Итоги столичной недели: Сирия далеко – Сирия рядом или Предвыборные гонки за автобусами

На прошлой неделе более 230 граждан Казахстана, 156 из которых - дети в основном дошкольного возраста, эвакуированы из Сирийской Арабской Республики 7 и 9 мая по указанию президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Как заявил сам действующий президент страны, масштабная гуманитарная акция стала продолжением операции «Жусан», которая была успешно проведена по указанию Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева в начале этого года. Таким образом, выдвинутый от партии Nur Otan кандидат в президенты на внеочередных выборах 9 июня подтвердил свое обещание продолжать курс Первого президента страны, остальным кандидатам еще только предстоит раздавать свои предвыборные обещания.

О втором этапе спецоперации по вызволению казахстанцев из Сирии сообщил пресс-секретарь президента Берик Уали, опубликовавший заявление главы государства. Он при этом подчеркнул, что в настоящее время неправительственные организации и представители госорганов уделяют основное внимание проведению реабилитационных мероприятий для граждан Казахстана, волею случая оказавшихся в зоне боевых действий. «Уже сейчас можно рассказать о положительном эффекте данной работы. Вернувшиеся в январе этого года женщины отказались от радикального прошлого, устроились на работу, восстановили связи с родственниками. Дети пошли в школы и детские сады», - говорится в сообщении. Там также подчеркивается, что все граждане Республики Казахстан, эвакуированные из Сирии усилиями властей страны, «совершили опрометчивый шаг под влиянием деструктивной и лживой пропаганды террористов».

Так же в Акорде отметили, что Казахстан продолжит выполнение обязательств, которые были взяты страной условиях необходимости борьбы с международным терроризмом и продолжит оказывать помощь своим гражданам, попавшим в экстремальные условия существования за рубежом. Президент Казахстана выразил благодарность сотрудникам министерства иностранных дел, Комитета национальной безопасности и других государственных органов, а также зарубежным партнерам, принявшим участие в указанной гуманитарной операции. Напомним, что специальная гуманитарная операция "Жусан" по возвращению граждан Казахстана из зоны боевых действий в Сирии была организована по поручению Нурсултана Назарбаева в начале 2019 года.

Спецслужбы страны, выполняя указание президента Казахстана, сумели продемонстрировать профессионализм сотрудников своих ведомств, военных, дипломатов и других задействованных в операции структур. В результате на первом этапе этой операции из Сирии в Казахстан были возвращены 47 человек, из них шесть мужчин, 11 женщин и 30 детей. Правда, в первой декаде января начальник одного из департаментов КНБ Бахытбек Рахымбердиев сообщил, что в отношении семи казахстанцев, возращенных из Сирии в Казахстан первой партией, ведется расследование по подозрению в участии в террористической деятельности: всего под подозрение попало шесть мужчин и одна женщина.

«Обстоятельства их пребывания за границей будут тщательно нами проверены. Соответствующее решение будет принято, окончательную точку поставит суд», — сказал представитель Комитета нацбезопасности на брифинге в министерстве иностранных дел Казахстана. И уточнил, что в случае, если вина этих граждан будет доказана, наказание они понесут в Казахстане, вопрос лишения гражданства этих граждан также будет решен после суда. «Что касается лишения гражданства, эта норма была законодательно введена по инициативе президента. На данный момент в отношении ряда лиц, пребывающих в зонах конфликта, эта мера прорабатывается. Возможно, будет реализована по решению суда», — пояснил тогда Рахымбердиев. Тут возможна весьма щекотливая правовая коллизия: если прибывшие на Родину подозреваемые в участии в террористической деятельности будут лишены казахстанского гражданства, то почему их содержание под стражей должен оплачивать казахстанский налогоплательщик, если они де-юре гражданами Казахстана быть перестанут?

Если же гражданства никого не лишат, то целесообразность пребывания в казахстанских исправительных колониях лиц, подозреваемых не в теоретическом, а во вполне себе практическом терроризме также вызывает большие сомнения. Потому что сотрудники уголовно-исполнительной системы и так признают, что не знают, как бороться с самопровозглашенными наместниками различных джамаатов, а тут им на голову свалятся участники боевых действий. Понятно, что всех деталей спецоперации мы не знаем, и в условиях ограниченного времени ее исполнителям разбираться, кто там состоявшийся террорист, а кто – жертва обстоятельств, мягко говоря, некогда, но вопрос дальнейшей социализации вызволенных из Сирии есть, и тут хотелось бы большей прозрачности – кто из спасенных чем потом в Казахстане занимается. Чтобы не столкнуться через пару лет с неприятными сюрпризами в виде сформировавшихся внутри страны соответствующих ячеек, тем более, что нынешний этап спецоперации далеко не последний – по предварительным данным, в Сирии на начало года пребывало 380 совершеннолетних и порядка 500 несовершеннолетних граждан Казахстана.

Тем временем, пока спецслужбы проводят спецоперации, местные власти в Казахстане пытаются решить проблему с усталостью водителей автобусов – именно ею объясняют ДТП с участием общественного транспорта. В Нур-Султане, в частности, компания «Астана LRT» тестирует систему, которая по мимике будет определять степень усталости водителя автобуса и будет будить его ультразвуковыми сигналами, если он заснет. А заснуть водители могут, ибо, как пояснил заместитель председателя «Астана LRT» Бейбут Есжанов, в столице наблюдается нехватка более 700 водителей автобусов – соответственно, остальным приходится трудиться за себя и за недостающие кадры. Более того, признают в транспортной компании, водителям приходится выполнять непрофильные функции – обилечивать пассажиров, мыть салоны по окончании смены, производить заправку и мелкий ремонт автобусов.

В результате водители автобусов встают ни свет, ни заря, уходят из парка после полуночи – и спят три-четыре часа: картинка ужасающая, но тут стоит напомнить, что от кондукторов многие автопарки в Нур-Султане отказались добровольно, чтобы сэкономить на себестоимости производимых услуг, ремонт, в том числе и мелкий, должны производить механики, которые вроде как предусмотрены штатом автопарков, для мытья салонов тоже вроде как должны быть отдельные рабочие руки – и если все это перекладывается на плечи водителей, то встает вопрос о квалификации руководства компаний, обслуживающих маршруты в столице. Руководство нашло, правда, выход в пилотном проекте, который позволит снимать с рейсов уставших водителей.

«На сегодняшний день в столичных автопарках наблюдается дефицит водителей, который приводит к их быстрой утомляемости, снижению внимания во время движения. Возникает риск создания аварийных ситуаций. Мы совместно с автопарками планомерно ведем работу по решению этого вопроса», - сообщил Есжанов на брифинге. В качестве решения было предложено установить в автобусах систему контроля усталости водителя, которая по мимике будет определять и предупреждать потерю внимания или засыпание за рулем. «Система сигнализирует, если водитель себя ведет устало или слабо реагирует. Создается ультразвуковой сигнал, который противен человеку, он такой навязчивый. Система настраивается на нужный диапазон, на нужный уровень усталости. Есть удаленный доступ к этой системе, который позволяет диспетчеру увидеть водителя и выйти с ним на связь», - пояснил директор центра квалификации специалистов транспорта «Астана LRT» Женис Жалбыр.

Сейчас система онлайн-мониторинга устанавливается бесплатно на двух автобусах в тестовом режиме на месяц: в нескольких автобусах будет установлена «Система контроля усталости водителя» по мимике и через сетчатку глаза, и «Система кругового обзора» по периметру всего автобуса. Помимо этого, отметил представитель компании IQ Global Ерлан Какенов, система способна определять посторонние предметы у водителя - мобильный телефон или сигареты в руках. «Все фиксируется и направляется диспетчеру, пока система установлена на двух автобусах парка №1. Мы не можем назвать конкретные маршруты, потому что они меняются. Насчет пилотного режима срок договоренности прописан на 1 месяц», - сказал Бейбут Есжанов на пресс-конференции в «Астана LRT».

По его словам, вопрос о том, чтобы установить систему на всех автобусах сразу, не стоит. «У нас действует 86 маршрутов по городу - из них 20 маршрутов пригородные, 7 экспресс маршрутов, оставшиеся маршруты - городские. И эти городские маршруты делятся между собой по степени сложности: наиболее сложных по своему движению маршрутов более 10. У них больше остановок, длина маршрута также превышает другие, и т.д. такие моменты мы четко отслеживаем. Поэтому, чтобы понять, какие именно маршруты нуждаются в этой системе, мы сейчас тестируем ее в пилотном режиме. По итогам тестирования будет принято решение о целесообразности этого проекта в дальнейшем», - объяснил Есжанов.

Он подчеркнул, что вопрос по установке системы будет тщательно обсуждаться, после  этого будут вестись переговоры о ценовой политике. И только потом, на конкурсной основе, власти столицы намерены внедрять эту систему в городском автопарке. «Сейчас мы работаем в пилотном режиме и смотрим, как эта система себя ведет. Есть водители, которые пришли на работу, но чувствуют усталость - мы сможем это увидеть, что человек себя плохо чувствует. Это позволит увидеть данный факт заблаговременно», - добавил Есжанов. Все это здорово, только не совсем понятно, как внедрение этой системы позволит устранить первоисточник проблемы – нехватку водителей: ведь если одного-двух водителей снимут с маршрута из-за усталости, обнаруженной системой, остальным придется работать в еще более авральном, чем прежде, режиме.

К чему это может привести, жители Нур-Султана воочию смогли убедиться 26 марта этого года, когда автобус с водителем, которому резко стало плохо за рулем, протаранил несколько таких же машин на левобережье главного города страны. Глава «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов тогда сообщил, что все столичные водители проходят обязательный предрейсовый медосмотр и ежегодный плановый медосмотр в больнице, но исключить резкого ухудшения состояния водителей не может никто. Говоря о графике работы водителей автобусов, он тогда сообщил, что у них восьмичасовой рабочий день, но признал, что у шоферов есть возможность переработок. «По-разному работают, здесь надо индивидуально подходить. Есть те, кто с переработками выходит, есть отдыхающие. По каждому мы контролируем, чтобы не было каких-то суперпереработок. Понятно, что все хотят зарабатывать, готовы идти на увеличенный период работы, но здесь мы контролируем и отсеиваем эту ситуацию», - заверил Игенбердинов.

Тем временем, пока в столице власти пытаются навести порядок с водителями, в Алматы в области общественного извоза разгорается скандал: на праздники пассажиры одного из автобусов упали на женщину пенсионного возраста из-за резкого торможения автобуса, сломав ей ногу, после чего кондуктор и водитель вместо того, чтобы доставить пострадавшую в больницу, просто вынесли ее на остановку. Алматинка получила травму по вине водителя 6 мая, известно, что ей выплатят компенсацию за причинение вреда здоровью, автопарк также оплатит пострадавшей медицинские и реабилитационные услуги, не дожидаясь страховых разбирательств.

«Водитель автобуса привлечен к административной ответственности по двум статьям, согласно которым, по предварительным данным, он будет лишен водительских прав и обязан выплатить штраф в размере 40 МРП (101 тысяча тенге)», - сообщили в управлении общественного транспорта южной столицы. Пенсионерку в настоящий момент готовят к операции. Предстоит установить степень причинения вреда здоровью, отметили в управлении. При этом более или менее благополучная развязка истории (благополучная в той части, что автопарк признал свою вину) стала возможна потому, что о ситуации с пенсионеркой рассказала руководитель фонда «Общественное движение против насилия «НеМолчиKZ» Дина Тансари. С ее слов, кондуктор вынес пострадавшую на остановку, а водитель продолжил движение.

«Сегодня нам позвонили из акимата Алматы, из управления дорожного транспорта, мы договорились о встрече у потерпевшей в больнице. В это же время с нами связался инспектор из Жетысуйского отдела дорожно-транспортной полиции, чтобы составить заявление, - пишет Тансари на своей страничке в соцсетях. - По данному делу Айжан Амресановна (пострадавшая) сегодня написала заявление, со всеми подробностями, в полиции уже собрали некоторые материалы, до того как апашка подала заявление. По крайней мере в деле есть уже фото с места происшествия. Из Управления транспорта, приехал руководитель Ерлан Адилов, с ним приехал начальник автопарка, потом они вызвали водителя и кондуктора, личности которых были установлены руководством автопарка. Начальник автопарка привез бабушке гостинцев, но апашка категорически отказалась общаться с водителем и кондуктором. Ей очень обидно, что ее пенсионерку, инвалида второй группы, Ветерана Семипалатинского полигона бросили «как собаку» (слова бабушки) и уехали, не оказав помощь, не вызвав скорую», - добавляет она.

По ее словам, бабушка зашла в полный автобус был полный, водитель которого ехал неаккуратно, в какой-то момент резко тормознул - и народ попадал: на потерпевшую упала женщина, нога пенсионерки вывернулась буквой «Г», бабушка закричала на весь салон, но водитель продолжал ехать. «Он не остановился пока не доехал до остановки, а затем кондуктор подхватил апашку на руки и быстро вынес, положил на лавочку и автобус уехал. Вот это был самый страшный момент, потому что пожилая женщина могла пережить инфаркт и потерять сознание, ведь она живет с одной почкой, вторая у нее часто болит, - пишет Тансари. - Теперь, как это у нас практикуется, автопарк и виновные хотят уладить ситуацию, чтобы не доводить до суда», - добавляет она. Однако потерпевшая и ее родные хотят, чтобы действиям сотрудников автопарка была дана соответствующая правовая оценка, и это правильно, ибо пока двух-трех таких «уставших» не посадят, лихачи в общественном транспорте не переведутся.

«Это не частное происшествие, это проблема которая ляжет на плечи общества, простых налогоплательщиков. Ведь какой-то нерадивый водитель в паре с кондуктором допустили преступную халатность, а теперь пострадавшая будет получать от государства «бесплатную» помощь на лечение. но это далеко не бесплатная помощь, если разобраться, это наши с вами налоги. И почему общество должно отвечать за халатность других? А если это повлечет инвалидность? Сколько мы таких ситуаций видим, когда домашний агрессор калечит жену, потом ему присуждают штраф 12 МРП и он на свободе, а мы, налогоплательщики платим за лечение этих женщин», - пишет активистка. С которой сложно не согласиться, как и с тем, что водитель не должен торчать в автопарке до полуночи, вымывая салон: и то, и другое – звенья одной цепи халатности руководства автопредприятий, и тут стоит подумать – может, вместо закупки систем контроля усталости сократить в автопарках контролирующий и руководящий аппарат, а на высвобожденные деньги нанять нормальных водителей?

В принципе, автобусная тема вполне подходит для предвыборных дебатов кандидатов в президенты, потому что является острой не только для Нур-Султана и Алматы, но и для всех остальных крупных городов республики. Еще одной благодатной предвыборной темой является жилищное строительство – на позапрошлой неделе депутаты мажилиса Казахстана одобрили законопроект по обеспечению многодетных семей арендным жильем без права выкупа: документ предполагает, что стоимость аренды одного квадратного метра в месяц составит 115 тенге (0,34 доллара). При этом предполагается, что в арендном жилье для многодетных смогут проживать только члены семьи. Для них планируется открыть отдельную очередь. 

«Многодетные семьи смогут жить столько, сколько нужно. И никто не собирается их выселять», - ответил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев на вопрос журналистов о том, как долго многодетные семьи смогут проживать в таком жилье. Стоимость арендного жилья за месяц проживания в 115 тенге за один квадратный метр пока зафиксирована по всей республике, но в дальнейшем она может быть скорректирована для регионов. На строительство арендного жилья для многодетных семей из государственного бюджета в ближайших нескольких лет будет предусмотрено выделение траншей по 50 миллиардов тенге, в результате в течение семи последующих лет ежегодно будет выдаваться по шесть тысяч квадратных метров арендного жилья.

В этом году 27,5 миллиарда направят на строительство нового жилья, по которому уже имеется проектно-сметная документация. Еще 22,5 миллиарда тенге направят на приобретение жилья для этих целей в районных центрах и в селах. Деньги будут перечислены в местные акиматы. Они распределят средства на закуп и строительство жилья. Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития уточнил, что в случае если готового жилья для очередников не будет хватать, то его будут строить. По данным Ускенбаева, 30% нуждающихся в жилье (9,5 тысячи семей) проживает в селах. Для них будут строить малоэтажные дома. Законопроект по жилищным отношениям депутаты мажилиса одобрили в двух чтениях. Документ направлен на рассмотрение сената.

С первого мая процесс заселения многодетных семей в арендное жилье начался – и 249 из них справили новоселье, в мае за счет всех источников планируется обеспечить жильем 1 тысяч 316 многодетных семей, за весь 2019 год – выдать 7 тысяч 145 квартир. Но главное не в этом: вице-министр, в мажилисе заявлявший, что никто многодетных из этих квартир выселять не собирается, в минувший понедельник скорректировал свои прежние высказывания: Ускенбаев заявил, что многодетные семьи имеют право проживать в арендных квартирах без права выкупа пожизненно, однако им необходимо выполнять все требования арендного договора, чтобы не лишиться жилья. «В каких случаях будут выселять? Если в течение шести месяцев не платят арендную плату и коммунальные платежи, если произведена намеренная порча имущества и соседи будут жаловаться, если квартиру переоборудуют под магазин или хостел, если семья купила квартиру и хочет сдавать это жилье в аренду, государство этого не допустит. Если семья купила другую квартиру, она должна переехать», - пояснил Ускенбаев на брифинге в правительстве.

После таких разноречивых выступлений вице-министра из другого ведомства, министр труда и социальной защиты Казахстана Бердыбек Сапарбаев призвал чиновников не впадать в крайности при выявлении уровня дохода семей, претендующих на социальную помощь. «Расходы и доходы многодетных семей определяют их прибыль. Не нужно смотреть на мебель. Министерство труда и соцзащиты давало задание не ходить домой. О каждой семье уже есть сведения, какой у нее доход и расход. Но существуют непредвиденные ситуации, только в таких случаях нужно идти домой. Но мебель никто считать не должен, никто не должен открывать холодильник», - отметил Сапарбаев на пресс-конференции в Алматы.

Под запрет попал также пересчет кур и яиц. «Если есть яблони, вишня, клубника, другие фрукты – и это считать не нужно», - подчеркнул Сапарбаев. У местных чиновников после этой отповеди министра руки опустились, но, учитывая, что он не весь домашний скарб и далеко не все фрукты-овощи пополам с домашней скотиной перечислить сумел, наш находчивый чиновничий люд найдет, что считать у получателей адресной социальной помощи. Попутно министерство труда и соцзащиты опровергло словам депутата мажилиса Бейбита Мамраева о том, что система «Е-халык», которая содержит сведения о том, кто в Казахстане может претендовать на АСП, дает сбои и функционирует некачественно.

«Причиной отсутствия сведений по адресам, квартир заключается не в отсутствии интеграции, а в отсутствии сведений в самом адресном регистре, который формируется и актуализируется местными исполнительными органами (управление архитектуры и градостроительства)», - сообщили в ведомстве.

В ведомстве утверждают, что система полностью работоспособна, через нее в рабочем порядке осуществляется прием заявлений. Назначение адресной социальной помощи осуществляется по одному документу, удостоверяющему личность – так это или нет, могут в ближайшее время оспорить или подтвердить в ходе предвыборной борьбы все семь кандидатов в президенты, которых 6 мая официально зарегистрировала Центральная избирательная комиссия Казахстана.  Самым первым кандидатом, сумевшим собрать необходимое количество подписей, стал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев – в его поддержку было собрано 313 тысяч 653 подписи из 17 регионов Казахстана.

В тот же день, 3 мая, официальное удостоверение из рук главы Центризбиркома получил кандидат Садыбек Тугел, баллотирующийся от общественного объединения «Ұлы дала қырандары» (Орлы великой степи). Доверенным лицам писателя-общественника удалось собрать 118 тысяч 140 подписей. Четвертого мая ЦИК зарегистрировал третьего кандидата на пост главы государства: им стал представитель от Федерации профсоюзов Амангельды Таспихов. В пятнадцати регионах Казахстана (кроме Алматы и Шымкента) 119 тысяч 577 человек поставили подписи в его поддержку.

В тот же день удостоверение кандидата получила первая в истории Казахстана претендент на высшую госдолжность Дания Еспаева от демократической партии «Ак жол»: в ее поддержку были собраны подписи 144 тысяч 098 человек во всех 17 регионах Казахстана. Шестого мая Центризбирком зарегистрировал оставшихся трех кандидатов. Первым одобрение ЦИКа получил представитель партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков: из 122 тысяч 309 подписей, собранных доверенными лицами кандидата в 15 регионах республики, достоверными были признаны 120 тысяч 754 подписи. При этом он заявил, что рассчитывает получить поддержку больше половины всех избирателей, живущих на селе.

«Считаю, что все существующие проблемы в стране необходимо решать с села. Именно этим я планирую заняться в случае победы на выборах», - пообещал кандидат от партии «Ауыл». Вслед за Рахимбековым одобрение членов Центральной избирательной комиссии получил претендент от Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков – в его поддержку были собраны 135 тысяч 506 подписей в 16 регионах республики. «Наша партия участвовала во всех президентских и парламентских выборах. Мы уверены в своей победе. Не скажу сколько процентов, подсчет голосов - дело избирательной комиссии. Дело политиков - привлечь как можно большее количество людей на выборы», - сообщил после получения удостоверения кандидата представитель партии коммунистов.

Отвечая на вопросы журналистов, Жамбыл Ахметбеков сообщил, что он близок к народу не только по духу, но и по уровню жизни. «До моего избрания в депутаты мажилиса я проживал в съемной квартире на Лесозаводе и ездил на старенькой Toyota Camry. Сейчас проживаю в квартире, выданной парламентом. Три года назад продал свое авто и оформил в кредит Toyota Highlander. Также у меня имеются личные сбережения в три миллиона тенге», - рассказал кандидат от народных коммунистов. Последним кандидатом, получившим удостоверение кандидата президента, стал претендент от движения «Ұлт тағдыры» (Судьба нации) Амиржан Косанов – из 131 тысячи 189 подписей в 14 регионах республики достоверными были признаны 129 тысячи 582 подписи в его поддержку.

Отметим, что изначально было девять кандидатов на участие в президентской гонке. Кандидат от Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев 29 апреля отозвал свое заявление о желании участвовать в президентских выборах. Второго мая кандидат от общественного объединения «Халық демографиясы» Жуматай Алиев провалил экзамены на знание государственного языка, допустив 19 ошибок в письменном задании. В результате Центральная избирательная комиссия Казахстана отказала ему в регистрации кандидатом в президенты Казахстана.

Напомним, что внеочередные президентские выборы пройдут в Казахстане 9 июня. Каждый кандидат после прохождения экзамена лингвистической комиссии на свободное владение государственного языка должен был собрать не менее 118 тысяч 140 достоверных подписей избирателей. Агитационная кампания кандидатов стартует 11 мая с 18:00. Регистрация кандидата может быть отменена ЦИКом в случае выявления органами государственных доходов недостоверности сведений о доходах и имуществе в представленных декларациях. Предвыборная агитация начнется сразу после окончания этапа регистрации и продлится до 00.00 часов 8 июня. День тишины - 8 июня.

Между тем, пример предвыборной агитации кандидатам подал аким Нур-Султана Бахыт Султанов, который на этой неделе встретился с жителями лесопосадочного участка района Сарыарка, чтобы провести с ними воскресный плоггинг (пробежка или прогулка, во время которой участники собирают мусор). Об этом глава города сообщил на своей странице в Facebook. «Сейчас там расположено 60 домов, где проживают 350 человек. Все вместе активно очистили от мусора всю территорию, собрали 2 тонны мусора», - написал аким Нур-Султана. Во время встречи жители задали вопросы, касающиеся жизнедеятельности своего участка, в том числе - обеспечения питьевой водой, прокладки дорог, установки освещения и детской площадки.

«Разъяснил активистам, что акимат уделяет большое внимание развитию окраин. В бюджет столицы уже заложены деньги для решения острых проблем этого района. Местные активисты не сидят сложа руки. По возможности своими силами пытаются решать проблемы, убирают территорию. Поблагодарил активных жителей, которые действительно помогают акимату», - отметил Султанов. Кроме того, в прошлое воскресенье, 5 мая, градоначальник встретился с жителями массива «Коктал 2», где вместе с ними посадил деревья.

Пока аким столицы убирает мусор собственноручно, житель Рудного Александр Павлов публикует на странице в соцсети «ВКонтакте» активиста Жана Ботанова запись с видеорегистратора с имитацией уборки улиц своего города – на кадрах запечатлен трактор, который поднимает грязь в воздух, сообщает региональное издание «Алау». Эта запись была также опубликована на блог-платформе акима Костанайской области. Автор видео сопроводил ее подписью: «От пыли горожане не могут спокойно вдохнуть чистый воздух даже в квартирах. Здания покрываются слоем пыли». По словам Павлова, уборка территории ведется формально. «Есть все основания подозревать ответственных должностных лиц в коррупции», - написал он.

После проверки региональным акиматом выяснилось, что работники компании «Рахат-2018» проводили работы по очистке и смету дорожных покрытий без предварительного увлажнения. В акимате Костанайской области было проведено совещание, на котором присутствовал руководитель этой организации. В связи с нарушением договора со стороны подрядчика работы, которые были проведены без соблюдения технологии, не будут оплачены. Но в то же время аким области Архимед Мухамбетов ответил автору письма, что ТОО «Рахат-2018» выполнило большой объем работ по уборке городских улиц, в которые входит удаление с проезжей части и лотков дороги отложений грунта и грязи после зимнего периода, очистка их от пыли и мусора, а также побелка бордюрного камня. В общем, хочешь покритиковать – сначала похвали, как говаривал один из героев фильма «Обыкновенное чудо»…

Андрей ЛОГИНОВ, Астана