Итоги столичной недели: Водная болезнь Казахстана и неравенство акимов с Nur Otan

На прошлой неделе первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с представителями региональных филиалов партии Nur Otan, лидером которой он является. Отчеты с этой встречи были традиционными, то есть информативно нулевыми, но один момент обратил на себя внимание – Назарбаев вновь заявил о необходимости модернизировать партию власти. Учитывая то, что призывы к модернизации деятельности нашего рулевого звучат уже около года, можно сделать вывод, что темпы этой самой модернизации оставляют желать лучшего. А если прибавить к этому то обстоятельство, что недовольство госпрограммами по поддержке всего и вся, разработанными при участии партии власти, высказывает открыто крупный бизнес, а партийцы нет-нет, да и оказываются в эпицентрах всякого рода скандалов, становится очевидным, что оценка «оставляет желать лучшего» в отношении модернизации партии является еще очень мягкой.

Напомним, что о необходимости модернизации партии власти елбасы говорит с начала ноября, напоминая партийным соратникам, что при модернизации уклада жизни в стране и экономики на старых лозунгах выехать в политике достаточно затруднительно. Даже если существуют заслуги прошлых лет в виде «стабилизации положения в стране, выполнения намеченных задач по развитию Казахстана, улучшению социального положения его населения». Ту же самую мысль Назарбаев пытался донести на встрече с представителями региональных филиалов партии Nur Otan уже в конце ноября, в этот понедельник. На этом совещании первый президент Казахстана назвал ряд ключевых направлений для дальнейшего повышения эффективности работы партии на местах. «Нам нужно кардинально усилить партийную ответственность каждого акима и депутатов фракции в маслихатах, сегодня все реформы направлены на развитие регионов. Так, только за последние 10 лет местные бюджеты выросли почти в три раза, составив 4,7 триллиона тенге. Важно обеспечить четкий партийный контроль над расходованием выделяемых средств. Кроме того, следует принять меры по дальнейшему улучшению работы депутатов и укреплению статуса всех маслихатов», - сказал, в частности, он.

Председатель партии также указал на важность консолидации общества вокруг действующего президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и принятия мер по реализации поставленных им задач, попутно указав на важность организации работы по продвижению и разъяснению ключевых приоритетов Стратегии развития Казахстана до 2050 года. «Правительством приняты программы по поддержке регионов, особенно направленные на поддержу сел, создание новых рабочих мест и решение социальных вопросов. К примеру, до 2026 года предусмотрено выделение около 2 триллионов тенге для поддержки сел. В ближайшие три года с целью обеспечения населения чистой питьевой водой будет выделено 560 миллиардов тенге. Если будет обеспечен четкий контроль исполнения, то уже к концу 2023 года все сельские местности будут иметь доступ к качественной питьевой воде, - добавил казахстанский лидер. - Успехи Казахстана за годы независимости неразрывно связаны с нашей партией, ежедневной работой сотен наших партийцев. Я, как председатель партии, и мы все должны поддерживать нового президента, который в своей инаугурационной речи первой называл преемственность, то есть, продолжение того, что мы делаем. Это очень важно. Мы должны работать на опережение. Поэтому и ведется перезагрузка партии», - заключил он.

Вот не зря глава партии, говоря об обеспечении сел качественной питьевой водой употребил слово «если» в контексте контроля: еще в начале октября этого года спикер Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин раскритиковал министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева за это самое водообеспечение страны. Напомним, что тогда на пленарном заседании нижней палаты парламмента депутат Сергей Симонов обратился с вопросом с Магзуму Мирзагалиеву, связанному с сокращением финансирования программы строительства и реконструкции систем водоснабжения и гидротехнических сооружений, с 19,4 миллиарда тенге до 10,1 миллиарда. «При внесении корректировки бюджета таких изменений не предвиделось. Сокращение финансирования наблюдается практически по всем областям и по многим объектам. По семи новым объектам средства урезаны до минимума, по 10 объектам финансирование уменьшено на завершение проектов. Получается, чтобы в отчете правительства по исполнению бюджета за 2019 год вышло исполнение программы на 99,99%, делаются данные корректировки. Картина красивая, а результата нет. В итоге мы не решаем поставленную Елбасы программу по обеспечению питьевой водой населенных пунктов к 2020 году. С чем связано неосвоение 50 процентов средств, выделенных по данному вопросу? Это недоработка в планировании бюджета или результат некачественного исполнения. Кто будет нести ответственность?», - поинтересовался тогда депутат.

