Итоги столичной недели: Прозрение депутатского корпуса

На прошлой неделе наш депутатский корпус понес тяжелую и невосполнимую утрату: мажилисмены и сенаторы с тяжелым сердцем расстались с верой в то, что все предложения правительства всегда правильны – и за них можно голосовать, не раздумывая, как это было принято до сих пор. Песчинкой, надломившей горб верблюду, стало предложение увеличить штраф за сопротивление представителю властей до 11 миллионов тенге – в каком хабаровском зазеркалье бы не жили наши народные избранники, даже для них очевидно: таких денег у избирателей нет.

Норма об 11 миллионах тенге (более пяти тысяч месячных расчетных показателей) была изложена в проекте закона по совершенствованию правоохранительной системы страны, который представлял на пленарном заседании мажилиса первый заместитель генерального прокурора Иоган Меркель. Услыхав порядок цифр, мажилисмены начали возмущаться. "Согласно законопроекту штраф за уголовный поступок в виде неповиновения представителю власти по части 1 статьи 379 уголовного кодекса увеличивается со 100 до 200 МРП, а за применение неопасного насилия представителю власти по части 1 статьи 380 штраф УК увеличивается уже до 5 тысяч МРП, а это более 11 миллионов тенге. В связи с этим у меня вопросы: первое, так чем же можно объяснить резкое увеличение штрафа, и его явную несоразмерность с совершенным деянием, и второе – что же будет грозить человеку, если он не сможет выплатить штраф в установленные сроки? На рабочих группах депутаты категорически возражали по этой поправке", – обратилась к докладчику депутат Айзада Курманова.

В ответ заместитель генпрокурора сообщил, что "эта норма была разработана МВД", а также пояснил, что если человек не может выплатить, то штраф заменяется на лишение свободы из расчёта 4 МРП – 1 день лишения свободы. В свою очередь, глава МВД Калмуханбет Касымов заявил, что ведомство получило поручение усилить ответственность за статьи 379, 380, а также уточнил, что миллионный штраф предлагается ввести за неповиновение граждан во время проведения антитеррористических операций. "По 379 статье подошли так, что увеличили максимально в два раза. Был штраф 100 МРП и арест до 45 суток. Теперь штраф до 200 МРП и арест до 75 суток. Кроме того, добавили еще такую позицию, как оказание неповиновения при исполнении наших при проведении антитеррористических операций и других мероприятий усилили. Теперь по второй статье 380 то же самое – у нас раньше было до 2 тысяч МРП, здесь мы увеличили в 2 раза, до 5 тысяч. Дело в том, что статья 41 штраф предусматривает такие меры наказания, от 500 до 10 тысяч МРП, мы определили 5 тысяч МРП", – дал Касымов понять, что штрафы могли быть и в два раза больше.

Тут даже спикер Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин выразил солидарность с коллегами по депутатскому корпусу, отметив, что повышение штрафов не гарантирует снижения уровня преступности, и предложил еще раз рассмотреть вопрос штрафов во втором чтении. Он также напомнил, что Глава государства поручил смягчить наказания за уголовные проступки небольшой и средней тяжести. "А что мы получаем на деле? Вы предлагаете в законопроекте ужесточить штрафы и увеличить их, извиняюсь, до умопомрачительных размеров – 11 миллионов! Вот недавно были встречи депутатов в регионах, и, кстати, очень много у граждан, у населения вопросов связано с соразмерностью штрафов по всем видам. А мы здесь заведомо загоняем под невыполнимый штраф. Ну как 11 миллионов? Не выполняет — сразу же его лишаем свободы. Увеличиваем тюремное население. А говорим о том, что нам нужно гумманизировать, деклиминализировать статьи. А на деле что получается? Поэтому с этой поправкой мы не можем согласиться. Тем более она идёт вразрез с поручениями Президента. Думаю, что надо еще раз вернуться к ней вместе с нашими коллегами с правоохранительных органов, пересмотреть эту поправку и привезти её в полное соответствие до второго чтения. В противном случае её принимать нельзя", – заключил Нигматулин.

Позже в кулуарах пленарного заседания депутаты высказались по этой правительственной норме еще жестче. Так, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента Республики Казахстан Азат Перуашев напомнил, что любое увеличение штрафов приведет лишь к росту коррупции. "Если честно признаться, то с нынешними размерами штрафов дать взятку полицейским на дороге будет в три-четыре раза дешевле. Мы этим шагом открываем большую дорогу коррупции. Мы должны от этого отказаться. Что касается штрафа в 11 миллионов – это вообще ужас. Когда муж бьет жену – штраф 40 тысяч тенге. А если с полицейским вступишь в перепалку, то 11 миллионов. Это что такое? Что, жена дешевле полицейского в тысячу раз? Я, например, свою жену в тысячу раз больше люблю. Это государственная служба, полицейские стоят на защите государственных интересов, мы должны это уважать, но при этом суммы должны быть сопоставимыми", – заявил депутат. А когда его спросили, как скажется эта норма на журналистах, освещающих, скажем, разгон полицией митингов (миллионные штрафные санкции предлагается применять как "за применение неопасного насилия представителю власти", так и "при оказании неповиновения сотрудникам МВД при проведении антитеррористических операций и других мероприятий"), мажилисмен заявил, что журналистов никто ни в чем вообще ограничивать не должен.

"Партия "Ак жол" обсудила предложения по вносу поправок в конституцию, и мы вносим такой пункт в статью 20 пункт 2: "Деятельность средств массовой информации и журналистов охраняется законом". Я считаю, что по отношению к журналистам никаких ограничений быть не должно", – заявил Перуашев. Председатель же Комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента Республики Казахстан Маулен Ашимбаев заверил, что по штрафам будут вноситься корректировки. "Я не думаю, что внесенный в мажилис законопроект будет рассмотрен в таком же виде. Будет проведена работа. В соответствующей рабочей группе депутаты, конечно, посмотрят, насколько это оправдано, есть ли в этом необходимость и нужно ли увеличивать в таком количестве штрафы", – отметил Ашимбаев. По его словам, будут рассмотрены предложения общественности, если таковые поступят. В дальнейшем вопрос будет рассмотрен на заседании профильного комитета, потом будет вынесен на пленарное заседание. Поэтому, по ожиданиям парламентария, в проект закона еще будут внесены изменения. "Я могу вас уверить, что депутаты внимательно посмотрят все предложения, которые внесены правоохранительными органами. Конечно, вопросы, которые вызывают сомнения, будут тщательно рассмотрены", – заключил Ашимбаев.

После такого публичного бунта законодательной ветви власти МВД, естественно, решило объясниться. И официальный представитель министерства внутренних дел Алмас Садубаев в пятницу в своем аккаунте в Facebook написал, что причиной предложения об увеличении штрафов за неповиновение полиции является рост числа нападений на них. Согласно приведенной им статистике, по фактам применения насилия в отношении представителя власти только в прошлом году было возбуждено около 600 уголовных дел, в 2015 – 500, в 2014 – свыше 300. "В этой связи, для повышения охраны жизни и здоровья всех сотрудников государственных органов, предложено ужесточить наказание по ч. 1 ст. 380 УК путем увеличения размера штрафа с 2 000 до 5 000 МРП (с 4,5 млн. до 11,5 млн. тенге) и лишения свободы с 2 до 5 лет, тем самым отнеся его к категории преступлений средней тяжести", – пишет Садубаев в своем аккаунте в Facebook. Данная поправка исходит из норм законодательства: статья 41 УК предусматривает за преступления штраф в пределах от 500 до 10 000 МРП. Что касается размера штрафа, то он устанавливается судом с учетом тяжести совершенного уголовного правонарушения, отмечает представитель полиции республики.

"Естественно, был изучен и мировой опыт, это общепринятая практика, сотрудник правоохранительного органа, призванный обеспечивать безопасность граждан, должен быть защищен от преступных посягательств. Вместе с тем, для объективности и полноты картины, МВД принимаются меры по обеспечению всех сотрудников наружных служб переносными регистраторами. Тогда никто из задержанных нарушителей не сможет утверждать, что он не совершал преступления, и что полицейские превысили свои должностные обязанности", – отмечает Садубаев. Все вроде верно и правильно, только вот вопрос на засыпку: ежели во время проведения митинга человеку выкручивают руки и отбивают почки дубинкой, получит ли этот человек от конкретного полицейского возмещение в размере 11 миллионов тенге? В особенности, ежели будет доказано, что этот человек к митингу никакого касательства не имел и просто имел несчастье мимо проходить?

Думается, ответ на этот вопрос для всех, кто хорошо знаком с нашей правоохранительной и судебной системой очевиден. Что касается якобы "антитеррористической" направленности нормы в 11 миллионов тенге, то это утверждение вообще никакой критики не выдерживает. Настоящие террористы не считаются ни со своими, ни с чужими жизнями, пытаться напугать их штрафом хоть в 11, хоть в 111 миллионов тенге могут только, мягко говоря, очень наивные люди. Наивных людей в нашей правоохранительной системе не наблюдается по определению (наивные с этой системе просто долго не живут), а потому совершено очевидно, что штрафы эти в случае их принятия в нынешнем виде будут направлены на кого угодно, только не на последователей "Аль Каиды", которые никому ничего платить не собираются. А поскольку история с 11 миллионами за сопротивление властям – это уже далеко не первый случай "подставы" со стороны правительства для депутатского корпуса, пожар бунта с нижней палаты перекинулся и на верхние парламентские этажи.

В четверг на пленарном заседании сената парламента Республики Казахстан спикер верхней палаты, экс-глава МИДа, дипломат до кончика ногтей Касым-Жомарт Токаев заявил, что верхняя палата больше не станет идти навстречу министрам и рассматривать проекты законов в спешке. "Хотел бы предупредить, пользуясь присутствием руководителей правительства, что в такие сжатые сроки мы в последний раз рассматриваем законопроекты. Прекратите это, просить: "Примите в короткие сроки, нужно" и так далее. Мы идем навстречу, но учтите, в последний раз", – сказал председатель сената, комментируя очередное одобрение очередных бюджетных корректировок. Таким образом, деятельность нашего правительства становится все менее и менее понятной даже его верным соратникам из мажилиса, хотя кабинет министров и пытается время от времени быть источником благих вестей для сограждан. Так, в четверг министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев заявил, что уже летом следующего года республика начнет экспортировать бензин АИ-92, треть которого ныне закупает в России, "экспортируя" на внутренний рынок российские же цены.

"Появится возможность экспорта бензина, потому что от дефицита по 92-му бензину мы станем нетто-профицитной страной. Таким образом, мы прогнозируем, что к середине 2018 года мы должны стать страной, которая сама себя обеспечивает всеми необходимыми продуктами нефтепереработки, это впервые за все годы независимости", – сказал Бозумбаев на коллегии своего ведомства в четверг. Напомним, что в Казахстане несколько лет назад была затеяна модернизация трех НПЗ, которые позволят увеличить производство бензина различных марок почти в два раза. Чтобы было понятнее, о каком объеме идет речь, приведем некоторые прошлогодние показатели работы трех казахстанских НПЗ: в 2016 году объем переработки нефти ими составил 14,5 миллиона тонн, превысив план на 2,3%. "План на 2017 год мы ставим теперь чуть больше – те же 14,5 миллиона тонн, – сказал Бозумбаев. – После модернизации трех наших НПЗ объем переработки нефти возрастет после 2019 года с 14,5 до 19,5 миллиона тонн. Увеличится производство нефтепродуктов: бензина, дизтоплива, авиатоплива, снизится производство мазута. В 2017 году мы ожидаем производство 3 миллионов тонн бензина, 4 миллионов тонн дизтоплива, 3 миллионов тонн мазута и около 300 тысяч тонн авиакеросина", – добавил он.

Проекты модернизации и реконструкции трех заводов, по словам министра, находятся "на финишной прямой". "На Атырауском НПЗ в 2016 году завершены механические работы по комплексу глубокой переработки нефти, комплекс будет введен в эксплуатацию в этом году, – перечислял Бозумбаев. – На Павлодарском нефтехимическом заводе установлено основное оборудование, идут пусконаладочные работы, вопросы финансирования решены, комплекс будет введен в эксплуатацию в этом году, в начале второго полугодия", – добавил он. На Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе механическое завершение модернизации и реконструкции планируется в конце этого года, установлено основное оборудование, идут пусконаладочные работы. Вопросы финансирования, по словам главы Минэнерго, также решены, проект должен завершиться в 2018 году. "После ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность модернизированных НПЗ мы ожидаем полное обеспечение внутренних потребностей страны отечественными нефтепродуктами, будет исключена импортозависимость по ГСМ – по бензину и дизтопливу, и после процедур сертификации – они более длительные – по авиакеросину, – подчеркнул Бозумбаев. – Произойдет увеличение глубины переработки в среднем с 63 до 83% по всем трем НПЗ, будет налажен выпуск продукции экологического класса К-4, К-5, что соответствует уровню бензина Евро-4, Евро-5", — добавил он.

Тут, правда, выяснилось, что у нас все как всегда не слава Богу – только-только начал решаться вопрос об увеличении возможностей по переработке нефти на своих НПЗ, выяснилось, что Казахстану уже сейчас надо задумываться о том, где он будет брать сырье для переработки. Нет, вот прямо здесь и сейчас остроты этого вопроса нет – и двадцать миллионов тонн для внутренней переработки следующим летом и еще через год, и даже лет через пять мы сможем наскрести. А вот в дальнейшем могут начаться проблемы с сырьем. Дело в том, что минэнерго констатирует объемов инвестиций в отрасль (в разведку и добычу в первую очередь) и соответствующее уменьшение разведанных запасов. "Спад в нефтегазовой отрасли снизил объем инвестиций в нее от 18 миллиардов долларов в 2013 году до 12 миллиардов в 2016 году, – отметил министр. – В ближайшие годы мы прогнозируем рост инвестиций в разведку и добычу благодаря реализации проекта будущего расширения ТШО (ТОО "Тенгизшевройл" – прим.), который принесет мультипликативный тройной эффект – это рост добычи, создание не менее 20 тысяч рабочих мест, инвестиции в страну не менее 32% от общей стоимости проекта. Это более 12 миллиардов долларов, и они должны быть потрачены на казахстанские товары, работы и услуги", – добавил он.

Но тут проблема в том, что ТШО гонит свою нефть в основном на запад, а не на казахстанские НПЗ. Те же месторождения, с которых три завода "кормятся", потихоньку истощаются. В этой связи в Минэнерго намерены активизировать работу по предоставлению потенциальным инвесторам участков на разведку новых месторождений, нефтяных – в числе прочего. "В 2016 году проведены конкурсы на предоставление права недропользования по восьми участкам, общий размер подписного бонуса составил более 2 миллиардов тенге, в этом году мы планируем вынести на конкурс более 30 участков недр, тем самым увеличив инвестиции в сфере геологоразведки и недропользования, – сказал Бозумбаев. – Если с комитетом геологии договоримся, мы можем удвоить эту цифру – не 30 участков, а 60. Сегодня в республике наблюдается отставание ежегодного прироста запасов нефти к объему добычи в среднем на 22%, решение задачи мы видим в увеличении прироста и восполняемости запасов путем привлечения инвестиций в геологоразведку", – пояснил он причины такой активности. Помимо этого, в Минэнерго намерены стимулировать инвестиции в отрасль посредством "системных мер" в разрабатываемом кодексе о недрах и в налоговом кодексе.

"В проекте кодекса о недрах предусмотрено упрощение получения права недропользования; упразднение правовой и экономической экспертиз – их не будет", – пообещал глава ведомства. Также, по его словам, будут сокращены перечни базовых проектных документов, исключены отдельные разрешения, сокращены процедуры и сроки рассмотрения документов. "В налоговом кодексе мы хотим предусмотреть нормы по минимизации налогов. Размытие налоговых границ между контрактом на разведку и контрактом на добычу позволит сделать вычеты расходов на геологоразведку за счет контракта на добычу", – добавил Бозумбаев. По его словам, предполагается также отмена бонуса коммерческого обнаружения, а для глубоких месторождений (свыше 6 тысяч метров) и морских месторождений предусматривается отмена платежей недропользователей и переход к налогу на финансовый результат. В общем, минэнерго обещает потенциальным инвесторам манну небесную – посмотрим, что от нее в итоге останется в означенных кодексах.

Между тем, недоверие депутатов к политике правительства на прошлой неделе выплескивалась народными избранниками не только на пленарных заседаниях – на встрече сенаторов с руководством министерства сельского хозяйства в среду  сенатор Ляззат Киинов посоветовал первому вице-министру сельского хозяйства Кайрату Айтуганову проверить состав хлеба, изготавливаемого в стране. "Хлеб у нас невкусный, вот в других странах хлеб очень вкусный. Почему? Даже вот посол Франции это заметил", – сказал Киинов. По его утверждению, все дело в "ядовитых дрожжах". "Их категорически нельзя принимать в хлебопечении, потому что сам автор, который придумал их, говорил, что нельзя использовать их для хлеба, а мы применяем. Нигде в мире, кроме нас, не применяют. В этих дрожжах, оказывается, есть формалин. А формалин – это яд, который применяется для сохранения трупа. А он есть в этих дрожжах", – заявил депутат. После этого другой сенатор – Дарига Назарбаева – потребовала от представителей МСХ прокомментировать это утверждение. "Ну, я про дрожжи в первый раз слышу", – признался первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов.

"Ну, так вы изучите вопрос. Почему отличается наш хлеб? Все говорят, что у нас зерно очень качественное", – настаивала Назарбаева. На помощь вице-министру пришел заместитель председателя правления АО "НК "Продкорпорация" Сабит Кашкимбаев, который заявил, что "вкусный хлеб" в Казахстане стоит под 500 тенге за булку. А стоимость хлеба в 60-80 тенге порождает со стороны хлебопеков экономию на его компонентах. После такого признания разговор о возможности снижения стоимости на продовольственные товары в стране уже в горло не лез: понятно же, что при малейших попытках заставить понизить себестоимость продукции все по примеру хлебопеков начнут экономить на компонентах. Тем не менее, заслушав отчет первого вице-министра сельского хозяйства Кайрата Айтуганова о субсидиях, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям, сенатор Дарига Назарбаева задала ему наводящий вопрос: "Конечная цель субсидий какая — для потребителей?". "Для потребителей – удешевление", – ответил Айтуганов. "А почему не удешевляется?", – вполне логично удивилась сенатор.

Вице-министр в ответ заметил, что по ряду продукции, в частности мясной, она удешевляется. В том числе и потому, что объем потребления этой продукции растет. "Но в то же время именно когда она попадает в розницу – там цены высокие. Поэтому дельта между ценой производителей и ценой для покупателя…", – развел он руками. "Притча во языцех, – отреагировала на этот жест Назарбаева. – И что с этим делать?", – спросила она вице-министра. "Регулировать", – отрезал тот: по его словам, в настоящее время правительство готовит список из 33 социально значимых продуктов питания, цены на которые будут регулироваться постановлением кабинета министров. Как именно будет это делаться – путем штрафных санкций за превышение установленных цен или заключением добровольных меморандумов в принудительном порядке – представитель МСХ не уточнил. Напомним, что в свое время правительство уже пыталось регулировать цены на продовольствие путем создания стабфондов, из которых осуществлялись интервенции на рынки продукции по фиксированной цене. Но, судя по тому, что кабмин вернулся к идее прямого ценового диктата, стабфонды эффекта не дали…

Есть, правда, идея создания в стране сети оптово-распределительных центров, скупающих продукцию у производителей и с небольшой маржой поставляющих ее в крупные торговые сети. Которые, в свою очередь, начнут диктовать цену мелкой рознице – но, по мнению того же Ляззата Киинова, эта сеть ничего не даст: бывший вице-министр энергетики просто провел параллель с рынком ГСМ. "Эти центры не решат эти проблемы: торговую цепочку отслеживать в каждом звене, чтобы определенно не больше взяли, – заявил Киинов. – В нефти мы делали такую попытку в топливе, мы каждой цепочке говорили: не больше трех, не больше пяти процентов. Если ты это нарушил, мы тебе не дадим топливо. В этом случае надо законодательно сделать, чтобы вся торговая цепочка, чтобы они не больше имели процентов. Надо закон принимать, это вопрос антимонопольного комитета и АЗК. Они не могут это сделать, это делать надо законодательно", – добавил он. После этого сенатор Назарбаева выразила сожаление по поводу того, что ее коллега не остался в системе минэнерго. "Как жалко, что вы там уже не работаете, может бензин бы дешевле стоил", – обратилась она к Киинову.

Тем временем, разочарование в ранее принятых решениях на прошлой неделе начали выражать не только депутаты обоих палат, но и руководство Национального банка, глава которого, Данияр Акишев, прилюдно пообещал устранить недостатки в работе Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и восстановить конкуренцию на рынке пенсионных активов. Напомним, что в конце прошлого года бывший глава ЕНПФ Руслан Ерденаев был арестован в связи с совершением умышленного тяжкого уголовного правонарушения против собственности. Ему было предъявлено обвинение по п. 2 ч. 4 ст. 189 (присвоение и растрата вверенного чужого имущества). После этого новым главой ЕНПФ была назначена Нурбиби Наурызбаева.

"Согласно заявлению нового руководства ЕНПФ, в управлении произойдут определенные изменения. Оценка практической реализации этих планов потребует времени. Недостатки в работе ЕНПФ мы устраним, максимально усилим систему внутреннего контроля и использования денег", – сказал Акишев в интервью, опубликованном в "Казахстанской правде" в среду. И там же наконец признал, что в настоящее время в обществе начинает преобладать скептическое отношение к накопительной пенсионной системе. "Необходимо восстановить принципы конкуренции как при выборе моделей инвестирования, так и институтов управления пенсионными активами", – уверен он. Акишев пояснил, что сейчас у вкладчиков отсутствует выбор. "Перечисление пенсионных накоплений осуществляется в ЕНПФ, нет возможности выбрать организацию для управления пенсионными деньгами, нет возможности выбрать инвестиционную стратегию. Государство решает все за вкладчиков и, соответственно, несет все риски на себе", – признал он. Именно поэтому, отметил глава Нацбанка, "мы активно работаем по реализации поручения главы государства по передаче функций управления пенсионными активами частным и зарубежным компаниям".

"Национальный банк всегда был сторонником конкуренции на рынке пенсионных активов и предоставления вкладчику соответствующего права выбора. Мы в этом направлении работаем", – подчеркнул он. ЕНПФ был создан в Казахстане 21 июня 2013 года путем слияния активов всех ранее действовавших частных накопительных пенсионных фондов. Учредителем и акционером фонда является правительство Казахстана. Создание ЕНПФ и ликвидацию конкуренции на рынке пенсионных накоплений государство тогда объясняло тем, что только единый фонд может обеспечить значительно более высокую эффективность, максимальную прозрачность и предельную надежность, а кроме того, даст определенные гарантии сохранности вкладов со стороны государства. При создании ЕНПФ, как утверждалось тогда, учтены те недостатки, которые наблюдались в деятельности многочисленных накопительных пенсионных фондов, снизившие эффективность всей пенсионной системы в целом. В числе недостатков называлась "нездоровая конкуренция, основанная на банальном переманивании клиентов друг у друга", а также недостаточная эффективность и прозрачность инвестирования и управления пенсионными активами коммерческими фондами, которые иногда действуют в интересах своих учредителей, а не вкладчиков. Теперь же выясняется, что раньше деревья были большими, Земля – круглой, а в 2013 году наше правительство водрузило ее обратно на трех китов. Вот интересно, кто-то из тех, кто принимал эти решения, готов заплатить штраф в 11 миллионов тенге за неповиновение здравому смыслу?

Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Комментарии

Какие то поздние прозрения у валсть преедержащей и депутатиков

Ужо прозрели???? Да вас все равно распустят.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.