Итоги столичной недели: Ветер на KADEX - и в головах

Разгулявшаяся на прошлой неделе стихия наглядно продемонстрировала крепость построек и умов в столице Казахстана: началось все с того, что шквальный ветер и град стали полной неожиданностью для всех, включая синоптиков и ЧС. В результате Дворец мира и согласия зиял выбитыми витражами, на одной из строек рухнул башенный кран, на других стройках крановщики голосили, требуя снять их с высоты, а в довершение ко всему на выставке военной техники и вооружения KADEX - 2018 стендом насмерть придавило посетителя.

Самое поразительное в этой ситуации - это олимпийское спокойствие «Казгидромета» и ЧС-ников: во вторник в Астане собаки и кровля летали в обед, предупреждения же о шквальном ветре жители столицы в виде смс-сообщений начали получать только вечером, когда ветер малость поутих. Впрочем, и за те 10-20 минут, что ураган побушевал в столице, натворить он успел достаточно много - например, свалил башенный кран на одной из стройплощадок левобережья, который застройщик начал демонтировать. И, соответственно, поубирал все крепления и подпорки с этого крана: получи он сообщение об урагане вовремя, спрашивать за рухнувший кран можно было бы с него.

Но сообщения не рассылались - и теперь власти скромно молчат по поводу рухнувшего строительного механизма, поскольку прекрасно понимают, что основная ответственность в случае, если бы там оказались жертвы, лежала бы на них. А жертвы вполне могли бы быть, поскольку за неимением предупреждения об отмене высотных работ на других стройплощадках крановщики полезли на свое рабочее место - какими словами они там в разгар урагана поминали свое начальство, «Казгидромет» и ЧС, одной цензуре ведомо.

Но обошлось без жертв, хотя облицовку и кровлю в тот день отрывало по всему левобережью. Наглядно демонстрируя качество сданных недавно домов: в частности, часть облицовки жилого комплекса «Номад№ упала на автомобиль в Астане. Очевидцы поделились кадрами в Сети, на которых видны разбитое лобовое стекло и вмятина на машине. «Пока сказать точную причину невозможно, но, как вы знаете, в городе сильный штормовой ветер. Подрядчики будут устранять последствия. Но из-за ветра вряд ли устранят сегодня. Ремонтировать поврежденный автомобиль будут тоже они», — прокомментировали инцидент агентству Sputnik Казахстан в сервисной компании BI Service. 

В итоге ветер решил вскрыть все разгильдяйство и головотяпство в Астане: поутихнув после обеда во вторник, он с четверга возобновил атаки на столицу со скоростью 15-20 метров в секунду, а к выходным разогнался до 25 метров в секунду. И, естественно, появились и жертвы: 13 человек обратились в медучреждения с различными повреждениями еще во вторник, а в  четверг на территории выставки военной техники и вооружений KADEХ-2018 из-за сильного ветра на посетителя упал информационный стенд. Мужчина получил травмы и скончался в больнице, в которую он поступил еще в сознании, но во время компьютерной томографии у него остановилось дыхание.

Пострадавшего отвезли в больницу Медицинского центра Управления делами президента Казахстана: эта больница географически находится ближе остальных к месту ЧП, и так как счетт шел на минуты, пациента доставили именно туда. «Врачи сразу начали проводить реанимационные мероприятия. Исследование показало перелом шейно-грудного отдела позвоночника с предполагаемым полным перерывом спинного мозга. К сожалению, такие травмы не совместимы с жизнью», - прокомментировали в больнице этот случай. А столичная полиция начала расследование по уголовной статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Тут стоить отметить, что по этой статье можно было возбуждать расследование и без несчастного случая, просто по факту самого проведения выставки, где в первые два дня посетители сидели в палатках, где все скрипело и грозило развалиться под порывами ветра, гулявшего по военному аэродрому Астаны. Но у нас издревле повелось так, что нет тела - нет и дела, потому наши власти готовят на головы астанчанам новый «сюрприз»: комитет гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию Казахстана намерено разработать мобильное приложение для получения владельцами разрешения на осуществление полетов дронов онлайн.

«В настоящее время комитетом рассматривается вопрос внедрения специального мобильного приложения для получения владельцами разрешения на осуществление полетов дрона в онлайн режиме, а также возможности мгновенного получения информации о возможных ограничениях на полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в определенных населенных пунктах», — пояснили представители комитета. И подчеркнули, что в связи с тенденцией роста использования дронов комитет гражданской авиации проводит планомерную работу по внедрению регулирования использования БПЛА.

«Так как дроны имеют высокий потенциал и эффективность использования в различных отраслях жизнедеятельности, ведется работа по разработке специального законопроекта по их использованию. Сейчас рабочая группа в составе представителей уполномоченных государственных органов и общественных организаций активно изучает данный вопрос и вносит свои предложения. Принятие самого законопроекта запланировано на следующий год», - информирует ведомство. Иными словами, свалиться вам на голову теперь что-то может и в абсолютно безветренную погоду. Впору разрабатывать мобильное приложение, с помощью которого житель Астаны сможет узнать, в какой день недели он может выйти на улицу, свободную от дронов, кортежей с мигалками и прочей нечисти - к великому сожалению, таких дней в году становится все меньше и меньше…

Тем временем, на Казахстан надвинулась другая напасть - менингит: в Алматы на этой неделе зарегистрирована целая вспышка этого заболевания, 29 случаев заражения менингококковой инфекцией против 15 случаев неделю назад. Однако наше министерство здравоохранения в своих лучших традициях не признает эпидемию менингококкового менингита – случаев заражения все больше, но количество до эпидемии, дескать, не дотягивает. В пятницу медицинские чиновники в Алматы объяснили, сколько заболевших должно быть, чтобы рост заболеваемости был признан эпидемией. 

«На сегодня диагноз «менингококковая инфекция» подтвержден у 29 лиц. Из них 26 взрослых, трое детей. По 13 — лабораторные анализы находятся в работе. Из числа пациентов — четверо выписаны с выздоровлением, и есть четыре случая летального исхода в связи с запоздалым обращением за медицинской помощью и молниеносным течением клинического процесса», — начала со статистики вице-министр здравоохранения Лязат Актаева. Представители Минздрава приехали в Алматы специально – чтобы проконтролировать ситуацию на месте, провели обход больниц, а теперь отчитываются – палат хватает, переполненности нет, лекарственное обеспечение в полном объеме. И вообще по сравнению с 2016 годом, когда в Алматы было зафиксировано 66 случаев менингита, в южной столице тишь, гладь и Божья благодать.

Пока Божья благодать, ибо летальный исход уже зафиксирован: накануне явления высокой комиссии в город умер заразившийся студент Казахской академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (КазАТК).  Ситуацию прояснила руководитель департамента охраны общественного здоровья Айзат Молдагасимова. «Он поздно обратился. На протяжении нескольких дней у него были катаральные явления, дома он самостоятельно лечился, сбивал температуру, на следующий день, когда пошла сыпь, он вызвал «скорую». К сожалению, уже пошла форма менингококкового сепсиса и оказать помощь мы не смогли, потому что ситуация была запущена. Контактных 118 человек, они все находятся под медицинским наблюдением, ежедневно мы наблюдаем, обзваниваем, узнаем о состоянии этих студентов и преподавателей, которые с ним контактировали. Общежитие, где он проживал, точно так же находится под наблюдением, также проводятся фильтры и шестеро контактных, которые с ним проживали в одной комнате, сейчас находятся на базе стационара и сейчас получают соответствующее лечение», — рассказала она. 

У одного из шестерых студентов наряду с симптомами, имелись некие осложнения. Впрочем, у пациента улучшилось состояние, он переведен в платную палату. Виновна ли в его болезни менингококковая инфекция, Молдагасимова пока сказать не может – лабораторные анализы еще не проведены. Сейчас департамент готовит рекомендательное письмо к руководству вузов с просьбой сократить сессионный период. То есть прибегнуть к мерам, которые обычно предпринимаются тогда, когда надо остановить распространение заболевания, но об эпидемии в минздраве и в территориальных органах говорить не хотят - неделю назад департамент охраны общественного здоровья Алматы распространил сообщение следующего содержания: «Отмечается подъем заболеваемости, не имеющий вспышечный характер». Как выяснилось позже, описанием ситуации занимался скорее литератор, а не медик.

«Отмечается эпидемический рост заболеваемости. У эпидемиологов такого понятия как «вспышка» нет, есть понятие «эпидемический рост заболеваемости». Заболеваемость началась с 22 апреля и продолжается по настоящее время», — объяснил главный санитарный врач министерства здравоохранения Жандарбек Бекшин.  Также он объяснил, почему заболеваемость инфекционным менингитом имеет циклический характер с подъемом раз в несколько лет: «Основная причина заболеваемости – накопление здорового носительства. То есть, людей, которые не имеют симптомов, но в то же время, являются носителями. Как правило, носителей в десятки раз больше, чем самих заболевших. В течение 2-3 лет идет накопление этого инфектанта, и каждые 2-3 года имеется эпидемический рост заболеваемости», - добавил главный санврач республики. И подчеркнул, что эпидемии в Алматы пока нет, поскольку показатель заболеваемости ниже 2 случаев на 100 тысяч населения.

«На эти случаи мы тоже должны обращать внимание, поскольку для заболевания характерна цикличность, когда идет накопление здорового носительства, они большую даже опасность представляют, чем больные. Поскольку больных мы видим, знаем, проводим изоляцию, а здоровые носители распространяют инфекцию», - заметил он. Пока все обсуждали менингит в Алматы, он незаметно собирается в столицу - в Астане с начала текущего года зарегистрировано три случая менингококковой инфекции среди населения. Впрочем, очередной высокий подъем менингококковой инфекции прогнозируется в Астане в 2021-2023 годах: как пояснили в столичном департаменте охраны общественного здоровья, в настоящее время в главном городе страны сложилась благополучная эпидемиологическая ситуация по менингококковой инфекции.

С начала текущего года зарегистрировано три случая менингококковой инфекции среди населения Астаны, все среди взрослого населения, то есть заболеваемость осталась на уровне показателя 2017 года. Случаев с летальным исходом в этом году не было.

По сведениям департамента, для циркуляции возбудителя менингококковой инфекции характерны периоды активности и снижения активности в природе. С этим связаны циклические подъемы заболевания через каждые шесть-девять лет. «Анализ многолетней заболеваемости за последние 30 лет среди населения Астаны показывает высокую заболеваемость в 1985 году, через семь лет в 1992 году, далее через шесть лет в 1998 году, через девять лет в 2008 году и через семь лет в 2015 году. В этой связи следующий высокий подъем инфекции прогнозируется в 2021-2023 годах», - считают столичные медики.Напомним, что менингококковая инфекция опасна молниеносной формой течения – менингококкцемией. Возбудитель проникает в кровяное русло, быстро и в огромных количествах выделяет токсины. Под их воздействием происходит множественная закупорка мелких сосудов, нарушается свертываемость крови, на теле появляются множественные кровоизлияния в виде звездчатой сыпи, происходит кровоизлияние в надпочечники, резко падает артериальное давление. Смерть наступает от инфекционно-токсического шока, менингококкцемии, менингококкового сепсиса, менингококкового менингита. Поэтому важно своевременно распознать опасные для жизни признаки и обратиться немедленно за медицинской помощью, добавили специалисты. Мерой профилактики является ограничение посещения мест скопления людей, контакт с чихающими и кашляющими больными, госпитализация больных в инфекционный стационар и вакцинация.

Одновременно иммунизация против менингококковой инфекции не входит в национальный календарь прививок и для желающих получить прививку (возраст старше одного года) организована вакцинация на платной основе. В Алматы же тем временем, помимо погибшего студента, обнаружились еще две жертвы менингита: девушка и ребенок погибли в ходе молниеносного течения болезни. Девушка, почувствовавшая себя плохо, вышла на работу, а ребенка отвели в детский сад…

Пока минздрав борется с менингитом (вернее, со слухами о менингите), в Астане собираются повысить стоимость проезда в общественном транспорте, подняв ее до 200 тенге с человека. Эта идея была озвучена на внеочередной сессии городского маслихата в четверг, 24 мая, а в пресс-службе компании «Астана LRT» рассказали, почему за езду просят такую сумму. «Допустим, фактическая стоимость проезда по картам поднимется до 120 тенге, по наличному расчету – 170-200 тенге. Разницу между себестоимостью и тарифом для населения предполагается покрыть за счет предоставления субсидий перевозчикам. Но это еще только предложение. Маслихат будет еще рассматривать, через две недели можем уже говорить о том, насколько поднимается и повысится ли вообще тариф», — сказала пресс-секретарь «Астана LRT» Науат Азанбаева. 

По мнению компании, повышение проезда снизит долю теневого оборота и увеличит реальные доходы перевозчиков. Пассажиры будут платить больше, но ездить в более комфортных условиях, уверены в «Астана LRT». Сегодня стоимость проезда в автобусах в Астане - 90 тенге, и эту цену автопарки считают для себя невыгодной. «Мы тариф не поднимали с 2014 года. Наш тариф как стоял, так и стоит. Получается, за это время мы уже две инфляции пережили. Допустим, бензин подорожал до 40%. Запчасти, комплектующие в два раза выросли по сравнению с 2014 годом, когда был введен тариф в 90 тенге», — говорят в пресс-службе компании. При этом цену проезда в 200 тенге автопарки не считают запредельной - по их расчетам, она должна быть 300 тенге. «Во всем мире все автопарки убыточные, в том числе и в Астане. У нас девять автопарков. Есть специальная методика расчетов. Фактическая себестоимость перевозок в среднем составляет 301 тенге. То, что дифференцированный тариф будет, это точно. Потому что с картой будет намного дешевле ездить. Поэтому мы рекомендуем приобрести электронную карту», — сказала Азанбаева.

О том, что проезд в столице повысится, говорили еще осенью прошлого года. Тогда директор третьего автобусного парка Бауыржан Тлеубергенов предложил пойти по алматинскому курсу. «У нас нужно 90 тенге оставить по карточке, чтобы быстрее внедрить электронную систему оплаты проезда, и за наличный расчет — 150 тенге. Соответственно, максимально — 200 тенге за проезд в экспрессах, в Алматы же сработало», — говорил Тлеубергенов. Напомним, что жители Алматы с августа прошлого года за проезд наличными платят 150 тенге, а по безналу – 80 тенге. Между тем, по мнению экспертов, повышение тарифа на проезд в Астане, повлечет за собой подорожание и в других городах Казахстана. Так, в частности, считает юрист общественного объединения по защите прав потребителей «Гарант» Ирина Фурсова - при этом она подчеркивает, что дифференцированный проезд (по одной цене - налом, по другой - по карточке) возможен юридически только в Астане и в Алматы.

«В  законе об автомобильном транспорте есть такие понятия как «регулярный тариф» и «социально значимый тариф», недавно в него внесли изменения и ввели понятие «дифференцированный тариф», - говорит Фурсова. - Вводить дифференцированный тариф и переводить пассажиров на карточную систему в Казахстане имеют право исполнительные власти, то есть акиматы, с разрешения маслихатов, но  только в двух городах, имеющих статус республиканского значения – Алматы и Астана. Заявки от перевозчика рассматриваются в контрольном органе или в отделе организации пассажирских перевозок в акимате. Насколько я помню, после этого документы передаются в маслихат. Там предложение рассматривается в комиссиях, а потом уже утверждается на сессиях. Но для того, чтобы новый тариф был утвержден, документация отправляется в аккредитованную организацию, которая выносит экспертное заключение. Без экспертного заключения такой тариф не принимается ни при каких обстоятельствах. Помимо рассмотрения в комиссиях должны быть проведены публичные слушания, куда могут прийти общественники, активные граждане города и повлиять на принятие решения. Далее документы должны быть переданы в аккредитованную организацию, имеющую право на проведение экспертизы тарифа. Туда подаются обоснования роста или снижения тарифа, различные расходы.После этого документы направляются в акимат города, там выносится постановление, которое в течение двух недель должно быть зарегистрировано в органах юстиции.  И только после регистрации этот тариф может быть применен», - «успокоила» она астанчан.

Она также отметила, что в состав комиссии, принимающей решение по тарифам, могут войти общественники - в их праве обжаловать у представительного органа принятое решение через суд. При этом они могут наложить обеспечение на иск, чтобы суд обязал не применять тариф до рассмотрения этих споров. По ее словам, общество «Гарант», которое она представляет, судилось в свое время с акиматом Караганды по поводу установления социально значимого тарифа. «Тогда мы выиграли суд во всех судебных инстанциях. В Астане, кстати, также можно требовать утверждения социально значимого тарифа, то есть можно сделать не два вида тарифа – оплата наличкой и по транспортной карте, а еще и требовать ввести «социально значимый тариф» на те перевозки, которые чувствительны для населения», - говорит Фурсова. Но при этом признает, что законодательство в сфере пассажирских перевозок достаточно сложное и на практике оно применяется не так, как должно: по ее словам, перевозчики имеют право каждые три года подавать заявку на повышение тарифа. «И, естественно, если нет ответной реакции от населения, то есть пассажиров, то это все будет проходить тихо, гладко и результативно для автопарков», - отмечает юрист.

Одновременно она ставит вопрос о том, почему проезд по карточкам дешевле, чем за наличные: «Получается, что электронные деньги стоят дешевле, но почему тогда электронные деньги обесценены только в рамках пассажирских перевозок? У нас же есть такое понятие как проездные билеты — мы знаем, что с проездными билетами ездить дешевле, но, тем не менее, за них мы платим точно такие же наличные деньги и они не обесценены», - отмечает явный пробел в позиции автопарков Фурсова. И подводит к самому главному выводу: самое страшное состоит в том, что после повышения тарифов на общественный транспорт, произойдет удорожание жизни в целом. «Кто из малого бизнеса потерпит повышение? Они также сразу же захотят  повысить цены на товары и услуги. Когда в Караганде повысили проезд до 80 тенге, то и 100 тенге перестали быть деньгами по сути. А у вас так вообще, 200 тенге перестанут иметь ту ценность, которая была раньше, - говорит она. - Я уверена, что если в Астане поднимется цена на проезд, то и в Караганде и других городах тариф захотят повысить. Это как цепная реакция», - заключает юрист.

Недовольство, которое в этом случае вспыхнет, вполне предсказуемо, но власти продолжают решать проблемы достаточно топорно, даже когда руководствуются вроде бы благими намерениями, вроде обеспечения пожарной безопасности, как это произошло в Актобе в пятницу, 25 мая, когда торговцы центрального рынка Актобе около десяти утра перекрыли дорогу у базара, на время парализовав движение на улице Уалиханова от перекрестка улиц Шернияза до Ахтанова. Продавцы рынка, в основном женщины, просто перестали пропускать проезжающие авто. Так они протестовали против требования чиновников освободить торговые места. Протестующие утверждали, что руководство рынка поставило ультиматум: срочно покинуть точки из-за нарушений правил пожарной безопасности.

«Вчера после обеда нам сказали, что предписание акима вышло, и закрывают наши места. Говорят: «Три дня вам даем, освобождайте место». Нас пятьсот человек. Мы по двадцать лет работаем на этом месте», — посетовала продавец Сауле Асылбаева. Люди начали требовать диалога с руководством города, области и владельцем рынка. Прибывшие представители правоохранительных органов и горакимата около часа пытались утихомирить собравшихся. В акимате заверили, что информация об имеющемся решении о закрытии рынка и освобождении пожарного прохода в течение нескольких дней — слухи. «У нас после трагедии в Кемерово была внеплановая проверка. После этого нашли ряд нарушений. Мы их сейчас устраняем. Эвакуационные пути мы должны освободить. Под это попадает часть торговцев рынка. До этого при проверках никаких требований о том, чтобы освободить эти места от торговцев, ДЧС нам не предъявлял», — рассказал директор центрального рынка Еламан Итегулов. Ему вторил первый заместитель прокурора области Айдос Майлыбаев, который поспешил напомнить о незаконности такой акции протеста. Но торговцы словам людей в погонах не вняли.

Ближе к 11 часам к продавцам вышел аким города Ильяс Испанов. Ему индивидуальные предприниматели говорили, что исправно платят налоги и уходить с давно насиженных мест не хотят. «Мне еще шесть лет платить ипотеку. Я ее взяла, потому что устроилась сюда работать. Куда я пойду? Где я буду работать? Я — мать-одиночка. Кто мне поможет?» — объяснила свое положение на центральном рынке одна из протестующих. «Я вас понимаю, но если пожар будет, вас ничто не спасет», — отвечал глава города. Диалог власти и арендаторов продолжился уже в акимате. Туда аким рука об руку шел с возмущенными людьми. Представители администрации позже сказали, что решать проблему будут поэтапно — до 26 июня. При этом всем продавцам пообещали новые места для реализации товара.

Изучить обстановку и внести предложения главе города и руководству рынка предстоит созданной рабочей группе. Туда вошли продавцы и сотрудники госорганов - вопрос: а что мешало создать такую группу до того, как люди вышли на улицу и перекрыли улицы? Дав тем самым сигнал всему Казахстану - другого языка, помимо языка баррикад, наши власти, похоже, не понимают. Тем временем, глава международного валютного фонда Кристин Лагард на Петербуржском экономическом форуме озвучила угрозы мировой экономике, на фоне которой повышение цены на проезд в Астане и безработица части торговцев - детский лепет: по прогнозам аналитиков МВФ, мировой экономике грозят долги, финансовая хрупкость и финансовый беспредел.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, г-жа Лагард отметила, что, согласно прогнозу МВФ, по итогам 2018-2019 годов рост мирового ВВП составит 3,9% после 3,8% в 2017 году. Однако есть и не слишком хорошие новости, добавила глава фонда. «Мы наблюдаем бури, о которых нам говорят прогнозы. Эти бури включают три большие тучи. Есть, конечно, много других, но в краткосрочной перспективе грядущие штормы следующие», — сказала Лагард. Во-первых, это уровень задолженности, которая висит на плечах суверенных государств и корпораций. Сейчас это примерно 162 триллиона долларов, примерно 220% мирового ВВП, что намного больше, чем когда бы то ни было, в том числе - и после Второй мировой войны.

Вторая «туча» — это финансовая хрупкость, которая, скорее всего, приведет к серьезному оттоку капитала из стран с развивающимися рынками, добавила Лагард, имея в виду и Казахстан. Третья, «самая темная туча», выражена в «уверенном стремлении некоторых сломать систему, которая руководила торговыми отношениями». «Эта буря попытается поставить крест на правилах, которые руководят движением капиталов, услуг и товаров, это та туча, за которой мы должны следить. И, как сказал президент России Владимир Путин, во многом эта проблема связана с доверием», — отметила Лагард. Тут любопытно, что МВФ долгое время участвовал в установлении этого самого дефицита доверия, потакая санкционной и протекционистской политике Запада, но теперь, похоже, и до него дошло, чем такая политика может обернуться…

Отток капитала - это угроза для Казахстана пока, скорее, потенциальная, а вот оттока высококвалифицированных специалистов в Китай наши власти могут бояться уже сейчас. Разница в зарплате может привести к оттоку молодых специалистов из Казахстана в Китай - об этом говорится в проекте постановления правительства Республики Казахстан «Об утверждении долгосрочного плана формирования Алматинской агломерации до 2030 года». За последние пять лет номинальная заработная плата в Алматы выросла в 1,3 раза и составила 178,7 тысячи тенге в 2016 году, в периферийной зоне выросла в 1,4 раза и составила 115,3 тысячи тенге — такие данные приводятся в проекте.

«Вместе с тем среднемесячная заработная плата в городе Алматы в пересчете на доллары США уступает таковой в городе Урумчи (КНР) – 471 и 895 долларов США соответственно. Это может повлечь отток молодых специалистов из Казахстана, в том числе из города Алматы в город Урумчи», — говорится в документе. Как указано в проекте, в 2017 году уровень безработицы в Алматы составил 5,3%, периферийной зоны агломерации — 4,7%. Отметим, что дело не только в деньгах: когда даже в столице становится небезопасно перемещаться по улицам в сильный ветер, когда минздрав не признает проблему вспышки того или иного заболевания, а власти потакают росту цен, человек естественно начинает искать место, где он будет жить лучше.

Проблему того, что государство нам не доплачивает, каждый пытается решать по-своему: по крайней мере, один казахстанский чиновник может быть замешан в коррупционном деле о строительстве газопровода из Казахстана в Китай, утверждают в США. Напомним, что американские власти выдвинули обвинения по делу об отмывании денег, связанном со строительством газопровода. Как сообщает министерство юстиции США со ссылкой на данные следствия, 50-летний россиянин Виталий Лешков участвовал в преступной схеме по отмыванию коррупционных выплат иностранным чиновникам. Выплаты совершались в пользу филиала Rolls-Royce в штате Огайо с целью обеспечить участие компании в контрактах на поставку оборудования. Помимо россиянина, обвинения в отмывании денег в рамках этого дела предъявлены 62-летнему гражданину Армении Азату Мартиросяну и 70-летнему гражданину Греции Петросу Контогурису. Все трое обвиняемых проживают за пределами США.

Минюст США разместил на своем сайте заявление под заголовком «Бывший посол Армении и гражданин России обвиняются в подкупе и отмывании денег». В деле фигурируют несколько компаний: Rolls-Royce Energy Systems Inc – американский филиал компании Rolls-Royce plc, который является глобальным дистрибьютором энергетических систем для авиационно-космической, оборонной, морской и энергетических секторов, а также Asia Gas Pipeline LLP (AGP). Согласно размещенной на сайте AGP информации, компания «Азиатский газопровод» была создана в феврале 2008 года Казахстаном и Китаем для сотрудничества в строительстве и эксплуатации газопровода Казахстан – Китай. Помимо этого, в скандал оказались вовлеченными международная инженерная консультативная компания Technical Advisor, сотрудниками которой являлись обвиняемые Мартиросян и Лешков, а также компания Gravitas & CIE, основателем и главным исполнительным директором которой является обвиняемый Контогурис.

Согласно обвинениям властей США, Контогурис продумал и реализовал схему, по которой Rolls-Royce платил бы взятки сотрудникам Technical Advisor и, как минимум, одному чиновнику в Казахстане. Эти деньги маскировались как комиссия в компанию Контогуриса Gravitas в обмен за помощь Rolls-Royce в получении контрактов с Asia Gas Pipeline. Компания Asia Gas Pipeline была создана для строительства газопровода, а Technical Advisor должна была выступать независимым консультантом для Asia Gas Pipeline. После того, как Asia Gas Pipeline заключил контракт с Rolls-Royce в ноябре 2009 года на сумму примерно в 145 миллионов долларов, Rolls-Royce сделали комиссионные выплаты компании Контогуриса Gravitas. Затем Контогурис отправил часть этих комиссионных выплат сотрудникам Technical Advisor, в том числе Мартиросяну и Лешкову.

Астана ответила на эти, безусловно, голословные обвинения… запретом на воздушные шары на выпускных в школах. Как утверждают в управлении образования столицы, школам в Астане в этом году после обращений родительской общественности рекомендовано отменить запуск воздушных шаров в небо из экологических соображений. Как уточнили в управлении образования Астаны, торжественное вручение аттестатов пройдет 15 июня. При этом общегородского выпускного не будет. Выбор места проведения предоставляется на усмотрение родителей. Также в конце июня пройдет церемония «Елорда мақтанышы» («Гордость столицы»), где руководство города будет чествовать выпускников-отличников, обладателей «Алтын белгі». Интересно, позволит ли экология хотя бы на это мероприятие школьникам прийти с шарами? Ведь, как всем в Казахстане всем хорошо известно, наибольший экологический вред наносят шары синего и голубого цветов, остальные вполне экологолюбивы и политкорректны вроде бы…

 

Андрей ЛОГИНОВ, Астана