Итоги столичной недели: Информационная цена свободы Бишимбаева

Главной новостью прошлой недели стало чудесное освобождение экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, осужденного в прошлом году на десять лет, условно-досрочно. Чудеса нашей демократии состоят в том, что информация о тех или иных обстоятельствах громких уголовных дел подается дозированно. КУИС не спешил разъяснять, что экс-министр в феврале подавал прошение о помиловании, которое было удовлетворено, срок ему сократили, потому с учетом нахождения под стражей он полностью отсидел время, достаточное по закону для УДО. В результате наши власти получили очередной головной геморрой в соцсетях под девизом: «Кого надо, того отпустят при любых грехах».

Напомним, что экс-министр национальной экономики и экс-глава холдинга «Байтерек» Бишимбаев в марте 2018 года был приговорен специализированным межрайонным судом по уголовным делам Астаны к 10 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать руководящие должности на госслужбе с конфискацией имущества, приобретенного на средства, добытые преступным путем. Ему вменялось в вину получение взяток на сумму 346 миллиона тенге и хищении 1,2 миллиарда тенге бюджетных средств при строительстве стекольного завода в Кызылорде в бытность его руководителем «Байтерека».

Вместе на скамье подсудимых оказались 22 человека – бывшие руководители и сотрудники АО «Байтерек Development», а также бизнесмены – руководители строительных компаний. Согласно версии обвинения, двоюродный брат Бишимбаева, Султан Нурлыбек, стал посредником при передаче взятки в два миллиона долларов при строительстве стекольного завода в Кызылорде – этот проект курировал непосредственно сам Бишимбаев. В декабре 2018 года суд Толебийского района Туркестанской области постановил перевести Бишимбаева в колонию общего режима после того, как Бишимбаев подал прошение о переводе его в колонию-поселение. В итоге экс-министр оказался в шымкентской колонии, из которой вышел на свободу по УДО 11 октября этого года.

Появление экс-министра на свободе произвело эффект разорвавшейся бомбы: при таком сроке выйти по УДО менее чем через год отсидки, даже учитывая почти полтора года следствия – круче был только фокус российского генерала Сердюкова, который из подозреваемых умудрился стать свидетелем по своему же делу. Естественно, что соцсети начали активно обсуждать этот пердимонокль, причем не в самом лучшем для властей свете – дело Бишимбаева было резонансным и не раз приводилось как пример непримиримой борьбы с коррупцией в стране, и вот оно заканчивается освобождением безо всяких объяснений…

Объяснения, конечно, последовали, но довольно запоздалые – вначале стало известно, что решение об условно-досрочном освобождении экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева было принято судьей Абайского районного суда Шымкента. А потом Комитет уголовно-исполнительной системы МВД разродился обоснованием этого освобождения: в КУИС сообщили, что ранее Бишимбаев обратился к главе государства с ходатайством о помиловании, которое в феврале 2019 года было удовлетворено путем сокращения назначенного ему срока наказания. «При рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении учитывается характеристика осужденного в местах лишения свободы, погашение иска, признание вины и другие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии необходимости дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы», - говорится в сообщении ведомства.

Также в КУИС рассказали, что Бишимбаев вину признал в полном объеме и раскаялся в содеянном, присужденный судом иск возместил. За период отбывания наказания Бишимбаев имел положительную характеристику и принимал активное участие в культурно-массовых мероприятиях. Оставшийся неотбытый срок наказания он будет находиться под пробационным контролем. В общем, все вроде бы вопросов не вызывает, за исключением одного – почему о помиловании и сокращении сроков экс-министра стало известно в сентябре 2019 года, а не в феврале, когда решение было принято? Ощущение такое, что решением по резонансному делу просто не хотели будоражить обывателя перед предстоящими президентскими выборами – но в результате вызвали еще больший ажиотаж сейчас…

Тут дело ведь не в личности Бишимбаева, а в отсутствии какой-то предсказуемости в государственной политики, которую заносит то в одну сторону, то в другую: то она карает коррупционеров направо и налево, невзирая на чины и регалии, то ударяется в гуманизм. И ладно бы эти крайности прослеживались только в антикоррупционном направлении, так нет же, уже даже председатель президиума национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев предлагает все преступления чиновников против бизнеса включить в одну главу Уголовного кодекса, чтобы упорядочить правоприменение соответствующих законодательных норм, то есть тут наш правоохранительный механизм тоже заносит. 

«Считаем, что преступления против бизнеса необходимо комплексно пересмотреть, расширить и сгруппировать в отдельной главе Уголовного кодекса», - сказал Кулибаев в ходе форума по защите бизнеса в пятницу в Генеральной прокуратуре. Он отметил, что такая законодательная практика существует в Узбекистане, в настоящее время НПП совместно с Академией правоохранительных органов Казахстана начала исследование возможности такого нововведения. По словам главы президиума нацпалаты, в прошлом году было зарегистрировано более 50 тысяч жалоб предпринимателей на вмешательство госорганов в их деятельность, в то же время по всем этим фактам, согласно данным органов правовой статистики, в дисциплинарном порядке наказано всего лишь 61 должностное лицо.

«Уголовные и административные меры воздействия практически не работают, везде почти нулевая статистика, система сдержек и противовесов не работает», - заявил Кулибаев. Напомним, что в настоящее время за воспрепятствование бизнесу предусмотрена уголовная ответственность по статье 365 УК РК, однако в прошлом году, несмотря на большое количество жалоб предпринимателей, ни одного уголовного дела по ней не было возбуждено. По статье 173 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность» в 2018 году вынесено всего 2 постановления о наказании. «Такой дисбаланс не может не обратить на себя внимание. Глава государства ясно дал понять, что любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса должны рассматриваться как преступления против государства», - подчеркнул глава президиума НПП.

Одновременно Кулибаев признал, что системная работа по гуманизации уголовного законодательства в отношении бизнеса привело к сокращению в 5 раз количества регистрации уголовных дел в сфере экономики, с 8 170 дел в 2015 году до 1 618 – в 2017 году. «За три года реформ, с 2016-го по 2018 годы, более 20 тысяч бизнесменов остались в экономическом обороте, сохранили свои предприятия и, соответственно, рабочие места», - отметил он. Но другой опасностью для национального бизнеса глава «Атамекена» считает чрезмерную налоговую нагрузку на бизнес, в связи с чем предлагает снизить ее хотя бы на фонд оплаты труда. «Предлагается унифицировать облагаемые базы всех платежей с фонда оплаты труда, объединить их в единый платеж и снизить суммарную его нагрузку до 20-25%», - сказал Кулибаев.

В настоящее время казахстанский бизнес обязан ежемесячно уплачивать за своих работников по пять платежей, которые составляют суммарно 31% от каждой зарплаты: индивидуальный подоходный налог в размере 10%, пенсионный взнос - 10%, социальный налог - 6%, взнос в Государственный фонд социального страхования - 3,5%, взнос в Фонд социального медицинского страхования - 1,5%. Глава президиума нацпалаты напомнил, что со следующего года эти выплаты составят уже 33% от каждой зарплаты. По его мнению, такая высокая нагрузка на фонд оплаты труда будет способствовать уходу работодателей в «серую» зону, когда работники будут получать зарплату – полностью или частично - в конвертах. Этому предложению НПП – уже полгода: в феврале заместитель председателя правления нацпалаты Рустам Журсунов признавал, что это повлечет за собой снижение госдоходов на 577 миллиардов тенге в год. Но подчеркивал, что они могут быть компенсированы за счет вывода части трудовых отношений из тени.

Помимо этого, Кулибаев заявил о необходимости стимулирования деловой активности в части активизации кредитования реального сектора со стороны банков. По его оценке, сейчас этот сегмент кредитования находится в стагнации: доля банковских кредитов к ВПП упала с 56,5% в 2007 году до 22% по итогам 2018 года, а по состоянию на август 2019 года объем кредитования юридических лиц еще снизился на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем потребительского кредитования на 1 июля 2019 года вырос на 22%, до 6 триллионов тенге. По данным Первого кредитного бюро 55% потребительских кредитов выданы без залога.

«Такая политика способствуют созданию проблем в будущем. Это бомба замедленного действия», - заметил спикер. По его данным, более 3 трлн. тенге средств банков размещены в Нотах Нацбанка под 9% годовых, что составляет 24% от текущего объема кредитования экономики. Кроме того, ЕНПФ управляет пенсионными средствами в размере 10,1 триллиона тенге – Кулибаев предложил направить часть этих средств на стимулирование внутреннего спроса в экономике. «Для этого предлагается проработать до конца этого года со всеми причастными государственными органами, институтами развития, Нацбанком, НПП и банками второго уровня вопрос запуска масштабной инфраструктурной программы с 1 января 2020 года, которая должна предусматривать реализацию инфраструктурных проектов в сферах дорожно-транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, образования и здравоохранения с элементами механизмов ГЧП», - заключил глава правления «Атамекена».

В общем, наши пенсионные деньги ни государству, ни бизнесу покоя не дают, хорошо еще, что их не вбухали в проект строительства в Нур-Султане линии легкорельсового транспорта, который лет 10 назад преподносился как высокорентабельный, а ныне критикуется руководством страны. Во вторник президент страны Касым-Жомарт Токаев потребовал от агентства по противодействию коррупции активизировать расследование в связи с проблемным строительством LRT. Глава страны заявил, что нужно проверить руководителей акимата, которые когда-то принимали решение о строительстве наземного транспорта.

«Правительство и акимат все же решили продолжать работу по вводу в действие, мягко говоря, спорного проекта. Другого выхода нет, как мне докладывают. Слишком далеко зашли. Попутно хотел бы обратиться к агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование. Нужно идти не по верхам, констатируя бегство за границу одних», - заявил президент на совещании по развитию столицы. Напомним, что бывший глава «Астана LRT» Талгат Ардан сбежал из Казахстана и в настоящее время находится в розыске по линии Интерпола из-за хищений средств, которые он совершил в 2014 году. «Это было запланированное бегство, понятно же. Не надо не замечать других, в частности, руководителей акимата, которые когда-то принимали решение. Подписи их есть. Это ведь не только проблема, которая курсируется на одном исполнителе. Это решение принимал акимат. Это очень спорный проект. Я настаиваю на том, что он спорный, экономически непонятный, но придется его реализовать», - заявил Токаев.

Тут напрашивается возвращение к освобождению Бишимбаева: проект стекольного завода, видимо, оказался не таким резонансным, как дело LRT, так что экс-министру пришлось (к его вящей радости) освободить авансцену для других примеров беспощадной борьбы с коррупцией. Правда, тут больше удивляешься не коррупции, а глупости тех, кто этот проект принимал и поддерживал – у действующего президента такое удивление прорезалось еще летом этого года и продолжается до сих пор. Он напомнил, что проект предусматривает строительство линии протяженностью 22,5 километра между аэропортом и новым железнодорожным вокзалом, на которой будет размещено аж 18 станций. «Слушайте, вы на соревнованиях по марафону бегаете больше, чем 22 километра. Восемнадцать станций – это значит чуть больше одного километра один отрезок пути. Я вообще не понимаю, как можно было такой проект пускать в дело», - обратился Токаев к представителям акимата и профильных министерств.

После чего поручил правительствуо и акимату города установить конкретные сроки возобновления работы, определиться по графику и реализации второй очереди строительства LRT. Разумеется, от опального проекта теперь все открещиваются – первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов после заседания сената парламента в четверг заявил журналистам, что его ведомство не участвовало в расчетах по проекту строительства легкорельсового транспорта. «Экономическое обоснование министерство финансов по LRT не утверждало. В соответствии с требованием законодательства - утверждает сам администратор», - ответил Шолпанкулов на вопрос СМИ о том, имеется ли под документами подписи представителей минфина. Таким образом, под раздачу теперь попадает только акимат Нур-Султана, который официально является администратором проекта LRT.

После заседания по развитию столицы во вторник руководитель департамента агентства по противодействию коррупции Сергей Перов заявил, что более десяти человек, в числе которых бывший руководящий состав акимата Нур-Султана, проверяются по делу о строительстве LRT. Наложено ограничение на их выезд из страны. Отметим, что на дороговизну проекта обращал внимание еще в 2013 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Спустя несколько лет были достигнуты договоренности с китайскими инвесторами. Завершить строительство LRT планировали к 31 декабря 2019 года, а запустить - летом 2020 года. Однако в апреле текущего года строительство было приостановлено из-за возникших проблем с финансированием со стороны китайских инвесторов. Сообщалось, что всего на счетах ликвидированного «Банка Астаны» замороженными остаются порядка 200 миллионов долларов проектных средств.

В июле 2019 года глава страны Касым-Жомарт Токаев раскритиковал строительство легкорельсового наземного транспорта. Он заявил, что не верит в окупаемость LRT, поскольку пассажиропоток между аэропортом и новым вокзалом в несколько раз меньше того, при котором проект окупится. Однако в правительстве считают, что проект останавливать нельзя, и заверяют: новый вид транспорта в столице появится в конце 2020 года. Тем временем, президент Казахстана на заседании лидеров стран СНГ в Ашхабаде предложил рассмотреть введение «Визы Содружества» – единого режима по типу Шенгенского соглашения, сообщила пресс-служба главы государства.

Токаев выразил уверенность в том, что такой подход позволит в разы увеличить туристический поток, при этом он указал на необходимость совместной серьезной работы экспертов. По словам Токаева, туризм приносит большие дивиденды многим государствам мира. «У каждой страны Содружества есть свои уникальные рекреационные, природно-ландшафтные и исторические объекты. Они могут достойно дополнить перечень наиболее привлекательных туристических направлений мира», – добавил президент Казахстана. Кроме туризма, казахстанский лидер выделил ряд других перспективных направлений для совместной работы в рамках Содружества: цифровые технологии, электронную коммерцию, свободную торговлю услугами. Он также призвал продолжить работу по снижению барьеров, имеющихся для торгового сотрудничества и товарообмена.

По итогам заседания была подписана Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве стран Содружества и иные документы. Председательство в СНГ в 2020 году переходит к Узбекистану, а очередное заседание Совета глав государств СНГ состоится в Ташкенте. Тут следует обратить внимание на то, что Токаев продолжил практику первого президента республики Нурсултана Назарбаева, который постоянно выдвигал инициативы достаточно громких и больших проектов на постсоветском пространстве. Сам Назарбаев в интервью телеканалу «Хабар» в пятницу дал понять, что инициатива Токаева – это инициатива самого Токаева.

«Президент Токаев советуется со мной, и когда обращается, я с высоты своего опыта и жизненного, и практического ради страны такие советы даю. Но советы советами, решение принимает тот, кто берет эти советы. Поскольку наш президент объявил первым пунктом повестки дня преемственность, я тоже хочу, чтобы преемственность была, - сказал первый президент страны. - Вообще, у Черчилля есть хорошие слова: "У меня нет никаких сомнений, что отдавать власть намного приятнее, чем брать ее". Я вот думал, что за такое выражение? Принимать - значит брать на себя ответственность, большую ответственность перед народом, перед всеми. Сможешь это делать или не сможешь? Если не сможешь, зачем туда идешь?» - добавил Елбасы.

И рассказал о качествах, присущих настоящему лидеру, которые, по его мнению, подпадают под определенный возрастной ценз, потому что первый руководитель государства всегда должен быть на белом коне, впереди, и иметь абсолютно сильную энергетику. «Если бы от родителей мне не досталась столь сильная энергетика, я бы, наверное, не выдержал, потому что годы были трудные, - подчеркнул он. - Казахи в своей истории никогда так не жили, как сейчас, это факт. Никто кроме нас на стыке двух веков не построил столицы такой, как наш город, который уже стал миллионником», - добавил первый президент страны. Одновременно подчеркнув, что нисколько не жалеет, что в марте 2019 года сложил полномочия главы государства. И вновь опровергнув слухи о существующем двоевластии в стране после его отставки с поста главы государства.

«Я слышу это все, читаю, смотрю. Это от лукавого. Сплетни специально запускаются людьми, которые не хотят стабильности в Казахстане, хотят, чтобы здесь драка была, раздвоение было и так далее. Это не имеет никакого основания под собой, поскольку Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления», - сказал Назарбаев. И еще раз подчеркнул, что советы Токаеву дает только тогда, когда тот о них просит. «Советуется - советую, не просит совета – не советую», - отметил он. Тут интересно было бы знать, советовался ли с первым президентом Касым-Жомарт Кемелевич, когда на том же совещании по развитию столицы заявил о необходимости ужесточить внутреннюю миграционную политику?

Во время совещания глава государства заявил, что городская инфраструктура не справляется с потоком населения. Подобная ситуация, по мнению Токаева, сложилась из-за отсутствия должного контроля за внутренними миграционными процессами со стороны уполномоченных органов. «Мы не можем сейчас пустить весь процесс миграции на самотек, это задача и акиматов, и наших правоохранительных органов - нам нужно навести строжайший контроль над внутренними миграционными процессами. Так больше продолжаться не может. Я в своем послании сказал, что большое население наших городов - это не признак гордости, это проблема, которую нужно решать», – заявил он. Президент обратился к чиновникам страны и поручил им не рапортовать о приросте населения, а продумывать нагрузку на медучреждения и школы, вовремя обеспечивать жителей необходимой городской инфраструктурой и не пускать процесс миграции на самотек.

Также Токаев высказался о потоке в Нур-Султан граждан из социально уязвимых слоев, которые получают регистрацию и становятся в очередь на жилье. «Происходит сильнейшая социальная напряженность. До сих пор не решен вопрос дефицита мест в учреждениях образования. В 14 школах учатся по 40 детей в классах. Из них восемь трехсменных школ. 85 тысяч детей стоят в очереди в детские сады столицы», – сказал президент республики. По официальным данным, численность населения Казахстана на первое июля 2019 года превысила планку в 18,5 миллиона человек. В Нур-Султане по состоянию на первое августа проживает 1, 1 миллиона человек.

Заявление об ужесточении внутренней миграционной политики вышло достаточно резонансным – настолько резонансным, что с журналистами пришлось объясняться заместителю премьер-министра Казахстана Бердибеку Сапарбаеву. Который пояснил, что смысл заявления президента сводился не к запрету на въезд и на проживание в столице, а к созданию условий в регионах, при которых люди не будут рваться на ПМЖ в столицу. Вице-премьер пояснил, что желание людей обучать своих детей в лучших школах и вузах страны объяснимо. И большинство казахстанцев едут в столицу за лучшей жизнью. Однако, по мнению Сапарбаева, каждый должен трезво оценивать свои возможности и понимать, что без жилья и работы жизнь в столице будет трудной.

«Нур-Султан не резиновый, и людям нужно разъяснять. Мы должны регулировать этот вопрос за счет решения вопросов региона. Запретить мы не можем, мы должны разъяснять и создавать соответствующие условия в регионах», - сказал вице-премьер Казахстана. А первый президент Казахстана в своем интервью каналу «Хабар» дал понять, что с подобными разъяснениями должна выступать партия Nur Otan, которая должна выйти из дремлющего режима и перейти к активным действиям. По мнению Назарбаева, партия, которая лидирует на протяжении двадцати лет, должна стать связующим звеном между народом и властью. «То есть знать все чаянья людей, у нас более 800 тысяч членов партии во всех регионах, селах, во всех городах и районах. Они все, как щупальца, знают, что там делается. Принимаются хорошие программы, решения, президент объявляет послания – и дальше что? Вот партия должна активно работать над тем, чтобы разъяснить», - отметил Назарбаев.

По его словам, в случае если, то или иное поручение будет не выполнено, то представители партии вправе спросить за это с соответствующих чиновников. «Сегодня роль политической партии – быть с народом, знать чаянья, доносить их до власти. А власть заставлять заботиться и не пропускать ни одной просьбы. В конце концов, когда человеку по-человечески объяснишь, то он уже понимает. А так вообще не разговаривать и сказать, что ты неправ – эта неправильная позиция. Поэтому я перед партией Nur Otan я ставлю такую задачу», - подчеркнул казахский лидер. Золотые слова – если бы в стране все разъяснялось вовремя, то шума бы по поводу освобождения Бишимбаева было бы значительно меньше, и Сапарбаеву бы про то, что Нур-Султан не резиновый объяснять бы не пришлось…

Кстати, не резиновым, как теперь выясняется, вполне мог бы в 90-х стать Туркестан: этот город также рассматривался при выборе городов-кандидатов для переноса столицы, признался в интервью телеканалу «Хабар» Назарбаев. «Я долгое время думал об этом, даже при выборе столицы я рассматривал его. Мы не перенесли туда столицу, потому что город был маленький в то время, - сказал Елбасы. - Это духовная столица не только Казахстана, но и всего тюркского мира, сейчас там строится прекрасный город. Идет застройка новых школ, музеев, гостиниц, медиа-центров, больниц, парков и аэропорта. Что плохого в развитии еще одного центра, города, области и увеличении населения? Даже сейчас его посещают сотни тысяч туристов, их число будет увеличиваться. Я радуюсь, что в республике появился новый город-миллионник, новая область», - добавил он.

Ну, и напоследок объяснил экономическое сближение с Китаем, предостерегая от ксенофобии в отношении граждан этого государства. «Россия и Китай - Богом данные соседи, куда ты от них денешься? А раз так, мы должны строить отношения и не поддаваться на провокации. У нас воры и преступники, сбежавшие за границу, оттуда вещают, честно говоря, мне их жалко просто. Жалко, без родины люди, ходят там, никому не нужные, и копают под собственную родину, думают о том, как бы сделать плохое в родной стране, - сказал он. - Я слышу сейчас, что Китай якобы нас захватывает. Где, кого захватил? Что, землю казахстанскую погрузят в вагоны и куда-то увезут? У меня есть договоренность с руководством Китая. Сколько специалистов приходят сюда, по окончании строительства все уходят. В свое время Ху Цзиньтао сказал мне: "Если не уходят, скажите, мы всех заберем назад», - добавил он.

Он заверил, что совместные с Китаем производства являются не переносом предприятий, а строительством самых нужных и передовых промышленных объектов для республики, и призвал казахстанцев избавиться от фантомных страхов перед китайскими инвестициями. «Кто такие инвестиции даст сегодня? Только у Китая есть такие деньги, все хотят. А когда к нам доброе отношение, у меня со всеми руководителями Китая были самые лучшие отношения. Сегодня председатель Си Цзиньпинь это подтверждает. Наоборот мы должны пользоваться этим, но быть умными. Мы поддержали Шелковый путь, потому что он нам очень выгоден. Сейчас от Тихого океана через Китай, Казахстан, Каспийское море, Кавказ в Европу везут грузы и Казахстан на этих контейнерах зарабатывает – мы будем ежегодно просто так зарабатывать 5 миллиардов долларов на этом транзите», - заключил Назарбаев.

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан