Итоги столичной недели: Заснеженная витрина Казахстана со стрельбой в Жезказгане

На этой неделе весь Казахстан с удовлетворением отметил факт возвращения верховных властей республике к своей излюбленной теме: долго молчавший по поводу обустроенности главного города страны второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства сообщил, что все казахстанцы и иностранцы, приезжающие в столицу Казахстана, отмечают ее некоторую неустроенность. Возврата к советам столичным акимам вставать в шесть утра и объезжать город перед работой ждала вся страна, а столичные жители, которым из-за обильных снегопадов приходится реально вставать в шесть утра, чтобы откопать свои машины, ждали этого возврата с удвоенной энергией. Подстегнуть наших акимов должен не только президент, но и конфликт в Жезказгане между профсоюзным работником и руководителями предприятия, со стрельбой и поножовщиной. Вне зависимости от того, кто прав, кто виноват в этой темной истории, ясно одно: старик Ленин был прав, когда верхи не могут, а низы не хотят, противостояния всегда выходят на качественно новый уровень.

Аким Нур-Султана в пятницу, в ходе расширенного заседания правительства неожиданно затмил даже это самое правительство, которое в преддверии встречи с ноль первым отменило свои текущие заседания, из-за чего в столице поползли слухи о том, что в стране готовится смена премьер-министра и правительства. Слухи эти не оправдались, правительство получило как минимум полугодовой карт-бланш, но косвенно получило предупреждение о том, как будет расцениваться его бездействие на примере пришедшего на свой пост в середине прошлого года акима главного города страны. «В целом нужно постоянно заниматься благоустройством города. Вы должны нацелить районных акимов на эту активную работу, в том числе одного из своих заместителей. Если соответствующего специалиста не хватает – возьмите, посоветуйтесь с правительством – кого можно взять на эту работу, поскольку все приезжающие люди, будь то казахстанцы или иностранцы, обращают внимание на некоторую неустроенность города», – сказал Токаев Алтаю Кульгинову 24 января. Обитатели соцсетей уже вполне резонно заметили, что у акима столицы и так шесть заместителей, и если среди шести этих заместителей нет ни одного специалиста по уборке городских улиц от снега, то каковы шансы на то, что седьмой таковым окажется?

Но президент, в отличие от обывателей, вошел в положение градоначальника. «Я понимаю, что это связано с климатическими условиями, здесь не все просто, но нужно постоянно заниматься благоустройством города. Это фактически в хорошем смысле витрина нашего государства», – добавил Токаев. По его словам, остро стоит вопрос благоустройства окраин столицы, а также обеспечения жильем, транспортной инфраструктурой. Вместе с тем президент похвалил столичного акима за активную работу с «проблемной» частью горожан. «Что касается вас, как акима столицы, я отмечаю активную работу с социальной точки зрения. Встречи с жителями города, особенно с той частью, которая является проблемной. Это у вас получается, вы идете навстречу людям, объясняете нашу политику, объясняете возможности, которые у нас имеются», – сказал Токаев. Кто относится к проблемной части жителей столицы глава государства так и не объяснил, но, по всей видимости, под это определение подпадают все, кто не проникся инициативой, которую предложил известный в Казахстане квнщик Турсынбек Кабатов: артист призвал астанчан взяться за лопаты и помочь коммунальщикам.

«Поддерживаю предложение известного артиста Турсынбека Кабатова расчистить от снега дворы нашей столицы и разместить видео с хештегом #BizBirgemiz. Уместная инициатива в Год волонтера», - написал Касым-Жомарт Токаев своем Twitter. Напомним, что ранее столичная молодежь запустила в социальных сетях челлендж по уборке снега, широко известно об этой акции стало тогда, когда челлендж поддержали известные в Казахстане медиаличности. Горожанам предлагают взять инициативу в свои руки и очистить часть дворов от снега, снять это на видео и выложить в сеть с хештегом #Бізбіргеміз (Мы вместе), сообщает официальный сайт акимата. «Весь город, вся страна – это наш большой дом. Мы должны внести свою лепту и помочь коммунальным службам. Мы бы хотели, чтобы и другие наши коллеги нас поддержали», - отметил известный телеведущий Турсынбек Кабатов, передавая эстафету группе «Формат», музыкально-театральному центру Айгуль Иманбаевой и футбольному клубу «Астана». Последний челлендж был особенно хорош, учитывая, что основной состав чемпионов страны по футболу сейчас находится на учебно-тренировочных сборах в Португалии.

