Итоги столичной недели: Вы просто трусы или как во власти рука руку моет

На прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев определил место нашего правительства под этим солнцем, публично назвав кабинет министров «трусами». Гнев президента вызвал тот факт, что исполнительные власти вместо того, чтобы банкротить несостоятельные компании, продолжают вливать в них бюджетные средства для перекредитования вместо того, чтобы обанкротить. При этом на расширенном заседании правительства не прозвучал главный вопрос – кому выгодно то, что эти компании продолжают спасаться за счет налогоплательщиков. Между тем, этот вопрос сейчас чуть ли не самый актуальный, учитывая трогательное слияние правоохранительных органов и криминала в браконьерских схемах в республике.

Историческая фраза про трусливость правительства прозвучала 30 января, в ходе расширенного заседания кабинета министров, возглавляемого премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым. «Без очистки экономики от банкротов не сможем нормально развиваться: и правительство, и банки будут все время спотыкаться. Чего мы боимся? Институт банкротства является достаточно распространенным явлением в рыночных странах, вы просто трусы, а не правительство и не министры, руки, колени дрожат, чтобы принять решение – а для чего тогда работаете?  Очистите мне все банки, тогда буду считать, что честно выполнило свой долг это правительство - и уйдите с этим в отставку, вот это будет работа», - заявил Назарбаев.

Претензии у него по поводу «застенчивости» в работе с банкротами были не только к исполнительным властям, но и к властям финансовым: свое на орехи получил и председатель Национального банка Данияр Акишев. «Финансовую систему возьмем: появляется банк, люди приносят туда деньги, квазигосударственный сектор деньги приносит, а потом собственные акционеры начинают вытаскивать, воровать деньги – и у нас нет закона посадить в тюрьму за это, как положено во всем мире, уходит, убегает, мы гоняемся за ним. Данияр, головой отвечаешь за сектор, надо следить, чтобы пока работает банк, акционеры не должны получать возможность их выводить среди белого дня. А мы тогда чего сидим здесь? Это говорит о полном несоответствии», - обратился елбасы к Акишеву.

После чего напомнил, что в Казахстане неоднократно говорилось о необходимости упрощения процедур банкротства, законодательные поправки при этом были приняты, однако ситуация не изменилась. «Кому банки будут деньги давать, если все предприятия – банкроты, пока мы реальной экономикой не займемся, все время в кризисах в банковских ходить будем. Кому давать кредиты, если сейчас задолженность – 4 триллиона тенге, малый бизнес глубоко закредитован, 93% займов приходится на закредитованные компании. Развитие бизнеса сковано долгами, за три года долги несостоятельного бизнеса увеличились в три раза. Дополнительное кредитование только усугубило проблему – человек набирает кредиты, чтобы погашать предыдущие, в конечном счете, пузырь лопается, мы к этому идем», - предостерег президент.

По его мнению, развитые процедуры банкротства позволяют сделать экономику гибкой и более привлекательной поэтому для инвесторов. Поэтому, по его словам, Нацбанку надо проявить активность, премьеру и Нацбанку выработать системные решения по обеспечению финансирования реального сектора и инфраструктурных проектов. «Все время несогласованность - правительства и Нацбанка. Такого не должно быть. Вы же не работаете в разных правительствах, вы работаете в одной стране. Не надо с точки зрения своей точки сидения смотреть и возвышать орган, в котором он работает. Конкретно действуйте, чтобы работали согласованно и решали вопросы», - заключил Назарбаев.

Есть опасность, что наше правительство, получив этот пинок, тут же кинется банкротить всех и вся – как в ноябре кинулось снижать тарифы после аналогичного пинка на заседании Совета Безопасности. Неудивительно поэтому, что в стране уже нашлись люди, пытающиеся предотвратить возможные последствия чрезмерно пылкого исполнения правительством поручений президента – так, председатель Федерации профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК) Бакытжан Абдирайым считает, что в Казахстане в срочном порядке следует изменить порядок погашения задолженности при банкротстве, сделав приоритетными выплаты по заработной плате. Иначе работники таких предприятий могут остаться ни с чем.