Министр экологии, геологии и природных ресурсов в ответ заявил, что урезание финансирования связано с попыткой навести порядок в реализации программы: в причины были отнесены некачественная проектно-сметная документация и судебные разбирательства с непорядочными подрядчиками. «Данный вопрос будет постоянно на нашем контроле», - заверил министр, на что спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин отрезал: «Нет, Магзум Маратович, он у нас будет на контроле». «Ваш ответ ни о чем: вы констатируете то, что вам депутат сказал, пляшете вокруг, - продолжил спикер. - Посмотрите цифру, которую сейчас назвал депутат. 50 процентов средств запланировано, не освоено, ну как же так? Я думаю, что это результат того, что министр не понимает, как эту работу организовывать. Вы меня извините, из ваших ответов, Магзум Маратович, такое складывается впечатление. Общие фразы: усилим, расширим, подтянем. Отсюда такие цифры. Профессионально этим надо заниматься, а не дилетантские, кавалерийские наскоки делать. Это очень серьезная работа. И начинается она, действительно, с технико-экономического обоснования. Вот где профессионализм нужно проявлять. Конечно, субботники тоже важно организовывать, в особенности для СМИ, но такую работу кто за вас будет делать, дорогой господин министр?» - добавил спикер палаты.

История с проблемами водоснабжения в стране получила развитие на прошлой неделе, когда в парламенте прошли слушания на тему «Водная безопасность Казахстана: состояние, проблемы и рекомендации». После которых сенатор Кайрат Кожамжаров дал понять, что ситуация в стране плачевная: по его сведениям, 51% сельских населенных пунктов в Казахстане по-прежнему не имеют доступа к чистой питьевой воде, а их население составляет почти 2,5 миллиона человек, или 13% населения. И ладно бы проблемы были только в ауле, но из 87 казахстанских городов до сих пор только 58 имеют канализационно-очистительные сооружения, при этом состояние многих из них аварийное. «В 29 городах они совсем отсутствуют – сточные воды просто сбрасываются в окружающую среду», — добавил Кожамжаров. При этом, по словам депутата, в стране 29 из 50 проектов реконструкции гидротехнических сооружений и групповых водопроводов реализовано с нарушением сроков сдачи в эксплуатацию от одного до 10 лет.

Он также отметил, что фактическая производительность свыше 30 групповых водопроводов составляет более 86 тысяч кубометров воды в сутки при плане более 455 тысяч кубометров. С 2011 года на них произошло более двух тысяч аварий. «С нарушением требований Водного кодекса из имеющихся в республике более чем 400 плотин декларации безопасности имеют только шесть. Остальные эксплуатируются вне норм безопасности. Износ плотин в среднем составляет 40%, и 82% из них функционируют 40 и более лет», – продолжил рисовать апокалипсическую картину представитель Сената. Вполне естественно, что все это сопровождается банальным казнокрадством: правоохранительными органами за последние три года в сфере водных ресурсов выявлено 102 уголовных правонарушения с ущербом свыше пяти миллиардов тенге, за что осуждено 30 должностных лиц. Тему казнокрадства и раздолбайства в водной сфере продолжил счетный комитет, по заключению которого, износ основных водоканалов в республике составляет 56%, больше всего в Алматы – 67%, Карагандинской – 69%, Павлодарской — 61%, Алматинской – 60%, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях — 55%.

Глава Счетного комитета Наталья Годунова в ходе слушаний указала на то, что реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений осуществляется с многочисленными нарушениями норм бюджетного законодательства. Установлены при этом, по ее словам, многочисленные факты корректировки проектно-сметной документации. Так, к примеру, при строительстве Эскулинского водовода в Жезказгане Карагандинской области техсоветом была произведена замена полиэтиленовых труб на стеклопластиковые на сумму 385 миллионов тенге, в результате чего после завершения строительства при гидравлических испытаниях группового водовода произошло 69 порывов, на ликвидацию которых было дополнительно потрачено 1,1 миллиарда тенге для замены труб на полиэтиленовые. В целом же, только по десяти проверенным водохозяйственным объектам завышение сметной стоимости составило 5,5 миллиарда тенге. «На эти средства можно построить пять школ по 600 мест каждая», – заметила Годунова.

Она также указала на факты, когда строительство систем водоснабжения осуществляется в нарушение проектно-сметной документации или даже совсем без ее разработки, или с проектной мощностью, не соответствующей установленной норме водопотребления. Иногда, наоборот, построенные объекты не обеспечивают норму потребления воды того числа людей, которые там проживают. В качестве такого примера она назвала водопровод в селе Акколь Павлодарской области, где при потребности для обеспечения водой проживающего населения (588 человек) в 70,5 м³/сутки фактически составляет 50 м³/сутки. Как итог: сейчас эту проблему можно решить лишь предусмотрев в рабочем проекте строящегося водопровода резервный резервуар. Однако такая работа не проведена. В целом, по данным Годуновой, по результатам госаудита расходования бюджетных средств Комитетом по водным ресурсам выявлено 2,5 млрд тенге финансовых нарушений, 26,3 млрд тенге неэффективного планирования и использования государственных ресурсов, 189 процедурных нарушений.

Между тем уровень изношенности коммунальных сетей по итогам 2018 года составил 57%. При этом уровень их обновления низкий и ежегодно составляет в среднем немногим больше 5%, что приводит к огромным сверхнормативным потерям воды. Высокий уровень утечки воды и неучтенных расходов в 2018 году зафиксирован в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, а также в Акмолинской, Жамбылской, Актюбинской и Костанайской областях. Всего же за прошлый год утечка и неучтенный расход воды составили 218 млн куб. м, а общая сумма потерь из-за изношенности водопроводных сетей достигла 16 миллиардов тенге. Вот и получается, что при огромном количестве операторов государственных программ, которым выделяются огромные деньги на их реализацию, отдуваться за все в конечном счете приходится акимам: в пятницу аким Алматы Бакытжан Сагинтаев пообещал, что к 2023 году все жители самого крупного казахстанского мегаполиса будут обеспечены питьевой водой на 100%. «Работа по проведению линий водоснабжения и канализации уже началась. 105 тысяч жителей 23 микрорайонов в полном объеме будут получать питьевую воду в 2023 году», - заявил аким. Так может партийцам не побояться – и настоять, чтобы деньги по госпрограммме и были переданы алматинскому акимату, а не уходили в песок через министерства и ведомства? Смелость в выдвижении каких-то решений - это тоже своего рода модернизация…

Регионы у нас вообще в последнее время отличаются большим умом и сообразительностью, чем центр – видимо, нужда к тому подталкивает. Так, власти Кызылординской области уже сейчас ищут замену нефтедобычи в вопросах поступлений в бюджет, поскольку добыча нефти в Кызылординской области сократится на миллион тонн уже в 2019 году, о чем в интервью агентству Sputnik Казахстан сообщил заместитель акима области Бахыт Жаханов. «В текущем году мы планируем, что будет добыто 5 миллионов 200 тысяч тонн нефти. Это меньше, чем в прошлом году, практически на миллион тонн», - сказал Жаханов в кулуарах секции о государственно-частном партнерстве в рамках форума Baikonyr Invest. Сокращение объемов добычи нефти связано с обводнением месторождений, пояснил он. «Вместо выхода нефти идет больше выход воды. В скважинах запасы нефти снижаются. Надо проводить дополнительную геологоразведку. В более глубоких слоях, говорят, нефть есть», - сказал заместитель акима. В связи с этим в регионе стоит задача диверсифицировать производство, чтобы местный бюджет не зависел только от нефтяников: речь идет о развитии экономики простых вещей, таких проектов, как выпуск кальцинированной соды, стекольный завод, восстановление свинцово-цинкового месторождения «Шалкия».

«Это, в принципе, должно вытягивать нашу область в бюджетном плане», - считает замакима. Одновременно он не исключил выделения в будущем средств из бюджета на геологоразведочные работы на поиски новой нефти на больших глубинах. В Нур-Султане же, напомним, наоборот увлечены планами по увеличению нефтедобычи в стране за счет трех крупнейших месторождений – Кашагана, Тенгиза и Карачаганака, при этом вопрос о том, а что делать с оставшимися без работы нефтяниками в остальных нефтедобывающих регионах страны, оставляется центром на усмотрение региональных властей. Которые, насмотревшись на ошибки в столице, начинают взвешенно подходить ко всяким «стройкам века», вроде легкорельсового транспорта. Уже упомянутый аким Алматы Бакытжан Сагинтаев честно заявил, что у алматинского акимата пока нет четкого понимания возврата денежных средств для запуска легкорельсового транспорта (LRT). И подчеркнул: для того, чтобы начать строительство, необходимо все просчитать.

«У нас есть проект, согласно которому требуется 123 миллиарда тенге, но эта сумма рассчитана только на строительно-монтажные работы. Откуда нам взять эти деньги? Это же в рамках государственно-частного партнерства и деньги потом надо вернуть», - сказал Сагинтаев. При этом, напомнил он, акиматом и так каждый год закладывается более 30 миллиардов тенге на субсидии для транспортников, а как только LRT заработает в городе, придется эту сумму увеличить, потому что стоимость проезда в такого вида транспорте будет дороже, чем в автобусе. «Мы этот проект должны будем субсидировать. Все расчеты мы направили в министерство национальной экономики, при котором функционирует государственно-частный центр, где будет рассматриваться этот вопрос», - отметил Сагинтаев. При этом, по его данным, частные парки Алматы закупили в этом году 172 автобуса, за счет средств городского бюджета акимат приобрел еще 260 автобусов, функционирующих на газе – и доля обновленного парка автобусов равна 90%, так что у легкорельсового парка имеется достаточно развитые конкуренты, к  тому же в настоящий момент начата модернизация всей троллейбусной сети.

«Акимат уделяет внимание переходу на экологически чистые виды общественного транспорта. Именно поэтому на один из самых протяженных маршрутов города выведено 10 электробусов», - заявил Сагинтаев. Правда, трамваи на алматинские улицы уже не вернутся, но и без них необходимость появления в Алматы легкорельсовых вагонов вызывает большие вопросы. Понятно, что одним из его преимуществ является движение без ограничений, потому что линия будет распологаться над пробками и светофорами, но и тут есть конкурент: метро - Сагинтаев пообещал, что метро будет достроено. «Мы в этом году при уточнении бюджета еще больше взяли на строительство метро. Правительство поддержало нас и выделит более 20 миллиардов тенге для дальнейшего строительства метрополитена. Нас ждет строительство четырех станций, - отметил аким. - Зарплата тем, кто занимается строительством двух станций, выплачена за октябрь, оплата за ноябрь будет произведена согласно законодательству до 10 декабря. Не будет никакой задержки. Однако, если руководитель метрополитена сознательно не будет выплачивать зарплату, тогда он будет отвечать по закону согласно трудовому кодексу. У него есть деньги на счету», - заключил он.

Сагинтаев также прокомментировал возможность своей отставки в случае если его подчиненные попадутся на коррупционном преступлении. По его словам, если вина сотрудника будет доказана судом, то, он, естественно, должен подать в отставку. «Но как гласит норма закона, это уже право президента – принимать или не принимать эту отставку. В таком случае, я буду действовать согласно нормам закона», - заявил аким. Напомним, что 28 ноября глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал закон об ответственности руководителей за коррупцию подчиненных. Документом впервые на законодательном уровне закреплена ответственность руководителей за своих подчиненных. Таким образом, отныне политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, акимы районов обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.

«Согласно новой редакции Закона, первый руководитель обязан подать в отставку в течение 10 календарных дней после вступления в силу обвинительного приговора суда либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении его непосредственного подчиненного», – пояснил первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов. С министрами и акимами теперь все ясно, но вот вопрос – а кто будет нести ответственность за прегрешения наших депутатов, как парламента, так и маслихатов, которые, кстати, практически стопроцентно – из «Нур Отана»? Вопрос не праздный – в конце недели стало известно, что депутат Актюбинского областного маслихата задержан и водворен в изолятор временного содержания департамента полиции Нур-Султана.

Как сообщает Антикоррупционная служба, депутат областного маслихата – член комиссии по вопросам депутатских полномочий и этики, законности, правопорядка и работе с общественностью подозревается в пособничестве управляющему директору – члену правления АО «Аграрная кредитная корпорация» холдинга КазАгро МСХ РК при хищении 20 млн тенге. «Досудебное расследование продолжается. Решается вопрос об избрании меры пресечения. Окончательное решение о степени виновности будет вынесено судом», – говорится в сообщении. Как ранее сообщалось, Антикоррупционной службой проводится следствие в отношении управляющего директора – члена правления АО «Аграрная кредитная корпорация» холдинга КазАгро МСХ РК по подозрению в совершении коррупционного преступления. Но тут важно не это, а другое – в случае, если вина будет доказана, руководитель первичной партийной ячейки готов будет уйти в отставку? Ведь если партия требует этого от министров и акимов, то должна быть готова и к тому, что в отношении ее функционеров будет исповедоваться тот же самый подход…

На пресс-конференции акима Алматы случилось еще одно примечательное событие – Сагинтаев озвучил размер своей зарплаты: 950 тысяч тенге. «У меня зарплата как у всех акимов - 950 тысяч тенге, с учетом налогов выходит чуть больше 700 тысяч на руки», - уточнил он. Сагинтаев также рассказал, сколько составляет среднемесячная зарплата алматинцев: в третьем квартале она превысила 220 тысяч тенге. «Увеличение по номиналу – на 12,3%, в реальном выражении доходы горожан выросли на 6,7%», - уточнил аким. В августе этого года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал о своей заработной плате – на руки, по его словам, получает 762 тысяч тенге. К чему такое внимание к зарплате акимов? Дело в том, что в пятницу во время встречи с парламентариями председатель президиума национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Тимур Кулибаев констатировал кратное отставание роста доходов казахстанцев от роста цен, которое может спровоцировать очередную проблему с невозвратом потребительских кредитов.

«За последние четыре года цены на продовольственные товары выросли на 37%, на непродовольственные товары – на 42%, на этом фоне реальные доходы населения увеличились лишь на 11%.  Нехватку доходов на первичные потребности население вынуждено решать посредством потребительских кредитов», – сказал Кулибаев. По его сведениям, за этот же период объем кредитования граждан вырос на 22%, или до 6,2 трлн тенге. Глава президиума нацпалаты считает, что в этом росте заложены большие риски для устойчивости банковской системы, поскольку, по его утверждению, более половины таких кредитов выданы без залога. Он напомнил, что по поручению президента правительством уже приняты решения по повышению зарплат учителей и работников здравоохранения. «Для повышения статуса бюджетников, число которых превышает 1,6 млн человек, необходим кардинальный рост заработных плат. Учитывая, что фонд оплаты труда бюджетников оценивается в сумме 2,2 триллиона тенге, для вышеуказанного увеличения необходимо 2,9 триллиона тенге дополнительных расходов госбюджета за три года или в среднем один трлн тенге ежегодно», – уточнил спикер.

Однако решить проблему отставания роста доходов населения от роста цен только за счет бюджетных вливаний невозможно хотя бы потому, что 80% населения занято в частном секторе. Кулибаев считает, что государство должно решать их финансовые проблемы опосредованно, через помощь в увеличении доходов их предприятий, которые, в свою очередь, смогут увеличивать зарплату своим работникам. «Здесь имеется два ключевых аспекта: доступ к финансам и сбыт», – отметил глава президиума нацпалаты. По его сведениям, сегодня кредитный портфель банков составляет 13,4 трлн тенге, но внутри этого портфеля отмечается снижение объемов кредитования юридических лиц на 5,4%, при этом объем банковских займов малому и среднему бизнесу просел еще больше – на 12,5%. В результате в стране снижается количество средних предприятий и сокращаются объемы инвестиций в основной капитал.

Кулибаев сослался на данные исследования казахстанской экономики со стороны Всемирного банка, согласно которым большинство казахстанских предприятий (62%) держится «на плаву», не имея возможностей для дальнейшего развития. «Это коррелируется и с нашими цифрами: проведенный в октябре 2019 года экспресс-опрос показал, что 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займа на оборотные средства. Зачастую это связано с высокими требованиями банков, высокой ставкой по кредиту и недостатком залоговой базы», – подчеркнул Кулибаев. В то же время, считает он, бытующее мнение об отсутствии качественных проектов у казахстанского бизнеса, которые банки могли бы кредитовать без высоких рисков, ошибочно. Глава НПП сослался на опыт госпрограммы «экономики простых вещей», за полгода реализации которой желание воспользоваться механизмами льготного кредитования изъявили более 1 тыс. 800 предпринимателей, при этом на данный момент уже одобрено к финансированию 586 проектов на сумму 182 млрд тенге, еще 357 проектов на сумму 215 млрд тенге находятся на рассмотрении.

Кулибаев отметил, что ужесточение регулирования и надзора банков существенно затрудняет доступ бизнеса к финансам, и предложил для решения проблемных вопросов с залогами при кредитовании смягчить пруденциальные нормативы в части требований к залоговому обеспечению. При этом риски банков предлагается нивелировать за счет внедрения цифровых технологий, формата цифровых кредитных досье клиентов и информационных систем управления рисками. По его мнению, это позволит проводить экспресс-анализ компании и достоверно оценивать ее благонадежность за счет проведения рейтингов на основе базы данных информационных систем. Тут вот что интересно: почему это все озвучивается главой президиума НПП, а не партийцами из «Нур Отана»? Они живут в другом государстве, не в том, в котором живет Кулибаев? И почему глава президиума НПП имеет смелость сказать о том, что все отчеты о росте благосостояния населения – это всего лишь успокоительные мантры, а действительность несколько хуже партийных отчетов, а партия, наш рулевой, этого или не видит, или, что еще хуже, не хочет видеть?...

В продолжении темы – информация о том, что в министерстве национальной экономики Казахстана выявили причины роста цен на социальный хлеб. Об этом на пресс-конференции в службе центральных коммуникаций рассказал председатель комитета по защите и развитию конкуренции ведомства Рустам Ахметов. «С начала года цена на муку выросла на 29,7% и на хлеб первого сорта на 13,3%. Мы выясняли причины повышения цен. По предварительной оценке, рост цен на муку, хлеб и макароны обусловлен ростом цен на пшеницу», - сказал он. Напомним, что в 2019 году урожай пшеницы в Казахстане сократился на 3,1 миллиона тонн по сравнению с 2018 годом. При этом цены на пшеницу третьего сорта выросли с 58 до 70 тысяч тенге за тонну. «То есть неурожай, более сниженное производство муки – все эти факторы сыграли на рост цен на хлеб» - добавил глава комитета. Еще одной из возможных причин стал ценовой сговор на рынке, выявленный специалистами из министерства национальной экономики.