Но, что удивительно, официальный сайт ФК «Астана» в субботу доложил, что вызов принят с воодушевлением: видимо, вместо обычного кросса Эрич и К с утра бегали с лопатами наперевес по португальскому побережью в поисках снега. Проблемная часть населения же в соцсетях язвила по поводу этого челленджа, предлагая квнщику уточнить, сколько денег в бюджете столицы заложено на уборку снега и почему «лопатникам» - активистам за их инициативу ничего не платят из этих средств? Напомним, что, по данным Казгидромета, за прошедшие сутки в Нур-Султане выпала двойная месячная норма осадков. «За январь это уже пятый циклон, это аномальное явление в это время. Мы считаем, что такие процессы в метеорологии – явление редкое. Обычно у нас наблюдался антициклон – холодный сибирский или монгольский. Это связано с изменением климата, повышением общей глобальной температуры. Такие процессы будут еще продолжаться», - рассказал первый заместитель генерального директора РГП «Казгидромет» Мереке Абдрахметов агентству «Спутник-Казахстан». В общем, нет преграды патриотам в нашем Отечестве…

Между тем, борьба со снегом в Нур-Султане идет по-нашему, по-бразильски: в столице снегоуборочные машины открывают канализационные люки, чтобы не задевать их крышки. Такие меры опасны для пешеходов, потому что в столице не прекращается обильный снегопад, который может засыпать открытые люки, признают в акимате. В связи с чем администрация ГКП «Астана су арнасы» в своем Instagram попросила жителей Нур-Султана сообщать об открытых канализационных люках по дежурным номерам: видимо, пути коммунальщиков неисповедимы для горводоканала, равно как и расположение самих люков, поэтому просто объехать люки и проверить их нахождение на месте горводоканалу в голову не приходит. В общем, дорогие гости столицы рискуют сначала оказаться по колено в снегу, потом ухнуть в открытый люк – и все эти аттракционы предлагаются за немалые деньги: на том же расширенном заседании кабмина премьер-министр Аскар Мамин признал Нур-Султан одним из самых дорогих городов страны.

«Следует отметить, что в десяти регионах допущено превышение среднереспубликанских значений цен на социально-значимые продовольственные товары. Наибольший рост цен зафиксирован в городах Атырау, Павлодар, Нур-Султан, Алматы, Уральск и Кокшетау», – сказал премьер-министр. При этом столица находится в числе пяти регионов страны, которые продемонстрировали отставание по показателям социально-экономического развития: это неудивительно, учитывая, что уборка снега в столице производится любителями – значит, и все остальное в городе может делаться на дилетантском уровне. Самое страшное, что у нас на дилетантском уровне работают многие, в том числе – и авиакомпании, одну из которых - Bek Air – также помянул недобрым словом в пятницу глава государства, который поручил ускорить выплаты компенсаций людям, пострадавшим при авиакрушении в Алматы. «Недавно, к сожалению, произошла трагедия – упал самолет. Ко мне поступают письма от пострадавших, они не получают компенсацию, люди лежат в больницах, некоторые оказались нетрудоспособными. Что делается в этой сфере?», - обратился глава государства к вице-премьеру Роману Скляру.

«По вашему поручению семьям погибших было выплачено из бюджета по 4 миллиона тенге. Кроме того, страховая компания, все пассажиры были застрахованы, выплаты от страховой компании будут в ближайшее время. Все необходимые бумаги оформлены, проводится контроль», - сказал Скляр. Скляр рассказал, что помощь должны оказывать акиматы и Минтруда и соцзащиты: всего, по его сведениям, пострадали 52 человека, им будет оказана помощь местными исполнительными органами и Минтруда и социальной защиты. «Просьба ускорить эту работу. Люди, которые пострадали, должны получить помощь от правительства и местных исполнительных органов, я обращаю внимание акимов на этот вопрос. В ближайшее время решите данную проблему», - распорядился президент. Позже Скляр заявил, что Bek Air обязана вернуть пассажирам деньги за приобретенные билеты, а финансовые трудности – это проблема самой компании. По информации комитета гражданской авиации, по состоянию на 6 января 15 тысяч билетов авиакомпании Bek Air было возвращено, остаток составляет еще 15 тысяч.

