Итоги столичной недели: Партийный съезд без сенсаций на фоне непрекращающейся столичной коррупции

Съезд партии «Нур Отан» 27 февраля привлек к себе больше внимания, чем все предыдущие съезды этой провластной структуры за последний десяток лет – после демонстративного разгона правительства Бакытжана Сагинтаева и запроса в Конституционный совет относительно возможности ухода президента по собственному желанию все ждали каких-то заявлений, в корне меняющих политический ландшафт страны. Однако вместо этого страна получила новые обещания светлого завтра, к которому мы двинемся под чутким руководством нового кабмина, сформированного по старым лекалам, а эксперты вместо того, чтобы говорить о кризисе власти, заговорили о кризисе духовенства.

Самую точную оценку съезду 27 февраля дал политолог и руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев – никакой крамолы в его словах не было, но иногда бывает, что достаточно сказать то, что есть, чтобы крамола всплыла сама собой. «Результаты этого съезда, анализ выступлений главы государства и главы партии и других выступающих свидетельствует, что в стране сохранена политическая стабильность. Ситуаций для дестабилизации не было. И можно говорить о том, что власть чувствует себя достаточно уверенно. Не оправдались ожидания тех, кто ждал политических сенсаций», – сказал в беседе с агентством Sputnik Казахстан этот политолог. Тут весь вопрос, что понимать под словами «политическая стабильность» - брежневский застой тоже ведь был стабилен, однако же даже чекист Юрий Антропов понимал, что дальше сидеть на нефтедолларах и рассказывать всем о скорой окончательной и бесповоротной победе коммунизма на всей планете – чистой воды самоубийство.

Но история повторяется на каждом своем витке – и единственный намек на какие-то преобразования прозвучал в одном-единственном месте съезда, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что партии «Нур Отан» нужна поддержка населения перед президентскими и парламентскими выборами. «Нас ожидают парламентские, президентские выборы. Чтобы пройти это, мы должны заручиться доверием народа. При исполнении и контроле дел это поднимет авторитет. Мы - партия, которая формирует парламент, а парламент формирует правительство. Поэтому большая ответственность», - заявил глава государства в ходе съезда. Напомним, что в феврале этого года Назарбаев обратился в Конституционный совет с просьбой разъяснить пункт Конституции, в котором речь идет об условиях прекращения полномочий главы государства.

Позже президент сделал специальное заявление, в котором четко дал понять, что Казахстану «не грозят досрочные выборы», но их, собственно, и не требуются – действующие президентские полномочия истекают в 2020 году, очередные выборы главы государства должны пройти в апреле следующего года, так что сейчас все разговоры о досрочных выборах – это способ пощекотать нервы соратникам и прощупать настроения в обществе. Между тем, съезд партии власти может существенно сказаться на благосостоянии простых казахстанцев, но вовсе не в ту сторону, в какую было на нем обещано. Напомним, что президент поручил повысить зарплату работникам социальной бюджетной сферы на 30%.

«Эта программа заденет один миллион гражданских служащих, занятых в сфере здравоохранения, образования, соцзащиты, культуры, спорта, сельского хозяйства и других. Поручаю с 1 июля этого года повысить заработные платы низкооплачиваемым работникам социальной бюджетной сферы на 30%», - сказал глава государства. На эти цели из бюджета в 2019-21 годах будет выделено 980 миллиардов тенге. Также глава страны поручил для расширения охвата малообеспеченных семей адресной социальной помощью повысить критерии ее оказания до 70% от прожиточного минимума (то есть до 29 тысячи 698 тенге). Минимальная выплата на каждого ребенка в многодетных семьях должна быть около 21 тысячи тенге (70% от прожиточного минимума - 20 тысяч 789 тенге). Все это планов громадье заставляет вспомнить, что у нас происходит с ценами в магазинах и на рынках после каждого обещания власти повысить кому-то зарплаты, стипендии и пенсии – они вырастают моментально, не дожидаясь обещанного повышения, на ту же самую примерно величину.

Собственно, цены у нас и без обещаний власти растут, причем это приходится признавать уже даже официально: по данным комитета по статистике министерства национальной экономики, в Казахстане за два месяца 2019 года цены на продовольственные товары увеличились на 2,8%, на непродовольственные – на 0,6%, а снижение на 1,5%, то есть в отстающем виде, было зафиксировано только на платные услуги. «Повышение цен отмечено на овощи свежие на 28,1%, муку – на 4,1%, рис – на 3,1%, рыбу мороженую, фрукты свежие – по 2,6%, сыр сычужный – на 2,3%, яйца, хлеб, мясо птицы – по 2%, макаронные изделия – на 1,7%, масло сливочное, колбасные изделия – по 1,6%, конину, изделия из мяса, молоко свежее – по 1,5%, баранину, булочные и мучные изделия – по 1,4%, свинину – на 1,1%, кондитерские изделия – на 0,9%. Табачные изделия подорожали на 4,4%, прохладительные напитки – на 2,2%, алкогольные напитки – на 2%. Снижение цен зафиксировано на сахар-песок на 2,7%, крупу гречневую – на 1,3%, творог – на 0,8%», - говорится в сообщении комитета.

Также в ведомстве добавили, что прирост цен на фармацевтическую продукцию составил 1,9%, на текстильные изделия – 1,4%, на товары личного пользования и автомобили – по 1,3%, на мебель и предметы домашнего обихода, моющие и чистящие средства, одежду и обувь – по 1,1%, на бытовые приборы – 1%. Бензин подешевел на 2,6%, уголь каменный – на 1,8%, дизельное топливо – на 0,8%. Уровень цен на правовые услуги, страхование личных транспортных средств вырос по 5%, услуги здравоохранения – на 1,8%, общественного питания – на 1,1%, кабельного телевидения – на 1%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 0,8%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом подешевел на 5,4%, воздушным – на 5,3%.

В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на отопление центральное снизились на 11%, холодную воду – на 7,5%, канализацию – на 6,9%, горячую воду – на 6,6%, электроэнергию – на 4,7%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 4,1%, вывоз мусора – на 3,4%. И самое смешное, что власти до сих пор не имеют внятного механизма влияния на этот прирост – устанавливать средневзвешанную цену на продуктовую линейку они не смогли, стабфонды СПК, которые должны были сбивать или, по крайней мере, сдерживать рост цен, с этой задачей не справляются. Властям остается взывать к совести бизнесменов, как это сделал в октябре прошлого года экс-министр национальной экономики, а ныне – заместитель председателя Нацбанка Тимур Сулейменов.

«Я хотел бы обратиться к нашим бизнесменам, крупным торговым сетям, мелким торговым сетям. Мы не должны поднимать цены вслед за поднятием зарплаты. Зарплаты поднимаются исходя из того, что они отставали в течение предыдущих пары лет, реальные доходы у нас отставали. То есть экономика росла в целом, но доходы на душу населения, реальные доходы — они не росли. Поэтому сейчас мы их приводим в соответствие, делаем так, чтобы реальные доходы населения соответствовали реальному росту самой экономики», — сказал Сулейменов в мажилисе парламента Казахстана. Он подчеркнул важность того, чтобы бизнес проявил социальную ответственность и не стал срочно переписывать ценники вслед за извещением о появлении у какого-то слоя населения «лишних» денег.

Напомним, что в своем послании 5 октября прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил в 1,5 раза повысить размер минимальной заработной платы (МЗП) и добиться того, чтобы этот показатель не приравнивался к величине прожиточного минимума. В 2018 году МЗП была равна 28 тысячам 284 тенге, с 1 января 2019 года ее повысят до 42 500 тенге. Как считало старое руководство МНЭ, эта инициатива затронет около 1,3 миллиона человек. На повышение заработных плат работников бюджетной сферы из республиканского бюджета на 2019-2021 годы дополнительно будет выделено порядка 86 миллиардов тенге в год. При этом рост заработных плат низкооплачиваемых категорий работников должен стать рычагом для повышения оплаты труда и для остальных работников с более высоким уровнем дохода – но, как видим из отчетов статкомитета, пока он стал рычагом для роста цен на продуктовые наименования.

Тут, как ни странно, честнее всего оказались финансисты, которые открыто говорят, что Казахстан оказался на пороге кризиса: глава группы Centras Ельдар Абдразаков на открытии форума CFO Idea Exchange & Networking event в Алматы в конце недели прямо заявил, что экономика Казахстана переживает нелучшие времена. «Проблемы несамостоятельности тенге, зависимости национальной валюты от внешних факторов, привязка в российскому рублю сильно влияют на нашу деятельность, планирование. Мы по-прежнему видим, что попытки защитить тенге в высоких процентных ставках отражаются на высоких кредитных ставках, приводят к тому, что большинство финансовых ресурсов остаются недоступными для стандартного среднего бизнеса», - отметил Абдразаков.

Объем кредитования банками экономики на конец января 2019 года составил 12 триллионов 470 миллиардов тенге, снизившись за первый месяц года на 4,7% к декабрю прошлого года. Объем кредитов юридическим лицам уменьшился на 8,2%, до 7 триллионов 150,9 миллиардов тенге, тогда как объем кредитов физическим лицам увеличился на 0,3% до 5 триллионов 319,1 миллиардов тенге. И этот переток не означает повышения благосостояния граждан, ведь если юрлица не берут кредиты, значит, они не расширяют производство, а, соответственно, не растут и доходы работающих в них физлиц. По факту, сейчас рост кредитования физлиц происходит за счет того, что те вскрыли свои матрасы, решив, что новый холодильник будет обесцениваться медленнее лежащих мертвым грузом сбережений.

«Сегодня долгосрочное тенговое финансирование недоступно для нормальной казахстанской компании. Это уже вызвало долгий период, когда кредитные институты ушли в другой сектор и сегодня из-за отсутствия хороших заёмщиков стандартны кредитования ухудшились. Сегодня мы вблизи собственного кризиса, большая часть финансовых институтов сосредоточена на удовлетворении запросов регулятора», пояснил причины снижения объемов кредитования бизнеса глава группы Centras. Рецепт лечения экономики в его интерпретации прост и незатейлив: послабление регуляторого режима и низкие процентные ставки. «В режиме высоких процентных ставок на сегодня мы четко видим, что правительство не решит своих задач если мы будем ориентироваться на идеи использования процентной ставки для борьбы с инфляцией и де-факто для контроля валютного курса», - сказал он.

Отвечая на вопрос модератора как снизить ставки, спикер предложил государству увести с рынка ноты Нацбанка, в результате чего рынок понемногу начнет стабилизироваться. Кроме этого нужна четкая позиция самого регулятора. «Нам нужно чтобы Нацбанк понял ориентир процентной ставки. Понял тот режим, к которому он хочет привести весь рынок и соответственно на него определяться и это должно быть понятно рыночным игрокам», - считает Абдразаков. Помимо этого, по его мнению, необходимо решить проблему технологического отставания казахстанского бизнеса, которое связано с чрезмерной зарегулированностью – это также снижает конкурентоспособность казахстанских предприятий даже в рамках ЕАЭС, не говоря уже о дальнем зарубежье.

«У нас есть дочерняя компания в России, и если 15 лет назад у нас были явные преимущества в Казахстане, то сегодня их нет. Российская компания находится в более либеральном режиме там более адекватный режим взаимодействия и пруденциальные нормативы. У нас регулируется все начиная от регистрации продуктов, взаимоотношений между оператором клиентом и заканчивая внутренним аудитом, каким образом должны сдаваться отчеты. На самом деле мы еще живем в «совке». Мы живем в советском союзе, и, наверное, надо быстрее отходить от этого режима централизованного управления, - полагает глава KGF. - Рыночная практика не разовьется пока не будут какие-то попытки, желание сперва произвести суперинструкции и после этого ожидать появления компаний, тогда это не будет работать. Нам надо освободить режим, когда компании начнут взаимодействовать, далее будут какие-то ошибки какие-то удачные и неудачные моменты», - добавил он.

Между тем, надо признать, что одно узкое место в существующей системе признал во время съезда и президент Казахстана – это коррупция. На этот раз гнев вызвали непрозрачное таможенное администрирование и проведение госзакупок – последнее Назарбаев считает необходимым полностью отдать в конкурентную среду. «Таможенное администрирование: по нашим данным одни цифры, по китайским - другие цифры. Разница в миллиарды, потому что никто толком там не знает. Начинаешь спрашивать, какие-то начальники там таможню «держат». Какие начальники? Назовите мне фамилии. И возьмите их за жабры, уголовное преследование создайте им. Там мы можем получить несколько сот миллиардов тенге», - заявил Нурсултан Назарбаев, комментируя на съезде вопрос – где взять денег на усиление социальной политики государства.

Необходимо оптимизировать другие бюджетные расходы, нужно исключить финансирование дорогостоящих объектов, добавил он. «Четыре триллиона у нас в среднем госзакуп. Все из одного источника. Как только начали работать над этим направлением, деньги стали поступать в бюджет. Госзакуп надо полностью отдать в конкурентную среду и получать средства. Правительство и министерство, мотайте на ус», - обратился к собравшимся Нурсултан Назарбаев. Правительство еще не успело усы отрастить, чтобы что-то на них намотать, а наши антикоррупционщики уже отреагировали: съезд партии власти проходил во Дворце Независимости, а бывший руководитель соседнего здания - Генеральный директор астанинского Дворца мира и согласия Адиль Арын был задержан по подозрению в хищении 21 миллиона тенге из бюджета организации, передал в субботу КазТАГ.

По данным агентства, Адиль Арын, первый руководитель социально-политического учреждения республики разработал и осуществил план по хищению более 20 миллионов тенге через госзакупки. По материалам дела, преступный умысел у топ-менеджера возник осенью 2017 года, после того как он взял на работу своего знакомого по Аркалыкскому пединституту Айдоса Исаханова, назначив его руководителем отдела организационно-контрольной работы. Подозреваемые решили создать компанию, оформленную на подставное лицо, для участия в госзакупках. Так на свет появилось ТОО «Astana Art Creative Group», оформленное на родственницу Исаханова Камшат Калменову. Позднее топ-менеджмент подписал договор о проведении новогодних утренников, но для их проведения был нужен LED-экран площадью 130 квадратных метров. И как оказалось, у одного из сотрудников учреждения есть в наличии собственный экран, пусть и немного другого размера. Причем он уже лежал на складе «дворца».

Сообщается, что Исаханов написал служебную записку своему шефу с обоснованием необходимости срочного приобретения LED-дисплея. Кроме того, он, по версии следствия, собрал ценовые предложения у реальных продавцов такой техники: за похожий экран поставщики просили от 33 миллионов до 39 миллионов тенге, а вот Astana Art Creative Group готово было продать оборудование за меньшую сумму. Руководство Дворца мира и согласия этот вариант устроил. После чего на счета Astana Art Creative Group поступило 32 миллиона 778 тысяч тенге, из них владельцу дисплея досталось 11,5 миллионов тенге. Оставшуюся сумму в размере чуть более 21 миллиона тенге, по версии следствия, Исаханов и Арын поделили пополам. При проведении проверки было установлено, что Дворец мира и согласия приобрел экран с нарушениями, а при более детальном изучении этого вопроса выяснилось, что приобретенная техника стоит чуть больше 12 миллионов тенге, о чем есть соответствующее заключение палаты оценщиков.

Началось досудебное расследование, во время которого Адиль Арын поручил Айдосу Исаханову избавиться от юрлица, через которое проходила сделка, но и этот факт был зафиксирован: 26 февраля этого года гендиректора задержали и водворили в изолятор временного содержания, после чего был санкционирован его арест на два месяца. Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 189 (присвоение или растрата чужого вверенного имущества в особо крупном размере) Уголовного Кодекса. В общем, коррупция – это наше все, проникающая всюду и повсеместно. Есть, впрочем, бич не хуже коррупции – это то, как исполняются благие, в общем-то, поручения президента: в четверг новоиспеченный министр труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев сообщил, когда многодетным семьям на каждого ребенка начнут выплачивать по 20 тысяч 879 тенге.

«Все выплаты начнутся с 1 июля, - сказал Сапарбаев журналистам в кулуарах заседания правительства.- К примеру, если в семье четыре человека, то до 1 июля семья получает 63 тысячи тенге по адресной социальной помощи. С июля идет повышение на 40 тысяч тенге, то есть до 103 тысяч 945 тенге. Если посчитать дополнительные выплаты, то доход семьи возрастет до 114 тысячи 448 тенге», - добавил он. Напомним, что сейчас адресная социальная помощь оказывается тем казахстанцам, чей среднедушевой доход - ниже установленной черты бедности – 14,8 тысячи тенге, или 50 процентов от прожиточного минимума. При назначении адресной социальной помощи из совокупного дохода семьи будут исключены государственные пособия многодетным семьям и многодетным матерям, награжденным подвесками «Күміс алқа» и «Алтын алқа», а также пособия по инвалидности для детей и стипендии.

Между тем, про сведениям телеканала КТК, за обещанным главой государства повышенным пособием на каждого ребенка в столичный центр занятости уже отправились многодетные родители. К наплыву посетителей в центре занятости оказались не готовы - на одного консультанта в среднем приходится почти по сотне клиентов. Многие из них возмущаются долгим ожиданием в очереди. Замдиректора центра Данияр Нурпеисов объясняет длительность процедур требованиями к качеству обслуживания населения. «Каждый человек индивидуален. У него своя история. Мы должны посмотреть при оказании консультации выгрузку с базы данных, для того чтобы была полноценная консультация», - подчеркнул он. Прием документов по пособию в 21 тысячу тенге пока не начался, заявил директор центра Абай Баймульдин собравшимся многодетным матерям. И его старт, по его предположениям, произойдет не раньше июня, то есть только после того, как новые правила вступят в силу.

В данный же момент, по его словам, главная задача консультантов - объяснить это пришедшим в центр многодетным родителям. С понедельника здесь планируют увеличить штат консультантов, чтобы снять ажиотаж и успокоить потенциальных получателей помощи от государства. И каково будет отношение этих людей к самой идее после того, как они узнают, что ее реализации надо ждать несколько месяцев, остается только гадать. Между тем, об одном кризисе в стране эксперты уже говорят как о свершившемся факте - в Казахстане наблюдается кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы, заявил 1 марта директор центра противодействия религиозному экстремизму при университете «Нур Мубарак» Аскар Сабдин.

«Главная тенденция, которая наблюдается среди верующих, это нарастающий кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы», - сказал Сабдин на коллегии министерства информации и общественного развития. По его словам, каждый раз при беседе с лицами, вовлеченными в террористическую и экстремистскую деятельность, эксперты слышат примерно одни и те же критические замечания в адрес «системных» религиозных деятелей. «Это касается некомпетентности в религиозных вопросах, отсутствия коммуникационных навыков, способности вести диалог с этими общинами и налаживать мосты: вместо этого наблюдаются в религиозной сфере синдром начальника, окаменелость, камуфлирование проблем вместо их решения, отсутствие открытости, прозрачности перед обществом», - сказал теолог. По его словам, зачастую после общения с радикалами приходится корректировать поведение религиозных деятелей, официально работающих в религиозной сфере.

«Кризис доверия на сегодня проявляется в не снижающемся количестве последователей радикальных течений, осужденных по статьям экстремистского характера, несмотря на то, что все лидеры этих течений осуждены и деактивированы. Кроме того, в силу низкого уровня религиозной грамотности продолжается духовная колонизация наших верующих со стороны различных закамуфлированных джамаатов радикальных течений», - отметил Сабдин. Помимо этого, к негативным тенденциям в религиозной сфере он отнес участившиеся проявления коррупции, поляризации среди верующих, конфликты и борьбу за религиозные статусы, когда тот или иной священнослужитель «не дает результаты, а вместо этого через пиар-инструменты актуализирует лишь свое личное «Я». «Самое важное сейчас – это ставка на развитие человеческого ресурса в религиозной сфере: к сожалению, наша умма, если говорить об исламском сегменте, увлечена строительством различных зданий сооружений, но при этом игнорируется человеческий капитал, у нас кризис лидеров и мнений, которые не всегда могут скорректировать поведение верующих общин не всегда дать альтернативную интерпретацию», - продолжил эксперт.

Он также предложил усовершенствовать программы работы реабилитационных центров дерадикализации, где сейчас, по его оценке, сотрудники занимаются во многом «импровизированной» деятельностью. «Там каждый теолог, психолог и педагог пытается воздействовать на радикалов своими методиками и за счет своих личностных способностей, этот процесс не стандартизирован, и наша просьба касается содействия в стандартизации дерадикализационных международных программ», - отметил теолог. При этом, по его словам, сейчас в информационные разъяснительные группы, работающие с радикалами, входит много людей, которые не имеют представления о религии, но пытаются вести дискуссии на религиозные темы. «Это дает обратный эффект: человек, вместо того чтобы дерадикализироваться, решает, что его убеждения являются истинными», - констатировал Сабдин.

Он также отметил, что в силу временного отдаления от последних событий, характеризовавшихся как теракты в Казахстане в 2016 году, в стране занижается значимость религиозной составляющей имеющихся угроз. «Как специалист, который еженедельно встречается с радикалами, с террористами и экстремистам хочу сказать, что вирус радикализма у нас имеется. Очень большое число людей болеет вирусами религиозного радикализма. Я считаю, до сегодняшнего дня нельзя ослаблять бдительность в этой сфере», - заключил теолог. Тут проблема в том, что все, что он говорил о священнослужителях – выпячивание своего «Я», выстраивание отношений с простыми смертными по принципу «Я – начальник, ты – дурак», окаменелость, бронзовение и так далее, проецируется и на нашу исполнительную власть. И самое печальное, что колода не обновляется, какие бы грехи тузы из этой колоды не совершали.

Помните, как правительство Бакытжана Сагинтаева было обвинено в трусости в конце января? И что в результате? В первый день весны, времени года, когда вся природа обновляется, Казахстан узнал о том, что Нурсултан Назарбаев назначил Бакытжана Сагинтаева Государственным секретарем Казахстана. В новой должности Сагинтаев сменил Гульшару Абдыкаликову, которую недавно назначили заместителем премьер-министра. А двумя днями ранее, на съезде партии «Нур Отан» стало известно, что Бакытжан Сагинтаев вошел в политсовет партии власти. При этом глава страны отметил, что Сагинтаев – человек честный, добросовестный и опытный, а к отставке его правительства привели упущения в работе отдельных министерств, особенно в социальной сфере, заверил президент.

Собственно, о том, что экс-премьер не останется без места во власти, стало известно еще 25 февраля, во время представления кандидатуры нового премьера: выступая перед депутатами мажилиса парламента, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался о бывшем главе правительства Бакытжане Сагинтаеве и о том, что он сможет продолжить работу на госслужбе «на других участках» работы. Глава государства отметил, что правительство добивалось роста экономики в сложных условиях глобального развития, и поблагодарил его членов за проделанную работу. «Сагинтаев хорошо себя показал на предыдущих должностях акима Павлодарской области, министра экономики, вице-премьера и первого вице-премьера. Он – человек честный, добросовестный, опытный. Может трудиться и на других участках. Однако упущения в работе отдельных министерств, особенно в социальной сфере, привели к отставке всего правительства», - заявил Назарбаев.

Однако для дальнейшего развития страны, по мнению президента, необходимы новые меры на фоне нестабильности на международной арене и санкционных противостояний. Назарбаев указал на итоги политической модернизации и перераспределение полномочий между ветвями власти. «Правительство получило все необходимые полномочия и должно четко выполнять свои обязательства перед населением, нести ответственность за свою деятельность. Такая же ответственность касается и акимов всех уровней, которые также напрямую отвечают за эффективность социальных и экономических программ. Они должны быстро реагировать на запросы населения, и, самое главное, принимать меры», - сказал Назарбаев.

Назарбаев заверил, что новое правительство продолжит реализацию государственных программ, реформ в правоохранительной и судебной системе, а также сделает упор на действенное решение проблем населения. Ну, и чтобы вспомнить все, приводим главную часть заявления президента об отставке правительства 21 февраля:

«Сегодня я принимаю важное решение для нашей страны. Социально-экономическая ситуация в предыдущие годы была стабильной. Это – безусловно, положительный момент. Однако этого недостаточно для настоящего времени. Инициированные мною Третья модернизация и «План нации – 100 конкретных шагов» были направлены на ускоренное проведение структурных реформ. Полная реализация Пяти институциональных реформ должна была привести к кардинальному увеличению доли малого и среднего бизнеса и снижению участия государства в экономике, «расчистке» банков, повышению доверия к судам и правоохранительной системе.

Во многих секторах экономики, несмотря на принятие множества законов, решений Правительства, положительные изменения так и не произошли. Рост ВВП в основном обеспечивается за счет сырьевых ресурсов. Правительству совместно с Национальным банком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики. Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но  конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют.

Создается недостаточное количество продуктивных рабочих мест, особенно на селе. Малый и средний бизнес так и не превратился в драйвер роста, его развитие не стало основной задачей акимов и министров. Я неоднократно поручал, чтобы доходы и качество жизни населения стали  основными приоритетами работы каждого члена Правительства и акима. Два года назад мы провели конституционную реформу, и Правительство вместе с акимами получило все необходимые полномочия и независимость, чтобы решать социально-экономические вопросы и нести ответственность за это.

Приняты все необходимые государственные программы, в том числе, индустриальная, социальная, а также развития инфраструктуры, здравоохранения и образования. Выделены необходимые ресурсы для их осуществления. Вместе с тем, системная работа так и не была выстроена. Реальные доходы населения не увеличиваются. Растет доля расходов на продукты питания в бюджете семей. В результате формального подхода исполнительных органов часть социально-уязвимых слоев населения не охвачена адресной социальной помощью.

Все это усугубляется неумением членов Правительства, министров, акимов, работать с населением, выслушивать проблемы людей, разъяснять им проводимую работу и политику. В этих условиях я, как Президент и Гарант Конституции, учитывая интересы нашего народа, принимаю следующее решение. Считаю, что Правительство должно уйти в отставку».

Стоит запомнить эти слова, потому что есть ощущение, что мы их уже где-то слышали. И есть ощущение, что услышим снова.

Андрей ЛОГИНОВ, Астана