«Сегодня закон «О реабилитации и банкротстве» предусматривает очередность погашения задолженности, согласно которой погашается в первую очередь налоговая задолженность перед государством. Мы считаем, что в первую очередь задолженность должна погашаться не по налоговым отчислениям, а, в первую очередь, по заработной плате людей, которые ее заработали», - сказал Абдирайым журналистам в кулуарах заседания генерального совета ФПРК. По его словам, соответствующие предложения были инициированы федерацией в правительстве, федерация намерена продолжать работу по их продвижению и принятию. «Не по вине сотрудников то или иное предприятие было обанкрочено, государство должно тут взять на себя социальную ответственность и обеспечить первоочередную выплату заработной платы работникам предприятий, находящихся в процессе банкротства», - добавил глава Федерации.

Тут стоить отметить, что нарушения трудовых прав казахстанцев являются обыденностью: так, задолженностью по зарплате и условиями труда в иностранных компаниях возмутился и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на том же расширенном заседании правительства. «Прокуратура страны выявила 37 тысяч нарушений трудовых прав работников. Это и долги по заработной плате — нужно постоянно следить, нарушение безопасности условий труда — работодатель должен за это отвечать, неправильный расчет заработной платы, невыплаты надбавок за вредные условия, дискриминация прав наших граждан на иностранных предприятиях. Все это лежащее на поверхности безобразие, как хотят, так и нарушают. Нельзя этого позволять. Акимы, куда смотрите? Это же ваша работа», — сказал глава государства.

Назарбаев наказал не давать спуска по таким делам и обратил на них особое внимание генерального прокурора и верховного судьи. «Они заключили контракт, они обязаны платить, защищать, почему не делают? Этот вопрос держать на строгом контроле. И надо наказывать по закону», — подчеркнул Назарбаев. После заседания министр труда и социальной защиты населения Казахстана Мадина Абылкасымова прокомментировала журналистам факты задержки заработной платы. «В 2018 году была погашена задолженность по заработной плате в размере 3,2 миллиарда тенге. Это постоянная работа, которую проводит инспекция труда. Более 8,8 тысячи проверок мы осуществили по работодателям и защитили права 32 тысяч работников», — заверила министр.

При этом в результате 8,8 тысячи проверок выявлены порядка 500 нарушений, которые были совершены компаниями с иностранным участием. Остальные нарушения совершены отечественными компаниями. «Это текущая просроченная задолженность по зарплате до трех месяцев. Она была практически во всех регионах, мы ее выявляем, держим на постоянном контроле, делаем предписания и штрафы на работодателей. Штрафы зависят от размера нарушений», — пояснила глава Минтруда. И заверила, что ее ведомство продолжит работу по постоянному контролю за соблюдением трудовых прав и недопущению нарушений со стороны работодателей — как с иностранным участием, так и со стороны отечественных компаний. А в пятницу председатель ФПРК Бакытжан Абдирайым сообщил, что его структура намерена создать цифровой реестр коллективных договоров предприятий Казахстана.

«Наша основная задача – повышение гарантий для трудящихся, следующим шагом в данном направлении должно быть создание реестра коллективных договоров на уровне всех членских организаций, - сказал Абдирайым. - Мы предлагаем цифровизировать все коллективные договора, мы сейчас на сайте сделаем конкурс лучших коллективных договоров, проведем их аудит среди юристов, которые помогут выстроить колдоговора с учетом специфики каждого предприятия каждой отрасли для того, чтобы у первичных организаций была на руках методичка, которая поможет четко обосновывать каждый пункт коллективного договора», - добавил он.

Одновременно глава Федерации отметил, что необходимо усилить контроль за исполнением обязательств, которые закреплены в этих договорах. По его сведениям, в 2018 году в стране было увеличено количество действующих коллективных договоров на 16,1% по сравнению с 2017 годом, с 77 тыс. 750 до 92 тыс. 645 договоров, при этом низкий охват (37,2 %) коллективными договорами отмечен в сфере малого бизнеса. Абдирайым уверен, что ответственность за это лежит на местных профсоюзных ячейках.

«Я вам приведу только один пример: в Алматы был самый низкий процент коллективных договоров, 4,1% всего от общего количества предприятий, но за два месяца работы в рамках социального партнерства председателя территориального объединения профсоюза с ассоциацией работодателей, с НПП «Атамекен» там охват был обеспечен такой, что доля увеличилась до 19%», - сказал он. Председатель Федерации напомнил, что без заключения такого договора работодателем может не выполняться требование к размерам минимальной заработной плате, колдоговор также является гарантией выплаты заработной платы вообще, кроме того, он способствует снижению рисков использования «серых» схем при выплате зарплаты.

«И сегодня акимат Алматы понял, что через коллективные договора можно часть бизнеса вывести из тени, увеличив налогооблагаемую базу и снизив социальную напряженность», - сказал он. Помимо этого, сообщил Абдирайым, в 2018 году количество коллективных трудовых споров в Казахстане снизилось с 5 до 2 или в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом, в целом же за последние 5 лет (начиная с 2014 года) число трудовых конфликтов снизилось с 28 до 2 фактов или в 14 раз. «Я надеюсь, что тенденцию превентивного разрешения трудовых споров мы поддержим и в этом году, это один из приоритетов нашей работы. Было несколько таких случаев в прошлом году, которые Федерация профсоюзов на ранней стадии разрешила, с участием местных исполнительных органов, отраслевых профсоюзов, они были локализованы на местах, не вышла на уровень трудового конфликта, была решена путем компромисса. Это на Тобольской станции пути, в компании «Oil Services Company» в Мангистауской области – там даже СМИ не узнали об этих конфликтах», - резюмировал глава ФПРК.

В среду же президент Нурсултан Назарбаев провел совещание с главами регионов и казахстанских мегаполисов, заявив на нем, что повышение благосостояния казахстанцев выступает основной обязанностью государства. Отдельно он остановился на вопросах обеспечения бесперебойной работы объектов ЖКХ до завершения отопительного сезона, а также предотвращения возможных подтоплений в преддверии сезона паводков. «В прошлом году произошло много аварий, нельзя допустить их повторения. Важно оперативно реагировать на угрозы природного характера и принимать соответствующие превентивные меры», — отметил президент. Он напомнил, что недавно на трассе на востоке Казахстана почти 800 человек и 280 машин застряли в снегу. Также он отметил, что нужно оперативно реагировать на жалобы казахстанцев, в том числе создавая безбарьерные форматы взаимодействия. И подчеркнул, что акимы областей и городов Астана, Алматы и Шымкент также несут ответственность за общественный порядок.

«Мы запустили реформу правоохранительной системы, наделили вас правом назначать начальников департаментов полиции и ставить задачи по обеспечению правопорядка и профилактике правонарушений. Вы наравне с ними отвечаете за порядок на местах», — сказал президент. В тот же день, когда стало известно, что у нас акимы отвечают за уровень криминала и за нарушения прав человека наряду с полицией, стало известно, что в Кызылорде, в Аральском районном суде было рассмотрено административное дело в отношении мужчины, который, согласно материалам дела, управлял автомобилем в состоянии наркотического опьянения, о чем и был составлен полицейскими протокол об административном правонарушении «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения».

Как сообщает пресс-служба районного суда, по части 1 статьи 608 Кодекса об административных правонарушениях мужчине грозило лишение прав сроком на три года. Но в суде мужчина пояснил, что на тот момент он не был в состоянии наркотического опьянения, о чем гласит заключение медиков. «В заключении медицинского освидетельствования указано, что у этого гражданина состояние опьянения не установлено», — подтвердили в пресс-службе суда. В связи с отсутствием состава преступления дело было прекращено, также суд вынес частное постановление в адрес руководства отдела полиции Аральского района о принятии мер по недопущению впредь подобных случаев. Речи об ответственности сотрудников полиции, «нарисовавших» этот протокол, почему-то не шло…

