"Наши" немцы умели жить правильно и капитально

Рубрика: 

Найти своё гармоничное место в современной германской действительности удалось далеко не всем...

В моём детстве немцы были привычными персонажами казахстанской обыденности. На улицах городов и сёл нет-нет да и звучала вдруг непривычная для ушей "иностранная" речь, которой бойко пользовались прохожие, совершенно ничем не отделимые от всех прочих советских прохожих. На наши естественные детские вопросы взрослые, многозначно подымая брови, отвечали: "Это – немцы!"

Непростая история, противопоставившая немцев всем прочим жителям СССР, конечно же, отложилась в коллективном бессознательном уме нашего поколения. Немец – враг, фашист. Это был аксиомой. Однако всё это не относилось к соседям, присутствие которых рядом было ненавязчивым, но ощутимым. И мы сызмальства знали, что это "наши" немцы, а вовсе не те жестокие супостаты, с которыми только недавно отвоевали наши отцы и деды, и совсем не те психически-придурковатые экранные персонажи из фильмов про войну.

Фото из архива Андрея Михайлова

Любопытно, что и в детских играх "в войну" наши товарищи из немецких семей принимали равноправное участие наравне со всей прочей детворой. И ни у кого никогда не возникало никаких сомнений в их полнейшей полноценности и ролевом равноправии. "Наши" немцы в наших играх с таким же азартом, как и все прочие пацаны, вместе громили врагов – тоже немцев, но – гитлеровцев, фашистов (хотя не исключаю, что какие-то эксцессы и могли иметь дело, но они не носили системного характера и мне известны не были.)

А когда мы пошли в школу, то в каждом классе непременно оказывалось несколько соклассников с характерными фамилиями – Унгемахт, Миллер, Вайнберг, Эберц, Руппель, Галь, Филлер. Они были частью нас и были всегда где-то рядом.

Вот и в нашем классе к моменту окончания школы присутствовали двое представителей немецкой диаспоры (хотя слово "диаспора" появилось в обиходе гораздо позже). Очень ярких и заметных представителей – Марьянка Шеффер и Эдик Боос.

Фото из архива Андрея Михайлова

Марьяна, тихая красавица (и умница), по которой вздыхали многие сверстники, после окончания уехала в Ленинград и поступила в химико-технологический. Но после вернулась в Алма-Ату. Наверное, чтобы найти своё большое человеческое счастье в лице другого нашего соклассника Андрея Стройкина.

Что до Эдика, то он был "первым учеником не только в классе, но и в школе. Целеустремлённый, усидчивый и башковитый, Боос на голову был выше всех в тех сферах, к которым проявлял интерес. Будь то его любимая физика-математика, или культивировавшийся в те годы в школе баскетбол, или какие-нибудь непрофильные шахматы. Потому никто особенно не удивился, что после окончания Эдик с первого захода поступил в МГУ, остался работать в Москве, первым защитил кандидатскую, а потом и докторскую (в 30 лет). Сегодня Эдуард Боос – профессор МГУ, заведующий крупным отделом университетского ИЯФ, автор многих книг (кварки, чёрные дыры, бозоны) и научных работ – заметная фигура в научных мирах.

Хочу добавить, что он один из немногих, кто выбрал путь наших отцов – физику. Выбрал – и не отступил вместе со многими прибившимися по случайности. Отец Эдика, недавно скончавшийся Эрнст Гербертович Боос, академик нашей академии, был одним из последних казахстанских физиков, широкоизвестных за пределами Казахстана. А мама Елена Эдмундовна всю жизнь преподавала фортепиано в консерватории.

Фото из архива Андрея Михайлова

Делать всё, к чему только прилагалась сила, хорошо и капитально – черта, вообще-то, очень характерная для многих "наших" немцев. Это выделяло их среди прочих и отличало от остальных. Недаром, несмотря на сложные биографии и неравнозначные стартовые условия (это, если вести речь о намыкавшемся поколении отцов), "наши" немцы своим трудом умудрялись добиваться того, что вызывало зависть и восхищение у прочих. И не важно, чем они занимались – наукой или сельским хозяйством. Они везде умели жить правильно и капитально. Недаром дома, оставленные уехавшими 30 лет назад немцами, во многих казахстанских сёлах до сих пор являются недостижимым идеалом для нынешних сельчан.

Фото из архива Андрея Михайлова

Но не стоит впадать в крайность и чрезмерно выделять и отделять немцев от всего прочего советского общества. Может быть, они и не любили страну столь же безответно и пламенно, как многие, но жили вместе с ней и были её неотъёмлемой частью – не отгораживались от остальных какими-то искусственными барьерами. Так что и среди них встречались и отпетые забулдыги-пьяницы, и буйные завсегдатаи милицейских участков. И в нашей школьной жизни "наши" немцы вовсе не сторонились общих проказ и забав (не всегда безобидных), а зачастую бывали и лидерами-заводилами. Встречались среди них не только круглые отличники, но и системные второгодники.

Фото из архива Андрея Михайлова

"Наши" немцы, уезжавшие на историческую родину даже в те времена, когда сделать это было практически невозможно, как-то очень скоро и споро покинули Казахстан, когда всё прошлое в одночасье разрушилось, в том числе и препятствия к выезду. Тем более что и историческая родина не осталась в стороне – позвала и посулила. От почти что миллиона казахстанских немцев на сегодня в Казахстане осталось чуть больше десятой части. Симптоматично, что вслед за немцами из наших школ почти окончательно исчез предмет, который десятилетиями был привычным и обычным в советские времена, – немецкий язык.

Вакуум, оставшийся после такого массового исхода неповторимой и заметной части населения республики, оказался осязаемым и невосполнимым. И хотя места поуехавших быстро заняли другие, занять место казахстанских немцев вряд ли кто-то способен.

…На нашем поселковом кладбище, где всех долгое время хоронили рядом, не разбираясь в национальных и конфессиональных тонкостях, немецкие могилы выделяются из прочих. Но не только тем, что памятники на них смотрят в другую сторону, – своей обречённой запущенностью. И когда я вижу, что такая могила засветилась вдруг новой краской и следами недавней уборки, то знаю – кто-то приезжал "оттуда". А это значит, что "там" продолжают помнить и думать о том, что оставили "здесь".

Фото из архива Андрея Михайлова

Найти своё гармоничное место в современной германской действительности удалось далеко не всем. Симптоматично, что те национальные традиции, которые с таким неимоверным трудом удалось сохранить немцам в СССР, в современной чисто выстиранной, либеральной и политкорректной Германии оказались невостребованными и, более того, тлетворными. А они-то наивно берегли свой правильный язык и свою "самость" для того, чтобы во всеоружии вернуться на родину предков! Оказалось, что той сказочной родины, упоение которой с придыханием передавалось из поколения в поколение, давно уже нет. Впрочем, это стало проблемой для стариков. Молодые обрели своё место и мало ностальгируют по прошлой жизни в далёком Казахстане.

О снимках: на этих школьных фотографиях 1960-70 годов – "наши" немцы, уроженцы Казахстана, живущие ныне далеко.

Андрей МИХАЙЛОВ

https://informburo.kz/stati/nashi-nemcy-umeli-zhit-pravilno-i-kapitalno.html

Комментарии

Отличный материал. Напомнил о многом.

Была у меня немочка из Северо-Казахстанской области ))))) Рита. Уехала сначала в Гемранию. а потом оказалась в Нидерланадах

Die Absicht ist, eine Uhr zu tragen, um mit der Zeit Schritt zu halten, replica uhren forum obwohl das Telefon jetzt sehr populär ist, geben viele Leute die Uhr auf, aber verglichen mit swiss replica uhren dem Telefon ist die Uhr ziemlich bequem. Zum Beispiel, wenn Sie über die Radfahrzeit wissen möchten, omega online shop graben das Telefon nicht auf die Uhr bequem. Oder einige erlauben keine Aufnahme mit einem Handy, die Zeit ist unausweichlich geworden.

Sobald Sie es haben, tun Sie nichts. Beruhige die Welt, um die Zeit rolex online shopzu verschieben und voranzukommen. Schön und langlebig, auf der ganzen Welt respektiert. Advanced Quarz-Technologiepiaget online shop, genaue Minute oder Sekunde ist nicht schlecht. Du hast es verdient. Warte auf diesen zweiten Weltwechsel, oder ergreife diese Sekunde, um die Welt zu verändern.