Жизнь на стремнине

Книга И.М. Костоева под названием «Преступление без наказания» представляет собой мемуарное произведение, повествующее о жизни этой известной личности, а также его кипучей деятельности на должности следователя по особо важным делам и впоследствии на общественно-политическом поприще. Мемуарная литература, как известно, используется в исторической науке как весьма ценный источник. История личности, история отдельно взятой семьи также отражает историю страны и является ее неотъемлемой частью. В то же время книга отражает особый и специфический взгляд автора на события советской и постсоветской эпохи, их оценку весьма опытным и метким взглядом ярчайшего представителя правоохранительных органов.

Точно таким же образом книгу И.М. Костоева  мы можем назвать ценнейшим источником по истории советской и постсоветской повседневности. Его живые  и яркие воспоминания передают глубинные чувства и яркие настроения людей, оказавшихся в жестоких условиях существования в качестве незаконно депортированного народа. Судьба автора неразрывно связана с Казахстаном. Упоминания о нашей республике периодически встречаются в книге на протяжении всего повествования, в связи с воспоминаниями о детстве и оставшимися здесь родных и близких. В частности, он с особой теплотой пишет, что «мои первые воспоминания: лето, пыльная станция в казахской степи. Паровозы, деревянные вагоны, выгоревшая на солнце трава. Мы ссыльные ребятишки, бежим на станцию встречать воинские эшолоны».

В то же время вспоминает и трагические для его семьи дни: «Осенью 1949 года в нашей семье случилась большая трагедия. За один месяц  умерли трое детей». Это были сопутствующие депортации негативные последствия…Как известно,  малонаселенный  Казахстан со своим суровым климатом был самым удобным для создания невыносимых условий для тех народов, который руководство СССР решило наказать за их не лояльность к центральной власти. Когда встал вопрос куда переселять гордых, свободолюбивых  и честолюбивых чеченцев и ингушей, сперва планировали переселять их в Западную и Восточную Сибирь с наличием преимущественно переселенческого русского населения.  Но перед началом бесчеловечной акции все же решили использовать Казахстан как основной регион Центральной Азии, способной принять обездоленных людей. Во-первых, территория республика была «зачищена» от коренного населения и представляла из себя малонаселенный край СССР (Только в годы голода начала 30-х годов XX века казахи потеряли от 42 до 70% своего этнического состава). Во-вторых, суровый край с резко континентальным климатом был вполне приглядным «естественным фоном», который должен был сыграть свою дополнительную негативную роль для наказания горцев. В-третьих, оставлять значительную часть спецпереселенцев, к каковым относились и ингуши, в Казахстане было экономически выгодно: не надо было далеко вести их со всеми отсюда выгодами финансового характера. Поэтому в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркмении их мало намного меньше. Официальной причиной переселения северо-кавказских народов советская власть указывала абсолютно  надуманные и необоснованные причины как: «переход на сторону фашистских оккупантов»; «пособничество диверсантам и разведчикам»; «создание вооруженных банд для борьбы против советской власти» и т.д. Хотя на фронтах Второй мировой войны горцы сражались мужественно и отличались как превосходные воины. К примеру, из 8 тысяч защитников Брестской крепости  около 400 были представителями мужественных  вайнахов, не знавших что такое отступление и сдача в плен.

          В 1944 году Сталин после почти двухлетней секретной проработки принимает преступное и антигуманное решение о депортации чеченцев и  родственных  им ингушей преимущественно  в Казахскую ССР и в меньшей степени - Киргизскую. Для депортации было приготовлено 40 эшелонов и 6000 автомашин. По инструкции переселенцам разрешалось брать собой немного груза.  В эшелоны было погружено около 480 тысяч чеченцев и около 92 тысяч ингушей.        Архивные материалы показывают, что хоть и основная часть этих двух народов была переселена в 1944 году, депортация продолжалась и до 1945 года, поскольку их переселяли из других республик, а также из разных лагерей.

       И на территории Казахстана шла определенная градация: если чеченцев преимущественно  переселяли в южные области, то ингушей – в северные. В ходе реализации этой масштабной тоталитарной акции карта расселения чеченцев и ингушей выглядела следующим образом: в Актюбинской области находилось  27 тысяч человек, в СКО- 50 тысяч, Кызылординской- 15 тысяч,  Алматинской -50 тысяч, Семипалатинской- 33 тысяч,  ВКО-45 тысяч, -45 тысяч, Карагандинской- 30 тысяч, Павлодарской- 50 тысяч, Акмолинской -50 тысяч… Положение депортированных ингушей и чеченцев было тяжелым.        Вот к примеру, из-за тяжелого положения переселенцев, которые нередко голодали и были даже в  крайней степени истощения, свидетельствуют архивные материалы г.Астаны, когда местные власти были вынуждены оказывать финансовую помощь местным чеченцам и ингушам. Многие из них были безработными. К примеру, Усужукаевой Саидат было выдано 1000 рублей,  Измаилову Магомет-Керею - 600, Ханиевой Санат - 200, Султыговой Курыс-150, Идрисовой Товсари – 200, а инвалидам войны   Бакаеву Саиду-300 рублей, Омарову Баудину - 600, Мартезанову Магомеду-300. Эти факты свидетельствуют о том, что положение переселенцев было незавидным.       Были случаи массового голода в 1948 году. Имелись факты  употребления в пищу павших животных. Усилились тенденции массового бегства  с районов проживания. Среди чеченцев и ингушей  было 5 480 беспризорных, в детских домах находилось до 3521 детей, в домах инвалидов - 474. Вайнахи могли обучать своих детей только на русском языке: им было отказано получать образование на родном языке…

Эта захватывающая дух книга дает ценные сведения о жизни и быте людей послевоенной эпохи, а также повседневной жизни советских граждан периода брежневского «застоя». Мы видим, что под помпезной вывеской «общества строителей социализма» на самом деле продолжали существовать общества со своими  этнокультурными особенностями, этнической спецификой, межнациональными общественными и бытовыми проблемами, имевшими место в завуалированном виде и проявлявшимися в подковерной и каждодневной борьбе.

Произведение И.М. Костоева показывает нам истинный, не декларируемый характер межнациональных отношений в СССР. Автор показывает искаженную национальную политику в СССР, когда в некоторых национальных республиках представители титульной нации не могли занимать ведущие руководящие должности. Повышенный интерес представляет описание межнациональных отношений в СССР, которому автор придает большое значение в силу своей национальности, показывая, как его этническая принадлежность временами влияла на его профессиональную деятельность и карьеру. Книга, конечно же, не может не отражать этнокультурные особенности северокавказских народов: национальные традиции, ментальность ингушей, чеченцев, осетин.

       Только лишь в 1956 году ингушам разрешили передвижение по территории Казахстана, а через год – выезд на родину.  Но для отъезда были поставлены много препонов: переселение осуществлялось по плану на период с 1957-1960 годы. Оргкомитет по переселению, созданный в местах восстановление республики устанавливали квоты, с волокитой выдавали удостоверения. Переселенцы должны были пройти санобработку.     Оперативные отряды из числа сотрудников МВД и КГБ не выпускали переселенцев из республики. На вокзалах запрещали им продавать билеты на поезд и  самолеты. Задержанные вайнахи категорически отказывались возвращаться на места их ссылок. Мужское населения пыталось оказывать сопротивление сотрудникам милиции. Иногда дело доходило до драк и физического насилия по отношению самовольным возвращенцам. В этой связи по указке и согласованию с центром в республике появилось постановление ЦК КП Казахское ССР «О временном приостановлении выезда чечено-ингушского населения из пределов республики. Видимо, накал конфликтов на их исторической родины был очень высоким. Чеченцы возвращаясь на родину не только не смогли получить свое жилье, но и им отказывали в прописке. В их домах проживали совершенно другие люди, представители других национальностей, в том  числе и переселенных из европейской части СССР.   Железнодорожные вокзалы были наполнены ингушами и чеченцами. Они снимали в районе вокзалов квартиры. Нередко оставались без средств к существованию. Со стороны правоохранительных органов испытывали моральное, психологическое и даже физическое давление. Люди переживали стресс. Ввиду того, что многие из них продавали в Казахстане свой скот и дома, увольнялись с работы.  В 1957 году была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. И тогда большое количество вайнахов получила возможность выехать на историческую родину…  

В книге показаны малоизвестные страницы в истории – негативные моменты в жизни советского общества, в частности, демонстрации и массовые беспорядки, которые в те годы традиционно  умалчивались. К примеру, акция протеста на авиазаводе в Куйбышеве, вылившаяся в избиения милиционеров, массовые беспорядки в Грозном в 1957 г., направленные против чечено-ингушского населения. Автор их описывает, так как причинами этих акций протеста были наличие социально=экономическихю бытовых проблем  и  недовольство работой правоохранительных органов при их раскрытии.

Автор – работник следственных органов, приводит истории из своей жизни, связанные с профессиональной деятельностью. Увлекательное повествование, во многом напоминающее знаменитые «Записки следователя» Л. Шейнина. К слову, книга, на наш взгляд, бесспорно, может быть использована как своеобразное методическое пособие для работников следственных органов, так как демонстрирует профессиональный опыт одного из ведущих, талантливейших следователей СССР.

Книгу можно еще назвать историей криминальной жизни в СССР, построения коррупционных схем, по всей видимости, достаточно широко опутавших советское общество. Почти каждая хозяйственная сфера в стране потенциально вела к созданию преступных систем, которые могли существовать на протяжении десятилетий совершенно безнаказанно и в которые могли быть вовлечено довольно большое количество людей. По книге И.М. Костоева можно проследить те способы злоупотреблений и хищений, которые существовали в условиях социалистической экономики. Судя по содержанию книги, можно наглядно представить все-таки немалые масштабы взяточничества в СССР в хозяйственных,  правоохранительных и других структурах, опровергающие современные представления о якобы честности и скромности советских чиновников.

Автор участвовал в разоблачениях наиболее нашумевших криминальных историй, таких как «дело цеховиков», ростовского маньяка Чикатило и других. Из этой книги видно, что именно опытный следователь Исса Костоев разоблачил преступления одного из крупнейших маньяков Чикатило, державшего в страхе весь бывший Советский Союз, о чем он написал следующее: «Вся страна зашумела вокруг этого дела. Доказательства у меня были неопровержимые» .

Без излишнего стремления к сенсационности, частой, когда речь идет относительно подобного рода громких преступлений, И.М. Костоев рассказывает о своем расследовании как об обыденной работе, к которой он привык относиться всегда предельно ответственно и скрупулезно.

Интересны авторские переосмысления тех событий и явлений советского времени, которые преследовались по закону в СССР и которые теперь уже поощряются в условиях  рыночной экономики. К примеру, хищения из базы строительных материалов уже с позиций сегодняшних ценностей автор справедливо считает естественным желанием людей жить в красивых условиях, а нелегальные преступные в советских условиях деяния цеховиков – мелким и средним бизнесом.

Избрав в качестве профессиональной деятельности сложный путь следователя по особо важным делам, проявил все свои интеллектуальные и организаторские качества. В последующем, в зрелом возрасте по заданию правительства России, взял на себя другую сложную ношу – организацию политической и экономической жизни в крайне расшатанном политическими катаклизмами Ингушской республике. Автор анализирует и демонстрирует  собственное видение известных исторических событий, таких, как политическое  заявление ГКЧП и дальнейшую расправу над ним, трагические события 1992 г. – кровавый осетино-ингушский конфликт и другие.

В 1990-х гг. автор с учетом его авторитета и профессиональных заслуг был привлечен правительством РФ к политической деятельности – к  строительству государственности во вновь образованной Республике Ингушетия. Автор показывает противоречия и сложности, порой неразрешимые, складывавшиеся в тот известный своей крайней нестабильностью период в сфере межнациональных отношений в такой сложнейшем регионе как Северный Кавказ. В силу того, что И.М. Костоев непосредственного участвовал в политической жизни страны в 90-х и 2000-х гг. , его книга может считаться серьезным историческим источником по истории политической и общественной жизни  РФ в этот период.

Книга снабжена приложениями – фотографиями из личного архива автора, историческими правительственными документами, которые иллюстрируют и конкретизируют повествование автора, дают дополнительную информацию к воспоминаниям. То есть, автор также провел определенную исследовательскую работу, выявил документы, касающиеся образования северокавказских республик, при этом, главное внимание уделено,  конечно же, Ингушетии. Это указывает на то, что на протяжении всей жизни автор оставался патриотом своей маленькой родины и ее немногочисленного народа.

Мемуарное произведение отражает взгляды, настроения и чувства автора, на которые, конечно же, повлияли его происхождение, траектории судьбы и профессиональная деятельность. Книга содержит увлекательный, легко читаемый текст, захватывающую сюжетную линию. Несмотря на серьезность профессиональной деятельности автора, в книге нашлось место и юмору, курьезным моментам. Увлекательность произведения И. Костоева усиливается тем, что на его страницах мы встречаем имена известных личностей: советских и российских государственных и политических деятелей, известных бизнесменов, с которыми автора тем или иным образом сталкивала судьба на протяжении жизни.

Таким образом, И.М. Костоев, кроме того что прослыл талантливым следователем, бесспорно, имеет писательский дар, образно и увлекательно излагает свои воспоминания. В книге вырисовывается образ автора – ответственного, умного, взвешенного в поступках человека, глубоко преданного своей профессии, кристально честного и неизменно стремящегося к справедливости.


Балташ ТУРСУМБАЕВ, государственный деятель РК.