Между тем, в пятницу председатель Верховного суда Жакип Асанов выразил недовольство работой судов присяжных: по его данным, в 2018 году с участием суда присяжных рассмотрено лишь 44 уголовных дела. «Это происходит, в первую очередь, из-за причин законодательного характера. Сейчас присяжные могут рассматривать дела по 13 составам. В 21-м шаге Плана нации стоит задача расширить область применения суда присяжных. Мы предлагаем поэтапно передать суду присяжных многие особо тяжкие преступления. Сегодня уже есть наше предложение – порядка 27 составов, то есть увеличить в более чем в три раза», - сказал Верховный судья РК на расширенном совещании по итогам работы судебной системы в 2018 году.

Указал он и на проблему того, что решение передавать дело в кассационную инстанцию или не передавать принимает один судья. «Люди, адвокаты жалуются, что судьбу их ходатайств в Верховном суде решает один судья, единолично, передавать в кассационную инстанцию или не передавать. Согласитесь, вопросы есть. Ведь риск допустить ошибку гораздо выше, когда решает один судья. Поэтому передавать ходатайства в кассационную инстанцию или не передавать – пусть решают трое судей, а не один. А в самой кассации дела будут разрешать не трое судей, как сегодня, а пятеро. При чем, среди пятерых судей не должно быть тех троих, кто инициировал возбуждение кассационного пересмотра. Мы это с вами обсуждали и к такому общему пониманию с уголовной коллегией мы пришли», - добавил он.

Граждане могли бы вздохнуть в этом месте посвободнее, если бы далее глава ВС не признал: в уголовном производстве Казахстана обвинительный уклон остается реальностью судебной системы. В прошлом году оправдано 289 человек только по делам публичного обвинения, чего ранее никогда не было, так что водителю из Кызылорды еще сильно повезло. «В СМИ и соцсетях публикуют информацию по оправданиям. Для чего? Для того, чтобы суд действительно стал заслоном против каких-либо нарушений на этапе следствия. Приведу три цифры. Если убрать уголовные проступки, если убрать все дела уголовные, где все очевидно и обвинение, и защита не имеют разногласий и оставить остальные дела, то картина такая: в 2017 году оправдано 1,4% от всех осужденных, в первом полугодии 2018 года - 2,5%, во втором полугодии - 5,5% осужденных. То есть идет рост в каждом полугодии по оправданным чуть ли не в два раза», - сказал он.

Особенно много жалоб, по его словам, на апелляцию. Люди недовольны тем, что там их не слышат и не слушают. «Судьи в апелляции проводят заседания максимум 5 минут, ничего не разъясняют, говорят на своем юридическом языке, сложными терминами, хотят выглядеть умными, хотя это как раз признак неумного человека - говорить непонятно. Возникает вопрос: куда они торопятся? Ведь это их основная работа. Они должны на пальцах объяснить человеку, почему они к такому выводу пришли», - подчеркнул Жакип Асанов. Указал он и на проблему коррупции. В прошлом году, по его данным, совместно с Генеральной прокуратурой, КНБ, Национальным бюро по противодействию коррупции планируется обсуждение механизма своевременного выявления фактов злоупотребления со стороны судей. Для этого будет централизованы все жалобы на судей и на непроцессуальное поведение.

«В верховном суде мы запустили новый алгоритм по приему граждан. Раньше принимали всего четыре раза в месяц. Поэтому люди шли в партию «Нур Отан», прокуратуру, администрацию президента. Мы сейчас принимает каждый рабочий день. Там мы будем брать информацию о судьях. Мы не будем ради корпоративной солидарности защищать и покрывать судей, которые наносят урон имиджу всего судейского корпуса. Коллеги, я просил бы это четко зарубить себе на носу. Я очень надеюсь, что вы меня понимаете и читаете между строк. Честным и добросовестным судьям бояться нечего. Их поведение и отношение к делу, профессиональные решения будут говорить сами за себя», - отметил глава верховного суда.

Стремление не защищать честь мундира любой ценой весьма похвально, тем более, что не многие наши структуры и ведомства могут этим похвалиться: 30 января стало известно, что Генеральная прокуратура установила - к истреблению животных в стране были причастны сотрудники правоохранительных органов и инспекций по защите животного мира. Об этом стало известно на одном из совещаний в надзорном органе: в январе 2019 года в Атырауской и Мангистауской областях пресечена деятельность преступных групп, которые работали под покровительством сотрудников рыбной инспекции и полиции, сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры.

Между тем в последние годы в стране участились случаи браконьерства в отношении редких и исчезающих видов животных. За три года ущерб природе от таких преступных действий составил 3,6 миллиарда тенге. За 2016-2018 годы истреблено почти три тысячи сайгаков. Преступная деятельность браконьеров носит организованный характер. Свидетельством тому служит инцидент, когда был убит инспектор «Охотзоопрома» в Карагандинской области, отметили в надзорном органе. «Аналогичная ситуация с добычей рыбы осетровых пород. В 2018 году из незаконного оборота изъято почти 8 тысяч килограмм осетрины, многое остается в тени», — сообщили в ведомстве.

Представители Генеральной прокуратуры подчеркнули, что работа правоохранительных и природоохранных органов недостаточно эффективна и требует комплексных мер в борьбе с браконьерством. Между тем, она требует одного: показательной порки тех, кто браконьеров «крышует», иначе стрельба по егерям уверенных в своей безнаказанности браконьеров станет обыденным явлением в стране. И министру внутренних дел Калмуханбету Касымову следует хотя бы процитировать г-на Асанова на коллегии своего ведомства по поводу нежелания того или иного органа покрывать «своих». Равно как и премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву следует после упреков в трусости напомнить своим подчиненным, что имеющие к ним отношение компании не должны спасаться от банкротства за счет постоянных вливаний из бюджета…

Это необходимо хотя бы потому, что мы все глубже и глубже увязаем в евразийской интеграции. И если мы туда войдем со своими традиционными «болячками», то завлечем в страну как раз тех, кто привык решать свои проблемы за счет бюджета в России, Армении, Кыргызстане и в Белоруссии. Тем более, что премьер-министр России Дмитрий Медведев в пятницу в ходе Евразийского межправительственного совета, который прошел в Алматы, заявил о наращивании интеграционных процессов. Хотя Кремль и сейчас доволен результатами работы ЕАЭС.

«Можно говорить, что и получше можно было бы что-то сработать, что-то дополнительно достичь. Но, в целом, результаты неплохие. За 10 месяцев 2018 года внутрисоюзная торговля выросла почти на 12 %, причем преимущества за счет увеличения товарной массы. Объем партнеров увеличился на 21%, но эти цифры не всегда корректно сравнивать, потому что эти проценты не показывают реальные изменения в объемах перемещаемых товаров, не отражают структуру товарооборота», - указал Медведев. Российский премьер обратил внимание на то, что бизнес активно использует преимущества интеграции, а рынки наполняются продукцией, в связи с чем заявил о необходимости наращивать взаимную торговлю дальше, чтобы на рынке было больше товаров, которые сделаны в самом Евразийском союзе.

«Главная цель, которую мы должны стараться достичь – чтобы был хороший выбор, исходя из предпочтений качества и цены», - подчеркнул Медведев. И предложил увеличить расчеты внутри ЕАЭС в национальных валютах, одновременно заявив о реализации декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов, которая была принята президентами в конце прошлого года. «Стоит задача по укреплению союза до 2025 года, наполнению этого проекта инициативами, которые отвечают интересам наших граждан», - сказал российский премьер. По его словам, Россия выступила с рядом предложений, в том числе по улучшению ведения условий предпринимательской деятельности, денежных переводов, распределению сельхозтоваров, созданию цифровой платформы для малого и среднего бизнеса, а также евразийских интернет-ресурсов об образовании, культуре и туризме.

«Важно, чтобы эти проекты получил поддержку, потому что они действительно очень серьезные для наших стран и важны для наших граждан», - подчеркнул Медведев. И напомнил, что в 2018 году было подписано важное соглашение с Ираном и Китаем, которое создает благоприятные условия для экспорта евразийских товаров. «Россия ратифицировала этот документ еще в прошлом году. Просил бы коллег также ускориться с внутригосударственными процедурами. Важно, чтобы эти документы заработали уже в первом полугодии», - отметил он. Также российский глава правительства обратил внимание на необходимость продолжить переговоры по торговым соглашениям с Сингапуром, Сербией и Израилем, а также запустить аналогичные переговоры с Индией.

«Переговоры на этом направлении будут демонстрировать эффективность нашего союза, нашу договороспособность. И в целом состоятельность Евразийского союза», - подчеркнул Медведев. В общем, ЕАЭС намерен расширяться все больше и больше, и у наших чиновников есть возможность продемонстрировать свои умения по личному обустройству за счет бюджета все более широкому кругу коллег. Премьер-министр Казахстана же Бакытжан Сагинтаев, выступая на заседании Межправительственного совета ЕАЭС в Алматы, поднял проблему расхождения данных статистики во взаимной и внешней торговле стран союза.

«Нам нужно стремиться к кардинальным изменениям в этом важном вопросе. Это позволит обеспечить прослеживаемость импортируемых товаров и своевременное взаимное информирование в целях выявления нелегального потока товаров из приграничных стран», - сказал Бакытжан Сагинтаев. В этой связи глава Кабмина предложил поручить соответствующим госорганам выработать более эффективные механизмы в данном направлении. Опять же, самый эффективный механизм в этом направлении – это потребовать перестать «крышевать» всех и вся, потому что без помощи и ведома чиновничества в стране и прыщ не вскочит…

Что до остальных подробностей заседания в Алматы, то Казахстан предложил членам ЕАЭС начать формирование новой Дорожной карты по устранению препятствий на последующие два года. По мнению Сагинтаева, необходимо продолжить отбор новых цифровых проектов, а также реализацию уже одобренных инициатив. «Предлагаем акцентировать внимание правительств наших стран и Комиссии на завершении переговорного процесса по формированию зоны свободной торговли с Сингапуром и Сербией, а также активизировать торговые переговоры с Израилем и Египтом. Создание благоприятных условий доступа на эти рынки будет в значительной мере способствовать реализации экспортного потенциала наших стран», - отметил глава казахстанского кабмина, поддержав, тем самым, российского коллегу. Также он подчеркнул, что 2019 год может стать определяющим с точки зрения развития общего финансового рынка.

Он также напомнил, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на прошедшем заседании Высшего совета ЕАЭС отметил необходимость завершения работы над соглашением о пенсионном обеспечении граждан стран союза. «Поэтому нам нужно приложить необходимые усилия и завершить эту работу», - отметил Сагинтаев. Кроме того, по его словам, особое внимание важно уделить проработке стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Это придаст новый импульс развитию интеграционных процессов в тех вопросах, которые имеют осязаемый экономический эффект для участников объединения, подчеркнул премьер.

«По итогам 2018 года общими усилиями мы наработали солидный портфель активов, который будем развивать и в дальнейшем. Активно прорабатывалась реализация цифровой повестки ЕАЭС. По итогам 2018 года в офис управления цифровыми инициативами поступили десятки перспективных предложений, ряд из которых уже запущены для проработки», - отметил премьер Казахстана. Постоянно идет процесс актуализации согласованного перечня барьеров, по итогам прошлого года устранено 17 таких барьеров. Глава кабмина отметил, что прошлый год был прорывным в части формирования общего рынка алкогольной и табачной продукции. Так, принят технический регламент о безопасности алкогольной продукции, работа над которым велась на протяжении девяти лет. Практически завершена работа над соглашениями о принципах налоговой политики в области акцизов на алкоголь и табак – в общем, все было бы хорошо, если бы не было опасности экспорта на рынки друг друга упомянутой «трусости», основывающейся на собственных интересах наших чиновников...

Андрей ЛОГИНОВ, Астана