Итоги столичной недели: Угрозы врачам на фоне их дефицита

Аким  Астаны Асет Исекешев в прошлую пятницу пригрозил полицией медицинским сотрудникам, ворующим препараты, предназначенные пациентам в рамках государственного обеспечения бесплатной медицинской помощью. Гнев столичного градоначальника можно было бы разделить целиком и полностью, если бы не два обстоятельства: «бесплатные» медикаменты в казахстанских больницах разворовываются явно не от хорошей жизни, не от хорошей же жизни в столичных и казахстанских клиниках наблюдается острый кадровый дефицит.

Вопрос об уголовной ответственности медиков встал во время заседания коллегиального совета столичного управздравоохранения, на котором министр здравоохранения республики Елжан Биртанов обратил внимание главных врачей на проблему «утечки» лекарств: глава минздрава отметил, что есть факты, когда граждане, числящиеся в базе на получение бесплатных препаратов, по факту их не получают. «Мы выборочно обзвонили 500 человек и люди подтвердили, что лекарства еще не получали. То есть как так? Куда они уходят? Мы сейчас соответствующие проверки проводим»,- сказал Биртанов. В ответ на что аким столицы Асет Исекешев и заверил, если данный факт подтвердится, то информация будет передана в правоохранительные органы. После чего призвал к экономии больничных ресурсов, начиная от электроэнергии, воды и тепла до человеческих ресурсов.

Для наибольшего эффекта, Асет Исекешев поручил до первого сентября текущего года разработать первый проект по использованию аутсорсинговых услуг в медицине и заверил, что в Астане потенциал аутсорсинга может достичь до десяти миллиардов тенге. Вот если бы хоть часть этих десяти миллиардов пошла бы на поднятие заработной платы медицинского персонала, то, возможно, и вопрос бы о воровстве «бесплатных» лекарств бы не вставал, однако ж суди по призыву «экономить» в том числе и человеческие ресурсы, власти Астаны видят возможность поднять зарплату медикам за счет сокращения их численности. Вопросом о том, как можно сокращать то, чего и так не хватает при этом никто не задается, хотя на том же самом заседании руководитель управления здравоохранения Астаны Камалжан Надыров рассказал о плане развития столичной сети здравоохранения до 2025 года.

По его словам, одним из вызовов для городской системы здравоохранения является ежегодный рост населения, который прямым образом сказывается на загруженности как поликлинического, так и стационарного звена. Сейчас поликлиники города работают с перегрузкой в 1,5 раза, что не может не сказаться на доступности медицинской помощи. Для решения данной проблемы определены районы и земельные участки под строительство новых объектов здравоохранения. «В ближайшие годы запланировано строительство трех поликлиник, реабилитационного центра, хосписа, многопрофильный больницы в Сарыаркинском районе на 500 коек, пристройки перинатального центра на 250 коек городской больницы №1»,- проинформировал на заседании коллегиального совета управления здравоохранения Астаны по итогам года Надыров.

Глава управздравоохранения отметил, что строительство новых объектов весьма ресурсозатратно, в связи с чем городской администрацией рассматривается вариант по выкупу имеющихся пустых и невостребованных помещений для открытия в них вышеозначенных медучреждений. В свою очередь, аким Астаны Асет Исекешев призвал частных инвесторов обратить внимание на данные проекты. Глава города подчеркнул, что в случае отсутствия интереса со стороны инвесторов, объекты будут построены за счет бюджета. Вопрос о том, кто и за какие деньги будет работать в этих новых клиниках, повторимся, не обсуждался никем - а это значит, что проблема воровства «бесплатных» лекарств в Астане одной уголовной ответственностью и парой-тройкой примерных «посадок» решена не будет.

Исекешеву еще предстоит объясняться в нынешнюю среду с населением на отчетной встрече, где лекарственный вопрос вполне может всплыть еще раз, аким же Алматы Бауыржан Байбек с жителями южной столицы уже объяснился. Самой насущной проблемой казахстанского мегаполиса, если судить по этому объяснению, является общественный транспорт и состояние автобусов, которое подверглось критике градоначальника Алматы. «Не надо забывать, что в Алматы с 2012 года проезд стоит 80 тенге, а на тот момент это был самый высокий тариф! – подчеркнул Байбек. — Легализацию денег в этой сфере мы начали два года назад, то есть 20 лет все автобусные парки лопатой гребли деньги и выводили в «серую». При этом субсидии получали, помощь и прочие дела. За все эти годы куда делись деньги?», - дал он понять, что у хозяев маршрутов должна наличествовать нехилая заначка.

По расчетам акимата, с учетом поддержки государства объем рынка перевозок составляет 20 миллиардов тенге. При этом акимат своими (бюджетными, то бишь) средствами помог перевозчикам на 30% обновить автобусный парк. «И далее эта работа будет продолжаться, — пообещал Байбек. — Но отдельные перевозчики возмущаются и требуют поднять тариф до 150 тенге, при этом не обещая повысить качество своих услуг, ссылаются что в Костанае проезд стоит 150 тенге… Показывают завышенные расходы, зарплаты высокие, премии, выводят деньги знают же как это происходит… С теми кто требует, шантажирует, с такими мы будем жестко разбираться, штрафовать вплоть до передачи маршрутов добросовестным перевозчикам», — пригрозил он.

После чего заявил, что успешным бизнесменом является не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто умеет экономить заработанное. В связи с этим он официально заявил перевозчикам, что никакого повышения тарифа на пассажирские перевозки не будет, пока качество не поднимется до более высокого уровня, которого требуют рядовые алматинцы. В том числе - и пешеходы, в число которых аким записал и тех, кто «не может купить себе машину – ходит пешком, то есть простые наши алматинцы». Если рассматривать пешеходов как людей, которые пользуются общественным транспортом, то определение правильное, если рассматривать проблему шире, с точки зрения благоустройства улиц, то любой водитель рано или поздно становится пешеходом, и ножками ходит по проваливающемуся на тротуарах асфальту.

Но тротуары не входили в планы выступления акима, а потому он напомнил, что на пешеходов, пользующихся общественным транспортом, акиматом в этом году на льготный проезд выделено более 15 миллиардов тенге. Аким отметил, что себестоимость одной поездки в метро составляет 713 тенге, тогда как для горожан стоимость составляет 80 тенге, для льготных категорий – 40. Разницу покрывают субсидии – в год это 4 миллиарда тенге. Кроме того на некоторых автобусных маршрутах себестоимость поездки в 10-15 раз превышает утвержденный тариф 80 тенге. «То есть тариф в 10-15 превышает и город все субсидирует, для улучшения экологии и удобства горожан мы идем на эти расходы. Это огромная поддержка простых алматинцев, — сказал Байбек и уточнил, что субсидии включают полное покрытие убытков перевозчиков и даже 15%-ную рентабельность. — В договоре с перевозчиками предусмотрены штрафные санкции за нерегулярность, невыход в вечернее время, хамство водителей. Но эти факты не прекращаются. Мы еще раз повторяем должно быть качество, должен быть сервис, люди не должны стоять на остановках», - добавил он.

В общем, из выступления акима становилось ясно, что все проблемы алматинских пешеходов идут от жадности перевозчиков, как и все проблемы ЖКХ города - от неумелости монополистов: как рассказал аким, с 2015 года в городе для сдерживания тарифа на тепло из местного бюджета выделено более 3 миллиардов тенге, а на модернизацию сетей — более 100 миллиардов тенге. «При этом отмечается неэффективная робота монополистов», — сказал аким. За последние пять лет поставщики тепла восемь раз подавали заявки на увеличение тарифа в антимонопольный комитет. К тому же монополисты говорили акиму (по его словам), что если им не разрешат повысить тариф, то они не отремонтируют сети и не будет у горожан тепла. «И вот каждый раз думаешь, буду рисковать или не буду? Откуда брать деньги? Восемь раз подавали заявки и только три раза получили разрешение. Разницу субсидировал акимат», — посетовал градоначальник.

При этом средний износ инженерных сетей в Алматы продолжает составлять 63% - и это критичный показатель. Кроме того, в прошлом году рассматривался вопрос связанного тарифа на газ на пятилетний срок для жителей Алматы и Алматинской области. Город не поддержал это решение, так как тариф вырос бы на 16%. «Почти 1,5 миллиона человек получают коммунальные услуги по ценам, которые мы сдерживаем. А это почти 80% населения города. Если бы акимат не предоставлял эти субсидии, все три года потребители платили бы за тепло на 35% больше», — сказал Байбек. По словам главы города, оплата за тепло в 1-комнатной квартире составила бы на 2,5 тысячи больше, а в 3-х комнатной — на 4,5 тысячи. А за воду пришлось платить бы в 2,5 раза больше.Впрочем, в 40% домов до сих пор не установлены общедомовые приборы учета и жители этих домов платят за тепло на 36% больше, чем могли бы.

Аттракцион невиданной щедрости в обещаниях от акимата Алматы продолжился, когда Байбек попытался спрогнозировать динамику цен на жилье в городе. Как отметил градоначальник в ходе отчетной встречи с населением, цены на жилье должны снижаться и власти города работают над тем, чтобы было больше жилья четвертого класса (эконом-класс). По словам акима, если сделать предложение — цены будут регулироваться на рыночной основе. Вместе с тем, по информации Бауыржана Байбека, в городе более 900 ветхих жилых домов, где проживает восемь с половиной тысяч семей. «В программе «Ветхое жилье», как сказал наш президент, заложены огромные возможности для развития городов. Вместо старых двухэтажек за последние пять лет введено 54 новых дома на 1,5 тысячи квартир с улучшенной планировкой. Из каркасно-камышитовых домов переехало более 500 семей. Нам надо кардинально ускорить реализацию этой программы. Ее инвестиционный потенциал оценивается в 600 миллиардов тенге, - сказал аким. - К примеру, в ветхом доме 12 квартир. Все готовы участвовать в программе, договорились по цене выкупа или готовы переехать в равноценную квартиру по комнатам, и, как правило, квартиры новой планировки, увеличиваются метры. 11 человек согласились — один против, требует компенсацию в разы выше рыночной реальной стоимости. В итоге два-три года стоит строительство и остальные не могут переехать в новое жилье. Таких фактов у нас очень много. Я хочу по этому поводу сказать: кто ожидает, что будут такие цены, как до кризиса, этих цен больше никогда не будет. Цены будут реально падать», — заключил градоначальник.

В общем, все проблемы алматинцам создает жадность хозяев автопарков, монополистов и отдельных квартировладельцев, акимат при этом работает как швейцарские часы, не имея с того никакого гешефта, окромя сплошного головного геморроя. Вы в такой расклад верите? Я бы поверил, если бы не имел перед глазами постоянных примеров того, как наши чиновники при первом приближении к проблеме говорят одно, при повторном ее рассмотрении начинают уточняться и делать различные оговорки, при третьем же возвращении к одному и тому же разговору могут сказать нечто, совершенно противоположное тому, что ими говорилось ранее.

Самый яркий пример такого шатания влево-вправо - это процесс модернизации трех существующих казахстанских НПЗ: когда этот процесс только-только запускался, руководство минэнерго заверяло всех (и президента страны в числе прочих), что в 2018 году мы будем на сто процентов обеспечивать внутренний рынок страны бензином и соляркой. Сейчас процесс идет - и выясняется, что, поскольку модернизацию третьего НПЗ в Шымкенте мы завершим только в середине года, внутренний рынок в 2018 году будет обеспечен двумя основными видами горючего только на 90 %, о чем в пятницу на коллегии своего ведомства сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.

«Обеспеченность внутреннего рынка отечественным ГСМ в целом по году составит по бензину до 90%, по дизельному топливу — 90 %, по авиакеросину — 70 %, и по мазуту традиционно — 100 %», — сказал Бозумбаев. То есть на протяжении еще как минимум 2018 года (как минимум - первой его половины)  казахстанский рынок по-прежнему будет зависеть от поставок из России, хотя уже и не в прежнем объеме в 40 % по году. Тем не менее, «прелести» в виде выравнивания в цене с Россией и возможного дефицита ГСМ в первые шесть месяцев по-прежнему не исключены. Успокаивает только то, что министерство энергетики в сумме по году планирует как и прежде переработать 16 миллионов тонн нефти, а не 14,9 миллиона тонн как в прошлом году, однако надолго ли хватит этого увеличенного объема переработки?

Судя по тому, что минэнерго уже сейчас намерено определиться с местом строительства четвертого НПЗ и его мощностью - ненадолго. «Проведенный анализ показал, что с учетом прогнозируемого роста потребления образуется дефицит автобензинов между 2021 и 2023 годами, дизельного топлива — к 2023 году и авиакеросина — после 2026 года», — заметил Бозумбаев. В этой связи, по его словам, предварительное технико-экономическое обоснование нового завода будет разработано компанией «КазМунайГаз» во втором полугодии 2018 года под его личным руководством, тогда же будут приняты решения о возможном строительстве, месте дислокации и мощности нового НПЗ. Не исключено, впрочем, что озвученные разрывы между увеличением потребления ГСМ и его внутренним производством грянут и раньше 2021-го года, но четвертый НПЗ к тому времени еще не возведут, и мы снова вернемся к частичному обеспечению рынка за счет российских поставок.

Относительно же стоимости бензина, судя по коллегии, каких либо снижений цены казахстанцам в ближайшее время ждать не приходится, поскольку, по словам Бозумбаева, мы и так находимся на 15 месте в мире по его дешевизне. Министр сослался на данные международного рейтингового агентства Global Petrol Prices, которое ежемесячно составляет рейтинг самых низких цен на ГСМ среди 167 стран: согласно этим данным, на 19 февраля 2018 года Казахстан по цене на бензин занимает 15 место в мире с ценой 56 центов за литр.

«Средняя цена бензина по миру — 1 доллар 15 центов, страной с самой низкой ценой на бензин является сегодня Венесуэлла, 10 центов за литр, самой дорогой — Исландия с ценой 2 доллара 10 центов, — отметил министр. — По цене дизтоплива Казахстан занимает 14 место, это 50 центов, средняя цена дизтоплива в мире составляет 1 доллар 04 цента, страной с самым дешевым ДТ стала Венесуэла — 0,009 долларов за литр, с самым дорогим дизельным топливом — также Исландия, 2 доллара 2 цента», — добавил он. При этом план добычи нефти в 2018 году в Казахстане пока остается неизменным — 87 миллионов тонн, обеспечить его в минэнерго планируют за счет доведения добычи на месторождении Кашаган до 11 миллионов тонн нефти в год с одновременным снижением добычи на месторождениях Кызылординской и Актюбинской групп, связанным с поздней стадией разработки и естественным истощением данных месторождений.

Пока минэнерго гордится практически самым дешевым бензином в мире, комитет государственных доходов министерства  проводит внутреннюю проверку по факту задержания 19 сотрудников таможенных органов Казахстана в ходе спецоперации на юге страны, сообщил глава этой структуры Ардак Тенгебаев в пятницу. Напомним, что спецоперация по ликвидации восьми ОПГ проведена 15-16 февраля комитетом нацбезопасности совместно с Нацбюро по противодействию коррупции при координации Генпрокуратуры. В Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях, а также городе Алматы задержаны 35 человек, в том числе трое граждан Кыргызстана. Суд санкционировал арест для 33 из задержанных – это таможенники, пограничники, брокеры, посредники, а также члены ОПГ.

«Были задержаны сотрудники таможенных органов Южно-Казахстанской и Алматинской областей, пока мы полной информацией не владеем, но связано это с вопросами контрабандного ввоза товаров, поэтому сейчас проводится расследование. Мы уже начали свою внутреннюю проверку сразу после получения информации. У меня выехали сотрудники таможенного блока, сотрудники внутренней безопасности, центрального аппарата службы экономических расследований, а также Алматинского и Южно-Казахстанского регионов», — сказал Тенгебаев журналистам. При этом на коллегии Комитета заместитель генпрокурора Ерлик Кененбаев выразил недоумение по поводу того, что «деятельность и поведение» 19 сотрудников таможни, арестованных при этом, оставались вне поля зрения органов внутренней безопасности КГД.

В свою очередь, заместитель председателя комитета Тлеу Жангарашев в ходе коллегии, сославшись на статистические данные правоохранительных органов, признал, что «организованные преступные группы обосновались в экономической сфере» в стране. «Особое внимание уделялось на выявление пресечению деятельности ОПГ, в этом направлении достигнута положительная динамика: в прошлом году окончено 47 уголовных дел, когда в 2016 —22, а в 2015 — 11-ть. По данному показателю служба экономических расследований выходит на уровень министерства внутренних дел. Это серьезный вызов для нашей службы, мы продолжим работу в данном направлении», — заверил он. Одновременно Тенгебаев попросил журналистов не связывать напрямую нынешние задержания с ограничениями на казахстанской границе в октябре 2017 года — те мероприятия, по его словам, были связаны с провозом контрабандных товаров в Кыргызскую Республику и с достоверностью документированного оформления ввозимых товаров из Кыргызстана в Казахстан и транзитом в другие страны.

И действительно есть одно принципиальное отличие - при ограничениях ввоза кыргызских товаров не задерживался депутат парламента соседней страны: на этой неделе, впрочем, выяснилось что депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Дамирбек Асылбек уулу, задержанный при спецоперации, по сведениям казахстанского МВД имеет вполне казахстанское гражданство. «Задержанный в Казахстане депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Дамирбек Асылбек уулу является уроженцем Кордайского района Жамбылской области, по национальности казах», - говорится в ответе МВД на официальный запрос информагентства Sputnik Казахстан. По данным МВД, по достижении совершеннолетия он был документирован удостоверением личности и паспортом гражданина Республики Казахстан на основании свидетельства о рождении. В 2010 году был повторно получил документы гражданина Республики Казахстан в связи с истечением срока действия предыдущих.

«С ходатайством о выходе из гражданства Республики Казахстан в уполномоченные органы не обращался», — отметили в МВД Казахстана.Ранее сообщалось, что будущий депутат родился 3 февраля 1981 года в административном центре Иссык-Кульской области — Караколе. Учился в бишкекской школе и кыргызстанских вузах, теперь же в парламенте Кыргызстана ставится вопрос о лишении его депутатского мандата в связи с его возможным казахстанским гражданством. В общем, КГД оказалось в центре одного международного скандала, не успев выйти из эпицентра другого - уголовные дела в отношении двух сотрудников комитета государственных доходов министерства финансов Казахстана, подозреваемых в майнинге криптовалют, прекращены, в отношении еще двоих продолжаются.

«В отношении четырех сотрудников региональных департаментов были возбуждены уголовные дела, в отношении двух — в Северо-Казахстанской и Актюбинской областях — уголовные дела были прекращены в прошлом году. В отношении двух — в департаментах Карагандинской и Атырауской областей — уголовные дела до сих пор расследуются органами национальной безопасности, поэтому у них надо спрашивать», — сообщил Тенгебаев журналистам в пятницу. По его словам, КГД свои проверки по данным фактам провел — и пришел к определенным выводам. «Будем перенастраивать работу, ужесточать контроль за работой наших управлений информационных технологий на местах», — сказал глава КГД по поводу сделанных его ведомством выводов. Напомним, что ранее КНБ сообщил о начатом расследовании уголовных дел по фактам добычи криптовалют через серверы государственных информационных систем в областных департаментах госдоходов. По информации ведомства, этим незаконно занимались сотрудники информационных подразделений комитета госдоходов.

В майнинге криптовалют были задействованы серверы информационных систем, а также наиболее производительные служебные компьютеры сотрудников. Для этого на серверы и компьютеры скрытно устанавливались специальные программы (майнеры), которые использовали вычислительные ресурсы, что снижало скорость обработки информации и приводило к замедлению их работы. С точки зрения морали, это та же торговля «бесплатными» лекарствами, только с задействованием современных средств, устройств и технологий, которыми не располагают врачи Казахстана.

Что касается обеспокоенности дел на общественном транспорте, которая гложет акима Алматы  Бауыржана Байбека, то она присуща и министерству внутренних дел республики, в котором в пятницу озвучили итоги оперативно-профилактического мероприятия «Автобус». Полицейские выявили свыше 19 тысяч нарушений, совершенных водителями общественного транспорта, в том числе 166 нарушений режима труда и отдыха, 245 фактов выезда на рейсы без соответствующего медосвидетельствования, 594 факта работы водителей без страховки гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, 1 135 превышений скорости, более 3,5 тысячи фактов пользования телефоном при управлении транспортным средством, 195 фактов нелегальной перевозки пассажиров.

Но это все цветочки: ягодками является выявление 14 фактов, когда водители автобусов, которые несут ответственность не только за себя, но и за своих пассажиров, управляли транспортом в нетрезвом состоянии. «Более того, есть факты, когда водитель автобуса был задержан за рулем в наркотическом опьянении, такой случай произошел в Актюбинской области» — заявил заместитель министра внутренних дел Ерлан Тургумбаев. Анализ показал, что причины высокой аварийности на пассажирском автотранспорте — порядка 500 ДТП, в которых ежегодно погибают около 60 и получают увечья до 800 человек, кроются, прежде всего, в низкой транспортной дисциплине водителей, отсутствии соответствующей целенаправленной профилактической работы и контроля со стороны должностных лиц, ответственных за выпуск пассажирского транспорта на линию.

Только в ходе проводимого мероприятия за подобные нарушения привлечены к ответственности 190 должностных лиц автобусных парков, которые оштрафованы на сумму свыше 5,7 миллиона тенге. «Каждое шестое из проверенных транспортных средств является технически неисправным, при этом у более чем половины из них стояла отметка о прохождении ими предрейсового контроля. Выявлены 312 фактов незаконного переоборудования, в том числе многочисленные факты, когда места для сидений убирались и превращались в спальные лежачие места или вовсе в грузовые отсеки. К примеру, в Карагандинской области полицейские остановили автобус, следовавший из Алматы в Экибастуз, у которого весь задний сектор был переоборудован под кровати, а у водителя не оказалось необходимых разрешительных документов и лицензии», — отметил Ерлан Тургумбаев.

МВД выработаны предложения по повышению безопасности и комфортности пассажирских перевозок автомобильным транспортом, которые будут направлены в министерство по инвестициям и развитию. Но как они будут воплощаться в жизнь - вопрос пока безответный. Безответным остался и вопрос о том, что казахстанцам делать со своими сбережениями после онлайн-конференции председателя Национального банка Данияра Акишева. Не случайно, первый же комментарий, который появился на странице Нацбанка в социальной сети Facebook под постом об онлайн-конференции, был негативным:

«Ни один вопрос с Фб не был задан, — написал пользователь Аскар Ман. — Из журналистов за столом спросили двух-трех. Ведущие вели плохо. Читали номера вопросов, чтоб пред нашел номера ответов. Долгая пауза с поиском ответа на казахскоязычный вопрос вызвала улыбку. А на второй и последний вопрос на госязыке по поводу возможности открытия своего персонального блога пред зачитал инфу о том, что 22 февраля с 10 до 13 часов состоится онлайн конференция….) в общем и смех и грех», - добавил он.

К чести главы Нацбанка, он не стал избегать вопроса относительно критики президента Казахстана Нурсултана Назарбаева финрегулятора казахстанского рынка за его нерасторопность. Акишев в лучших традициях нашего чиновничества признал, что критика главы государства была абсолютно справедлива, но свалил часть ответственности на предшественников: «Нацбанк, как регулятор, значительно опоздал с реальным решением проблем банковского сектора, которые копились, начиная еще с 2008-2009 годов. Статистика показывает, что 90% проблемного портфеля выдано банками с 2006 года по 2015 год», - сказал он. А потом напомнил, что для неповторения этой ситуации, когда у акционеров имеется возможность распоряжаться деньгами банка как своей собственностью, подготовлен законопроект по усилению надзорных функций финрегулятора.

После чего, видимо, для того, чтобы проблем  у регулятора стало еще меньше, Акишев посоветовал не вкладывать деньги в криптовалюту, а пенсионерам не брать кредиты - и всем казахстанцам держать деньги в банках. При этом в Нацбанке ожидают постепенного восстановления кредитования экономики и физлиц банками. «По итогам 2017 года кредитный портфель показал нулевой рост, сохранившись на уровне 12,7 триллиона тенге. Хотя без учета показателей Казкоммерцбанка, Bank RBK и Дельта банка совокупный рост кредитов остальных банков в 2017 году составил 10,8%», — проинформировал глава Нацбанка. При этом финрегулятор никак не может найти взаимоприемлимое решение по обслуживанию банками пост-терминалов для снижения комиссии, полагая, что эту проблему рано или поздно устранит конкуренция на рынке.

Помнится, наши власти и раньше уповали на то, что конкуренция сгладит все и вся на всех рынках, однако ж цены на них не уменьшались, а только росли вне зависимости от числа игроков. Примерно тоже самое глава Нацбанка сказал в ответ на вопрос о списании комиссий при снятии денег через банкомат чужого банка. «Мы планируем создавать условия, чтобы комиссии сокращались за счет конкуренции. Мы уже видим примеры, когда банки отказываются от комиссий или сокращают их, чтобы повысить привлекательность своих услуг», — пояснил председатель Нацбанка. Единственное четкое обещание снять остроту вопросов прозвучало только в отношении заемщиков ипотечных займов в валюте - их проблемы Акишев пообещал решить их проблемы до конца этого года. Да по валютному курсу центробанк тоже обещает достаточно благостную картинку: по словам Акишева, в 2018 году неприятных сюрпризов с курсом не ожидается, поскольку явных рисков для экономики страны нет.

По его словам сейчас курс адекватно реагирует на динамику фундаментальных факторов. Экономика Казахстана устойчива, причем ситуация благоприятна как на внутренних, так и на внешних рынках, а потому резкого ослабления тенге не ожидается. «Я вообще оцениваю 2018 год как очень спокойный и не несущий рисков для экономики Казахстана. Поэтому по обменному курсу не ожидаю значительных изменений», — заверил председатель Нацбанка. Что ж, перед девальвациями тенге руководители центробанка тоже твердили об устойчивом курсе нацвалюты и отсутствии фундаментальных рисков, посмотрим, насколько прогноз об устойчивости курса тенге окажется устойчивым ныне…

Андрей ЛОГИНОВ , Астана

Комментарии

Значит, таки продолжается бесчеловечная практика сокращения медицины по всем показателям. Видимо в блиажйшиме пять лет мы достигнем той точки, после которой медицинские услуги смогут получать только те. у кого доход не менее 300 000 тысяч в месяц, да и то, при условиии, если это только будет маленькая семья из двух-трех человек... Остальным путь заказан.

<...> продолжается бесчеловечная практика сокращения медицины по всем показателям.

-------------------------------------------------------------

фундаментальное замечание!