«Компания должна решить возникающие вопросы, продать какое-то имущество или другими способами, взять кредит, но вернуть сумму, затраченную на авиабилеты», - прокомментировал Скляр в кулуарах расширенного заседания правительства в пятницу. Напомним, что сертификат летной годности этой компании находится в режиме приостановки, ранее авиакомпания Bek Air сообщила об отмене рейсов, запланированных до 24 января 2020 года. Отмечалось, что в связи с техническими сложностями возврат средств не осуществляется. Между тем, авиационная администрация Казахстана намерена помочь пассажирам вернуть деньги за билет в компании Bek Air. В случае несогласия авиаперевозчика и компании по перепродаже билетов ждет судебное разбирательство. Об этом на брифинге по вопросам нарушений, выявленных при проверке деятельности авиакомпании Bek Air, заявил директор департамента по правому обеспечению ААК Канат Кульджанов, предложивший пассажирам Bek Air, которые хотят вернуть деньги за билеты, обратиться в call-center ААК.

«В случае, если авиакомпания не вернет деньги пассажирам за неиспользованные билеты, то авиационная администрация Казахстана поможет гражданам подать в суд как на саму авиакомпанию, так и на компании, занимающиеся перепродажей билетов», - сказал он во время пресс-конференции. Пассажиры, которые пострадали в крушении, также могут позвонить в call-center ААК и получить консультацию, уточнить список необходимых для выплаты компенсации документов. После того, как все документы будут собраны, деньги за причиненный моральный и материальный ущерб должны будут поступить в течение семи дней. При этом страховые компании могут требовать большее количество документов, подтверждающих наличие ущерба. Но вот кто будет отвечать за то, что вообще творилось с бортами этой авиакомпании все это время, пока непонятно: двух инспекторов, выдавших сертификат летной годности компании Bek Air, отстранили от работы в комитете гражданской авиации, сообщил в пятницу генеральный директор АО «Авиационная администрация Казахстана» Питер Гриффитс.

По его данным, инспекторы, которые работали с компанией Bek Air, сейчас находятся под следствием. «У нас все спрашивают, почему проглядели... Два инспектора, которые работали с Bek Air, их деятельность приостановлена на данный момент. С ними проводится интервью, и мы пытаемся найти ответы. Но есть сложности. Это касается деятельности инспекторов, которые пропустили, и почему», - сказал глава авиационной администрации. Питер Гриффитс добавил, что подписал соглашение о неразглашении и пока не может подробно рассказать о расследовании и том, что происходит с инспекторами. Ранее в ходе пресс-конференции начальник департамента летной безопасности Линда Орледи сообщила о нарушениях, обнаруженных на самолетах авиакомпании Bek Air. Инспекторы, проверявшие авиакомпанию, не обнаружили журналов с фиксацией многочисленных неполадок бортов, так что крушение самолета вблизи Алматы в декабре назвать случайностью сложно.

Напомним, что 27 декабря воздушное судно врезалось в бетонное ограждение и раскололось на две части. В результате погибли 12 человек, в том числе командир экипажа. Всего на борту самолета находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Основная версия катастрофы – обледенение воздушного судна. Судно простояло на стоянке около двух суток, на поверхности отложился лед, озвучила правительственная комиссия. При этом перечень неисправностей на самолетах компании поражает: практически на всех бортах самолетов авиакомпании Bek Air обнаружены протечки масла двигателей. Об этом на брифинге по вопросам нарушений, выявленных при проверке деятельности авиакомпании, заявила начальник департамента летной безопасности АО «Авиационная администрация Казахстана» Линда Орледи. По ее словам, к работе по проверке бортов авиакомпании были привлечены западные инспекторы. И, согласно полученной от них информации, практически все самолеты авиакомпании Bek Air имеют серьезные технические проблемы.

В частности техинженеры обязаны проверять и фиксировать любые протечки, которые имеются на борту. В случае обнаружения пилоты должны зафиксировать и сообщить техническому инженеру о протечке и ее скорости. «Что касается Bek Air, то мы не нашли таких реестров о случаях фиксации протечек. Эти протечки были настолько обширны, что наши инспекторы обнаруживали тазы практически под каждым судом Bek Air. И здесь отсутствовали документы о наличии протечек», - сказала глава департамента во время пресс-конференции. Кроме этого, на одном из самолетов кабина пилотов, защищенная многослойным стеклом, имела отслоение стекла, то есть фактически машина имела проблемы с герметичностью. И об этой неисправности также не было никаких документов. Замены требовали и панели багажных отсеков, а также шины колес самолетов. По шинам техинспекторы также не обнаружили документов о сроках лимитов износа. Помимо прочего, на борту, потерпевшем крушение в Алматы 27 декабря, были обнаружены вмятины на боковых панелях лайнера, протечка на взлетно-посадочную полосу и множественные повреждения носового обтекателя, за которым находится радар.

Ранее на пресс-конференции 20 января в комитете гражданской авиации сообщили об отсутствии идентификационных табличек на двигателях более половины бортов компании Bek Air. По этой информации фиксируется летный лимит каждого борта. И, возможно, это еще не все «косяки» авиакомпании: авиационная администрация Казахстана завершит свою проверку 26 января, а транспортная прокуратура завершит свою проверку 10 февраля. Так что можно ожидать новых «ооткровений» о состоянии авиационного парка этой компании. Порядок надо при этом наводить не только в авиапарке, но и в автобусных парках страны, Токаев дал акиматам на это два месяца, что является довольно ограниченным сроком, учитывая, что проблемы копились в парках годами. Не надеясь на акиматы, глава государство заявил, что навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок обязано правительство. «Городские пассажирские перевозки - это важный социальный вопрос. Срок исполнения (поручения навести порядок в этой сфере) - два месяца», - заявил Токаев. Разговор об автопарках зашел в связи с тем, что в начале января был объявлен банкротом шымкентский перевозчик Green Bus Company, долг компании перед кредиторами составил 3,3 миллиарда тенге.

В 2016 году троллейбусный и автобусные парки Алматы были переданы в доверительное управление Green Bus Company. В 2018 году из-за нарушений графика движения акимат Алматы расторг договор с Green Bus и вернул автопарки под управление Алматыэлектротранса. «Подобного рода скандалы и инциденты ни в коем случае допускать нельзя, я обращаю внимание акимов», - подчеркнул Токаев. И указал на то, что банкротятся одни компании - и тут же создаются другие, в том числе и за государственные средства, причем с прежним руководством, штатом и техникой. «Это абсолютно недопустимо. Вместе системного решения проблемы с субсидированием перевозок акиматы создают новые предприятия с государственным участием, вливают туда бюджетные средства», - заявил президент. Отметим, что эта проблема актуальна и для Нур-Султана, где 14 января закрылся автобусный парк №2, а глава компании АО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов заявил, что водителей устроят в другие автобусные парки при условии соответствия квалификации.

Тем временем, преемственность власти проявилась и в еще одном высказывании Токаева: он заявил, что расходы местных и центральных властей на имидж должны приносить практическую и идеологическую пользу, в связи с чем предложил объявить мораторий на покупку дорогих машин и проведение дорогостоящих форумов. «Предлагаю объявить долгосрочный мораторий на расходы по приобретению дорогостоящего транспорта и мебели, на проведение различных форумов, семинаров, конференций», - заявил президент страны. И посоветовал акиму Восточно-Казахстанской области сократить расходы на празднование 175-летия Абая Кунанбаева. «Не надо организовывать много концертов, привлекать зарубежных артистов даже при помощи спонсорских средств, - сказал Токаев. - Все расходы должны быть обусловленными и оправданными. Выделяемые средства должны работать во благо народа», - добавил президент.

При всем при этом глава государства не стал не только менять правительство, но даже выговор ему не объявил, более того, поручил разработать план работы правительства к 15 мая, что означает – кабмин будет сидеть как минимум до конца августа, пока не станет ясно, в состоянии ли он исполнять собой же написанную программу действий. Президент заявил, что дает членам кабмина время на то, чтобы они могли исправить недостатки в своей работе, одновременно отметив, что акимы и министры провалили работу по недопущению роста цен на продукты. «Объявление выговора – неэффективный путь. Поэтому членам правительства и акимам даю возможность исправить недостатки. Поручения, данные сегодня, надо исполнить с большой ответственностью. Весной мы вернемся к вопросам по освобождению от должностей лиц, которые не смогли осуществить возложенные задачи, - пообещал Токаев. - Есть трудности объективные – состояние экономики, волатильность на зарубежных рынках, но работу надо было выполнить качественно. На 10% повысились цены на продукты, которые абсолютно необходимы», - добавил он.

А чтобы правительство впредь само не оценивало свою деятельность, завышая себе оценки, распорядился создать центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ при Администрации президента. «Правительство разрабатывает реформы, реализует их и само же оценивает качество работы. Требуется изменить положение вещей. Поручаю создать Центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ при Администрации президента. Центр будет функционировать на общественных началах», - сказал Токаев. Центр будет создан без каких-либо бюджетных затрат. Помимо сотрудников Администрации президента, в него войдут представители научного и экспертного сообщества. Глава государства не исключил, что по мере развития этого института он будет преобразован в агентство по реформам при президенте Казахстана.

Между тем, в стране началась реализация остатков имущества осужденного олигарха Тохтара Тулешова, которые выставлены на электронные торги. Об аукционе заявлено на торговой площадке комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов Казахстана. Четыре объекта недвижимости выставляются на торги единым пакетом с общей стартовой ценой в 1 миллиард 204 миллиона 708 тысяч 423 тенге. Аукцион назначен на 6 февраля 2020 года и пройдет по методу повышения цены. При этом в сопроводительных документах к выставленным на торги объектам указывается, что оценочная стоимость непосредственно ДК «Фосфорник» была оценена в 1 миллиард 66 миллионов тенге, однако его состояние «неудовлетворительное». В хорошем состоянии находятся производственное (нежилое) здание и один из двух жилых домов, предлагаемых к продаже (здание оценено в 63 миллиона 299 тысяч тенге, двухуровневый жилой дом с бассейном оценен в 62 миллиона 315 тысяч тенге). Четвертый объект – тоже жилой дом площадью 59,9 квадратных метра, значится как не подлежащий к эксплуатации, тем не менее он оценен в 12 миллионов 930 тысяч тенге.

Напомним, что Тохтар Тулешов, бывший владелец завода "Шымкентпиво", в ноябре 2016 года приговорен к 21 году лишения свободы. Его осудили за истязания, организацию убийства, похищения, незаконное лишение свободы, создание и руководство экстремистской группировкой или участие в ее деятельности и по другим статьям. Также он осужден за финансирование преступной группы, действия, направленные на насильственный захват власти, незаконное обращение с наркотиками. Оно, конечно, у многих наших чиновников добра поменьше, чем у Тулешова, а грехов поменьше, но казна-то точно требует пополнения, так что торги по имуществу криминального бизнесмена – это первое предупреждение всем нашим властьимущим. Другое предупреждение - нападение на генерального директора горно-обогатительного комплекса корпорации «Казахмыс» Амангельды Минигулова и директора по развитию ТОО «Корпорация «Казахмыс» Сабыржана Тембаева, которое произошло вечером во вторник.

По предварительной версии, в кабинете господина Минигулова между ним и председателем профсоюзной организации «Касип Корган» Тогызбаем Тажбеновым произошел конфликт. В результате последний несколько раз ударил ножом Амангельды Минигулова и попытавшегося их разнять Сабыржана Тембаева. Обоих пострадавших доставили в медицинский центр Жезказгана. Сейчас их жизнь вне опасности. В настоящее время следствие устанавливает причины конфликта. По словам заместителя генерального прокурора страны Марата Ахметжанова, по данному факту возбуждено уголовное дело, проводятся следственные мероприятия. Ахметжанов отметил, что дело находится на контроле у соответствующего процессуального прокурора. По его словам, если будет установлено, что Тогызбай Тажбенов покончил с собой, то следствие пройдет быстрее.

Одновременно Генпрокуратура попросила население не спекулировать на неподтвержденных данных о произошедшем в офисе корпорации «Казахмыс» в Жезказгане. На данный момент правоохранителям удалось достоверно установить, что после конфликта, произошедшего между Минигуловым и Тажбеновым, последний вышел из кабинета генерального директора, но через некоторое время вернулся с ружьем. «Он произвел из него один выстрел, от которого никто не пострадал. Факт проноса ружья Тажбеновым Т. А. установлен просмотром видеозаписи с камеры видеонаблюдения, а также обнаруженными на месте происшествия и при нем вещественными доказательствами», - отмечается в сообщении прокуратуры Карагандинской области. Также из допросов очевидцев событий известно, что впоследствии генеральный директор Казахмыса Амангельды Минигулов, директор по развитию Сабыржан Тембаев и глава профсоюза Тогызбай Тажбенов получили ножевые ранения.По предварительным данным, их руководству корпорации, а затем и себе нанес сам Тажбенов. Однако следствие с окончательными выводами не спешит и проверяет все версии.

«По факту смерти Тажбенова Т. А. органами следствия проверяются две версии – его убийство либо доведение до самоубийства. Аналогично по факту получения ножевых ранений Минигуловым А. М. и Тембаевым С. А. расследуется версия покушения на убийство», - уточнили в областной прокуратуре. В надзорном органе отметили, что в настоящее время следствие находится на начальной стадии и время делать окончательные выводы еще не пришло. В связи с этим сотрудники прокуратуры обратились к населению с просьбой руководствоваться только официальными данными и избегать распространения неподтвержденной информации. Между тем, генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана, в которую входит профсоюз «Касип Корган», Мурат Машкенов считает ошибкой назначение Тогызбая Тажбенова председателем отраслевой профсоюзной организации «Казахмыса» - об этом он сообщил в телефонном разговоре изданию «Курсив».

По его словам, на погибшего господина Тажбенова ранее поступали жалобы от его подчиненных. «Я считал и считаю, что его выдвижение на пост председателя было, наверное, ошибочным. Я думаю, что произошедшее в Жезказгане – это был какой-то межличностный конфликт, причем на грани фола, связанный не с работой, а с какими-то неприязненными отношениями, скорее всего», – цитирует kursiv.kz разговор с Машкеновым. Глава Конфедерации труда, в которую с 2014 года входит «Касип Корган», затруднился назвать конкретные причины конфликта, заметив, что о них могут рассказать пострадавшие, один из которых был успешно прооперирован в Жезказгане. Но предположил, что накануне инцидента на предприятии сложилась «нездоровая обстановка» в отношениях профсоюзного лидера с представителями компании.

«Сигналы были, скрывать тут нечего: письма были о том, что наш Тажбенов имел некоторые особенности принимать решения авторитарно, единолично, не считаясь с мнением коллективных органов – у нас же все-таки общественное объединение. В какой степени он увлекся авторитаризмом – не могу судить, но до нас доходили сигналы об этом, и я делал предупреждения Тажбенову о том, чтобы он не забывал, где он работает», – подчеркнул Машкенов. По его словам, Тогызбай Тажбенов проработал в профсоюзе около года, а до этого его предыдущая деятельность была связана с госслужбой, а также с хозяйственной службой корпорации «Казахмыс». Глава Конфедерации считает, что погибший в ходе инцидента профсоюзный лидер (по данным следствия, он покончил с собой) просто не справился со спецификой работы в профсоюзных структурах.

«У нас специфика очень сложная, корпорация большая – 60 тыс. работающих, даже больше, и у всех много вопросов, особенно в социально-трудовой сфере. Естественно, эта обстановка напрягает, вопросы надо решать деликатно, и я знаю, что в такой ситуации если ты на коллектив, на команду не опираешься, обязательно на что-нибудь нарвешься. Надо советоваться с людьми, спрашивать – вот в этой части там были упущения, все это в конечном счете дошло до руководства и, по моей версии, ему было предложено как-то выправить ситуацию», – пояснил собеседник изданию. Одновременно он отметил, что лично знал погибшего, встречался с ним на заседаниях исполкома и совета Конфедерации – и каких-то видимых причин срыва, а также импульсивного отношения к окружающим за ним не замечал. Однако, по его словам, настораживали сигналы от членов профсоюза о том, что Тажбенов игнорирует коллективные решения и пытается волевым способом проводить свои решения.

«Мы ему делали замечание – в ноябре прошлого года у нас был совет, я ему лично сказал в присутствии членов совета, что такими методами работать нельзя», – заключил Машкенов. В общем, вне зависимости от результатов расследования, вывод напрашивается один: отношения работников и работодателей в Казахстане уже выходят за привычную парадигму «Я – начальник, ты – дурак», и это сигнал того, что за эту же парадигму они могут выйти и в системе координат власть – население. Так что акимам, прежде чем советовать жителям браться за лопаты, стоит хорошенько подумать, не правильнее ли будет бросить на уборку снега технику и обеспечить эту уборку финансово…

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан