Информационная политика Казахстана в трех действиях с эпилогом

Казахстан как любое другое периферийное государство имеет достаточно шаблонный подход к обработке сознания своих граждан информационно-пропагандистскими инструментами. По сути, информационная политика нашего государства свелась к трем нехитрым действиям.

Действие первое. Центр казахстанского мироздания

…и средоточие всей государственной мудрости. Вершина отечественного «пропагандоса». Изречения главы государства, его стратегии и планов громадье – главный объект деятельности государственной пропагандистской машины, в состав которой входят:

- политические деятели (депутаты) и руководители (министры, акимы, руководители иных государственных структур);

- полностью аффилированные с государством СМИ;

- частично аффилированные с государством СМИ (например: холдинг «Нур-медиа» под управлением партии «Нур Отан»).

В итоге получается так – президент оглашает послание/публикует знаковую статью/выступает с идеей; после чего нижестоящие уровни этой пирамиды тиражируют сказанное, причем от политических деятелей и руководителей требуется проявить фантазию в деле распространения идей и проектов главы государства. Из свежего – статья Кайрата Мами в «Казахстанской правде», где он делится знаниями, почерпнутыми в старинных казахских законниках. Все это, очевидно, в рамках объявленного курса на модернизацию сознания с учетом национальных традиций.

Каждая ступень этой пропагандистской вертикали должна профессионально справляться со своими обязанностями, иначе вместо толковой разъяснительно-привлекательной кампании по продвижению очередной высокой задумки сознание населения обрабатывается формально, по принципу «на отвяжись».

Высокого качества госмашина идеологической работы с населением достигла к середине «нулевых», когда были нефтяные деньги и необходимость бороться за симпатии электората с различными оппозиционными организациями. В какой-то момент, удивительно совпавший по времени с началом кризиса 2008 года и бегством Мухтара Аблязова с деньгами БТА, власть решила, что профессионализм в деле промывке мозгов населения – опция лишняя, и из журналистских коллективов, так или иначе связанных с государством посредством размещения правительственных информационных заказов, начали лепить эдакие бригады пропагандистов-любителей. Ретрансляторов официальных пресс-релизов. На сегодняшний день ситуация достигла апогея – в Астане проходит ЭКСПО, которого так долго ждали и на которое ухнули тучу государственных денег, а общество судачит о чем угодно, только не о Цирке Дю Солей и последнем выступлении команды КВН «Казахи». Об экспозициях самой выставки неизвестно практически ничего, поскольку новости об этом вроде как идут, но в сознании масс не задерживаются. И, естественно, никакого положительного восприятия грандиозного мероприятия даже не ощущается.

Действие второе. Экспертократия по-нашенски

По образу и подобию западных СМИ, через которые населению специально обученные солидные граждане разъясняют верный взгляд на действительность, наша идеологическая машина решила родить пул таких вот экспертов, чтобы те продвигали верные государственные идеи в непокорные мозги несознательных масс.

Однако наш аналог «британских ученых» и других «специалистов по глобальному потеплению» так и не состоялся в полной мере. Обласканные должностями и государственными грантами эксперты, многие из которых прежде специализировались на критике действующей власти, внезапно завели такие слащаво-приторные песни, что затошнило всех вокруг. Часть из «продавшихся» вскоре очнулась и вернулась на прежние рельсы суровой критики, восстановив тем самым доверие публики, другие продолжают старые песни о главном, но все реже и реже появляются в СМИ в качестве тех самых экспертов, которые должны (в нашем случае) даже не разъяснять, а оправдывать государство.

Действие третье. Селибрити и другие отвлекающие маневры

Обилие новостей про Баян Есентаеву, Кайрата Нуртаса, Сиви Махмуди и других персонажей этой нашей кунсткамеры, именуемой шоу-бизнесом, триумфальное шествие по заголовкам новостей главного антигероя страны Максата Усенова – это все тоже инструмент отечественной информационной политики. Отвлекающие маневры, дабы дать возмущенному офисному планктону спустить пар в комментариях на сайтах и социальных сетях. Пока планктон строчит что-то из разряда «пора усеновых лишить гражданства, чтоб не позорил родную страну» или там «оказывается он ее за измену порезал, вот же су..», он на короткое время забывает, что у него течет труба в ванной, коммуналка не оплачена, а до зарплаты осталось триста тенге на автобусные поездки.

И, что закономерно, именно отвлекающие маневры удаются нашей журналистской братии лучше всего прочего. Журналисты ведь – такие же обычные граждане со своими коммунальными проблемами и желаниями, с кредитами и вечной нехваткой финансов. Короче, им тоже надо отвлекаться от бытовухи – и вот усеновы, есентаевы, нуртасы, махмуди становятся объектами такого отвлечения. Если нельзя говорить об окружающем нас социально-экономически-политическом негативе, то почему бы не погрузиться в перетряхивание грязного белья медийных персон? Почему бы не сорвать злость на элиту, описав очередные похождения позолоченного мальчика?

Эпилог. К чему мы придем?

Профессионализм и собственно профессионалы либо выдавлены из информационной среды вообще, либо отодвинуты к самой ее грани. Редкие независимые СМИ в общую печальную картину бытия не вносят практически ничего, а картина такова, что общество наше – весьма молодое, и молодежь привыкла к жизни в этой плоской информационной действительности. Привыкла – но не значит, что приспособилась. Вопросов к власти накопилось достаточно много, однако уже почти что нет коммуникационных каналов, по которым эти вопросы можно было бы озвучить.

В социальных сетях мы наблюдаем процессы консолидации граждан, недовольных сложившейся в стране социально-экономической ситуацией. Оппозиционные структуры или отдельные персоны вроде Мухтара Аблязова ведут активный рекрутинг таких вот разочаровавшихся, одновременно внушая идею, что революция обнулит счет, позволить начать заново, построить-таки долгожданную мечту о светлом будущем. Учитывая, что ядро их аудитории – молодежь со свойственной ей верой в чудеса и Санта-Клауса, пропитанная романтизмом американского образа жизни (навеянной голливудской киноиндустрией…), семена падают на благодатную почву. И чем хуже в стране с экономикой, тем скорее эти семена дадут всходы. А организовать системную работу по дальнейшему вовлечению поддавшейся паствы в «революционное» фрондёрство при наличии перебивающихся случайными заработками профессионалов – иными словами, начать издавать периодику в духе ленинской «Искры» - дело нехитрое, были бы деньги. У того же вышепоименованного опального экс-банкира имеются, судя по материалам судебного процесса, такие деньги имеются. И кто знает, сколько уже получил он предложений от энтузиастов, не вписывающихся в плоские рамки современной государственной информационной политики?

Придем в итоге, понятно, к чему …отечественный вариант украинского Майдана как максимум, повторение российского сценария с Навальным (а поле то, уже, хоть и слегонца, но все таки унавожено небезызвестным  Нарымбаевым), и, конкретной дестабилизации политической ситуации в крупных городах, с возможным повторением жанаозенского сценария образца 2011 года как минимум…

Макс ИВОЛГИН

Комментарии

Про ленинскую Искру понравилось. Но и ее Ленин без спонсоров никогда не сделал бы! Так что дело за бабками - режим себе наработал косяков : - )))

Одних денег будет мало.

Кто автор слов: "
из искры возгорится пламя..."?
золотова Гуру (3017), Вопрос решён 6 лет назад

Лучший ответ

Регина 6 лет назад
Высший разум (104206)
Александр Одоевский

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

Александр Иванович Одоевский
(1802 - 1839)

Он был приговорен судом к 12 годам каторжных работ, но больше года отбыл наказание в Петропавловской крепости, а потом отцу удалось добиться сокращения срока до 8 лет. 20 марта 1827 года Одоевский был доставлен в Читинский острог.

Именно здесь он прочитал на чудом попавшем к ним листке стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд» . Но свои пламенные строки пришли к Одоевскому не сразу, своеобразный ответ гению русской поэзии он дал спустя полтора года, в декабре 1828 года, а закончил литературную огранку уже в январе 1829 года.

Именно Одоевскому, а не Владимиру Ильичу Ленину, как думают многие, принадлежат эти слова.

Жесткая статья!!!!

Все по делу. Но опять же - а где рецептура?

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.