует как население, так и бизнес .

· Многие готовы с ней мириться и это часть неформальной экономики страны .

· Коррупция  нас  волнует как одна из целого ряда проблем : качество жизни, качество  управления, социальные лифты

Как классифицируется коррупция? 

Коррупция делится на три уровня  – верхняя, средняя и низовая.  Каждый слой  элиты берет по своему . Кто - то берет конфеты и цветы, а кто - то получает долю в фирме,  международном концерне и  регистрирует это все в  офшоре . Есть много возможностей,  которые использует коррупционер. Важно понимать, что  разная коррупция основывается  на разных источниках. 

Если в государственном аппарате , т.е. низшее звено, мы имеем дело со специалистом ,  начальником отдела и др. То  в  случае  коррупции в среднем звене  – мы имеет делом с  начальником управления , заместителем акима.

У нас есть три вида коррупции в государственном аппарате и соответственно три разные  стратегии борьбы. А что это значит? Если у нас группы коррупционеров разные, значит  можно бороться с ними по отдельности. Можно бороться не со всеми сразу, а по  отдельности, сначала с одной группой, потом с другой. 

Общее количество преступников по коррупционным делам

По первой колонке мы можем сделать следующий вывод : с 2008 по 2014 год сохраняется  стабильность. Как в охотничьем хозяйстве . Каждый  год охотники, чтобы не допустить  снижение воспроизводства дичи отстреливают её по квоте.  Вот это и похоже на квоту. А  вот по привлечению к уголовной ответственности  – снижется. С чем связано снижение? У  меня есть предположение, что это из - за смягчения законодательства и штрафов. А ещё  законодательством, ст. 65 УК РК, предусмотрено  деятельное раскаяние.  Наглядный  пример ЭКСПО. Несколько  человек заключили сделку и получили по 2 - 3 года, а не по 10  лет. Все потому что деятельно раскаялись.

Возрастной состав коррупционеров (2008 - 2014 гг.)

Занятия коррупционеров

Портрет казахстанского коррупционера

Государственный служащий 30 - 49 лет, осужденный за  злоупотребление должностными  полномочиями или получение взятки.

Динамика. Коррупционеры по статьям УК РК  – в 2008 и 2014 годах

Как боролись с коррупцией на уровне бизнеса?

Антикоррупционные стратегии бывают как у государства, так и бизнеса . Бывают  внутренними и внешними. Но на уровне бизнеса их гораздо меньше, чем на уровне  государства. 

С какой целью бизнес противостоит коррупции?

· Избежать вымогательства .

· Снизить вероятность рейдерства .

· Снизить возможные убытки и расходы .

· Снизить вероятность злоупотребления или превышения полномочий чиновниками .

· Снизить налоги и другие платежи, в том числе и «добровольные» .

Коррупция внутри компании

Это  тема, о которой мало говорят и ещё меньше её признают.  Все говорят о коррупции в  государственном аппарате, а коррупция внутри бизнеса  – это дело самих компаний. В  реальности, это такая же большая проблема, она дает низкие зарплаты, банкротство  предприятий , возможно вытеснение бизнеса из своей среды. 

Коррупция  - нецелевая трата средств, раздутый штат, взятки при закупках и продажах,  использование имущества компании в своих целях 

Как с ней  бороться ?  Для АО есть «внешний аудит», для всех остальных компаний, не  только для АО есть внутренний аудит.  Независимые директора, которые смотрят за тем,  чтобы менеджмент не воровал деньги. Также есть  служба безопасности, которая должная  предотвращать хищения. 

Я недавно был  на мед е плавильном заводе . Завод окружает  четыре забора, а также три  вида охраны.  При этом каждый год 300 тонн меди воровали. 

В нашем случае,  самая большая проблема это когда воруют родственники  владельцев,  директора.  Обычно, эта группа лиц занимается хищениями  чаще  и больше  всего. Просто  потому что их назначают на ответственные должности с  доступом к материальным  активам, доверяют им , а  они пользуются  своим  положением. 

Внешняя  коррупция  по отношению к компании 

· Вымогательство взяток, рейдерство.

Решением для казахстанских компаний  будет создание  бизнес - ассоциации, работа через  офшоры,  «компаньон» из элиты.

Решением для иностранной компании станет выход через мощную юрисдикцию,  соглашения о разделе продукции, вход в совет иностранных инвесторов, арбитраж вне  Казахстана. Кстати, стокгольмский арбитражный суд выбирают многие международные компании для решения своих споров.  Причина простая, в Казахстане  в 7 раз меньше  оправдательных приговоров, чем в период массовых репрессий при Сталине . Тогда  было  15%, а у нас  по состоянию на 2014 г. всего  2 % оправдательных приговоров. Недавно  был очень интересный пресс - релиз прокураторы: «Благодаря работе процессуальных  прокуроров не было допущено ни одного оправдательного приговора». Даже, наша  Генеральная прокуратора забыла, что она не карательная и репрессивная машина, а  является надз орным органом и должна  обеспечивать законность и справедливость.  Поэтому только Стокгольм, Гаага, Лондон.

Как боролись с коррупцией в государственном аппарате

Борьба с коррупцией в государственном аппарате воспринимается как единственная и  основная борьба с коррупцией в стране. Коррупционные процессы в нашей стране  громкие и их показывают по всем телеканалам.  Это развлечение и тема для обсуждений на кухнях. 

Основные действующие документы по борьбе с коррупцией :

1. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410 - V ЗРК «О  противодействии коррупции»

2. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015 - 2025 годы.  Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986

Целевые индикаторы стратегии

· качество государственных услуг; 

· доверие общества институтам государственной власти; 

· уровень правовой культуры населения;  

· повышение авторитета страны в международном сообществе и улучшение  соответствующих международных рейтингов, в том числе рейтинга Казахстана в  Индексе восприятия коррупции «Transparency International».

Задачи стратегии

· противодействие коррупции в сфере государственной службы; 

· внедрение института общественного контроля; 

· противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе; 

· предупреждение коррупции в судах и правоохранительных органах;  формирование уровня антикоррупционной культуры; 

· развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия  коррупции.  

Количество основных коррупционных преступлений, зарегистрированных в  отчетном периоде

Сколько коррупционных преступлений доходит до суда?

В 2015 году 36% зарегистрированных коррупционных преступлений дошло до суда. А из  числа  зарегистрированных преступлений до суда дошло 16,5% .

Коррупция отнимает не только деньги, она  отнимает здоровье, нервы и силы. В чем  революционность государственных услуг? Мы политологи привыкли к двум функциям  государства  – государство, прежде всего аппарат насилия и оно определяется  монополией на насилие, а потом распределение природной ренты (бюджета). Т.е.  распределитель и угнетатель. С появлением в 2013 году  Закона «О государственных  услугах» и внедрение государственных услуг и стандартов, мы пришли к тому, что  государство получило третью функцию  – услугодатель. Это ведь гигантская политическая  разница  – либо это карающий орган,  цель которого как можно чаще унижать тебя, либо  это касса  – которая даст тебе столько денег, сколько хочет или вообще отберёт.  И теперь государство  – услугодатель, а вы  – услугополучатели. Соответственно, не граждан для  государства, а государство для граждан. Поэтому, обратите внимание, модернизация  государства должна идти в рамках модернизации государственных услуг.  Следственно,   если  мы будем повышать стандарты государственных услуг, а значит бороться с  коррупцией.

Основные пути борьбы с коррупцией

Процедурные

1. Изменения процедур принятия решений в сторону прозрачности и снижения риска  коррупции

2. Автоматизация 

3. Снижение контактов между властью и субъектом 

4. Расширение и взаимный контроль лиц принимающих решения.

У нас есть комиссии, 61 контролирующий орган. Кто следит за нарушением бюджета?  Комитет финансового контроля, Счетный комитет, Нацбюро по противодействию  коррупции, Комитет финансового мониторинга Минфина РК, Ревизионные комиссии  маслихатов. Вот это и есть взаимный контроль. 

5. Повышение прозрачности

Это электронный, публичный бюджет, это публикация итогов тендеров и аукционов.  Как  мы видим, самое лучшее, изменения процедур принятия решений в сторону про зрачности  и снижения риска коррупции - это автоматизация и снижение контактов между властью и  субъектом.  Снижение контактов между властью и субъектом  не работает .

Силовые

Силовые методы  – это понятно, эта работа Национального бюро  по  противодействи ю корру пции (Антикоррупционная служба), МВД, Прокуратуры и т.д.

1. Улучшение оперативных мероприятий 

2. Неотвратимость наказания 

3. Взаимный контроль силовых органов, их независимость 

4. Независимость судов, в том числе использование суда присяжных

Силовые методы  – это  методы  априори  с очень низким КПД.

Методические

1. Антикоррупционная экспертиза как законодательных, так и нормативных актов 

2. Стандартизация государственных услуг 

3. Институциональные изменения 

4. Общественный и парламентский контроль 

5. Публичность принятия решений 

6. Анализ регуляторного воздействия

Анализируя законы мы убивает коррупцию в зародыше, мы не позволяем и не создаем  для неё условия.  У нас же  качество правовой экспертизы оставляет желать лучшего.  Самое непубличное решение последнего времени  – это девальвация. Решение было  принято непрозрачно и непублично.  В отличие от  внеочередных выборов, обсуждение по  которым  шло на всех уровнях. 

Анализ регуляторного воздействия отсутствует в стране как таковой. 

Легализующие

1. Перевод коррупционной практики в публичный  институт  – как пример, институт  рекомендательных писем при поступлении в высшие учебные заведения 

2. Декриминализация тех или иных занятий  – как пример, проституция и продажа  легких наркотиков

Что такое легализация?  Как поступают в институт у нас?  «Я от Маке, я от Баке,  я  позвонил тому, позвонил этому» . А давайте возьмем  Вест-Пойнт (West Point) , самую  престижную военную академию в США. Как туда поступают?  В принципе также, « от Маке  и Баке » .  Чтобы туда поступить надо принести рекомендательное письмо от члена  Конгресса США либо от Вице - президента США. Конгрессмен может дать 5 рекомендаций,  Вице - президент  – 10 рекомендаций в год. Если вы придёте в Гарвард  – там все отличники  хорошо все знают, главное принести рекомендательные письма от выпускников,  преподавателей Гарварда, от конгрессменов , от Президента может быть. У нас  – это  коррупция, потому что это непублично, за это получают деньги, а человек не несёт  ответственности. А в США человек дав рекомендацию за неё отвечает, а институт  непубличного коррупционного влияния превращается в институт публичной репутации.  Рекомендации используются как личный капитал . Соответственно , если его  рекомендовал какой - то член Конгресса все знают об этом, потому что  это  подшито в  личное дело. 

Можно ли избавиться от коррупции в принципе? И нужно ли это?

Можно ли избавиться от коррупции?

· Коррупция может быть отложенной, что делает борьбу с ней невозможной 

Это очень сложный, возможно даже философский вопрос.  Давайте возьмем такой  пример. Например,  я сотрудник Госдепа США . Раз  прикрыл одну компанию, два прикрыл .  При этом не получая никаких благ, ни взяток, ни денежных средств. Вы что ?! Никакой  коррупции. Но пошла ротация кадров, пришел новый  президент ,  пришли новые кадры. Я  увольняюсь, и меня взяли в совет директоров этой компании, шикарный лимузин, высокая  зарплата. Это отложенная коррупция , которую  предвидеть не возможно. Как её можно  доказать если получение взятки идёт через 20 лет. Срок исковой давности просто  истечёт .  Если  проанализировать ,  то  высокопоставленные генералы на пенсии становятся  топ - менеджерами крупных корпораций. В Казахстане так не делается. Потому  что, не  известно доживет ли бизнес или нет. Можно ли с такой коррупцией бороться? Да ни как!  Вы что запретите ему после пенсии работать? Конечно  же нет, это нарушение  конституционных прав.  А если он не устроится в саму компанию, он устроится в компанию  подрядчика, либо какую-либо дочернюю компанию ?