«Предварительный анализ ситуации на рынке показал, что имеются признаки для ценового сговора. В связи с этим в адрес субъектов производителей хлеба мы направили уведомления о наличии признаков нарушения. В итоге около 70% из них добровольно снизили цены», - продолжил Ахметов. А руководитель управления АПК комитета по защите и развитию конкуренции Асемгуль Нурмагамбетова рассказала, что средняя цена на социальный хлеб по Казахстану, по данным органов статистики, составляет 87-88 тенге. «Самая высокая цена у нас наблюдается в Уральске – 101 тенге, самая низкая цена – 69 тенге - в Петропавловске», - заявила она. Что касается прогноза на будущее, он вряд ли способен утешить обывателя: любые рынки агропромышленного комплекса подвержены сезонному всплеску цен, заметил председатель Комитета по защите и развитию конкуренции, комментируя вопрос вероятного роста цен на продукты питания накануне новогодних праздников.

«Скорей всего, мы увидим некоторое увеличение цен в следствие увеличение спроса», - сказал Ахметов, охарактеризовав такое явление как нормальное рыночное поведение любого бизнеса. При этом он подчеркнул, что для антимонопольного органа важно, чтобы повышение цены не состоялось в результате договоренности между нескольких оптовых поставщиков. «За этим мы будем следить», - пообещал спикер. По его словам, на сегодняшний день акиматами утверждены пороговые значения розничных цен на сельхозтовары. И в случае превышения этих пороговых значений акимы вправе установить предельно допустимые розничные цены и привлекать к административной ответственности за их несоблюдение субъектов рынка. Параллельно проводится антимонопольный контроль за ценовыми сговорами на рынках, условием применения которого является наличие рыночной доли субъекта рынка не менее 5% и признаков сговора.

В целях недопущения нарушений законодательства в области защиты конкуренции, Комитетом с начала года назначено 7 расследований в отношении субъектов рынка, осуществляющих реализацию хлеба, гречневой крупы, сахара, мяса кур, подсолнечного масла. Кроме того, в адрес субъектов рынка направлено 187 уведомлений о наличии в действиях (бездействии) субъектов рынка признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции на рынке реализации плодоовощной продукции, мяса кур, говядины, муки, хлеба, рожек, риса, крупы гречневой, яиц, молочной продукции, масла подсолнечного. На товарном рынке мяса, уведомления вынесены в отношении оптовых поставщиков в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, на товарном рынке хлеба уведомления вынесены в  Актюбинской, Акмолинской, Атырауской, Павлодарской, Жамбылской, Карагандинской, Западно-Казахстанской, Алматинской областях.

«В третьей декаде ноября антимонопольным органом вынесено 80 уведомлений крупнейшим торговым сетям, таким как: «Рамстор», «Астыкжан», «Кенмарт», «Small», «Magnum Caskery», «Metro Caskery». Из общего числа уведомлений, 78 уже добровольно исполнены путем отмены повышения цен. В соответствии с уведомлениями субъектами рынка приняты меры по снижению цен. Кроме того, в связи с публичным заявлением о повышении цен, внесено 7 предостережений руководителям производителей муки и хлеба. Работа в данном направлении будет продолжена», - резюмировал чиновник. При этом он сообщил, что в случае не исполнения данных уведомлений в 10 дневный срок, в отношении субъектов рынка будут инициированы расследования. Напомним, что при установлении фактов сговора участники рынка могут быть привлечены к административной ответственности с наложением штрафа в размере от 1 до 5% от дохода, полученного в результате сговора. И вот тут подключить бы кадровый и административный ресурс партии власти, но не получится – она слишком занята важным делом: модернизацией себя…     

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан