Отныне профильные предметы выпускник должен будет выбрать сам для определения специальности, на которую будет поступать

Одним из основных направлений государственной молодежной политики в Республике Казахстан всегда являлось стремление охватить качественным образованием как можно большего количества молодых людей с тем, чтобы дать им возможность стать более конкурентоспособными и востребованными на рынках труда как внутри самой республики, так и за ее пределами. С этой целью министерство образования и науки страны регулярно меняет формат деятельности организаций образования и формат обучения, учитывая как меняющиеся требования времени, так и пожелания самих учащихся и их родителей.

Очередные изменения с учетом критики и пожеланий учащихся, недостатков и преимуществ уже апробированных на практике аспектов сферы образования были разработаны и в этом году – в сфере Единого Национального Тестирования. За тринадцать лет функционирования в стране этого института оценки знаний выпускников школ в процедурах ЕНТ приняло участие более полутора миллиона казахстанских детей, в среднем за прошедшие годы средний процент выпускников, принимавших участие в Едином Национальном Тестировании составил около 75%. То есть форматом ЕНТ были охвачены три четверти выпускников казахстанских школ.

«В текущем году ЕНТ проводилось в тринадцатый раз и показало свою состоятельность,  как независимая оценка знаний и как социальный лифт для выпускников, - сказал в минувшую среду заместитель председателя комитета контроля в сфере образования и науки Министерства образования и науки Казахстана Нурбек Оршубеков. - Тем не менее, министерством проведен социологический  опрос общественного мнения, которым были охвачено около 10 тысяч  учителей, родителей, выпускников и неправительственных организаций. Это позволило выявить существенные проблемы действующего формата Единого Национального Тестирования», - заметил он.

В частности, по его словам, опыт проведения ЕНТ показал, что общественность воспринимает эту процедуру только как вступительный экзамен в вуз, функция же итоговой аттестации не выполняется в полной мере с первого же года внедрения тестирования для выпускников. К тому же, количество участников ЕНТ никогда не было стопроцентным - ежегодно доля не участвующих в ЕНТ достигает почти 30 процентов. «Это означает, что по итогам ЕНТ нельзя делать выводы о качестве среднего образования в Казахстане» - сказал Нурбек Оршубеков.

В этой связи, министерством при подготовке реформы ЕНТ велась работа по двум направлениям: первое - разделение итоговых школьных экзаменов на выпускные экзамены и на ЕНТ, как вступительный экзамен в вузы: последняя часть, следовательно, становится фактически системой присуждения государственных грантов. Как было отмечено на брифинге, выпускные экзамены проводятся во всех школах и сегодня - их сдают те, кто не идет на ЕНТ. Поэтому нового здесь особенно ничего нет, все прекрасно знакомо учителям и школьникам. Второе направление реформирования касается структуры  самого Единого Национального Тестирования. По словам Нурбека Оршубекова, такое решение было принято после проведения большой аналитической работы, включая более 30 совещаний,  в том числе и выездных - с учителями, специалистами и родителями.

В ближайшую неделю образовательное ведомство, по его словам, предполагает провести обширную информационно-разъяснительную работу по вопросам нового формата ЕНТ среди завтрашних выпускников среднеобразовательных школ и их родителей. Эта информационно-разъяснительная работа по вопросам нового формата ЕНТ охватит все областные центры республики: будут проведены встречи с выпускниками, их родителями и учителями, где они смогут получить ответы на все интересующие их вопросы. С декабря же 2016 года на сайтах министерства образования и науки или Национального центра тестирования будут размещены целые методические рекомендации и пробные тесты нового ЕНТ, что позволит всем желающим готовиться к предстоящим экзаменам за полгода до начала этих экзаменов.

«Единое национальное тестирование (ЕНТ) призвано обеспечивать независимое внешнее оценивание результатов обучения в школе и объективный доступ к высшему образованию независимо от социального статуса, национальности, пола и места жительства выпускника. Ключевым моментом процедуры должно быть предоставление равных условий для всех тестируемых», - отметил в связи с этим Нурбек Оршубеков. Напомним, что одним из главных нареканий к главному школьному экзамену последних лет было то обстоятельство, что некоторые выпускники получали доступ к правильным ответам и к самим вопросам раньше своих сверстников, получая, тем самым, незаконное в общем-то преимущество перед остальными участниками ЕНТ.

При этом вопрос был достаточно «денежным», поскольку на кону стояли государственные гранты и кредиты для получения высшего образования. Теперь же доступ к матрице будущего тестирования через сеть интернет на вполне законных основаниях получат все его будущие участники – кто им воспользуется, а кто нет – это уже другой вопрос, но возможность готовиться к ЕНТ заранее будет у всех, подчеркивают в министерстве образования и науки. При этом решением вопроса качества задаваемых вопросов (а это также является одной из главных притчей во языцех при проведении Единого Национального Тестирования с первых лет его существования) является то обстоятельство, что тестовые вопросы будут подготовлены Национальным центром тестирования, а не областными управлениями образования. Об этом на пресс-конференции, посвященной изменению формата ЕНТ и перспективах его развития, сообщила начальник управления Наццентра тестирования Гульжан Пиримбетова.

«Единое Национальное Тестирование остается как экзамен для поступления в высшие учебные заведения и как система распределения государственных грантов, поменяется формат  ЕНТ, - сказала Гульжан Пиримбетова. - Раньше было 125 вопросов по пяти предметам. Из них учитывалось 100 вопросов по четырем предметам, в том числе три обязательных и один - по выбору. Теперь же по формату ЕНТ 2017 года предполагается 120 вопросов. Все  вопросы  учитываются по пяти предметам, из них три обязательных и два профильных, в зависимости от тех специальностей в вузах на которые планирует поступать абитуриент. Время проведения тестирования составляет 3 часа 30 минут. Проходной балл в 50 остается без изменений», - пояснила она. Таким образом, все 175 специальностей вузов разделены на 10 комбинаций в разрезе профильных предметов. Профильные предметы выпускник должен будет выбрать сам для определения специальности, на которую будет поступать.

Помимо этого, имеется еще одно существенное изменение: теперь присвоение знака «Алтын Белгi» (золотой медали) будет осуществляться школой, а производить подтверждение «Алтын Белгi»  на ЕНТ не потребуется, сообщила  директор Департамента дошкольного и среднего образования министерства образования и науки республики Жаныл Жонтаева. «Мы верим своим школам, учителям. Кроме аттестата о среднем образовании, педагогический коллектив имеет право выдавать знак «Алтын белгі» и «Үздiк аттестат» без подтверждения на Едином Национальном Тестировании», - сказала Жаныл Жантаева. Напомним, что по итогам прошлого учебного года 45 из 2 тысяч 208 обладателей знака «Алтын белгі» остались без гранта на обучение в высших учебных заведениях. Директор Департамента дошкольного и среднего образования также сообщила, что на экзаменах будут работать комиссии, членами которых будут попечительский совет, общественные организации, родительский комитет. Аттестаты зрелости будут выдаваться в срок до 15 июня. «В отличие от тестирования, при итоговой аттестации в школах не будут устанавливаться металлоискатели, турникеты и другие методы досмотра выпускников», - добавила Жаныл Жантаева. Итоговая аттестация выпускников будет включать только ту программу, по которой обучались школьники, при этом остается возможность пересдачи ЕНТ в августе 2017 года и в январе 2018 года.

Отметим, что не единственные возможности реформирования системы Единого Национального тестирования, которые ныне рассматриваются министерством образования и науки. Ранее сообщалось, что образовательное ведомство рассматривает возможность отмены сдачи ЕНТ для абитуриентов, которые поступают в вузы на платные отделения: для желающих учиться платно тестирование предлагается заменить вступительными экзаменами. При этом министерство отмечало, что в казахстанской системе высшего образования ожидается ряд изменений: университеты постепенно станут некоммерческими акционерными обществами, которым предстоит самостоятельно разрабатывать учебные программы, ориентируясь на потребности рынка, это должно повысить качество подготовки специалистов. При этом вузы будут вести ежегодную публичную отчетность. «Вузы, которые будут получать определенную долю самостоятельности, мы должны подразделять на три категории: это академическая самостоятельность, управленческая и финансовая, - говорит директор Департамента высшего и послевузовского образования минобра Дархан Ахмед-Заки. - Касательно управленческой самостоятельности - это возможность открывать дочерние компании, в частности, для коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Это также возможности открывать центры приема студентов за рубежом. Это возможности самостоятельного принятия решений через наблюдательные советы", - добавляет он.

Все это в сумме должно повысить качество образования, даваемого молодым казахстанцам в республиканских высших учебных заведениях – и, соответственно, дать шанс абитуриентам и студентам казахстанских вузов найти, в конечном счете, более высокооплачиваемую работу, быть всегда востребованным на рынке труда. На том, что ЕНТ будет максимально направлено на обеспечение равных возможностей по поступлению в вузы всех выпускников казахстанских школ, обращает внимание и председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Казахстана Саят Нюсупов. «ЕНТ - название останется, вся инфраструктура, механизмы будут сохранены: мы должны обеспечить равный доступ к высшему образованию всех выпускников, - говорит он. - Содержание ЕНТ также будет трансформироваться», - добавил Саят Нюсупов. И отметил, что в этом году Единое Национальное тестирование в своем прежнем традиционном формате проводится в последний раз.

При этом в Казахстане планируют перенести сроки проведения Единого национального тестирования, сообщал еще летом этого года вице-министр образования и науки Казахстана Такир Балыкбаев. По его словам, проект переноса сроков ЕНТ в экспериментальном порядке будет внедрен в следующем году. Отвечая на вопрос, какие меры принимаются для того, чтобы уменьшить отток абитуриентов из Казахстана за рубеж, он пояснил, что у них появится возможность сдать тесты раньше. «Прежде всего,  это связано с тем, что высших учебных заведениях Российской Федерации идет большая идея интернационализации, поэтому привлекают очень много молодежи из Казахстана, чтобы они могли там обучаться, - сказал Такир Балыкбаев. - Но здесь два момента: первый момент связан с тем, что мы хотели бы поменять наши нормативы, чтобы наши молодые люди могли не летом сдавать ЕНТ, а пораньше. Чтобы уже получить какие-то возможности или гарантии, поступили ли они в наши вузы или нет. Мы сейчас такой проект делаем, и в следующем году его уже огласим. Потом будем внедрять в экспериментальном порядке. Наша идеология такая, что отдельную часть проводить несколько раз в год, не ждать июня. Обычно как получается: российские вузы приезжают зимой или весной и начинают набирать молодежь. Мы тоже хотим, чтобы наши молодые люди могли заранее сдавать тесты», - отметил он.

Также для удобства абитуриентов в образовательном ведомстве Казахстана рассматривают возможность внедрения сдачи ЕНТ в режиме онлайн – об этом в начале года говорил прежний министр образования и науки Аслан Саринжипов. «То, что касается новой системы, оценивая, мы будем рассматривать различные варианты, в том числе и возможность сдачи ЕНТ онлайн, - сказал Аслан Саринжипов. - Мы обсуждали на августовской конференции педагогов такое предложение, эту работу в этом году мы будем продолжать», - добавил он. Пояснив, что реформирование будет вначале производиться «в тестовом режиме на базе пилотных школ». А затем председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки минобра Саят Нюсупов пояснил подробнее, что из себя представляет сдача ЕНТ в режиме онлайн.  «Мы сейчас уже начали работать над компьютерной базой тестовых заданий. Туда будут внедряться новые, в соответствии с новыми стандартами, вопросы на функциональную грамотность. Соответственно, мы постепенно должны отойти от бумажных вариантов и дать возможность сначала протестировать в компьютерном, затем в онлайн-режиме. Я думаю, что со следующего года мы уже начнем", - пояснил Саят Нюсупов, отметив, что выпускник также будет приходить на ЕНТ, но сдавать его будет на компьютере.

При этом Саят Нюсупов призвал выпускников отказаться от использования шпаргалок и других запрещенных предметов во время сдачи Единого Национального Тестирования, пояснив, что на реформирование системы министерство вынуждено было пойти и потому, что «ЕНТ превратилось в какой-то бизнес». «Вы знаете, что и педагогов привлекают, чтобы детей готовить, и психологов, и соответствующую подготовку, есть специальные консалтинговые и другие услуги. Эта сфера приобрела характер бизнеса", - сказал Саят Нюсупов, отвечая на вопрос журналистов о том, какие действия могут быть предприняты в отношении продавцов, предлагающих использовать различные уловки во время экзамена. Что касается использования шпаргалок на тестировании, то оно, с точки зрения председателя комитета министерства является больше «неоправданным риском» для самих школьников.

«Мы хотели довести до всех учеников, родителей, учителей, всех, кто задействован в процессе: не надо применять шпаргалки! Мы общались с психологом, который говорит, что если человек надеется на кого-то, то он меньше надеется на себя. Соответственно, если он каким-то образом пронес гаджет, значит, он будет больше надеяться на это, и это негативно повлияет на его же оценки. Это будет жестко пресекаться. В 2014 году при входе в пункты ЕНТ около 30 тысяч запрещенных предметов было изъято, также были аннулированы результаты 30 выпускников. Это большой риск для детей, и он не оправдывает себя. Не нужно учить детей, которые только вступают во взрослую жизнь: вот тебе помогут «шпоры». У нас сейчас другая молодежь. Будут меняться вопросы, они не на зубрежку, а на функциональную грамотность, логику», - заверил он.

И отметил, что реформирование системы ЕНТ акцентированно производится в Казахстане практически каждый год, поскольку образовательное ведомство «ощущает определенный запрос от общества, от родителей, выпускников, чтобы Единое национальное тестирование проводилось более справедливо, администрирование его улучшалось». «И на сегодняшний день проведенный анализ, который подготовлен на основе апелляции, предложений учителей, родителей, привел к тому, что мы вводим несколько новшеств», - сказал в 2015 году представитель министерства. Недавно, напомним, в ведомстве произошли серьезные кадровые перестановки, включая смену главы министерства, однако подход к этому вопросу остался прежним – в МОН по-прежнему ориентируются на запросы общества и производят необходимые с его точки зрения корректировки своей деятельности. Так, еще год назад была введена в практику норма, когда при выставлении в аттестат будет учитываться и результат на ЕНТ, и годовая оценка по предмету.

Такая совокупная оценка знаний выпускников является более справедливой, нежели та, которая основывается исключительно на результатах тестирования. Ведь учащиеся, 12 лет прекрасно успевавшие по всем предметам, в силу разных, объективных и субъективных причин могли не очень удачно сдать Единое Национальное Тестирование, отсюда и принятое образовательным ведомством решение: по тестовым предметам выставлять в аттестаты среднеарифметическую оценку. То есть, если ученик отлично учился на протяжении 11 лет, но получил на ЕНТ оценку «три», то в аттестате у его будет стоять «четверка»: тем самым, будет соблюдена определенная социальная справедливость для тех, кто хорошо учился на протяжении всех школьных лет. С другой стороны, другой элемент социальной справедливости будет заключаться в том, что те, кто не успевал, не хотел учиться в школе иногда в силу различных причин, включая везение, списывания, могут отлично сдать ЕНТ. Но при «среднеарифметической» оценке в аттестате такому «везунчику» будет сложно отобрать у сильного ученика образовательный грант – и это новшество, помимо прочего, поможет снять психоэмоциональную нагрузку с тех же «отличников» перед проведением тестирования.

Также, начиная с прошлого года, министерству было поручено расширить сеть пунктов проведения ЕНТ в регионах. Речь идет, прежде всего, о тех школах, которые находились за 200-300 километров от ближйших пунктов сдачи ЕНТ, поскольку такая удаленность сказывалась потом на результатах, которые демонстрировали школьники: дальняя дорога на автобусе до пункта сдачи тестов способна «укачать» и взрослого, а здесь речь идет о детях, которые перед тестированием, само по себе являющимся стрессом, дополнительно устают в пути. Государственная же политика в этой части, по словам представителей министерства образования, состоит в том, чтобы дети спокойно, без стресса, с минимальными физическими нагрузками могли сдать Единое Национальное Тестирование.

Подытоживая рассказ о нововведениях в системе проведения ЕНТ, необходимо уточнить также, что осталось прежним – это, в первую очередь, сроки подачи заявлений на участие в тестировании. Здесь по-прежнему старшеклассники с 10 марта по 25 апреля каждый в своей школе будут подавать заявления на участие в ЕНТ. Обычно делается это централизованно, бумаги собирает классный руководитель или другой педагог, ответственный за сбор заявлений. Прежним остается и минимальное количество баллов, которые нужно набрать, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Так, для того, чтобы стать студентом регионального университета, достаточно набрать 50 баллов. Дорога в национальные вузы открыта тем, кто получил 70 и более баллов. Будущим медикам положено иметь не меньше 55 баллов, при этом по профильному предмету нужно набрать минимум семь баллов. Обязательными дисциплинами при сдаче остатся язык обучения, история Казахстана, математика, второй язык – соответственно, русский или казахский, и предмет по выбору. При поступлении в вуз по-прежнему не учитываются баллы по второму языку.

Из неупомянутых выше новшеств необходимо отметить включение в состав всех государственных комиссий по проведению ЕНТ представителей неправительственных организаций. Чиновники уверены, что благодаря общественному контролю повысится прозрачность тестирования, при этом если у кого-то из кандидатов в члены комиссии кто-то из родственников сдает экзамен, то его в состав комиссии не включат. Таким образом, исключается возможность «помощи» своему участнику тестирования со стороны родни. Серьезным новшеством является также включение в состав комиссий по рассмотрению апелляций на результаты ЕНТ со стороны учеников ученых и преподавателей вузов при том, что раньше в числе таких комиссий были только школьные учителя. Специалисты министерства пояснили, что иногда только профессора и доценты способны выяснить, насколько корректными были вопрос и ответ в рамках тестирования. Отметим также, что в министерстве образования и науки рассматривается вопрос о возможности продления сроков действия документа о сдаче ЕНТ – сегодня он действителен только до 31 декабря текущего года.

Насколько именно продлят действие сертификата, станет известно в следующем, 2017 году, но эта мера поможет многим абитуриентам, по какой-то уважительной причине (например, из-за болезни) пропустившим набор в вузы в тот год, в который они проходили тестирование, не приходить на него повторно, а воспользоваться своим уже полученным сертификатом. Таким образом, работа по совершенствованию системы оценки знаний учащихся и отбора лучших из лучших для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях за счет государственных грантов и льготных кредитов в стране не прекращается. И это является одним из лучших доказательств того, что проводимая государством молодежная политика способна привести к формированию в Казахстане образованного, конкурентоспособного и профессионального слоя молодежи, которая продолжит строительство сильного государства.

Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Комментарии

ЕНТ вообще то похорошему надо тупо изничтожить.  А внимание уделить настоящему получению занний, ибо в целом учебынй процесс, те материалы и методики которые пришли на волне суверенитета - это просто лажа полная, особенно в сфере гуманитарных предметов. 

Система образвоания стала абсурдной, а знания даваемые этой системой - несистемные. 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.