****

Наиболее успешная борьбе с коррупцией ведется в странах, представляющих единую  корпорацию с единой семьей - владельцем . Хотите оспорить этот тезис? Давайте  попробуйте: 

Какую страну у нас любят приводить в качестве примера государства без коррупции?  Правильно, Сингапур. 

Кто был первым  премьер-министром Сингапура?  Ли Куан Ю . 

Кто сейчас  премьер-министр Сингапура? Старший сын  бывшего премьера Ли Куан Ю  – Ли Сянь Лун . 

А кто возглавляет Фонд  Temasek , который аккумулирует деньги Сингапура? Жена  Премьер - министра Сингапура  - Хо Чин . 

А кто там  министр финансов? Брат  Ли Куан Ю . Вот и все, видите! 

Тут нет коррупции, потому что все государство  является владением одной семьи.  Мы можем сделать так, чтобы коррупция не влияла на качество нашей жизни. Но важно  понимать, что антикоррупционная борьба имеет естественные пределы, когда  негативный эффект от  нее превышает возможный ущерб от коррупции . Определенная  доля негатива всегда будет и с ней надо мириться .

Противодействовать коррупции на уровне граждан? Тоже много «подводных камней»: 

· Низкий КПД 

· Необходимость тратить свое личное время 

· Потеря работы 

· Потеря репутации  · Угроза здоровью

Но гражданин может бороться с коррупцией:

· Жалобы в правоохранительные органы

· Жалобы в административные органы

· Жалобы в политические партии

· Жалобы в рамках электронного правительства

· Жалобы в СМИ

· Видеоблоггинг

Преимущество жалоб на  egov

· Дистанционно

· Возможно отследить всю цепочку прохождения жалобы 

· Можно жаловаться в любые органы и неоднократно

· Независимый контроль по исполнению 

· Невозможность подлога или потери жалобы

Как противодействовать коррупции на уровне общественных организаций?

Инструменты антикоррупционной борьбы

· Имеющиеся открытые базы данных на экономических субъектов

· Общественная экспертиза законодательства

· Общественный контроль и мониторинг

· Законотворчество

· Публикации в СМИ

· Жалобы в государственные органы

Общественный антикоррупционный мониторинг

· Мониторинг закупок 

· Мониторинг состояния квазигосударственного сектора 

· Мониторинг недропользователей 

· Мониторинг финансовых организаций 

· Мониторинг бюджета

Основные инструменты для мониторинга

· Депозитарий финансовой отчетности Министерства финансов

· Сведения о выигранных тендерах

· Реестр организаций с государственным участием Министерства финансов

· Проекты бюджетов на республиканском и местном уровнях

· Данные электронного правительства по учредителям организаций

· Базы налогоплательщиков

Общественная антикоррупционная экспертиза

· Экспертиза законов

· Экспертиза подзаконных актов

· Экспертиза стратегических планов ведомств и программ развития территорий

· Экспертиза государственных программ

О чем мы скажем в заключении?

Несмотря на рост коррупции, она не является проблемой для населения. Проблемой  являются сопутствующие ей эффекты. Возможности действующей системы по борьбе с  коррупцией почти исчерпаны.  Необходимо переходить к новым инструментам,  возможности для которых  есть. Общественность активно должна в этом участвовать на  всех уровнях в виде лоббиста антикоррупционных инициатив. 

Подумайте и пересмотрите свое видение жизни и мировоззрение. 

Комментарии

Ветеринарная коррупция самая  большая  коррупция7

Все возможно в этом мире...А почему бы и нет? Хотя я считаю мздоимство само распротсранено в медицине нашей.

Радует, что это не шоу, а вывводы и утверждения обильно сдобренные фактами, графиками, статистикой.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.