Итоги столичной недели: Митинги без предупреждения – или предупредительные митинги?

В министерстве внутренних дел Казахстана сообщили о задержании 26 граждан, пытавшихся провести несанкционированные митинги в Нур-Султане и Алматы в минувшие выходные. Отметим, что генеральная прокуратура республики предупреждала: выход на улицы по призыву организации ДВК, признанной в стране экстремисткой, будет пресекаться арестами сразу и без вопросов. Пока речь идет о гражданах, которые на улицы выходят под вопли Аблязова, не жаль ни их, ни сил государства, потраченных на борьбу со сторонниками фантомных идей, будто при беглом банкире все было бы лучше. Но вот что власти будут делать, когда и если на улицы выйдут уже не сторонники барона в изгнании, а имеющие самые что ни на есть насущные проблемы жители страны, пока не ясно.

По данным пресс-службы Генеральной прокуратуры, 26 октября, попытки проведения несанкционированных митингов сторонниками ДВК были предприняты в городах Нур-Султан и Алматы. «Несмотря на неоднократные предупреждения Генеральной прокуратуры о незаконности митингов, некоторые граждане отказались выполнять законные требования. На данный момент в полицию доставлено 26 человек для выяснения обстоятельств и рассмотрения вопроса о привлечении их к административной ответственности», - говорится в сообщении. В профильном ведомстве также призвали граждан не поддаваться на провокационные призывы и воздержаться от участия в незаконных акциях экстремистских организаций.

Накануне Генеральная прокуратура Казахстана сообщила, что будет принимать строгие меры к организаторам и участникам несанкционированных акций протеста экстремистской организации «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). По сведениям пресс-службы Генеральной прокуратуры, в случаях подтверждения фактов участия в незаконных акциях в отношении правонарушителей будет ставиться вопрос об ответственности по статье 488 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях - штраф до 50 месячных расчетных показателей (126 тысяч 250 тенге), а также арест до 15 суток. Если же эти действия причинят существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, то наступает уголовная ответственность.

Ее регламентирует статья 400 Уголовного кодекса – организация либо участие в несанкционированной акции, если они причинили существенный ущерб. Данная статья предусматривает наказание от штрафа в размере до 200 месячных расчетных показателей (505 тысяч тенге) до ареста на срок до 50 суток. При этом в надзорном органе напомнили, что, в соответствии со статьей 13 Закона «О противодействии экстремизму» не допускается проведение мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций с привлечением экстремистских организаций, использование их символики, распространение экстремистских материалов. То есть строгие меры к организаторам и участникам несанкционированных акций протеста принимаются только тогда, когда они открыто заявляют о своей причастности к признанной судом экстремистской организации.

Этот момент – заметают, потому что идут на митинг от ДВК или заметают, потому что идут на митинги – для страны принципиально важен. Ибо причин для митингов в стране хватает и без подсказок Аблязова. К примеру, шымкентская коррекционная школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая абсолютно не предусмотрена для инвалидов - в учреждении не соблюдаются элементарные требования безопасности, не говоря об отсутствии пандусов и специальных лифтов, чем не повод касками по асфальту постучать? Потому что члены рабочей группы республиканского совета по защите прав детей при партии Nur Otan, побывав в коррекционной школе №18 для детей с особенностями развития в Шымкенте, признают: у них складывается ощущение, что власти про нее просто забыли.

Изначально эта школа и не входила в списке проверок членами партии около полутора сотен школ и образовательных учреждений в Шымкенте и в Туркестанской области. Однако мать одного из ее учеников сумела достучаться до комиссии – и та завернула в это образовательное учреждение, чтобы убедиться в правоте ее претензий. «Территория учреждения непроходимая для колясочников, асфальт разбитый. Школа двухэтажная. На второй этаж детей на руках носят. Полы проваливаются, стены отваливаются. Такое ощущение, что забыли про нее, - отметила заместитель председателя республиканского совета по защите прав детей при партии Nur Otan Динара Закиева. - Есть много нарушений по хранению продуктов и организации питания и в этой школе, и во многих других. Их нужно устранять», - добавила она.

