Профилактика экстремизма в Казахстане: дорого и бесполезно?

Проводимая в Казахстане работа в сфере противодействия религиозному экстремизму носит масштабный характер. Государство не жалеет бюджетных средств, чтобы предотвратить случаи радикализации своих граждан и минимизировать риски внутреннего терроризма. Только в период с 2013 по 2017 годы правительство страны на эти цели израсходовало более 100 млрд.тенге, почти треть которых пришлись на профилактику экстремизма.

Однако возникает вопрос относительно целесообразности столь огромных трат в условиях экономического кризиса. Тем более, судя по доступным публикациям в СМИ, на текущий момент сложилась нездоровая ситуация в плане расходования средств Госпрограммы. Самым «слабым звеном» выступают областные управления по делам религий, чиновники которых за последние несколько лет неоднократно привлекались к ответственности за хищения и нецелевую трату выделенных денег.

Например, в апреле 2017 года появилась информация о том, что руководство КГУ «Центр изучения проблем религии» управления по делам религии ЗКО подозревается в хищении бюджетных средств.

Чуть позже информационные сайты со ссылкой на прокуратуру Алматинской области перепечатали новость о 80 чиновниках региона, которые оштрафованы за нецелевое и неэффективное расходование средств, выделенных на профилактику экстремизма (проверки показали, что более 6 млрд.тенге «ушли» в другом направлении)[1].

Однако, эти сообщения, судя по всему, лишь слегка приоткрывают завесу над масштабами выявляемых хищений, которые, по различным причинам, не получают широкого освещения. Например, интересно, что в прошлом году заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов крайне критично высказался в отношении расходования средств Госпрограммы по противодействию экстремизму и терроризму[2]. По его словам, зафиксировано множество случаев, когда госорганы в регионах тратят большие деньги, но реальной работы не проводится. В пример были приведены управления по делам религий в Карагандинской, Акмолинской, Жамбылской и других областях.

Чтобы не строить догадки, проведем небольшой анализ расходования средств в рамках профилактики экстремизма в нескольких регионах страны. Для этого обратимся к открытым источникам, где публикуется информация касательно деятельности профильных государственных учреждений.

Надо отметить, что деньги, выделенные на профилактику экстремизма в регионах распределяются через коммунально-государственные предприятия, созданные при областных и городских управлениях по делам религий. В разных областях они именуются по-разному, но типичное название – это Центры изучения проблем религий. Они объявляют конкурсы на государственный социальный заказ, выявляют победителя и определяют содержание профилактических мероприятий. Т.е. именно эти структуры на сегодняшний день выступают главным механизмом, используемым государством для реализации своей политики в сфере предупреждения экстремизма.

Сразу же обращает внимание, что не у всех этих Центров существуют официальные сайты. Информация о них разрознена и не систематизирована. Например, очень мало данных о Центре при Управлении по делам религий Алматинской области. Раздел «исполнение бюджета» на сайте госоргана пустует, из-за чего нет возможности узнать о расходах учреждения.

На сайте госзакупок удалось найти данные о проведенных конкурсах различными профильными учреждениями на уровне областей и Республики. Даже поверхностный обзор обнаруживает несколько интересных фактов:

  • В ЮКО выпуск информационно-методических материалов для аналитической работы в религиозной сфере области выиграло ОО «Общество инвалидов "Халқыма тағзым"». В 2017 году эта организация, которая вряд ли специализируется на вопросах профилактики экстремизма, получила от Центра изучения проблем религий ЮКО почти 120 млн.тенге (https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/2968127, https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/3557462, https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/4465037).
  • В Актюбинской области для проведения информационных и обучающих работ привлекались индивидуальные предприниматели, хотя, общепринятым является привлечение общественных организаций. Например, 10,5 млн.тенге в прошлом году получил ИП «Жумагазиева» за разъяснительные работы в вопросах религии среди жителей области (https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/2760757).
  • В Астане в прошлом году социологические исследования  проведены ТОО «Ayqin», фирмой созданной в 2017 году, и соответственно, не имеющей опыта работы в данной сфере (https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/4078924).
  • В Комитете по делам религий МДРГО заказ на социологическое исследование выиграло ТОО "D.L. and Co"  - неизвестная компания на рынке исследовательских услуг, которая была создана только в 2016 году (https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/3536649, https://www.goszakup.gov.kz/ru/egzcontract/cpublic/show/3536688).

Казалось бы, уже исходя из этих фактов, которые доступны абсолютно для всех, должны были возникнуть вопросы к уполномоченному ведомству. А при хорошем раскладе, начато специальное расследование со стороны надзорных и контролирующих органов.

Кроме финансовой стороны вопроса, тщательной экспертизы требует и содержательную часть профилактической работы, проводимой на местах.

Миллионные суммы ежегодно выделяются на создание контента, который должен помогать защитить граждан от влияния экстремистских организаций и предупредить распространение радикальных идей. Но, почему-то сайты областных управлений по делам религий (как и сайты их КГУ) остаются скучными, плохо оформленными и содержат, в основном, отчетную информацию о проведенных встречах, круглых столах и лекциях.

Можно подумать, что основная часть работы проводится в социальных сетях, но, там наблюдается та же картина. Официальные страницы КГУ редко просматриваются, комментируются своими же сотрудниками и содержат банальные картинки типа «Я против экстремизма». За исключением отдельных документальных фильмов, за последние годы трудно назвать действительно стоящие работы, созданные на бюджетные деньги в рамках профилактики экстремизма.

Не так давно стало известно, что в Казахстане принята новая Госпрограмма в сфере противодействия экстремизму и терроризму. На ее реализацию в следующие 5 лет планируется потратить 270 млрд.тенге. Судя по комментариям в соцсетях, эта сумма сильно удивила многих рядовых граждан. Ведь примерно столько же необходимо для газификации столицы – масштабного и дорогостоящего проекта, на который государство ранее не могло сыскать средств, а теперь занимает их в Европейском банке реконструкции и развития.

Можно допустить, что увеличение бюджета Госпрограммы на борьбу с экстремизмом является обоснованным и есть веские причины, чтобы деньги налогоплательщиков тратились именно на эти цели, а не на другие.

Однако очевидно, что без изменения подходов к профилактической работе, а также усиления контроля со стороны надзорных деньги вновь будут потрачены на бесполезные агитационные материалы, либо вовсе осядут в карманах недобросовестных чиновников.

Адилет ЖАППАРОВ


[1] http://www.zakon.kz/4858158-6-mlrd-tenge-vydelennyh-na-borbu-s.html

[2] https://rus.azattyq.org/a/aktobe-problemy-religioznogo-radikalizma/28499281.html