Год Токаева

Рубрика: 

20 марта – это особая дата в исторической хронологии Казахстана. В этот день впервые в новейшей истории Казахстана Первый Президент страны Н.Назарбаев передал управление государством своему преемнику К.-Ж.Токаеву. Президент Казахстана К.-Ж.Токаев вступил на пост Главы государства ровно год назад 20 марта 2019 года.

Выбор фигуры К.-Ж. Токаева был не случаен. Он является близким соратником Первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева. И с момента получения независимости страны в 1991 году, К.-Ж.Токаев активно участвовал во многих судьбоносных исторических событиях Казахстана. С именем К.-Ж.Токаева связана преемственность Казахстана во внешней и внутренней политике. Касым-Жомарт Токаев – выпускник МГИМО и Дипломатической академии МИД СССР. Он окончил Пекинский лингвистический институт в КНР. Прошел все этапы госслужбы и госуправления на всех уровнях. К.-Ж.Токаев был министром иностранных дел, государственным секретарем Казахстана, первым вице-премьером в правительстве страны.

В 1992-2002 годах – Премьер-Министр Республики Казахстан. Дважды был Председателем Сената Парламента Казахстана. Работал в высших структурах ООН, был генеральным секретарем Конференции по разоружению. Президент Казахстана – крупный профессионал высшего уровня, дипломат, посол, ученый-историк в сфере международных отношений. Автор нескольких фундаментальных книг. Имеет ученую степень доктора политических наук. И во многом всего этого К.-Ж.Токаев добился благодаря целеустремленности и ответственности.

Большую роль в становлении личности Президента оказала его семья. Глава государства является сыном известного писателя и основоположника детективного жанра в казахстанской литературе Кемеля Токаева. Поэтому этот выбор был закономерен и обьективен!

На мой взгляд, 20 марта является началом отчета нового времени. И оно связано с новой эпохой постепенных и поэтапных реформ Главы государства К.-Ж.Токаева. За год изменилась политическая конфигурация в стране. Президент Токаев из статуса правопреемника Н.Назарбаева, уверенно переформатировался, в новый для себя реальный статус – конституционного Главы государства. Для К.-Ж.Токаева характерно в его деятельности следующее позиционирование: скромность, тактичность и умеренность.

Деятельность Главы государства обращена напрямую к обществу, в сравнении с другими политиками мира он выглядит более открытым и в то же время сдержанным. Спокойная реакция К.-Ж.Токаева на необъективную критику распространяемую в его адрес в СМИ и социальных сетях достойна всяческого уважения. Администрация Президента Казахстана держит на прямом контроле практически все вопросы социально-экономического развития страны.

Во внешнеполитической деятельности К.-Ж.Токаев, став Президентом страны, совершил официальные визиты в страны являющиеся стратегически важными для позиционирования Казахстана в Евразийском регионе. Президент Казахстана посетил Россию, Узбекистан, КНР, ФРГ, где довольно успешно провел встречи с главами государств и деловой элитой этих стран, тем самым укрепив позиции республики и продолжив контакты на высшем уровне.

Из всех зарубежных визитов Президента страны К.-Ж.Токаева обращает на себя внимание расстановка приоритетов во внешней политике Казахстана. Первый свой официальный зарубежный визит как глава государства Президент совершил в Россию. Несомненно, это продолжение укрепления казахстанско-российских отношений и в том числе в рамках ЕАЭС. Институт президентской власти в политической системе Казахстана остается базовым. Поэтому он будет постепенно трансформироваться в президентско-парламентскую модель.

Спустя год Президент Казахстана К.-Ж.Токаев укрепил свои позиции и остается безусловным субъектом обладающим наибольшими полномочиями и влиянием на выстраивания политической конфигурации в стране. На заседании Парламента страны 2 сентября 2019 года Президент в своем Послании "Конструктивный обшественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана" озвучил приоритеты внутренней и внешней политики Казахстана. Целью политики Главы государства является рост благосостояния граждан Казахстана и ориентированной на человека социальной политики.

В 2019 году были списаны кредиты некоторым категориям малообеспеченных граждан Казахстана. Это была существенная поддержка государства своим гражданам. Кроме того, с января 2020 года были повышены заработные платы работникам бюджетной сферы, в том числе учителям, врачам. Повышены пенсии, стипендии и пособия, в том числе АСП. Президентом Казахстана К.-Ж.Токаевым было заявлено о необходимости проведения политической модернизации в стране. При нем же в Казахстане начался процесс постепенного и поэтапного формирования конструктивной оппозиции. Президентом было открыто заявлено о необходимости проведения политической модернизации.

С этой целью был создан Национальный Совет общественного доверия из представителей гражданского общества. К.-Ж.Токаев в рамках концепции "Слышащее государство" поставил задачу диалога власти и общества. По поручению Главы государства министры и акимы областей открыли личные страницы в социальных сетях. Кстати, Глава государства активно ведет свою страницу в Twitter.

Что касается партийного поля Казахстана. До сегодняшнего дня ни одна из зарегистрированных политических партий Казахстана официально не заявила о своей оппозиционности к действующей власти. Можно сказать, что ни внутри Парламента, ни за его пределами, сегодня Президенту пока нет реальной оппозиции. Лучшим вариантом было бы дать конструктивной оппозиции возможность сформироваться именно внутри Парламента, чем она будут сформирована вне его стен.

В первый год президентства К.-Ж.Токаева можно было наблюдать очень интересные процессы в политическом пространстве Казахстана. В определенной степени наблюдается процесс укрепления и усиления политических позиций Президента страны, связанных в комплексе с некоторыми решениями и активностью Администрации Главы государства.

Наиболее актуальным на сегодняшний день для Администрации Президента является вопрос слабой эффективности, а порой и некомпетентности некоторых членов правительства страны и акимов областей. Принимая во внимание все выше сказанное, можно сказать, что первый год президентства для К.-Ж. Токаева был переходным периодом, поскольку его приоритетной задачей являлось – укрепление диалога власти и общества и соответственно укрепление стабильности в стране.

Второй год президентства, как правило, характеризуется завершением процесса формирования своей команды и запуском политических проектов. На мой взгляд, это могут быть следующие проекты:

1. Формирование нового оптимального компактного кабинета министров;

2. Укрепление и расширение состава Мажилиса Парламента Казахстана;

3. Реформа госуправления и госаппарата в центре и регионах;

4. Усиление борьбы с коррупцией (новые резонансные расследования и уголовные дела);

5. Формирование умеренной конструктивной системной оппозиции;

6. Обновление, ротация и расширение состава Нацсовета общественного доверия;

7. Создание новой пропрезидентской политической партии в рамках формирования двухпартийной политической системы в Казахстане.

Сегодня перед Президентом Казахстана, как и перед всем миром стоят новые вызовы связанные с экономической рецессией и пандемией коронавируса. В условиях сложной международной ситуации, когда мир столкнулся с новыми угрозами, К.-Ж.Токаев показал себя решительным и волевым человеком.

Он принимает быстрые и оперативные чрезвычайные меры для оздоровления и стабилизации в стране. Все это делается в интересах страны и граждан Казахстана. В такое время Казахстану необходим

Лидер, который будет брать на себя ответственность за судьбу страны. Поэтому, гражданам Казахстана надо объединиться вокруг фигуры К.-Ж.Токаева и вместе с ним с честью и ответственностью достойно ответить на все вызовы времени. Казахстану нужен эволюционный путь постепенных и поэтапных реформ для успешного развития развития Казахстана. Иного пути у Казахстана нет!

Марат УТЕУБАЕВ

ИАЦ МГУ