Капитального ремонта в здании коррекционной школы не производилось вообще, при этом в ней на сегодняшний день учатся 134 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети здесь находятся с утра до вечера. Обычные лестницы абсолютно непредусмотрены для детей, имеющих сложности в передвижении. «Все пять лет моего руководства добиваюсь проведения капитального ремонта здесь. Утвердили проект работ, смету на 122 миллиона тенге, теперь вот ждем выделения денег. Обещают на следующий год, - говорит в интервью агентству «Спутник-Казахстан» директор школы Гульнара Омарова. - Недовольство родителей тоже понимаем: дети-то чем заслужили такие условия? Мы по этой причине и детей принять не можем на учебу: нет мест. Советуем родителям в зависимости от состояния ребенка либо попробовать учебу в обычной школе, либо перейти на домашнее обучение», - добавляет она.

Определить ребенка-инвалида в другую специализированную школу в Шымкенте не получится: школа №18 — единственная в Шымкенте для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И при этом абсолютно не подходящая для их передвижения: единственное приспособление — пандус у входа. При этом в ходе проверки выяснилось, что и в обычных образовательных учреждениях в городе есть большие проблемы: в школе № 92 в жилом массиве «Сайрам» - небольшая и грязная столовая и спортзал в аварийном состоянии, а также один умывальник на всю школу. Воспитанники Сайрамской вспомогательной школы-интерната вынуждены мыться в старой бане с бетонным полом, а горячее питание, на которое выделяются бюджетные средства, получает только половина тех шымкентских школьников, на которых они рассчитаны.

Вот тут бы выйти с конкретным призывом – решить проблемы шымкентских (подозреваю – всех казахстанских) спецшкол. Равно как допустимы вполне протесты и против пыток в правоохранительных органах, которые распространены, как выясняется, даже в антикоррупционном ведомстве. На прошлой неделе пресс-служба департамента собственной безопасности министерства внутренних дел Казахстана сообщила о  том, что четверых сотрудников Антикоррупционной службы Восточно-Казахстанской области подозревают в совершении пыток: на ротивоправные действия сотрудников правоохранительных органов пожаловались двое жителей региона.

«В конце октября в ходе приема граждан на запрос жителей ВКО Т. и Б. представителем МВД сообщено, что по их обращению департаментом собственной безопасности МВД по факту применения к ним пыток сотрудниками антикоррупционной службы Восточно-Казахстанской области проводится досудебное расследование», - говорится в сообщении. По данным департамента, в настоящее время четыре сотрудника антикоррупционной службы Восточно-Казахстанской области признаны подозреваемыми в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 146 Уголовного кодекса Казахстана «Пытки». Согласно закону, виновный в совершении данного преступления наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В профильном ведомстве отметили, что данный случай не единичный. «В настоящее время расследуются уголовные дела о пытках подследственных сотрудниками агентства по противодействию коррупции, а также его территориальных департаментов по Акмолинской и Алматинской областям», - отметили в департаменте. Напомним, что ранее в своем послании народу Казахстана глава республики Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что необходимо предусмотреть строгую ответственность сотрудников антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия. Но тут хотелось бы понять, в отношении кого и с какой целью вообще провокации совершались-то: когда признания выбивают из экс-министра или крупного бизнесмена, оно хоть какой-то логике поддается. А когда пытки совершаются, потому что по-другому правоохранительный аппарат не работает, тут нужна чистка рядов, а не митинги…

Тем временем, наш бизнес тоже готов выйти на митинги в связи с некоторыми особенностями работы Евразийского экономического союза. Но там косяки хотя бы исправляются властями – так, на заседании Евразийского межправительственного совета в Москве в пятницу премьер-министр Казахстана Аскар Мамин заявил, что лекарства, которые зарегистрировали в одной из стран ЕАЭС, не стоит дополнительно проверять в других государствах Союза. «Мы постепенно движемся к общему рынку лекарственных средств. Помимо базового соглашения, комиссией принято уже 47 актов второго уровня, однако автоматического взаимного признания регистрационных удостоверений лекарств достичь не удалось», - сказал он. Сейчас даже при наличии единых правил регистрации в ЕАЭС необходимо подавать заявления в референтные государства.

«Согласитесь, неэффективно подвергать дополнительным проверкам продукцию известных мировых производителей, если в одной из стран уже проведена процедура регистрации», - высказался Мамин. Он считает, что нужно выработать предложения по созданию конкурентных условий на рынке жизненно важных лекарственных препаратов. В августе 2018 года сообщалось, что Евразийская экономическая комиссия завершила формирование единого рынка лекарств ЕАЭС. Уполномоченные органы стран Союза подтверждали возможность единой электронной регистрации лекарств, и теперь хотя бы фармацевтический бизнес получит послабление в плане регистрации своей продукции в странах союза.

На полях встречи в Москве, кстати, зона ЕАЭС расширилась за счет Европы: страны ЕАЭС и Сербия заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. «Уверен, что реализация соглашения позволит открыть новые экспортные возможности для наших стран и получить возможность нашим бизнесменам беспошлинный доступ на рынок Сербии», - сказал Мамин. Не знаем, что именно Казахстан может поставлять в Сербию, помимо нефти, но уже хорошо то, что следом казахстанский премьер поднял гораздо более насущную проблему, указав на то, что страны ЕАЭС являются прямыми конкурентами на зарубежных рынках по отдельным товарным группам, а административные барьеры на внутреннем рынке ЕАЭС мешают развитию взаимной торговли. Чтобы улучшить торгово-экономические связи с третьими странами и нарастить экспортные возможности, нужно решить некоторые вопросы, считает он.

«К сожалению, мы не видим динамики развития взаимной торговли по итогам периода этого года. Данная тенденция вызывает обеспокоенность. Развитию взаимной торговли препятствуют административные барьеры на внутреннем рынке ЕАЭС», - сказал Мамин. В Евразийскую экономическую комиссию направлены поправки в действующий порядок устранения барьеров, продолжил он. Мамин добавил, что нужно особое внимание уделять развитию каналов цифровой торговли, кроме того, в сельском хозяйстве надо создавать комфортную среду для стран ЕАЭС, считает глава казахстанского правительства. «Мы являемся прямыми конкурентами на зарубежных рынках по отдельным товарным группам. Считаю, что нам необходимо проводить совместную работу по выходу на рынки третьих стран», - высказался Мамин.

Он предложил поручить комиссии провести анализ присутствия сельхозпродукции стран ЕАЭС на зарубежных рынках и определить перечень товаров, по которым конкурируют государства. «Нужно предложить конкретные меры для увеличения экспорта. Увлечение экспорта должно стать следствием роста качества нашей продукции и ее глобальной конкурентоспособности», - добавил глава казахстанского кабмина. Его поддержал председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, который заявил, что устранять барьеры во взаимной торговле в ЕАЭС нужно как можно быстрее, хотя две трети барьеров, по его сведениям, уже ликвидированы.

«Что касается существующих препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы - эта тема всегда звучит, она действительно важна. Устраняются эти препятствия в рамках существующей "Дорожной карты". Напомню, изначально было выявлено 56 барьеров, удалось ликвидировать две трети - 36 барьеров», - заявил Медведев. По его мнению, темп устранения барьеров в настоящее время нормальный, но никто не возражает против его ускорения. «Но чем скорее мы все это устраним, тем быстрее будем двигаться вперед», - сказал российский премьер. Ну, и чтобы движение было особенно быстрым, Мамин предложил начать поэтапную отмену роуминга в странах Евразийского Союза.

«Евразийский экономический союз создавался, в первую очередь, для наших граждан. Каждый гражданин должен ощутить практические выгоды от экономической интеграции. В этих целях считаю необходимым начать работу по отмене роуминга мобильных операторов в рамках нашего интеграционного объединения», - заявил он. С точки зрения технологий отличий для оказания услуги своим гражданам и гостям нет, продолжил он. Вопрос заключается в различиях законодательств и межоператорских тарифов, считает премьер. «Европейский союз, учитывая все это, в 2017 году отменил роуминг. Предлагаю разработать и реализовать совместный план по поэтапной отмене роуминга, что позволит избежать потерь для операторов», - сказал премьер-министр Казахстана.

Мамин предложил создать специальную рабочую группу по роумингу в кратчайшие сроки. Ранее о возможной отмене роуминга в странах ЕАЭС сообщал председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин также заявлял, что страны Союза обсуждают возможность отмены роуминга внутри объединения. Так что как минимум одну выгоду от ЕАЭС на Бог знает какой год его существования мы, наконец, увидим, когда сможем звонить в Казахстан из России по внутренним тарифам. Отметим, однако, что наши власти продолжают искать внешнюю угрозу: на том же заседании в Москве глава российского правительства резко отреагировал на замечание американского министра о рисках вступления Узбекистана в ЕАЭС

Сотрудничество стран Евразийского региона не нравится коллегам из-за океана, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Масштабы международного сотрудничества впечатляют. Когда что-то происходит, часто это вызывает не только положительную реакцию, но и отрицательную. Подчас очень странную. Сегодня один из министров из США, находящихся в Узбекистане, не помню, какой, их там много, сказал, что сотрудничество между Евразийским Союзом и Узбекистаном затруднит присоединение Узбекистана ко Всемирной Торговой Оргаанизации», - заявил Медведев в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в расширенном формате.

По мнению Медведева, таким образом проявляются методы неконкурентной борьбы. «Странно слышать заявления от американской администрации, которая всячески вносит в сумятицу в организацию мировой торговли, ведет торговые войны и по сути дезорганизует международный торговый оборот», - подчеркнул он. Он добавил, что интеграционные процессы и соглашения в ЕАЭС, сотрудничество на континенте коллегам из-за океана не сильно нравятся. «Мы вне всякого сомнения работу с нашими партнерами в этом направлении продолжим. География нашего объединения расширяется. Российская сторона готова всячески этому способствовать», - добавил он. И подчеркнул, что странам Союза нужно выстроить трансграничный формат доверия, который позволит обмениваться документами в электронном виде.

О том, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев прорабатывает вопрос о присоединении страны к Евразийскому экономическому союзу, стало известно в начале октября этого года – спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко в интервью агентству РИА Новости заявила, что принципиальное решение президентом Узбекистана по вопросу присоединения к ЕАЭС уже принято. Матвиенко также выразила надежду, что процесс согласования не затянется, и страны будут иметь возможность сотрудничать в рамках евразийской семьи.

Помимо этого, главы правительств стран Евразийского экономического союза приняли совместное заявление с Китаем. Оно связано с вступлением в силу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Члены ЕАЭС и Китай придают высокую важность всестороннему развитию партнерских отношений, пишет сайт Евразийской экономической комиссии. Заявление глав правительств ЕАЭС и КНР – не соглашение о свободной торговле. Его положения не предусматривают снижение или устранение ввозных таможенных пошлин. Цель соглашения – упрощение торговых процедур и развитие кооперационных связей.

«Мы, главы правительств государств-членов ЕАЭС и глава правительства Китайской Народной Республики, рассматриваем вступление в силу соглашения как важный шаг на пути строительства пространства совместного экономического развития, сопряжения Евразийского экономического союза и инициативы "Один пояс, один путь", а также скоординированного развития инициативы Большого Евразийского партнерства и указанной инициативы Китайской Народной Республики», - говорится в совместном заявлении.

Стороны отметили, что поддерживают открытую и предсказуемую торговую политику без дискриминации. Дискриминации действительно становится чуть меньше – в конце октября стало известно, что после переговоров с Россией о снятии ограничений на экспорт казахстанского угля в Украину, которые казахстанское министерство торговли и интеграции вело с конца лета, Казахстан увеличит разрешенный объем транзита угля на Украину через Россию до 140 тысяч тонн в месяц. Соответствующие договоренности были достигнуты между Казахстаном и Россией в пятницу.

«Начиная с июля, объемы разрешенного транзита не превышали 90 тысяч тонн ежемесячно», - отметили в министерстве. Напомним, что ранее Россия ограничила экспорт своего угля на Украину. Это привело к переизбытку товара на внутреннем рынке. Как следствие, у россиян упал спрос на казахстанский уголь, в июле Казахстан хотел поставить через Россию на Украину 103,5 тысячи тонн угля, Россия одобрила квоту в объеме 60,2 тысячи тонн. В августе запросили объемы на уровне 240,8 тысячи тонн, одобрили – 86,5 тысячи тонн.

В сентябре Казахстан запрашивал разрешение на 189,7 тысячи тонн, российская сторона ограничила до 86,5 тысячи тонн. На октябрь заявка составляла 191,9 тысячи тонн, Россия одобрила – 86,5 тысячи тонн. «Позднее согласование даже этих пониженных объемов фактически привело к отказу от казахстанского товара украинскими покупателями», - отмечают в министерстве торговли и интеграции. Казахстан в июле-сентябре недопоставил украинским партнерам порядка 340 тысяч тонн угля. Угольный вопрос обсудили в ходе казахстанско-российской межправительственной комиссии. Тогда стороны договорились увеличить ежемесячные объемы провоза казахстанского угля на Украину на 40% - до 120 тысяч тонн. На ноябрь, по словам министра Бахыта Султанова, казахстанские экспортеры подали в Российские железные дороги заявки на транзит 204,61 тысячи тонн угля.

Тем временем, Казахстан собирается пускать транзитом по территории России еще и собственную нефть – в белорусском направлении. Политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев считает, что Беларусь заинтересована в диверсификации поставок нефти. В дополнительных направлениях экспорта углеводородов заинтересован и Казахстан, но конечная их стоимость может вызывать вопросы. Эксперт напомнил, что вопрос диверсификации нефти Беларусь поднимает уже не в первый раз. По его словам, ранее, казахстанскую нефть уже качали из Казахстана в белорусском направлении, однако в общем объеме экспорта ее количество было незначительным.

«Естественно, что Беларусь, как страна нефтезависимая, при этом имеющая достаточно хорошие мощности по нефтепереработке, заинтересована в диверсификации. В последние полгода, внешнеполитическое ведомство страны, президент, различные люди, которые ответственны за продвижение экспорта и вообще за товарооборот Беларуси с другими странами, пытаются найти альтернативы российской нефти», - сказал Эдуард Полетаев в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан. Проблема, по его мнению, заключается в том, какими будут затраты на транспортировку, а соответственно и конечная стоимость черного золота, так как для транзита казахстанской нефти Беларусь имеет довольно ограниченные возможности.

При этом эксперт уверен, что эти поставки не изменят существующего рыночного баланса. Соглашение о поставках казахстанской нефти в Беларусь пока не готово для подписания - необходимо согласовать дополнительные пункты: мнистр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев заявил, что основные моменты соглашения об экспорте нефти и нефтепродуктов в Беларусь согласованы, но сам документ пока не подписан. «Да, мы согласовали основные параметры по соглашению о поставках нефти и нефтепродуктов... Сейчас не будет подписано, потому что нужно внутригосударственные процедуры провести, сначала уполномочить меня или моего заместителя, они тоже должны, где-то подпишем уже», - сказал глава Минэнерго Казахстана журналистам.

В соглашении не указаны объемы, а лишь обговорены условия и правила поставок. Министр подтвердил, что белорусская сторона согласились на условия реэкспорта. «Мы предоставим белорусским партнерам возможность проведения переговоров с нашими нефтедобывающими компаниями: прежде всего, это наши нефтедобывающие компании на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане», - отметил Бозумбаев. В сентябре сообщалось, что Казахстан и Беларусь могут отложить подписание соглашения по поставкам нефти. Планировалось, что соглашение об экспорте казахстанской нефти в Беларусь будет подписано во время текущего визита главы республики Александра Лукашенко в Казахстан. Но, как пояснили в Минэнерго, если все формальности будут разрешены быстро, то подписание соглашения может состояться до конца 2019 года.

Ну, а пока мы ломаем головы, куда продавать нефть, Национальный банк Казахстана, собирающийся запускать в следующем году монету в 200 тенге, вынужден опровергать информацию о выпуске новых монет различных номиналов и их якобы вводе в обращение. «В связи с распространением в социальных сетях и мессенджерах сообщаем, что данные сведения не соответствуют действительности. На распространяемых картинках изображены коллекционные монеты, выпущенные в разные годы», - сообщает пресс-служба Национального банка Казахстана.

Национальный банк просит население осторожно относиться к подобного рода рассылкам и проверять данные. Официальная информация размещается на сайте ведомства и на страницах в социальных сетях. Ранее сообщалось, что в 2020 году Национальный банк планирует выпустить в обращение монету номиналом 200 тенге. Данное решение принято для увеличения срока службы денежных средств низших номиналов. Банкноты номиналом 200 тенге изнашиваются в течение 1-1,5 лет. Для сравнения, банкноты более высоких номиналов и монеты служат значительно дольше. Срок службы монет составляет – 10-15 лет. Банкноты номиналом 200 тенге остаются законным платежным средством и обязательны к приему по всем видам платежей. Из оборота они будут изыматься по мере естественного износа.

Так утверждает пресс-служба Нацбанка, однако неизвестно, как на это отреагируют, к примеру, магазины – у нас купюры часто уже выходили из оборота, и зачастую их отказывались принимать задолго до истечения положенного срока. Однако ж административных, а уж тем более уголовных дел по поводу такой демонстрации пренебрежения к монетарной политике государства никто до сих пор не понес…

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан