Вода тревоги нашей…

Вода на сегодняшний день

является единственным природным ресурсом,

который ничем нельзя заменить.

…В Алматы есть масса проблем, а cам перечень этих проблем охватывает практически все сферы жизнедеятельности города. Еще пять лет тому назад, согласно одному социологическому опросу, жителей отечественного мегаполиса беспокоили коррупция в органах власти и правопорядка. Сильно беспокоят алматинцев и уровень  компетентности местных властей. Стоит ожидать, что ко всему привычному комплексу проблем, которые терзают население, скоро прибавится еще одна -  нехватка чистой питьевой воды. Именно об этом наши рассуждения и суть небольшого журналистского расследования.

* * *

Не все жители южной столицы пьют чистую питьевую воду….

То, что в Казахстане наблюдается нехватка воды – давно не секрет. Согласно данным ООН, цитируем; «за последние 50 лет обеспечение населения стран Центральной Азии водными ресурсами уменьшилось почти в 3,5 раза и, по расчетам, к 2025 году может достичь критического показателя — 1,7 кубических метра на человека в год». Другими словами, как пишут казахстанские СМИ: «нехватка воды остается одной из ключевых проблем Казахстана В стране, которая готовится принимать Универсиаду и ЭКСПО, люди не обеспечены водой. В настоящее время показатели обеспеченности питьевой водой и в целом характеристики систем водоснабжения в Казахстане остаются по-прежнему неудовлетворительными. По мнению отечественных чиновников, к 2050 году Казахстан остро ощутит нехватку воды — дефицит возрастет в три раза. Понимая, что печальное будущее не за горами, в стране ищут новые способы добычи «живительной влаги».

На первый взгляд, все эти проблемы «не про <априори цветущий> Алматы»:

- расположившегося у подножия гор, с которых круглый год стекают горные реки;

- где можно добывать воду из артезианских скважин;

- традиционно существует развитая инфраструктура водрснабжения  и т.д.

Но, увы, это далеко не так. Точнее,  у ж е давно не так все радужно и удобоваримо.  

Если говорить, например, об инфраструктуре, бывшей столицы, то она латана-перелатана, и это отдельная большая «песня», а ведь плюс к тому, на эту еле-еле справляющуюся со своими задачами сеть, резко прибавилось, по сути, новое население. Тут не о новостройках речь идет, а о том, что в черту города, и, следовательно, под управление города, в последние годы вошли новые территории, ранее считавшиеся сельскими. Так, на юго-западе Алматы  образовался совершенно новый район – Наурызбаевский. А ранее, примерно в этом же направлении, стал «городом» и вошел в Бостандыкский район территориальный массив, расположенный за проспектом Аль-Фараби в Ремизовском ущелье…  Вот на этих то, присоединенных к городу Алматы территориях, проблема водоснабжения стоит весьма и весьма остро – население слабо обеспечено чистой питьевой водой, которая имеет свои стандарты и характеристики. И которой, собственно, тамошнее население, в массе своей, можно сказать, лишено… Надо сказать, что Наурызбаевский район, расположившийся по обе стороны своей  главной транспортной артерии – а это трасса по так называемой Верхней Каменке, обеспечивающая движение параллельно проспекту Райымбека (бывшая Ташкентская) в сторону Каскелена (будущего спутника Алматы) и далее в Тараз, Кыргызстан, Ташкент  – это постоянно прибавляющая в количестве людей агломерация. Разумеется, государство отпускает целенаправленно солидные  суммы на нужды бывшего сельского населения, ставшего в одночасье «городским», но темпы решения проблем, прежде всего касающихся таких насущных и социально значимых, как обеспечение питьевой водой, сильно хромают. Возникает вопрос – почему? И вот тут-то невольно вспомнишь и про угрозу коррупции, и про некомпетентность (см. выше) – т.е. об явлениях, ставших визитной карточкой городских управленцев крупнейшего города республики... 

С самого начала было предельно ясно – чтобы решить вопросы водоснабжения в новом районе города Алматы необходимо как минимум, построить комплекс очистных сооружений на реках Аксай и Каргалинка. Тем более, учитывая, что, в бассейне этих рек население в последние десять-пятнадцать лет растет очень быстро и нет никаких предпосылок, что данный процесс  как-то замедлится. И жители данной местности - и вчера, и сегодня - буквально страдают от нехватки питьевой воды. А некоторые вынуждены потреблять воду с этих рек без всякой очистки и обеззараживания, в паводковых ситуациях  у людей и вовсе нет воды, потому что в реке идет сплошная  водная смесь из песка и глины. Следовательно, такой комплекс давным-давно был нужен и даже без той причины, что территория вошла в компетенцию городских властей… И вот, казалось бы, решение проблемы, сдвинулось с мертвой точки.  Власти таки взялись за проектирование строительства очистных сооружений. Но, к большому сожалению, хотели, вроде как, лучше, а получилось - как всегда. Был объявлен тендер на разработку проектно-сметной документации,  нашлись и победители. Победители дали свои предложения, чиновники кивнули головой, мол, пойдет и - все закрутилось и завертелось. Однако проект, одобренный чиновниками, как оказалось, требует для своего воплощения …большое количество земли. И этой земли, площадки для такого воплощения проекта у акимата попросту не оказалось. Чтобы обрести эту землю ее надо выкупать у частника, либо претендовать на земли заповедника, а данный   вопрос нужно решать на уровне правительства РК. В общем возникли неожиданные (?) трудности, а население же нового района, как нетрудно вычислить, как жило без обещанной живительной влаги, так и продолжает жить. Жить без централизованного (читай - цивилизованного) водоснабжения.   Такой вот афронт.

Теперь перейдем к деталям провалившегося проекта. А он, прямо скажем. наводит на самые разнообразные вариации вопросов к этой затее. Дело в том, что,  специалисты, выигравшие конкурс на проектирование, заложили устаревшие  технологии очистки воды, подразумевающие применение большого количества отстойников, фильтрационных бассейнов, ванн смесителей (сегментации), с применением неимоверного количества коагулянтов, флокулянтов, и других химических реагентов и с большим штатом обслуживающего персонала, что само по себе уже является устаревшей технологией очистки и подготовки воды до питьевого качества, технологями прошлого века.  А ведь в вопросах очистки воды и доведения ее до питьевого качества мир не стоит на месте, и технологии давно уже ушли вперед. Во всем мире, в том числе и в странах СНГ существуют и успешно применяются технологии, не требующие большого количества вышеперечисленных сооружений и химреагентов. Требуемое оборудование по своей комплектации чрезвычайно компактно, и при своем размещении не требует большого количества земельных площадей (sik!). Весь комплекс сооружений может занимать площади в три раза меньше, чем то, что предложено проектировщиками «от акимата», не говоря уже о том, есть проекты, при которых издержки на строительство и дальнейшую эксплуатацию такого рода комплекса, гораздо ниже, нежели это предполагалось в технологиях, в которых, получается… заинтересован акимат г. Алматы, как минимум, руководство соответствующего департамента акимата.

Если говорить о современных технологиях очистки воды, то выход годной продукции при новейших технологиях достигает уровня   98 % (!), а это отвечаете самым высоким международным стандартам. Тогда как, при применении устаревших технологий с большим количеством отстойников, фильтрационных бассейнов выход годного едва дотягивает до 70 %. Таким образом, получается неприглядная картина: почему за громадные бюджетные деньги уже на стадии разработки, чиновники впихивают те проекты, для реализации которых требуются большие площади, большие капитальные затраты, большие производственные издержки, которые, в конечном итоге будут так или иначе отражены в тарифах на воду? Впрочем. о тарифах говорить рановато, сам-то проект в Наурызбаевском районе города имеет противопоказания к реализации, чиновники акимата разводят руками, а население района, так надо понимать, еще долго не увидит питьевую воду в своих домах… И вот тут то возникает вопрос, а может попросту нет толковых проектов и у городских управленцев попросту нет выбора?..  На этот банальный вопрос есть банальный ответ: есть такие, современные и актуальные, проекты. Еще как есть! Только вот КАК с ними обходятся наши акиматовские  чиновники, заметим, профильные чиновники, об этом во второй части статьи.

 

Вторая часть «марлезонского» балета…

Как известно, на юге и юго-западе г.Алматы, в черту города, помимо целого Нарурызбайского района, сравнительно недавно, были присоединены областные территории, и понятное дело, не пустынные, а имеющие такие населённые пунткты, как поселок Ерменсай,  совхоз Алматау, поселок Энергетик, Ремизовка, и т.д. Все они стали частью Бостандыкского района. Сегодня населения района питается водой из протекающих в районе горных рек речушек, родников, и скважин. Иными словами, население района, потребляя воду с этих открытых источников, попросту подвергает свои жизни и здоровье опасности, а власти, по сию пору,  закрывают свои глаза на все происходящее. Вода с рек до какого то времени подавалась бесплатно и круглый год, ну а теперь нашелся делец-умелец который - не без поддержки из акимата (а иначе другого бы предпринимателя давно за такое «водоснабжение» привлекли бы...) - стал эту воду продавать населению (взимает плату!), утверждая, что вода с реки чистая, но при этом добавляет: «техническая поливная». Но почему вода льется круглый год и зимой тоже, когда нет поливного сезона…зато в поливной сезон летом воды иногда не хватает, потому что ее разбазарили зимой! Естественно такое положение стало возмущать местное население.

В феврале текущего года на последней отчетной встрече пред населением  аким района стал уверять людей, что в районе силами и средствами акимата будут построены очистные сооружения, и что в скором прекрасном будущем население района получит систему централизованного водоснабжения. Но когда это прекрасное будущее наступит, не знает никто, а людям нужна вода ежечасно и сегодня. Впрочем, в отличии от Наурызбаевского района, в Бостандыкском районе благодаря дальновидности архитекторов планировщиков было предусмотрено выделение земельного участка в размере 2 гектаров под строительство очистных сооружений и это было заложено в 2015 году в Плане Детальной Планировки (ПДП) развития района. Не прошло и двух месяцев после встречи, как районные власти стали уверять население района, что каким-то чудесным образом у них даже (!!!???) вдруг готова проектно-сметная документация (ПСД) на строительство очистных сооружений в районе, и, что в скором будущем начнется строительство этих долгожданных очистных и народ скоро получит питьевую воду.

И вот здесь мы вступаем в конспирологическую зону, т.к. на ум приходит следующая мысль: а может акимат г. Алматы попросту решил разработанную для Нарузбайского рйона документацию (ПСД) очистных сооружений «адаптировать» в Бостандыкском районе? Ведь Бостандыкском районе уже есть земля и осталась самая малость – всего то заменить на бумаге название рек - вместо Аксай и Каргалинка написать «реки Большая Алматинка и Казачка»? На такие подозрения наводит весть, дошедшая до общественности, проживающей на недавно присоединенных к  городу территориях, о том, что  акимат Алматы, в лице Управления энергетики и коммунального хозяйства возглавляемого Е. Усембаевым, курируемое заместителем акима Е. Аукеновым объявляет многомиллионный тендер на проектирование очистных сооружений в Бостандыкском районе на реках Большая Алматинка и Казачка… Разработка -эквивалентно примерно полумиллиону (!!!) американских долларов. После такого трудно даже представить, в какую сумму может встанет пресловутое «воплощение» этого проекта в жизнь. Заметим к тому же, что проектом занимались организации крайне близкие к акимату, воистину - «чужие там не ходят»…

Итак, что в итоге получат потребители? Такой же неказистый и суперзатратный проект, что был предназначен для Наурызбаевского района? Как пить дать!? Трудно себе представить иной результат. За бюджетные деньги общество опять получит отсталые технологии, многомиллионные траты денег, и, как водится, долгострой с перманентно растущим бюджетом.  И это все безобразие творится при решении столь значимых для государства социальных вопросов, как обеспечение граждан питьевой водой. Между тем, тут необходимо указать, в этих присоединенных районах, еще в бытность их подчинения областным чиновникам, а не городским,  обеспечением питьевой водой населения  занимались и занимаются (т.е. вот уже много лет),  частные организации, чья водохозяйственная деятельность заслуживает внимание властей. Но как говорится вопрос водоснабжения населения относиться к задача высокой социальной ответственности, и частнику, в одиночку не решить эти вопрос - нужно участие и поддержка государства. Следовательно, если следовать разуму и логике момента, исходить из интересов граждан, населения, то  чиновникам из южностоличного акимат, вместо того, чтобы беззастенчиво лезть в бюджет и делать многомиллионные траты, втюхивать устарелые технологии наверное, давно пора  применить практике ГЧП (государственно-частное предпринимательство) и в сфере коммунального  хозяйства, а не только в строительстве детских садов, школ и спортплощадок!.. Тем более, что частники в целях развития своего бизнеса давно все просчитали и запроектировали, и, более того, предложили еще в прошлом году, свои проекты. Да, они заинтересованы в первую очередь извлечь прибыль: а где, как не применяя передовые технологии, позволяющие снизить издержки производства, и строительства, применяя малозатратные методы проектирования, он может извлечь и получить эту прибыль?..

Если ориентироваться на то, что в Бостандыкском применят «наурызбаевский проект» (а кто то сомневается что там будет иного плана проект? – Ред.), то совершенно ясно, овчинка не стоит никакой выделки. Ну разве что, если не предположить, что в этом сокрыт интерес, который никак не связан с интересами умножающегося в своем количестве населения, которое хочет получать услуги не завтра или послезавтра, а уже сегодня… Время и качество исполнения и воплощения  устаревших «дедовских» технологий  не дает таких ожиданий. Мало того, что они требуют на несколько гектаров больше земли под возведение комплекса, так сам комплекс представляется изначально громоздким и малоэффективным. Как уже говорилось в  первой части предлагаемой статьи,   коэффициент очистки воды не дотягивает до принятых в мире технологий, само строительство большого числа ванн, и отстойников этого комплекса и дальнейшее его эксплуатация вызывают большие опасения. Ведь грунты и сейсмика, весенние таяние и участившиеся в последние годы ливневые дожди тех мест, где  должны расположиться эти проекты (что в Наурызбаевском, что в  Бостандыкском районах) указывают на особые условия – это не равнина. Опыт прошлого подсказывает, что вполне ожидаемо строительство обычно может заглохнуть из-за банальной формулировки, такой как «нехватка средств» - и тогда момент, когда из кранов побежит чистая вода, снова оттянется на еще более непредсказуемо-долгий срок. Что до альтернативного проекта, который можно было бы воплотить используя схему и идею  ГЧП, о которой не раз и не два говорится на самом высоком уровне, в том числе и в самом акимате г.Алматы, то тут такие сбои просто не предусмотрены.  А все форс-мажоры, даже если они приключатся остаются на плечах бизнеса, а не городского бюджета.

Но алматинский акимат, похоже, не заморачивается такими вопросами, как экономия бюджетных средств, они не ищут «легких» путей… Население предгорий Алматы постоянно и неуклонно растет – смогут ли оперативно реагировать те комплексы, которые предлагает и разрабатывает и собирается строить алматинский акимат на такие абонентские изменения?... Верится с трудом. Тогда как то, что предлагается внедрять на базе ГЧП частниками, такую проблему снимают за срок менее месяца, путем секционного монтажа дополнительных секций очистки. Весь комплекс, к строительству (проект-то уже готов!) для которого привлекаются еще и иные инвесторы, не просто современен, потребляет меньше электроэнергии,  но, и существенно компактен: как по занимаемой территории, так и по количеству обслуживающего персонала (включая охрану!). Привлекает внимание и тот факт, что он еще и уникально мобилен – т.е. при необходимости он легко демонтируется и может быть собран заново, в  любом другом месте, независимо от ландшафта и прочих обстоятельств…

Надеемся,что поднятая в статье тема, очень животрепещущая для огромной  части жителей славного города Алматы  вызовет реакцию, найдет свое позитивное разрешение и избавит население, общественность от  смутных подозрений в том, что городские чиновники не собираются запускать руки в бюджетный карман граждан и срывать очередные куши  в виде откатов, увеличения расходов и так далее…

 

Андрей ЛОГИНОВ, Астана-Алматы-Астана

Комментарии

Байбек-Распилбек незря кликуху дали. Давно бы при Сталине  к стенке за такое поставили бы.  

Очень актуальная статья.Нашим чиновникам наплевать на людей им лишбы в карман государства влезть. А частных предпринемателей давят не дают развиваться.Как только почувствовали кормушку нужно самим влезть,а  предпринематель он маленькая сошка. Я была на отчетном собрании Акима Бостандыкского района у него все хорошо.А когда вопрос поднял частный предпринематель по поводу воды , он в быстренько его перебил и сказал мы сами будем строить. После этой статьи понятно почему.Также вопрос поднимали по поводу транспорта.Он также ответил отговорками (вам туда нужны горные автобусы).Раньше почемуто ходили и маршрутки и автобусы маленькие и ничего не требовался горный транспорт.Лучше бы сэкономили на новых технология постойки отчистных.И закупили на эти деньги автобусы. Но увы  зачем ??????

Помните байбек был в банках у князя К оба дружили подписывали меморандумы а свиду байбек простой и честный одним словом окзался братком-распилбеком

А кто такой князь К?

Князь К это чел о ком статья ниже про разборки московские

Затронутая тема очень актуальна!! Вывод напрашивается простой. Население (потребители) как страдало так и страдает.  Почему бы уже не решить проблему!? Тем более есть передовые современные технологии и главное малозатраные. Есть и испонители, готовые как говорится, засучив рукава, внести свой вклад и помочь решить проблему Хочется верить что местная исполнительная власть решит проблему, а население одного отдельно взятого района мегаполиса будет довольно и благодарно! 

Я живу в нурлытау правельно, акимы жиреют на наших бедах никому нет дела, дорог нет воды нет, автобус не ходит сечас паводки с крана бежит жижа похожая на г-но, говорим, приводим их а им всеравно

Весь прикол в том, что огромные бюджеты идут на наурзбийский район, а... аким еще и попрекает этим население  нового района: типа, мы же вам все.... а  вы вечно недовльны!!! Это как? Выделяются то они выделяются - а где резульатат? Вот по проекту и видно, что выделяются в воздух (((((

Музыкант, а куда и откуда урвать четко знает

Не в воздух выделяются - а в частные карманы. Журики молодцы. в этот раз схему открыли - как это задумывалось делацца!!!!

А что толку критиковать Акимат и Байбека сегодня по заданию Байбека Акимат объявил тендер на 114 миллионов, критикуй не критекуй всеравно получиш х...... 

Распилбек? Тендербек??? -)))))))))) Да вся страна такая, а уж Алматушка...)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.